• Преподавателю
  • История
  • «Начало феодальной раздробленности Древнерусского государства» ( История России. 6 класс.)

«Начало феодальной раздробленности Древнерусского государства» ( История России. 6 класс.)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План конспект урока

ФИО (полностью): Ясавиева Эльвира Дульфатовна

Место работы: МБОУ Салаушская СОШ

Должность: учитель истории и обществознания, I категория

Предмет: История

Класс: 6

Тема урока : «Начало феодальной раздробленности Древнерусского государства» ( История России. 6 класс.)

Цель урока - формирование представления о роли государства в жизни общества, через изучение начала периода феодальной раздробленности на Руси.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся навыки монологической речи. Учащиеся выступают с развернутыми ответами по теме; строят высказывания по опорам, делают выводы.

  2. Развивать умения работы с текстом и анализировать полученную информацию.

  3. Развивать умения работы в группах, находить компромисс в решении; умение слушать друг друга;

  4. Развивать умение оценивать друг друга и умение оценивать самих себя;

  5. Прививать чувство уважения и толерантности к истории и культуре своей Родины.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документами.

Предметные развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом, овладение понятиями раздробленность, эксплуатация.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы.

Урок состоит из четырех этапов:

I этап - организационный: учитель приветствует учащихся, представляется, вводит класс в курс дела, проводит опрос домашнего задания разбивает класс на рабочие группы, мотивирует учеников на активную работу. (За каждый правильный ответ ребята получают жетончики) ,

II этап - основной: выведение новой темы; самостоятельное выведение учащимися цели урока; изучение нового материала; (За каждый правильный ответ ребята получают жетончики).

III этап - заключительный: подведение итогов работы; считаются (по количеству жетончиков подводится итог индивидуальной работы учащихся, и так же подводится итог работы всей группы), рефлексия; домашнее задание.

- Здравствуйте ребята, очень рада вас видеть! Сегодня я пришла к вам не с проста.

Об одном из событий нашей истории, которое мне очень запомнилось я, и пришла вам рассказать!

Но для начала давайте вспомним о чем мы говорили на прошлых уроках.

Предлагается посмотреть сценку: «На киевском торжище». После чего нужно назвать допущенные исторические неточности. Приложение №1

Наверное, пришло время узнать тему нашего сегодняшнего урока?

(учитель открывает слайд с темой урока, а там не хватает главного слова)

- Начало - - - - - - Древнерусского государства.

- да, ребята, беда! Куда-то делось одно слово. Ничего не могу понять! И не помню что же это за слово?!

- ничего у меня есть ребусы!!! Сейчас мы их быстренько разгадаем и слово найдем! Согласны?

(на слайдах открываются ребусы) ребята решают их.

- так какое слово получилось? (говорят)

Итак, темой нашего сегодняшнего урока будет: (все вместе) Начало раздробленности Древнерусского государства.

Работа с эпиграфом

1. Как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке должны будем узнать?

- ученики самостоятельно выводят цель урока.

2. Учитель спрашивает у учеников, знают ли они что такое раздробленность? Детям предлагается предположить, что это такое и дать понятию свое объяснение.

Я тоже попробую объяснить вам, что такое раздробленность: учитель достает круглый хлеб и показывает.

А теперь давайте посмотрим, как же звучит определение раздробленности на самом деле и сравним с тем, что мы с вами сказали. Определение выводится на экран, и ребята сравнивают его со своими предположениями.

- В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. Остались у него сыновья. Конечно же, каждому хотелось занять престол. Ярослав Мудрый перед смертью разделил государство между своими сыновьями, чтобы они не ссорились. Каждому сыну досталась своя земля и каждый правил на этой земле, был там князем.

Но каждый князь хотел получить самую хорошую, самую развитую землю. Начали они ссориться между собой. А потом между ними началась война за земли. Этим воспользовались кочевники (половцы, печенеги), они начали нападать на русские земли и разорять их. В 1097 году уже внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в городе Любече.

- скажите, пожалуйста, что же решили князья на Любеческом съезде?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос вам сейчас нужно будет поработать с фрагментом документа того времени, который называется «Повесть временных лет», кстати, он есть у вас в учебнике (стр. 88)

-ученики работают с документом и отвечают на поставленные учителем вопросы.

- учитель достает лоскут единого государства Киевская Русь и отрывая от него части отдает их каждой группе.

- Таким образом, Любеческий съезд закреплял принцип разделения Русской земли на отдельные княжества.

- как вы думаете, почему же князья не объединились, а решили жить отдельно друг от друга, каждый сам за себя?

Работа в парах. Стр. 83 учебника. Приложение №2

Ученики пытаются назвать причины раздробления государства. Учитель, выслушав предложенные варианты, выводит причины раздробленности на экран. Ребята сравнивают их со своими и обсуждают.

Физминутка: музыка, учитель говорит, что снова кочевники напали на Русь. Предлагает несколько упражнений (натянуть стрелы, закрыть землю, вытащить меч). Молодцы, отстояли свои земли!!!

Ну вот, теперь вы самостоятельно владеете каждый своей землей. Расскажите мне, пожалуйста, как вам живется на вашей земле? Какие задачи вам теперь как князьям нужно решать?

Предлагаю вам написать эти задачи на ваших лоскутках.

- после работы рассказывают

- Предлагает ученикам поразмышлять над тем хорошо или плохо жить в раздробленном государстве?

- предлагают свои варианты, высказывают свои мысли по этому поводу.

-в конце урока ученики приходят к выводу, что единое государство - лучше, чем раздробленное: сильнее, могучее, развитее….

- Учитель: в 1113 году к власти в Киевском княжестве пришел Владимир Мономах. Это внук византийского императора Константина Мономаха. Он занял престол в возрасте 60 лет. Владимир Мономах выступал против войн, говорил, что нужно жить всем вместе! В конце своего правления Владимиру Мономаху удалось на некоторое время объединить отдельные княжества в единое государство.

Я предлагаю пойти по пути Владимира Мономаха и объединить наши земли в единое государство! Давайте склеим ваши лоскутки.

- прочное ли государство получилось в результате объединения?

- долго ли будет жить такое государство?

- от чего или от кого зависит прочность государства?

Правление Владимира Мономаха:

а) групповая работа учащихся с подготовленными учителем текстами Ребята делятся на группы, выполняют задание.

1 группа: составляет портрет политического деятеля Владимира Мономаха на основании работы Б.А. Рыбакова «О Владимире Мономахе»

Приложение №3

2 группа: заполняет таблицу внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха на основании учебника стр. 82-83

б) представление групповых работ, ответы на вопросы.

  • Какие сведения о детстве и воспитании Владимира Мономаха мы получили из данных документов? Как они характеризуют этого государственного деятеля?

  • Какую роль сыграл Владимир Мономах в деле противостояния Руси и половцев?

  • Какие деяния характеризуют Владимира Мономаха как мудрого правителя и государственного мужа?

Итоги:

1. Итак, ребята, давайте подводить итоги нашего урока!

- что вы сегодня узнали на уроке?

- что для вас было особенно интересным?

-как вы думаете, цель нашего урока достигнута?

-давайте похлопаем, друг другу, тем самым поблагодарим друг друга за работу!!!

2. домашнее задание:

А) п. 9;

Б) сообщение о В. Мономахе;

В) составить 3 вопроса, которые начинаются со слов: почему, зачем, кто

3. Рефлексия:

А) давайте подумаем, какая группа сегодня работала активнее всех?

Б) а теперь давайте оценим себя!

Анализ урока учащимися

Примерные вопросы: Чем вы занимались на уроке? Какие трудности вы испытали на уроке? Какие формы работы на уроке вам нравятся больше всего?

-Давайте составим синквейн к слову «Раздробленность»

Очень приятно было работать с вами. Всем огромное спасибо.


Список использованных источников

1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина., История России 6 класс, М., Просвещение, 2005 год.

  1. В.О.Ключевский, Русская история. Полный курс лекций. Книга первая., М., Мысль, 1993 г.

  2. С.М.Соловьев, Русская летопись., М., Правда, 1989 год,






Приложение №1

Предлагается посмотреть сценку: «На киевском торжище». После чего нужно назвать допущенные исторические неточности.

1-ый ученик: - Шел 103 8 год, от Рождества Христова. Шумит торжище в стольном граде Киеве. Кого только тут не увидишь: и купец заморский, и горшечник с подола, и монах...

2-й ученик - А вот, люди добрые, покупайте отпущение грехов, индульгенции, самим патриархом царьградским подписанные. Спешите душеньку от грехов избавить.

3-й ученик - Подходи, честной народ! Покупай книги! Кто хочет узнать, откуда есть пошла земля русская и кто в Киеве нача первее княжити. Покупайте «Повесть временных лет», сочинение Нестора - Летописца.

4-й ученик - Хозяюшка, приценивайся, товар добрый, дешевый. Медок сладкий, липовый, нигде такого не найдешь.

5-й ученик - Давай-ка, горшочек меда, и подскажи, любезный, где тут шубами торгуют?


Приложение №2

Причины раздробления государства

2

3

4


Приложение №3

Из книги «Мир истории» академика Б.А. Рыбакова.
«Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспомина-ли и во дворцах, и в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нем былины как о победителе грозного половецкого хана Тугоркана - «Тугарина Змеевича», и из-за одинаковости имен двух Владимиров влил эти былины в старый цикл киевского эпоса Владимира I...
Неудивительно, что в конце XV века московским историкам заметнее всего в родном прошлом была фигура Мономаха, с именем которого они связали легенду о царских регалиях, будто бы полученных Владимиром от императора Византии...
Неудивительно, что в мрачные годы усобиц русские люди искали уте-шения в своем величественном прошлом; их взгляды обращались к эпохе Владимира Мономаха. «Слово о погибели Русской земли», написанное накануне татаро-монгольского нашествия, идеализирует Киевскую Русь, воспевает Владимира Мономаха и его эпоху...
Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в сво¬ей политической борьбе использовать не только меч рыцаря, но и перо пи-сателя».
1. Укажите хронологические рамки великого княжения Владими¬ра Мономаха. Какие царские регалии, будто бы им полученные, имел в виду историк?
2. Как вы понимаете утверждение, что великий князь в политической борьбе использовал «не только меч рыцаря, но и перо писателя»? Приведите не менее двух положений.
3. Почему «Слово о погибели Русской земли воспевает Владимира Мономаха? Назовите не менее трёх заслуг великого князя

Детские годы Владимира прошли в пограничном Переяславле, где начинались знаменитые "Змиевы валы", древние укрепления, много веков отделявшие земли пахарей от "земли незнаемой", от степи, раскинувшейся на многие сотни километров.

В степях в те годы происходила смена господствующих орд: печенеги были отодвинуты к Дунаю, их место временно заняли торки, а с востока уже надвигались несметные племена кипчаков-половцев, готовых смести все на своем пути и разграбить всю Русь.

Полжизни, свыше трех десятков лет, пришлось Владимиру провести в Переяславле на рубежах Руси, и это не могло не наложить своего отпечатка на все его представления о губительности половецких вторжений, о жизненной необходимости единства русских сил.

Перед глазами Владимира с детства проходили войны с торками и первые набеги половцев. Не было во всей Руси другого такого города, как Переяславль, который бы так часто подвергался нападениям степняков.

Владимир прошел суровую школу; ему с отроческих лет приходилось помогать отцу, долгие годы бывшему второстепенным князем, вассалом своего брата. Недаром на склоне лет Мономах вспоминал о 83 своих больших походах по Руси, по степям и по Европе. Первое свое большое путешествие он совершил тринадцатилетним мальчиком, проехав из Переяславля в Ростов, "сквозе Вятиче", через глухие Брынские леса, где, по былинам, залегал Соловей-Разбойник, где не было "дороги прямоезжей", где в лесах еще горели

огни погребальных костров, а язычники убивали киевских миссионеров.

Со времени этого первого "пути" до прочного утверждения в Чернигове, уже взрослым двадцатипятилетним человеком, Владимир Мономах переменил по меньшей мере пять удельных городов.

Жизнь рано показала ему и минусы княжеских усобиц, и тяготы вассальной службы, и невзгоды половецких набегов. Энергичный, деятельный, умный и хитрый, он, как показывает дальнейшее, хорошо использовал эти уроки, так как уже с юности знал жизнь Руси от Новгорода до степей, от Волыни до Ростова, пожалуй, лучше, чем кто-либо из его современников.

11


© 2010-2022