Конспект по истории России Зависимость русских земель от Золотой Орды

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Зависимость русских земель от Золотой Орды",


План-конспект урока истории в 6 классе по учебнику «История России с древнейших времен до к. 15 в.», Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Шейко Н.Г. М., «Вентана-Граф», 2014 год


Цель урока: расширить и дополнить представления школьников о характере взаимоотношений Русского государства с монголо-татарами в XIII в.

Задачи урока:

  • Обеспечить усвоение политического и экономического аспекта зависимости Руси от Золотой Орды.

  • Продолжить формирование учебно-управленческих умений: ставить учебную цель, давать самоанализ и самооценку выполненного.

  • Продолжить формирование учебно-логических умений, а именно: выявить непосредственные последствия зависимости для экономического, политического и культурного развития русских земель, дать оценку деятельности Александра Невского.

Оборудование урока: учебник истории «История России с древнейших времен до к. 15 в.», Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Шейко Н.Г. М. раздаточный материал, компьютер, медиапроектор, презентация.

Ход урока


1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по темам «Татаро-монгольское нашествие» и «Борьба с немецкими рыцарями и шведскими феодалами».

1) Индивидуальная работа учащихся по карточкам (4-5 человек) - приложение 1.

2) Работа с картой:

  • Ученик должен показать направления двух походов Батыя на русские земли и кратко описать последствия этих походов (слайд 2).

  • Ученик показывает территории, из-за которых воевали новгородцы с немцами и шведами, называет и показывает места сражений (слайд 2).

Необходимо сделать вывод о том, что большая часть территории русских земель в начале XIII века была охвачена войнами.

3) Вопросы классу:

  • Почему на юго-востоке не удалось отразить нашествие монголов, а на северо-западе были одержаны победы?

  • В чем проявился полководческий талант Александра Невского? Ученик отвечает, используя схемы сражений (слайд 3).

4) Проверка домашнего задания: ученики должны были подумать, почему Александр отразил агрессию с Запада, но пошел на уступки на Востоке? Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся (слайды 4-6).

Необходимо подвести итог рассмотрению личности Александра Невского, начатого еще на предыдущем уроке. Можно сообщить учащимся о том, что среди историков нет единого мнения о том, как оценить вклад этого человека в судьбу Руси: есть те, кто критикует Александра за жестокость, властолюбие, не считает его победы значительными. Но необходимо помнить, что Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.

В 1724 Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадского мира со Швецией. В 1725 императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского - одну из высших наград России, существовавших до 1917.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.

3. Переход к изучению новой темы.

Мы выяснили, что русские княжества не могли противостоять агрессии с двух сторон в силу своей слабости. И если Новгородской земле удалось отразить агрессию, то южные и северо-восточные земли Руси были разорены монголами, которые создали на границах с Русью свое государство.

Обращается внимание учеников на тему урока (слайд 7).

Вопрос к классу:

  • Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать, понять, усвоить?

Учитель обобщает ответы учащихся и формулирует цели урока (слад 8).

4. Изучение новой темы.


  1. Краткий рассказ учителя о создании государства Золотая Орда (используется карта на слайде 2, переход по управляющей кнопке).


  1. Монголы не расселялись на территории Руси, т.к. земли не были пригодны для использования кочевниками-скотоводами. Сложилась система вассальной зависимости.

Работая с текстом учебника, заполняем таблицу:

Система зависимости русских земель от Золотой Орды


Получение князьями ярлыка на княжение

Ярлык на Великое княжение

Поездки князей в Орду (унижение, убийство)

Надзор со стороны ханских послов - баскаков

Вмешательство в управление княжествами

Участие княжеских дружин в татарских походах

Ежегодная дань «Ордынский выход»

Другие платежи - всего 14 видов даней

Грабежи, увод людей в рабство

Таблица приведена на слайде 9. Каждое положение таблицы появляется на экране по щелчку. Для учеников удобнее сначала отметить карандашом все положения в учебнике, а потом записать их в тетрадь.

В ходе работы с таблицей выделяем новые слова (ярлык, баскаки) и затем записываем их в тетрадь (слайд 10 иллюстрирует понятие баскаки).


  1. Просим учеников с помощью таблицы определить последствия зависимости русских земель от Орды, затем, используя текст учебника, дополняем названные последствия и делим их на экономические и политические. Учитель обобщает ответы учеников (слайды 11-12). Экономические последствия достаточно просто перечислить. Говоря о политических последствиях, ставим вопрос, почему происходит усиление княжеской власти и отказ от вечевых традиций (на слайде 12 знак вопроса). Комментируем причины и следствие по схеме.

5. Итог урока

Возвращаемся к целям урока (слайд 13) и определяем, достигнуты ли они.

В качестве закрепления также возможно выполнение задания №3 в рабочей тетради. В данном задании приведены факты и необходимо определить, какие из них свидетельствовали о политической зависимости, а какие - об экономической.

6. Домашнее задание (§14) и комментированное выставление оценок.

Приложение 1.


  1. Первое сражение русских с монголами было:

а) на реке Калке

б) на реке Сити

в) на реке Неве


  1. Соотнесите даты и события:

а) Ледовое побоище 1) 1240 г.

б) Невская битва 2) 1237 г.

в) Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь 3) 1242 г.


  1. Выберите характеристики монгольского войска:

а) строгая дисциплина

б) сильная пехота

в) деление на десятки, сотни, тысячи

г) сильная конница


  1. Выберите причины поражения русских войск в борьбе с монголами:

а) русские хуже обучены

б) монголы применяли непривычную для русских тактику

в) отсутствие единства у русских

г) численное превосходство монголов


  1. О каком событии идет речь в отрывке из документа?

«… И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать; и били их 7 верст по … льду и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна, а другие убежали раненными…»


© 2010-2022