- Преподавателю
- История
- Поурочный план по Истории Казахстана
Поурочный план по Истории Казахстана
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Саядов И.Я. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Күні: Пән: Сынып:
Дата: 10.02.16 Предмет: История Казахстана Класс: 8
Тақырып / Тема: Реформы 1867 - 1868 гг. в Казахстане. Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/Учебно-воспитательные задачи: формировать знания учащихся об особенностях и последствиях для Казахстана проведения данных реформ, показать содержание, значение и характер реформы, подготовленной с целью изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX в., объяснить последствия реформы. развивать навыки работы с учебным материалом по выявлению главного, существенного, анализа материла, способствовать развитию умений осуществлять совместную деятельность, согласовывать усилия по достижению общей цели привить учащимся навыки анализа политических и социальных последствий реформы, воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, интереса к истории народа. Мақсат/Цель: - создать условия для усвоения материала. Әдис-тәсілдер / Методы: вопрос-ответ, беседа, изложение, тестирование, самостоятельная работа, работа в группах. Құралөжабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия: карта Казахстана, таблица, схемы, иллюстрации. Сабақ түрі / Тип урока: изучение новой темы Форма урока: комбинированный Сабақ барысы / Ход урока: Реформы 1867-1868 годов
Завершение присоединения Казахстана совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права, реформы, направление на развитие капиталистических общественных отношений не могли не затронуть Казахстана. Он испытывал на себе активный процесс колонизации. Чтобы придать ему целенаправленный и систематический характер царское правительство решило создать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе и максимально отвечающее интересам метрополии. Для подготовки реформ в 1865 году была создана специальная Степная комиссия, в которую вошли представители министерства внутренних дел, военного министерства, местные представители, эта комиссия должна была выработать проект реформ. В 1865-1866 годах комиссией был составлен проект по управлению Казахской степью, оформленный в виде двух документов. 11 июля 1867 года Александр II подписал "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", а 21 октября 1868 года "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства". Согласно реформе вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское, Западно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора, а Туркестанский генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Система управления носила военный характер. Генерал-губернаторства состояли из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили: Уральская и Тургайская; в Западно-Сибирское: Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское: Семиреченская и Сырдарьинская. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губернии; Мангыстау - под управление Кавказского военного округа, а позже вошел в Закаспийскую область. Областные правления подчинялись военным губернаторам, которые являлись командующими военными округами и одновременно являлись наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. Областные правления состояли из трех отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Председателем правления был вице-губернатор, он имел советников, отделы правления возглавляли старшие советники. Пограничные области: Семиреченская и Сырдарьинская занимались пограничными делами. Области делились на уезды, их было 34. Уезды возглавляли уездные начальники - офицеры, которые назначались генерал-губернатором по представлению военных губернаторов областей. Уездный начальник имел помощников - старшего и младшего. Во всей этой иерархии представители местной родовой верхушки и султанской знати могли занять лишь должность младшего помощника уездного начальника.
Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части. Уезды делились на волости по территориальному принципу. Волости делились на административные аулы, состоявшие из хозяйственных аулов. В административные аулы входило от 100 до 200 кибиток; в волости от 1000 до 2000, иногда до 3000 кибиток. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством. Султаны обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от всяких налогов. По реформе судебное устройство в Казахстане имело несколько уровней. Сохранились суды биев и казиев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались такими делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц и т.п. Реформы устанавливали ежегодный денежный покибиточный сбор на скотоводов, в Туркестанском генерал-губернаторстве 2 рубля 75 копеек; в Оренбургском и Западно-Сибирском - 3 рубля. Для оседлого земледельческого населения сохранялся традиционный налог -одна десятая часть урожая натурой или деньгами. Устанавливались различные повинности по содержанию местной администрации, почтовых дорог, мостов, школ, больниц, обеспечение подводами военных частей и т.п. Перепись кибиток проводилась каждые три года. Ограничивались права мусульманского духовенства, например, выборного муллу, утверждал губернатор. Согласно реформе, в уездных городах предполагалось открыть одну общую школу и медпункт.
Положения 1867-1868 годов были "Временными", поскольку царское правительство рассчитывало ввести их в течение двух лет. Однако они встретили решительное сопротивление со стороны местного населения, понимавшего, что эта реформа окончательно превращает Казахстан в колонию Российской империи, и этот процесс растянулся на 20 лет. Самым тяжелым последствием реформы было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской империи. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование, тяжелым бременем легли налоги и повинности, ущемлялась в своих правах и местная знать. Казахи отказались принимать новые порядки.
Закреплени урока:
-
В какие годы была принята реформа и в чем заключаются ее особенности? (Реформа была принята в 1867- 1868 гг. и охватила всю территорию Казахстана.)
-
Через какие ступени проходила новая система управления?
-
Какой характер имело административное управление?
-
На какие губернаторства и области разделилась территория Казахстана согласно реформе 1867-1868 гг.?
-
Какие изменения претерпели судебные дела?