Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе на тему Религия древних греков

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История древнего мира в 5 классе


Тема: Религия древних греков

Цель: рассмотреть древнегреческих богов, познакомить учащихся с мифами о богах; подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умения работы с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное; прививать интерес к истории других государств.

Метапредметные УУД

  1. Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.

  2. Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

  3. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности

Предметные УУД - ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами возникновения политеистических религий, понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.

Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны, воспринимаемое сквозь призму всемирного цивилизационного процесса , аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности

Межпредметные связи: анализ письменных источников (+ литература), составление логических цепочек (+геометрия), работа с картой (+география),

Новые слова: гора Олимп, боги: Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест, Цербер - пес с тремя головами и змеиным хвостом

Интеллектуальный продукт урока: таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы, их олицетворяющими и с занятиями древних греков

Тип урока: проблемно-диалогический

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М, : Просвещение, 2014. - 303с., ИКТ, мультимедийная презентация по теме урока.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

  1. Работа по карточке. Подготовить устный ответ

Прочитайте отрывки из поэмы и ответьте на вопросы.

Вздулся кровавый синяк полосой на спине от удара. Сжался Терсит, из очей его брызнули крупные слезы.

Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился,

Мачту поднявши и белый на мачте расправили парус, Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море...

Определите, из каких литературных произведений приведены эти отрывки. Расскажите об одном из описанных здесь эпизодов. Что можно узнать из этих отрывков о жизни греков в это время?

  1. Игра «Узнай меня»

Учащимся предлагается выступить от имени героя, но не называть его имени. Остальные слушают и называют имя загаданного героя.

Например: Имя моё навсегда останется в истории. Именно из - за меня началась война, которая длилась 10 лет. В конце этой войны сожгли весь город Трою. (Елена)

  1. Решите задачу.

  • Почему поэмы Гомера были сложены гораздо позже Троян­ской войны? Было ли что-нибудь подобное в русской истории и литературе? (Русские былины о богатырях были сложены в XV-XVI вв., когда Россия стала великой державой, хотя герои былин жили в XI-XIII вв. Разница во времени их созда­ния почти такая же, как между Троянской войной и поэмами Гомера.)

4. Устный ответ ученика по карточке и отзыв на него одноклассников (план в слайде 1)

Учитель.

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Посмотрите внимательно на доску (слайд 2), как вы думаете, какой вопрос нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке?

  • Ответы учащихся.

III.Мотивация учебной деятельности

Ребята зачитывают тему урока, формулируют совместно с учителем цели урока.

- Все ли понятия сегодняшней темы нам известны?

Работа с понятием РЕЛИГИЯ

Методический приём «Снежный ком»

Слово

Религия

Предложение

Например: Религия - вера человека в сверхъестественные силы

Вопрос

Почему возникает религия?

Ответ

Человек не мог объяснить явления природы, поэтому наделял их сверхъестественными силами.

Читая поэмы Гомера, мифы древних греков, мы убедились, что в содержании их встре­чаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям этих произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.

VI. Изучение нового материала.

1. Боги Греции

Рассказ учителя

Давным-давно люди не представляли своей жизни без веры в бога. Так было и в Древней Греции.

Из Хаоса произошла богиня Земля - Гея и бог неба - Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.

Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Работа с атласом и контурной картой. Покажите в атласе г. Олимп и отметьте её в контурной карте.

Греки верили, что главные боги живут большой семьей в рос­кошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали мо­гучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса.

  1. Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 135 Вигасина.

  2. Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).


Имена богов

Какие силы природы

они отражали

Покровителями каких

занятий они считались


- На кого были боги похожи своей внешностью?

-Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

- Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. (Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)

Покровителем какой стихии является Зевс?

Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков? (дождь смывал почву в горах, молнии взывали пожар).

А почему в Египте не было бога грома и молнии? (почти не бывает дождей.) (разные природно-климатические условия, в которых жили греки и египтяне)

См. схему дальше на с. 135. Кто изображен слева от Зевса?

Посейдон бог моря.

Почему в Египте не было бога моря как в Греции (Средиземное море не играла в Египте большого роли в хозяйственной жизни страны)

А справа от Зевса находится бог Аид, который охранял царство мертвых.

Физкультминутка

Трава низкая, низкая (приседают)

А деревья высокие, высокие (вытягиваются вверх)

Ветер деревья качает, то вправо подует (наклоны туловища вправо)

То влево подует (наклоны туловища влево)

Солнышко садиться всё ниже и ниже (приседают)

2. Миф о Деметре и её дочери Персефоне.

3. Миф о Прометее

Задание: прочитайте на стр. 136 - 138 миф о Деметре и ее дочери Персефоне, миф о Прометее

Учащиеся работают с карандашом, устанавливая следующие значки:
• V - уже знал;
• + новое;
• - думал иначе
• ? не понял, есть вопрос
Беседа по прочитанному.

  • Какие боги были покровителями некоторых занятий древних гре­ков? (Гефест - покровитель кузнечного дела, Деметра - покро­вительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия...)

- Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека)

Какие явления природы она олицетворяла (смену времен года).

- Что держит в руках богиня Деметра? (колосья).

Следовательно, она является покровительницей … (земледелия)

Можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?

- Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест - повелитель кузнечного дела, Деметра - покровительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия…)

- Какие занятия у греков были основными.

Музы

Рассказ учителя

Помимо хозяйственной жизни, в Греции высокого уровня достигла духовная жизнь. Поэтому, именно в Греции, появились 9 муз, покровительницы искусств и наук.

Они водили хороводы, а с наступлением ночи спускались на землю, ближе к людям, и распевали чудесные песни, проявляя богов-олимпийцев. Им было известно прошлое, настоящее и будущее людей. Они покровительствовали певцам и музыкантам.

V. Закрепление.

Итак, мы с вами сегодня рассматриваем тему «Религия древних греков». Многое узнали, продуктивно поработали. А вот сами древние греки говорили, что умный человек - это не тот, кто умеет отвечать на вопросы, а тот, кто умеет их задавать. Поэтому сейчас мы с вами тоже будем составлять вопросы.

Методический приём «Задай вопрос».

- Сформулируйте по 2 конкретных вопроса по сегодняшней теме урока и запишите их в тетрадь.

Учитель задаёт вопрос первым, адресуя его конкретному ученику. Ученик отвечает и адресует вопрос другому учащемуся. Таким образом, проводится закрепление темы.

- Подводится итог урока. Выставляются оценки.

VI. Д/З: п. 28 читать, составить кроссворд из 10 вопросов по теме.

Дополнительный материал: Подвиги Геракла

В греческой мифологии Геракл считался сыном Зевса и царевны Алкмены. С первого дня жизни Геракла преследовала жена Зевса - бо­гиня Гера. В припадке безумия, которое наслала на него богиня, Геракл убил свою жену и детей. За это он должен был совершить двенадцать подвигов, находясь на службе у трусливого микенского царя Эврисфея. О первых двух подвигах рассказано в учебнике.

Третий подвиг - уничтожение и изгнание стимфалийских птиц (жили возле города Стимфала). Птицы имели медные когти и клювы, а перья у них были из бронзы. Роняя перья, они убивали людей и жи­вотных, словно стрелами.

Гераклу помогла богиня Афина. Она дала ему два медных тимпана, которые выковал бог Гефест. По указанию Афины герой встал на вы­соком холме у леса, где гнездились птицы, и ударил в тимпаны, а когда птицы в испуге взмыли ввысь, перестрелял их из лука.

Четвертый подвиг - поимка керинейской лани, которую богиня Артемида отправила в наказание людям опустошать поля. У лани были золотые рога и медные, не знавшие усталости ноги. Геракл гонялся за ланью целый год, ранил стрелой, поймал и отнес Эврисфею в Микены.

Пятый подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.

Пятый подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.

Седьмой подвиг - укрощение огнедышащего критского быка. Бог Посейдон послал для жертвоприношения царю Миносу быка, но царь оставил его в стаде, а в жертву принес другое животное. Тогда Посейдон наслал на быка бешенство, и бык стал опустошать остров. Геракл поймал и укротил быка, а затем переплыл на нем море.

Девятый подвиг - поход в страну амазонок за поясом царицы Ипполиты. Этот пояс являлся знаком власти над всеми амазонками, и его очень хотела иметь дочь Эврисфея. Геракл собрал отряд героев (в нем был и Тесей), переплыл Черное море и победил амазонок. Плененную Ипполиту герой отпустил, но забрал у нее пояс.

Десятый подвиг - поход за коровами великана Гериона на край земли, к берегам Атлантического океана. Гераклу пришлось переправиться на остров, где жил великан-чудовище (у Гериона было три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног), и победить его в битве.


5


© 2010-2022