- Преподавателю
- История
- Конспект урока Ассирийская держава с применением кейс-технологий
Конспект урока Ассирийская держава с применением кейс-технологий
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чумакова С.С. |
Дата | 20.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект открытого урока
Урок: История Древнего мира
Класс: 5 класс
Тема: Ассирийская держава.
Цель : ознакомление учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обычаями.
Задачи урока:
Образовательная: установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы- Ассирии.
Развивающая: развивать способности каждого ученика, учить его учиться, самостоятельно получать знания, хорошо ориентироваться в информационном пространстве.
Воспитательная: осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.
Методы, использованные на уроке: беседа, проблемные вопросы, проблемно-познавательная задача, самостоятельная работа, рефлексия, коррекция.
Формы работы: работа индивидуальная, диалог, самостоятельная, индивидуальные выступления.
Понимать/знать: знать, когда возникла Ассирийская держава, начало железного века, знать нравы и обычаи ассирийцев.
Уметь: анализировать, обобщать, сравнивать, работать с исторической картой.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
1. Освоение железа.
-
Завоевания ассирийских царей.
-
Ассирийское войско.
-
Гибель Ассирийского царства.
Ход урока.
I Мобилизующий этап урока.
II Актуализация знаний. Загадки
Загадки.
1. Евреи после странствий и скитаний
Искали плодородную долину,
Ведь Моисей, согласно всем преданьям,
Ведет их в область, названную… (Палестиной).
2. У этой крепости решалась их судьба,
Все это было правда, а не сон,
В едином крике завершилась та борьба,
Названье этой крепости… (Иерихон).
3. Есть главный город в каждом государстве,
Его столицей называют.
И таким для всех евреев Израильского царства
Стал город, называемый… (Иерусалим).
4. В его правление на холме построен храм,
В честь бога Яхве появился он,
Народ был благодарен мастерам,
Правителя же имя… (Соломон).
5. Кто из героев Ветхого Завета мог произнести
такие слова?
5.1. «Вот ты говоришь, что любишь меня,
а сердце твоё не со мною. Скажи мне: в чём
твоя тайна?» - так она спрашивала его всякий
день, и душе его от этих расспросов стало
тяжело до смерти. И он, наконец, сказал ей:
«Бритва не касалась головы моей…» (Самсон и Далила)
5.2. «Если зверь бросался на меня, то я брал
его за лохматую шерсть и умерщвлял его.
И с этим филистимлянином будет то же, что со
зверем. Я убью его камнем из пращи, и узнают
все, что есть Бог в Израиле». (Давид о Голиафе)
-
Первый алфавит придумали финикийцы.
В нём были только согласные буквы. Это созда-вало трудности при чтении. Представьте себе, что кто-то написал подобно финикийцам, без гласных, заповеди, данные Богом ММоисею.
Какие записи здесь написаны?
-
н крст (не красть)
-
н лгт (не лгать)
-
н бвт члвк (не убивать человека)
-
пчтт тц мт (почитать отца и мать)
- Данные заповеди являются и сегодня общечеловеческими ценностями.
-
Какие древние государства вы уже знаете? Покажите их на карте (Египет, Вавилон, Финикия, Сирия, Палестина).
-Давайте по карте и атласам отправимся на восток от Палестины:
-Какая древняя цивилизация здесь располагалась? ( Междуречье) Почему её так называли? Когда она возникла?
- Наш путь лежит на север Междуречья, именно там во II - I тыс. до н. э. (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов - Ассирия, - ставшее первой в мировой истории державой. Жители этой страны-ассирийцы.
- давайте определим ГП Ассирии (север Междуречья, верхнее течение р.Тигр)
II1 Целеполагание. Определение темы урока
1.Создание проблемной ситуации.
- Про это государство археологи говорят так:
- люди благодарны государству, которое первым стало использовать железо.
- все ненавидели Ассирийское государство
Ассирийцы вели войну ради войны. Вероятно, за всю мировую историю не было державы столь воинственно настроенной. Их столицу г. Ниневия почему- то назвали « Городом крови»
Почему? Хотите узнать?
Чему сегодня посвящаем урок?
Что будем исследовать?
III. Проблемный вопрос: Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильное и ненавистное всем государство?
-
Освоение железа.
Задача:
«В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук».
- Предположите, почему железных изделий так мало?
( железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес золота).
- Какой металл применялся во время построения пирамиды Хеопса?
( медь).
- Какой металл использовали во времена правления Хаммурапи? (бронза)
- Когда стало применяться железо? (используйте линию времени)
(в 10 в до н.э.)
- Где стали использовать железо, как орудие труда?
(в земледелии).
10 век до н.э. - широкое применение железа.
- Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твердое, нежели медь. Правда, иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало на землю в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо «небесным камнем». Но «небесного» железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота.
Вопрос: Вспомните, какими двумя ценными для земледельца свойствами обладали почвы по берегам Нила, Тигра и Евфрата? Ассирия же горная страна, скудная, с каменистыми почвами. Благодаря открытию железа с помощью железной кирки долбили самый твердый камень, проводили каналы. Железными плугами и мотыгами рыхлили твердые почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими плодородными почвами, орошаемыми разливами, но и в странах с более тяжелыми условиями для жизни людей.
- И сейчас железо для людей является одним из главных металлов для жизнедеятельности. Вот почему мы благодарны ассирийцам.
2.Завоевания ассирийцев
- Давайте сравним первоначальную территорию Ассирии с территорией Ассирийской державы в VIII-VII веках до н. э. Что с ней произошло? Как думаете почему? Проследим по карте направления завоевательных походов ассирийских царей.
(Это Двуречье, Финикия, Иудея, Египет).
- Во все области своей державы и соседние страны ассирийцы посылали своих шпионов, которые следили за всем, что происходит и доносили в Ниневию. Царь вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, о передвижении вражеских войск или строительстве крепости. Узнав о планах противников, царь Ассирии незамедлительно громил врагов поодиночке, не давал им объединиться.
- Из маленькой страны Ассирия превратилась в державу.
Определение «держава»- это большое и сильное государство
- Как такая небольшая в начале страна победила множество стран и народов?
Ассирийское войско Составление фишбоуна.
Кейс 1Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные ( то есть военно - строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.
В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки, а каждый воин - специальный мешок из бычьей шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде. При взятии штурмом городов использовались осадные тараны - специальные стенобитные орудия.
Кейс № 2 Из «Анналов» Синахериба. (691 год до н.э.). Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца твоего я взошёл поспешно. Могучий лук, вручённый мне Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пересекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган, грозно я закричал…
Каким вооружением пользовались ассирийцы?
-конница
При нападении страшны были также боевые колесницы, обитые медью и запряженные парой лошадей. На них обыкновенно стоял три человека: возница, стрелок из лука или копейщик, и оруженосец, закрывавший воина щитом. Ставши в ряд, эта тяжелая кавалерия старалась сильным натиском опрокинуть врага. Когда он рассеивался и бежал, воины на колесницах добивали и растаптывали колесами отстающих, сбрасывали беглецов в реку.
В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск.
-осада городов
После того как пройдет ассирийская армия, отряды землекопов и механиков выравнивают дороги, готовят орудия для разрушения стен. Перед нами навес на колесах, покрытый кожами с металлическими бляхами. Внутри его на канатах подвешены большие бревна с железными наконечниками. Раскачивая бревна, воины разбивают стены крепостей.
Физкультминутка
Давайте же попробуем выяснить, действительно ли ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и её столицу Ниневию покорённые страны называли логовищем львов и городом крови
Кейс № 3 Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа - тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».
Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов?
Кейс №4 В 8 - 7 вв. до н.э. столицей Ассирии была Нубия. Название города связано с богиней Нив. Как и все правители Древнего Востока, цари Ассирии считали необходимым строить великолепные дворцы и храмы на радость своим богам и на страх своим покорённым народам. Стены дворцов были сложены из кирпичей, покрытых цветной глазурью, и украшены статуями крылатых львов, сценами охоты или войны. В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».
Карточка № 5Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»
Что можно сказать о завоевателях?
- А вот как выглядело возвращение Ассирийского царя из похода. В центре ассирийский царь Ашшурбанапал. В колесницу вместо лошадей запряжены цари завоеванных стран. Какому страшному унижению они подвергаются!!!
3. Достижения Ассирии.
Но Ашшурбанапал вошел в историю не только как жестокий завоеватель. Он был самым образованным из царей Ассирии.
Судьба его была необычной: его отец, царь Синаххериб, объявил своим наследником младшего сына, а Ашшурбанапала решили сделать жрецом. Его отдали учиться в писцовую школу, где долгие годы он учился клинописи. Потом царь-отец изменил свое решение. Став царем, Ашшурбанапал не утратил страсть к чтению. Во все концы Ассирийской державы он разослал писцов, которые снимали копии со старинных книг, хранившихся в храмах и дворцах. Писец должен был знак за знаком переписать текст, а затем его сверить. Поэтому на многих книгах есть надпись - «с древнего подлинника списано, а затем проверено». Так впервые в мире была создана библиотека.
В 612 г. до н.э. было уничтожено Ассирийское царство. Ниневия была осаждена вражескими войсками и захвачена. Дворец сгорел, но библиотека Ашшурбанапала сохранилась. Учёные восстановили и донесли до нас, особые книги и мифы народов Древнего Двуречья.
4. Гибель Ниневии 612г. до н. э.(уч. стр. 86, лента времени)
- Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться. Как вы думаете почему?
Ответ на проблемный вопрос: Почему ассирийцы создали ненавистное всем государство?
-Ассирийцы были жестокими, убивали, плохо правили, отнимали свободу…- восстания-гибель государства.
Работа с контурными картами.
IV. Закрепление новой темы:
Впишите недостающие слова и буквы.
1. Река, на которой был расположен главный город Ассирии - _____________. Тигр
2. В VIII в. до н. э. самой сильной в мире была армия Ассирийской д _ _ _ _ _ ы. державы
3. Ассирийцы впервые стали использовать в военном деле к_ _ _ _ _у. конницу
4. Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли т_ _ _ н. таран
5. Воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла - __________. Железа
6. 6. Свидетель гибели этого города писал: «Горе тебе, город кровавый, исполненный обмана,
преступлений, не прекращающихся грабежей! Всадники мчатся, меч сверкает, секира
блестит!.. Убитых множество и горы трупов. _________ разрушена! Кто станет жалеть
о ней! Все, кто слышит о тебе, радуются судьбе твоей, ибо кто не испытывал непрестанно на себе злобы твоей?»
О каком городе идёт речь? Когда произошли описываемые события? Ниневия. 612 г. до н. э
Подводя итог урока отметим:
1. древние ассирийцы создали огромную державу, завоевав многих соседей;
2. крупные завоевания ассирийцев стали возможны благодаря изобретению железа, использованию конницы и таранов;
3. в Ассирии так же развивалось искусство - строились дворцы и храмы, была создана библиотека глиняных книг.
VI. Домашнее задание: параграф 18, мини-сочинение «Переход к железному веку- это благо или зло для человечества?» или рисунок.
Дополнительный материал в оставшееся время.
Археологические раскопки, проводившиеся на территории Месопотамии с сер. 19 в., открыли остатки древних ассирийских городов, представлявших собой цитадели с огромными дворцово-культовыми комплексами (крупнейшими городами Ассирии были Ашшур, Ниневия, Кальху). Значительным достижением ассирийцев была историческая хроника. К числу наиболее распространенных ассирийских текстов относятся царские надписи, т. е. «анналы». Помимо создания анналов именно ассирийцы широко практиковали переписывание уже существовавших произведений с целью их сохранения. Один из крупнейших клинописных архивов - библиотека Ашшурбанипала, найденная при раскопках Ниневии, - фактически главный источник о многих сторонах жизни Двуречья. Дворцовые комплексы в Ассирии, как и в остальной Месопотамии, представляли собой сложное сочетание внутренних, обнесенных оградой дворов, помещений святилищ, соединявших в себе также хозяйственные функции и функции жреческих жилищ. До нас дошли великолепные настенные рельефы в основном из дворцовых комплексов Ашшурнасирпала II в Калахе, Саргона II в Дур-Шаррукине, Ашшурбанипала в Ниневии. Вход во дворец обычно охраняли каменные фигуры крылатых духов, полубыков-полулюдей - ламассу, защитников царя и царского дома. Стены дворцов с фризами покрывали рельефы, вероятно, первоначально расписанные. В целом, для ассирийского искусства характерны повествовательность действия и документальность: рельефы представляют своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя, и часто сопровождаются пояснительными надписями, по существу дополняя царские анналы. Шедевры ассирийского искусства - рельефы со сценами царской охоты на львов из «царской комнаты» во дворце Ашшурбанипала в Ниневии. Помимо рельефов известны и памятники ассирийской круглой скульптуры, хотя встречаются они достаточно редко, что, скорее всего, объясняется отсутствием твердых пород камня.