- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории России 7 класс
Рабочая программа по истории России 7 класс
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козлова Л.Ю. |
Дата | 02.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №60
Выборгского района Санкт-Петербурга
к использованию
педагогическим советом
Протокол № от «» августа 2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________ /Е.О. Сецен/
« » августа 2016 г
«Утверждаю»
Приказ от «» августа 2016г №
Директор школы
____________ /И.Ю. Ножницкая/
Рабочая программа
по истории России для 7 класса
на 2016/2017учебный год
Разработчик программы
учитель истории
Козлова Л.Ю.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая документация
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"
-
Распоряжение Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
-
Программа по предмету История. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасин - О.С. Сороко-Цюпы. - А. Вигасин, Г. Годер. М.: Просвещение, 2011; История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилов, Л.Г. Косулиной. 6 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. М.: Просвещение, 2011.
Цели и задачи курса:
Целями курса являются:
-
воспитание гражданственности, патриотизма, национальной идентичности, уважения к истории и традициям своей страны, толерантного отношения к традициям и культурам других народов;
-
формирование исторического мышления, целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; собственного мировоззрения на основе осмысления ими событий отечественной и всеобщей истории.
Задачами курса являются:
-
освоение систематизированных знаний о прошлом, о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
-
овладение элементарными умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 60 на 2016-17 учебный год рабочая программа курса «История» для 7 классов рассчитана на 68 часов (Из расчета 2 часа в неделю). Новая история - 26 часов, История России - 42 часа.
Учебно-методический комплекс
1) История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.: Просвещение, 2014.;
2) История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.: Просвещение, 2013.;
3) Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение, 2014.
Выбранный учебно-методический комплекс позволяет подготовить учащихся основной школы на требуемом (базовом) уровне в соответствии со знаниями и умениями, представленными в федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования. УМК составлен в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Технологии обучения, формы уроков и внеурочной деятельности по предмету
Организация образовательного процесса базируется на сочетании различных методик и педагогических технологий: ИКТ - технологии; исследовательская технология; технология проблемного обучения.
Формы обучения: фронтальная, групповая (в том числе и работа в парах), индивидуальная.
Традиционные методы обучения: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником), наглядные методы (работа с наглядными пособиями, презентациями, иллюстрациями, картами), практические методы.
Технология
Ее краткая характеристика и прогнозируемый результат
ИКТ - технологии
Использование на уроках мультимедийных презентаций, подготовленных как учителем, так и самими учащимися позволяет сделать преподавание истории более наглядным и красочным, в конечном итоге более понятным и интересным.
Исследовательская технология
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предлагать пути ее решения, что особенно важно при формировании исторического мышления.
Технология проблемного обучения
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Формы уроков:
-
Урок ознакомления с новым материалом
-
Урок закрепления изученного
-
Урок совершенствования знаний и умений
-
Урок обобщения и систематизации знаний и др.
Формы внеурочной деятельности:
Исследовательская работа («Учимся быть историками»), конкурсы и олимпиады по истории, тематические экскурсии.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Промежуточный контроль освоения программы осуществляется в форме:
- контрольных и срезовых работ;
- учебные тесты, публичный доклад (сообщение).
Диагностика творческих достижений учащихся осуществляется в форме:
-
учета творческих достижений;
-
олимпиады (школьные, районные и т.д.);
-
рефераты;
-
конкурсные работы;
-
собственные творческие и проектно-исследовательские работы по отдельным темам по согласованию с учителем;
-
презентации.
Итоговый контроль освоения программы осуществляется через контрольные и срезовые работы, тестирование.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История является одним из ведущих общественно-гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИСТОРИИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты изучения истории включают:
-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
-осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и
своего края в контексте общемирового культурного наследия;
-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических
традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов;
толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории включают:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность,
осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания,
вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по
ходу его реализации;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими
действиями( определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и
родовидовых связей);
-использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных
носителях и интернет -ресурсов.
Предметные результаты изучения истории включают:
-формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого
многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в
решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
-формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической,
социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания
современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей:
гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и
взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на
основе изучения исторического опыта России;
-овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми
знаниями о закономерностях российской истории;
-формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современного, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном мире;
-развитие умений анализировать ,сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную
ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и
народов в истории России.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть
следующими знаниями и умениями:
знаниями:
1)ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
2)периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
3)основных информационных источников по историческим периодам;
4)наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений
и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
умениями:
1)извлекать необходимую информацию из различных источников ( первоисточники, исторические
сочинения, учебник, исторические карты, графики);
2) сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и
различия;
3)различать факты и их интерпретации, оценки; классифицировать факты по различным
основаниям; соотносить единичные факты и общие явления.
4.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
История России: «Россия в XVI - XVII вв.: от великого княжества к царству»
Россия в XVI веке.
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа - формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Смута в России.
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально- экономического кризиса. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально- освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени
Россия в XVII веке.
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его285 деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.
Культурное пространство.
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч - корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира человека в XVI-XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло- Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.
Региональный компонент.
Наш регион в XVI - XVII вв.
5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс:
1) История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.: Просвещение, 2014.;
2) История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.: Просвещение, 2013.;
3) Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение, 2014.
Методическая литература:
-
Новая история. 7 класс: Поурочные планы по учебнику А.Я.Юдовской, П.А. Баранова, Л.М.Ванюшкиной «Новая история 1500 - 1800 гг.»/ авт.-сост. Н.С. Кочетов. Волгоград: Учитель, 2006
-
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь «Новая история 1500 - 1800 гг.». 7 кл., М., «Просвещение», 2012;
-
История России, конец XVI - XVIII век: 7 кл.: поуроч. Разработки: пособие для учителя/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.: Просвещение, 2007;
-
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России конец XVI - XVIII в». 7 кл. М., «Просвещение», 2012;
-
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.Книга для чтения по Новой истории: 1500-1800: Пособие для учащихся: 7 класс.2012;
-
Иванова А.В., Гигиятуллина И.А., Левина Н.А. История России. Тестовые задания. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013;
-
Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983;
-
Лебедева И.М. «организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990.
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
-
Я иду на урок. Материалы к уроку: Приложение к газете «1 сентября» - his.1september.ru/urok/
-
Социальная школьная сеть: ПроШколу - proshkolu.ru/
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru/about/portals/
-
Российский образовательный портал - school.edu.ru/
-
Федеральный центр информационных ресурсов - eor.edu.ru/
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Помещение кабинета истории и обществознания, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В кабинете истории и обществознания должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и не более 30 рабочих мест учащихся.
Технические средства обучения:
-
Рабочее место учителя (ноутбук, мышь).
-
Колонки (рабочее место учителя).
-
Экран.
-
Проектор.
6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года:
• умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
• умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
• умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
• умения работать с исторической картой;
• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории России и мира с древнейших времен по XVI в.., выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
уметь
• определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
• использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п
Тема урока
Элементы содержания
Планируемые результаты
Вид
контроля
ИКТ
1.
Вводный урок.
Актуализация знаний, полученных в 6 классе. Периодизация истории России. Повторение материала.
Знать и понимать: какие эпохи предшествовали и что собой представляло Российское гос-во к началу 16 в.
беседа
2.
Повторение: Киевская и Удельная Русь
Образование и становление Древнерусского гос-ва: основные вехи (первые князья, крещение Руси, расцвет гос-ва при Ярославе Мудром, Ярославичи и княжение Владимира Мономаха). Удельная Русь: Формирование системы земель. Особенности отдельных земель. Установление монгольского господства.
Знать: Основные даты, события, персоналии по данным периодам Российской истории.
Понимать: место данного периода в общем ходе истории России.
Беседа, входной контроль
ММК
3.
Повторение: Московская Русь в XIV-XV вв.
Становление Московского гос-ва: от деятельности первых московских князей до формирования системы управления при Иване III.
Беседа, входной контроль
ММК
4
Василий III и его время.
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Знать: основные даты и события данного правления
Понимать: значимость данной эпохи в истории гос-ва
Уметь: работать с картой
работа с учебником и картой
ММК
5
Василий III и его время.
Работа с документами
6
Русское государство и общество.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Знать понятия: Боярская дума, кормление, местничество, кормления.
Понимать как было устроено российское гос-во, смысл выражения «Москва - Третий Рим».
работа с понятиями
7
Правление Елены Глинской. Боярское правление.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа.
Знать: основные даты и события данного периода, понятие удельная система
Понимать: переходность данной эпохи в истории гос-ва.
Ответы на вопросы
ММК
8
Иван IV. Начало правления.
Принятие Иваном IV царского титула. Московское восстание 1547 г. «Избранная рада»: ее состав и значение. Созыв первого Земского собора.
Знать: основные события, связанные с венчанием Ивана IV на царство и началом его правления.
Понимать: значения принятия царского титула. Уметь: работать с документами.
работа с учебником
9
Реформы Избранной рады
Реформы Избранной рады.
Судебник 1550 г. Отмена кормлений. Система налогообложения. Земская реформа - формирование органов местного самоуправления. Военная реформа: создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Стоглавый собор: изменения в церковных делах.
Знать: основные мероприятия и понимать значение реформ Избранной рады; знать понятия: Избранная рада, Стоглавый собор, стрелецкое войско
Ответы на вопросы
ММК
10
Реформы Избранной рады
работа с понятиями
11
Внешняя политика Ивана IV.
Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение этого. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство, его значение.
Знать: направления и основные события внешней политики. Характеризовать причины успехов и неудач военных походов.
Уметь: работать с картой
Вопросы.
Работа с картой.
ММК
12
Внешняя политика Ивана IV.
Вопросы.
Работа с картой.
13
Опричнина. Итоги правления.
Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа с приближен-ными. Установление оприч-нины. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Знать и уметь объяснять причины, сущность и последствия опричнины; знать понятия опричнина, заповедные лета.
Уметь давать характеристику исторической личности.
Уметь: работать с документами.
работа с понятиями
и документами
ММК
14
Культура России в XVI вв.
Просвещение. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Публицистика 16 в. Переписка Грозного с Курбским. Зодчество. Архитектура Москвы. Собор Покрова на Рву. Живопись.
Знать: основные памятники и отличительные особенности культуры данного периода.
Уметь: работа с иллюстративным материалом; подготовка сообщений.
Таблица, подготовка сообщений
ММК
15
Культура России в XVI вв.
Таблица, подготовка сообщений
16
Повторение по теме: Россия в XVI в.
Систематизация и обобщение знаний, полученных в ходе изучения нового материала.
Проверочная работа
17
Россия на рубеже 16-17 вв.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Знать: основные даты и события данного периода, понятие патриаршество, засечная черта, урочные лета.
Понимать: с чем связан кризис власти и переходность данной эпохи в истории гос-ва.
работа с учебником и картой
ММК
17
Начало Смуты.
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально- экономического кризиса. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Знать: основные даты, события и персоналии данного периода;
Понимать: Сложность и неоднозначность положения Бориса Годунова, причины появления самозванца на русском престоле.
Вопросы
19
Смута.
Василий Шуйский. Восстание Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Договор между Россией и Швецией. М.В. Скопина-Шуйского. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально- освободительного движения. Патриарх Гермоген. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Знать: основные даты, события и персоналии данного периода; понятия самозванчество, интервенция, ополчение, Тушинский лагерь, Семибоярщин, патриотизм и др.
Представлять: Что представляла собой Россия в годы Смуты; драматизм происходящего; Понимать: Роль народных ополчений в освобождении Москвы и окончании Смуты.
Уметь: работать с картой
Схема, вопросы, работа с картой
20
Смута.
Работа с понятиями и документами
21
Окончание Смуты. Ее итоги и последствия.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Столбовский мир со Швецией. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Знать: основные даты, события и персоналии данного периода;
Понимать: значение Земского собора 1613 г., Столбовского мира и Деулинского перемирия
Уметь: работать с документами.
работа с учебником и картой
ММК
22
Повторение по теме: Смута.
Систематизация и обобщение знаний, полученных в ходе изучения нового материала.
Проверочная работа
23
Экономическое развитие России в XVII в.
Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Знать и понимать: понятия «специализация», «мелкотоварное производство», «мануфактура», «Всероссийский рынок».
Представлять: Что изменилось в экономике страны в XVII в.
Понимать: значение этих изменений
Схема, работа с понятиями
24
Сословия в XVII в.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в.
Знать: термин «сословие»; основные сословия российского общества.
Представлять: разницу в положении сословий.
Таблица,
25
Государственное устройство.
Власть монарха. Боярская Дума. Приказная система и местное управление.
Понимать как было устроено российское гос-во, что собой представляли органы центрального и местного управления и самоуправления.
Схема, вопросы
26
Внутренняя политика первых Романовых
Царствование Михаила Федоровича. Роль патриарха Филарета. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы.
Царь Алексей Михайлович. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Укрепление самодержавия. Развитие приказного строя. Усиление воеводской власти в уездах. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского. Денежная реформа 1654 г.
Знать: Кто правил страной в XVII в, основные моменты каждого из этих правлений.
Представлять: Какие изменения произошли в политическом развитии страны при первых Романовых.
Понимать: значение Соборного уложения.
работа с учебником
ММК
27
Внутренняя политика первых Романовых
Ответы на вопросы
28
Повторение .
Систематизация и обобщение знаний, полученных в ходе изучения нового материала.
Проверочная работа
29
Церковный раскол.
Патриарх Никон. Церковная реформа. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Знать: В чем заключалась церковная реформа. Ее последствия.
Осознавать: Что сознание современного человека отличается от сознания человека XVII в.
работа с учебником
ММК
30
Церковный раскол.
Таблица, подготовка сообщений
31
Народные движения.
Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Знать: Причины народных выступлений.
Представлять: Особенности городских восстаний; восстания С. Разина.
Уметь: Составлять сравнительную таблицу по восстаниям; работа с картой.
Таблица
Работа
с картой
ММК
32
Народные движения.
вопросы
33
Внешняя политика в XVII в.
Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы.
Знать: Основные направления внешней политики; важнейшие события (вхождение Украины в состав России; войны с Польшей и др. гос-вами).
Понимать: Значение воссоединения Украины с Россией.
Уметь: работа с картой.
работа с учебником и картой
ММК
34
Внешняя политика в XVII в.
Таблица, вопросы
работа с картой
35
Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация.
Знать: крупнейших российских первопроходцев
Представлять: Как увеличилась территория страны в XVII в.
Уметь: показывать на карте важнейшие пути русских землепроходцев.
Таблица, подготовка сообщений
работа с картой
36
Россия на рубеже веков.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. Россия накануне петровских реформ.
Знать: основные даты и события данного правления
Понимать: значимость данной эпохи в истории гос-ва.
работа с учебником
ММК
37
Россия на рубеже веков.
вопросы
38
Культура России в XVII в.
Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Шатровый стиль в архитектуре. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Парсунная живопись.
Знать: основные памятники и отличительные особенности культуры данного периода.
Представлять: Какие изменения происходят в культуре России в XVII в.
Понимать: Роль этих изменений.
Уметь: работа с иллюстративным материалом; подготовка сообщений.
работа с иллюстративным материалом; подготовка сообщений.
ММК
40
Повторение по теме: Россия в XVII в.
Систематизация и обобщение знаний, полученных в ходе изучения нового материала.
Вопросы
41
Повторение по теме: Россия в XVII в.
Систематизация и обобщение знаний, полученных в ходе изучения нового материала.
Проверочная работа
42
Итоговое повторение по курсу
Повторение и обобщение знания.
Беседа
8. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Оценка «5» ставится, если ученик:
-
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
-
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
-
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
-
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
-
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
-
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
-
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
-
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
-
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
-
Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
-
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
-
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
-
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
-
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
-
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
-
Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
-
Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
-
Не сдал письменную работу.
-
Вместо работы сдал пустой листок.
-
Отказался отвечать, никак не объясняя свой отказ.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
-
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой на 80-85 % и выше;
-
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 65-80% от общего количества;
-
«3» - соответствует работа, содержащая 45-65 % правильных ответов.