Рабочая программа по истории России 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №60

Выборгского района Санкт-Петербурга






к использованию

педагогическим советом

Протокол № от «» августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________ /Е.О. Сецен/

« » августа 2016 г

«Утверждаю»

Приказ от «» августа 2016г №

Директор школы

____________ /И.Ю. Ножницкая/



Рабочая программа

по истории России для 7 класса

на 2016/2017учебный год





Разработчик программы

учитель истории

Козлова Л.Ю.




1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая документация

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"

  5. Распоряжение Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;

  6. Программа по предмету История. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасин - О.С. Сороко-Цюпы. - А. Вигасин, Г. Годер. М.: Просвещение, 2011; История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилов, Л.Г. Косулиной. 6 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. М.: Просвещение, 2011.

Цели и задачи курса:

Целями курса являются:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, национальной идентичности, уважения к истории и традициям своей страны, толерантного отношения к традициям и культурам других народов;

  • формирование исторического мышления, целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; собственного мировоззрения на основе осмысления ими событий отечественной и всеобщей истории.

Задачами курса являются:

  • освоение систематизированных знаний о прошлом, о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 60 на 2016-17 учебный год рабочая программа курса «История» для 7 классов рассчитана на 68 часов (Из расчета 2 часа в неделю). Новая история - 26 часов, История России - 42 часа.

Учебно-методический комплекс

1) История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.: Просвещение, 2014.;

2) История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.: Просвещение, 2013.;

3) Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение, 2014.


Выбранный учебно-методический комплекс позволяет подготовить учащихся основной школы на требуемом (базовом) уровне в соответствии со знаниями и умениями, представленными в федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования. УМК составлен в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

Технологии обучения, формы уроков и внеурочной деятельности по предмету

Организация образовательного процесса базируется на сочетании различных методик и педагогических технологий: ИКТ - технологии; исследовательская технология; технология проблемного обучения.

Формы обучения: фронтальная, групповая (в том числе и работа в парах), индивидуальная.

Традиционные методы обучения: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником), наглядные методы (работа с наглядными пособиями, презентациями, иллюстрациями, картами), практические методы.


Технология

Ее краткая характеристика и прогнозируемый результат

ИКТ - технологии

Использование на уроках мультимедийных презентаций, подготовленных как учителем, так и самими учащимися позволяет сделать преподавание истории более наглядным и красочным, в конечном итоге более понятным и интересным.

Исследовательская технология

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предлагать пути ее решения, что особенно важно при формировании исторического мышления.

Технология проблемного обучения

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Формы уроков:

  • Урок ознакомления с новым материалом

  • Урок закрепления изученного

  • Урок совершенствования знаний и умений

  • Урок обобщения и систематизации знаний и др.

Формы внеурочной деятельности:

Исследовательская работа («Учимся быть историками»), конкурсы и олимпиады по истории, тематические экскурсии.

Виды и формы промежуточного, итогового контроля

Промежуточный контроль освоения программы осуществляется в форме:

- контрольных и срезовых работ;

- учебные тесты, публичный доклад (сообщение).

Диагностика творческих достижений учащихся осуществляется в форме:

  • учета творческих достижений;

  • олимпиады (школьные, районные и т.д.);

  • рефераты;

  • конкурсные работы;

  • собственные творческие и проектно-исследовательские работы по отдельным темам по согласованию с учителем;

  • презентации.

Итоговый контроль освоения программы осуществляется через контрольные и срезовые работы, тестирование.


2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

История является одним из ведущих общественно-гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.


3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИСТОРИИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные результаты изучения истории включают:

-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству,

чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

-осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и

своего края в контексте общемирового культурного наследия;

-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических

традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к

определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов;

толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его

мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,

религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории включают:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность,

осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания,

вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по

ходу его реализации;

-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими

действиями( определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и

родовидовых связей);

-использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных

носителях и интернет -ресурсов.

Предметные результаты изучения истории включают:

-формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого

многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в

решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

-формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической,

социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания

современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей:

гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и

взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на

основе изучения исторического опыта России;

-овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми

знаниями о закономерностях российской истории;

-формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы

исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и

современного, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и

многоконфессиональном мире;

-развитие умений анализировать ,сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных

источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную

ценность;

-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и

народов в истории России.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть

следующими знаниями и умениями:

знаниями:

1)ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);

2)периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

3)основных информационных источников по историческим периодам;

4)наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений

и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

умениями:

1)извлекать необходимую информацию из различных источников ( первоисточники, исторические

сочинения, учебник, исторические карты, графики);

2) сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и

различия;

3)различать факты и их интерпретации, оценки; классифицировать факты по различным

основаниям; соотносить единичные факты и общие явления.


4.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

История России: «Россия в XVI - XVII вв.: от великого княжества к царству»

Россия в XVI веке.

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Принятие Иваном IV царского титула. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа - формирование органов местного самоуправления.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Смута в России.

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально- экономического кризиса. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально- освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени

Россия в XVII веке.

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его285 деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.

Культурное пространство.

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч - корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Изменения в картине мира человека в XVI-XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло- Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.

Региональный компонент.

Наш регион в XVI - XVII вв.


5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплекс:

1) История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.: Просвещение, 2014.;

2) История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.: Просвещение, 2013.;

3) Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение, 2014.

Методическая литература:

  1. Новая история. 7 класс: Поурочные планы по учебнику А.Я.Юдовской, П.А. Баранова, Л.М.Ванюшкиной «Новая история 1500 - 1800 гг.»/ авт.-сост. Н.С. Кочетов. Волгоград: Учитель, 2006

  2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь «Новая история 1500 - 1800 гг.». 7 кл., М., «Просвещение», 2012;

  3. История России, конец XVI - XVIII век: 7 кл.: поуроч. Разработки: пособие для учителя/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.: Просвещение, 2007;

  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России конец XVI - XVIII в». 7 кл. М., «Просвещение», 2012;

  5. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.Книга для чтения по Новой истории: 1500-1800: Пособие для учащихся: 7 класс.2012;

  6. Иванова А.В., Гигиятуллина И.А., Левина Н.А. История России. Тестовые задания. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013;

  7. Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983;

  8. Лебедева И.М. «организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990.

РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ.

  1. Я иду на урок. Материалы к уроку: Приложение к газете «1 сентября» - his.1september.ru/urok/

  2. Социальная школьная сеть: ПроШколу - proshkolu.ru/

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru/about/portals/

  4. Российский образовательный портал - school.edu.ru/

  5. Федеральный центр информационных ресурсов - eor.edu.ru/


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Помещение кабинета истории и обществознания, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете истории и обществознания должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и не более 30 рабочих мест учащихся.

Технические средства обучения:

  1. Рабочее место учителя (ноутбук, мышь).

  2. Колонки (рабочее место учителя).

  3. Экран.

  4. Проектор.

6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года:

• умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

• умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

• умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

• умения работать с исторической картой;

• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

• основные этапы и ключевые события истории России и мира с древнейших времен по XVI в.., выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

уметь

• определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

• использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п.п


Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид

контроля

ИКТ

1.

Вводный урок.

Актуализация знаний, полученных в 6 классе. Периодизация истории России. Повторение материала.

Знать и понимать: какие эпохи предшествовали и что собой представляло Российское гос-во к началу 16 в.

беседа

2.

Повторение: Киевская и Удельная Русь

Образование и становление Древнерусского гос-ва: основные вехи (первые князья, крещение Руси, расцвет гос-ва при Ярославе Мудром, Ярославичи и княжение Владимира Мономаха). Удельная Русь: Формирование системы земель. Особенности отдельных земель. Установление монгольского господства.

Знать: Основные даты, события, персоналии по данным периодам Российской истории.

Понимать: место данного периода в общем ходе истории России.

Беседа, входной контроль

ММК

3.

Повторение: Московская Русь в XIV-XV вв.

Становление Московского гос-ва: от деятельности первых московских князей до формирования системы управления при Иване III.

Беседа, входной контроль

ММК

4

Василий III и его время.

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Знать: основные даты и события данного правления

Понимать: значимость данной эпохи в истории гос-ва

Уметь: работать с картой

работа с учебником и картой

ММК

5

Василий III и его время.

Работа с документами

6

Русское государство и общество.

Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

Знать понятия: Боярская дума, кормление, местничество, кормления.

Понимать как было устроено российское гос-во, смысл выражения «Москва - Третий Рим».

работа с понятиями

7

Правление Елены Глинской. Боярское правление.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа.

Знать: основные даты и события данного периода, понятие удельная система

Понимать: переходность данной эпохи в истории гос-ва.

Ответы на вопросы

ММК

8

Иван IV. Начало правления.

Принятие Иваном IV царского титула. Московское восстание 1547 г. «Избранная рада»: ее состав и значение. Созыв первого Земского собора.

Знать: основные события, связанные с венчанием Ивана IV на царство и началом его правления.

Понимать: значения принятия царского титула. Уметь: работать с документами.

работа с учебником

9

Реформы Избранной рады


Реформы Избранной рады.

Судебник 1550 г. Отмена кормлений. Система налогообложения. Земская реформа - формирование органов местного самоуправления. Военная реформа: создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Стоглавый собор: изменения в церковных делах.

Знать: основные мероприятия и понимать значение реформ Избранной рады; знать понятия: Избранная рада, Стоглавый собор, стрелецкое войско

Ответы на вопросы

ММК

10

Реформы Избранной рады

работа с понятиями

11

Внешняя политика Ивана IV.

Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение этого. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство, его значение.

Знать: направления и основные события внешней политики. Характеризовать причины успехов и неудач военных походов.

Уметь: работать с картой

Вопросы.

Работа с картой.

ММК

12

Внешняя политика Ивана IV.

Вопросы.

Работа с картой.

13

Опричнина. Итоги правления.

Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа с приближен-ными. Установление оприч-нины. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Знать и уметь объяснять причины, сущность и последствия опричнины; знать понятия опричнина, заповедные лета.

Уметь давать характеристику исторической личности.

Уметь: работать с документами.

работа с понятиями

и документами

ММК

14

Культура России в XVI вв.

Просвещение. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Публицистика 16 в. Переписка Грозного с Курбским. Зодчество. Архитектура Москвы. Собор Покрова на Рву. Живопись.

Знать: основные памятники и отличительные особенности культуры данного периода.

Уметь: работа с иллюстративным материалом; подготовка сообщений.

Таблица, подготовка сообщений

ММК

15

Культура России в XVI вв.

Таблица, подготовка сообщений

16

Повторение по теме: Россия в XVI в.

Систематизация и обобщение знаний, полученных в ходе изучения нового материала.

Проверочная работа

17

Россия на рубеже 16-17 вв.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Знать: основные даты и события данного периода, понятие патриаршество, засечная черта, урочные лета.

Понимать: с чем связан кризис власти и переходность данной эпохи в истории гос-ва.

работа с учебником и картой

ММК

17

Начало Смуты.

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально- экономического кризиса. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Знать: основные даты, события и персоналии данного периода;

Понимать: Сложность и неоднозначность положения Бориса Годунова, причины появления самозванца на русском престоле.

Вопросы

19

Смута.


Василий Шуйский. Восстание Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Договор между Россией и Швецией. М.В. Скопина-Шуйского. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально- освободительного движения. Патриарх Гермоген. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Знать: основные даты, события и персоналии данного периода; понятия самозванчество, интервенция, ополчение, Тушинский лагерь, Семибоярщин, патриотизм и др.

Представлять: Что представляла собой Россия в годы Смуты; драматизм происходящего; Понимать: Роль народных ополчений в освобождении Москвы и окончании Смуты.

Уметь: работать с картой

Схема, вопросы, работа с картой


20

Смута.

Работа с понятиями и документами


21

Окончание Смуты. Ее итоги и последствия.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Столбовский мир со Швецией. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Знать: основные даты, события и персоналии данного периода;

Понимать: значение Земского собора 1613 г., Столбовского мира и Деулинского перемирия

Уметь: работать с документами.


работа с учебником и картой


ММК

22

Повторение по теме: Смута.

Систематизация и обобщение знаний, полученных в ходе изучения нового материала.

Проверочная работа


23

Экономическое развитие России в XVII в.

Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.


Знать и понимать: понятия «специализация», «мелкотоварное производство», «мануфактура», «Всероссийский рынок».

Представлять: Что изменилось в экономике страны в XVII в.

Понимать: значение этих изменений

Схема, работа с понятиями



24

Сословия в XVII в.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в.

Знать: термин «сословие»; основные сословия российского общества.

Представлять: разницу в положении сословий.

Таблица,


25

Государственное устройство.

Власть монарха. Боярская Дума. Приказная система и местное управление.

Понимать как было устроено российское гос-во, что собой представляли органы центрального и местного управления и самоуправления.

Схема, вопросы


26

Внутренняя политика первых Романовых

Царствование Михаила Федоровича. Роль патриарха Филарета. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы.

Царь Алексей Михайлович. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Укрепление самодержавия. Развитие приказного строя. Усиление воеводской власти в уездах. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского. Денежная реформа 1654 г.

Знать: Кто правил страной в XVII в, основные моменты каждого из этих правлений.

Представлять: Какие изменения произошли в политическом развитии страны при первых Романовых.

Понимать: значение Соборного уложения.

работа с учебником

ММК

27

Внутренняя политика первых Романовых

Ответы на вопросы


28

Повторение .

Систематизация и обобщение знаний, полученных в ходе изучения нового материала.

Проверочная работа


29

Церковный раскол.

Патриарх Никон. Церковная реформа. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Знать: В чем заключалась церковная реформа. Ее последствия.

Осознавать: Что сознание современного человека отличается от сознания человека XVII в.

работа с учебником

ММК

30

Церковный раскол.

Таблица, подготовка сообщений


31

Народные движения.

Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

Знать: Причины народных выступлений.

Представлять: Особенности городских восстаний; восстания С. Разина.

Уметь: Составлять сравнительную таблицу по восстаниям; работа с картой.

Таблица

Работа

с картой

ММК

32

Народные движения.

вопросы


33

Внешняя политика в XVII в.

Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы.

Знать: Основные направления внешней политики; важнейшие события (вхождение Украины в состав России; войны с Польшей и др. гос-вами).

Понимать: Значение воссоединения Украины с Россией.

Уметь: работа с картой.

работа с учебником и картой

ММК

34

Внешняя политика в XVII в.

Таблица, вопросы

работа с картой


35

Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация.

Знать: крупнейших российских первопроходцев

Представлять: Как увеличилась территория страны в XVII в.

Уметь: показывать на карте важнейшие пути русских землепроходцев.

Таблица, подготовка сообщений

работа с картой


36

Россия на рубеже веков.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. Россия накануне петровских реформ.

Знать: основные даты и события данного правления

Понимать: значимость данной эпохи в истории гос-ва.

работа с учебником

ММК

37

Россия на рубеже веков.

вопросы


38

Культура России в XVII в.

Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Шатровый стиль в архитектуре. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Парсунная живопись.

Знать: основные памятники и отличительные особенности культуры данного периода.

Представлять: Какие изменения происходят в культуре России в XVII в.

Понимать: Роль этих изменений.

Уметь: работа с иллюстративным материалом; подготовка сообщений.

работа с иллюстративным материалом; подготовка сообщений.

ММК

40

Повторение по теме: Россия в XVII в.

Систематизация и обобщение знаний, полученных в ходе изучения нового материала.

Вопросы


41

Повторение по теме: Россия в XVII в.

Систематизация и обобщение знаний, полученных в ходе изучения нового материала.

Проверочная работа


42

Итоговое повторение по курсу

Повторение и обобщение знания.

Беседа


8. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

  4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

  5. Полностью не усвоил материал.

Оценка «1» ставится, если ученик:

  1. Не сдал письменную работу.

  2. Вместо работы сдал пустой листок.

  3. Отказался отвечать, никак не объясняя свой отказ.

Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:

  1. «5» - получают учащиеся, справившиеся с работой на 80-85 % и выше;

  2. «4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 65-80% от общего количества;

  3. «3» - соответствует работа, содержащая 45-65 % правильных ответов.


© 2010-2022