Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках истории и обществознания

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках истории и обществознания

Общепринято мнение, что на начальном этапе обучения дети проявляют огромный интерес к предметам, как к чему-то новому. Обладают повышенной активностью и работоспособностью на уроках. Но чем сложнее становится материал, тем больше ослабевает интерес, вследствие чего ослабевает работоспособность на уроке. Интерес ребенка к предмету необходимо постоянно поддерживать.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению..

1 Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности

3 Встречи и дискуссии

4 Внедрение азартных технологий

Внедрение азартных технологий на занятии не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике. Групповая настольная игра «Лексический конструктор» - один из примеров использования новой технологии азартного изучения английского языка. Для игры учителю нужно подготовить учебное пособие, состоящее из 60 карточек. Количество карточек объясняется удобством составления на их базе самых разнообразных игр, ведь число 60 делится на 2, 3, 4, 5 и 6. На каждой карточке записывается английское слово: существительное, прилагательное, числительное или местоимение. Записанные слова должны составлять взаимозаменяемые выражения из нескольких элементов. Так можно составить 20 выражений с использованием следующих элементов: порядкового числительного, существительного, обстоятельства места, выраженного существительным с предлогом (всего 3 элемента).

6 Работа с газетными материалами

7 Применение новых информационных технологий

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.

Например:

а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.

с) эффективным способом повышения интереса учащихся является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

8 Внеурочная деятельность

Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

12 Игра

Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем.



Утомление школьников

Степень снижения здоровья определяется соотношением исходных резервов (исходного уровня здоровья) и функциональными (энергетическими) тратами на осуществляемую деятельность. Функциональные траты при продолжительной работе приводят к определенным изменениям функционального состояния организма человека - развитию утомления. Утомление - это временная потеря работоспособности, вызванное напряжённой и сложной умственной работой (Руководство по физиологии труда,1969). При интенсивной и длительной учебной работе школьников развивается утомление, а иногда и переутомление (Хрипкова А.Г.и соавт., 1990).

Систематическое утомление и переутомление относится к патологическому состоянию и ведёт не только к снижению качества усвоения учебного материала, но и к ухудшению здоровья. Поэтому раннее выявление признаков утомления и своевременная их коррекция является важным условием сохранения здоровья школьников.

На степень умственной работоспособности влияют экзогенные и эндогенные факторы. Эти факторы в естественных условиях действуют на организм одновременно.

Анализ динамики умственной работоспособности показал, что к факторам утомления, в первую очередь, относятся порядок, номер урока, т.к. показатели умственной работоспособности у учащихся подвержены изменению в течение учебного дня, недели, года. У большинства здоровых детей отмечается два выраженных подъёма работоспособности: первый - с 8 до 11часов, второй - в 16-17 часов.К концу недели работоспособность снижается. Максимальные её значения отмечаются во вторник и в среду, в пятницу - снижение. Эти особенности необходимо учитывать при построении режима, отводя на деятельность, предъявляющую к организму повышенные требования, часы, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием.На развитие утомления может оказывать влияние трудность урока, которая зависит, как будет показано ниже, от ряда факторов, в том числе, от объёма информации, подлежащей усвоению. Сивковым И.Г., в 1975 году была разработана таблица, отображающая трудность того или иного предмета, согласно которой наиболее трудными уроками (приводящими к упадку сил, развитию утомления) являются математика, затем (по убывающей) иностранный язык, физика, химия, история, русский язык, литература и т.д.К факторам утомления можно отнести ритм, в котором производится работа, величина нагрузки. Неинтенсивная работа быстрее вызывает наступление утомления. Учащиеся утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности (Хрипкова А.Г. и соавт., 1990).

Шум, недостаточная освещённость, повышенная температура и духота помещения также оказывают неблагоприятное воздействие на работоспособность и способствуют развитию утомления. Также немаловажным фактором школьных перегрузок и утомления является стресс, сопровождающий процесс обучения: спросят - не спросят; поставят хорошую отметку или плохую; вызовут родителей или не вызовут и т.д. Это мешает сосредоточиться на учёбе и истощает нервную систему, отражаясь не лучшим образом на самочувствии ребёнка.

Рассмотренные выше факторы являются экзогенными, т.е. действуют на организм из внешней среды. Это действие оказывают одинаковый эффект на всех учащихся, значит их можно считать объективными.

К эндогенным факторам утомления можно отнести состояние здоровья, резервные возможности организма школьника, степень подготовленности и заинтересованности ученика, индивидуальные особенности школьников.

Утомление можно рассматривать как с объективной, так и с субъективной точки зрения.

Объективное проявление утомления связано с особенностью протекания психических и физиологических процессов, которые одинаковы для всех учащихся и не зависят от их сознания.

Раньше всего под влиянием учебных занятий у учащихся наступают физиологические сдвиги в речевой функции коры больших полушарий головного мозга. Примерно с третьего урока учащаются расхождения между речевым и двигательным рефлексами. Нарастает общедвигательная возбудимость.

Продолжительная работа, так же как и очень трудная может быть выполнена только в том случае, если она регулярно сменяется отдыхом. Причём лучший отдых заключается не в полном покое, а в перемене характера деятельности, во время которой участвуют другие, неутомлённые органы, возбуждаются новые участки коры головного мозга.

Для школьников лучший отдых - это прогулка, спорт, который, по возможности, должен быть на свежем воздухе. К сожалению, плотный график расписаний и большой объём домашних заданий не всегда оставляет на это время, что отрицательно сказывается на здоровье и успеваемости школьников, так как способствует развитию хронического утомления или переутомления.

Кроме объективных показателей утомления, каждый самостоятельно может дать оценку своему утомлению, которая будет зависеть от психического состояния человека на данный момент. Такое понятие утомления будет субъективным. Состояние здоровья, самочувствие, настроение, отношение со сверстниками, поощрение или порицание сказываются на психическом состоянии человека, а значит - и на степени субъективного утомления. Отношение к предмету, заинтересованность в нём тоже влияют на развитие утомления. Эмоциональное реагирование выступает как один из наиболее существенных аспектов биологической адаптации к любым, в том числе и учебным нагрузкам. Под влиянием эмоционального напряжения, происходят сложные психофизиологические перестройки нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Отсутствие выраженного эмоционального отношения к событию отрицательно сказывается на результатах умственной деятельности. Интерес к предмету облегчает восприятие информации, а значит - уменьшает утомительность урока. Часть предметов в некоторых классах вызывает значительное ухудшение состояния работоспособности, в других классах такого не наблюдается. Поэтому сейчас во многих школах формируют профильные классы, что даёт возможность обучения детей согласно их интересам и способностям. Интерес, сознательное отношение к делу помогает компенсировать утомление, которое вызывается учебной нагрузкой. Объективное и субъективное утомление могут не совпадать.

Утомление (как субъективное, так и объективное) отрицательно сказывается на процессе обучения и успеваемости. Однако нельзя забывать, что утомление - это охранительная, защитная реакция от чрезмерного истощения функционального потенциала и в то же время - стимулятор последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-познавательной деятельности направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление, оградить организм от отрицательного воздействия чрезмерного утомления (Хрипкова А.Г. и соавт.,1990).

Факторы, определяющие утомительность урока

Одним из факторов утомления является трудность урока. По мнению С. М. Громбаха, утомительность в большей степени понятие физиолого-гигиеническое, а трудность - психолого-педагогическое. Утомительность характеризуется степенью снижения полноценности тех или иных функций организма, а трудность - объёмом требований к умственной деятельности учащихся. Трудность того или иного предмета может определяться, с одной стороны, объективными факторами: содержанием программного материала, объёмом информации и др., а с другой - с убъективными: индивидуальными способностями, умением учиться, систематичностью занятий и знанием предыдущего материала, соответствием предлагаемого темпа обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся и др. Понятие «трудность» характеризует учебный предмет в целом, а утомительность - лишь школьные уроки по данному предмету.

Положительные эмоции на трудном уроке противодействуют наступлению усталости. Утомительность одного и того же предмета неодинакова для учащихся разных классов даже внутри одной возрастной группы, следовательно, она определяется не только самим учебным предметом, а тем конкретным учебным материалом, который изучается в данный момент, личностью учителя, индивидуальными особенностями школьников.

Факторы, определяющие утомительность учебных занятий, в частности урока, можно условно разделить на две категории: объективные (общие для всех учеников и от них не зависящие) и субъективные (индивидуальные).

К субъективным (индивидуальным) факторам С. М. Громбах относит следующее: возраст, пол, состояние здоровья, функциональное - физическое и психическое - состояние в данный момент, способности, работоспособность, степень подготовленности, интересы.

Многочисленные исследования показали, что школьники отличаются друг от друга уровнем работоспособности, зависящим не только от наследственности, но и от воспитания, степени подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы, личностных особенностей.

Все школьники в зависимости от уровня работоспособности подразделяются на три группы.

Первая группа - дети с высоким уровнем работоспособности, который имеет третья часть всех школьников младшего и среднего возраста, и четвёртая часть - школьники старшего возраста.

Вторая группа - со среднем уровнем работоспособности - половина школьников всех возрастов.

Третья группа - самая малочисленная - школьники с низким уровнем работоспособности, для которых характерно неустойчивое внимание, малая активность, неусидчивость, выполнение небольшого количества объёма при низком качестве, плохая успеваемость.

В последние годы на первый план выступают другие индивидуальные особенности, препятствующие усвоению учебной программы. Среди них должна быть названа причина, связанная с низкой подвижностью нервных процессов, чрезмерная медлительность мышления.

Затруднения в овладении школьной программы могут иметь своей причиной пониженное зрение или слух.

Невозможность или трудность в выполнении учебной нагрузки может определяться низким уровнем интеллектуальной способности ученика. Психологи констатируют обратное соотношение между уровнем способности и утомляемостью. Низкий уровень способностей иногда компенсируется высокой работоспособностью и усидчивостью учащегося, если же он сочетается с низкой работоспособностью, то это приводит к низкой успеваемости и требует индивидуального подхода к обучению.

В исследованиях последних лет установлены не только количественные, но и связанные с функциональной асимметрией в организации мозговой деятельности качественные различия интеллектуальной работоспособности, проявляющиеся в большой успешности решения словесно-логических задач у одних учащихся (с доминированием левого полушария) и наглядно-конструктивных у других (с доминированием правого полушария), а также - с типом ВНД, темпераментом, характером памяти, биоритмологическими свойствами школьников.

Все это актуализирует индивидуальный и дифференциальный подходы в организации учебно-воспитательного процесса. В зависимости от индивидуальных особенностей учеников должны варьироваться

сложность программного материала,

темпы его прохождения,

приёмы и методы обучения,

дозировка классных и домашних заданий,

выбор классных и контрольных работ.

В обычных классах индивидуализация обучения должна быть направлена не только на облегчение, но и на усложнение заданий для некоторых учащихся. Недогрузка так же плоха, как и перегрузка: источником неврозов может быть как избыток, так и недостаток информации.

Различные школьные предметы отличаются по содержанию, по методам и приёмам учебной работы. Каждый предмет имеет свою специфику в преимущественном использовании тех или иных методов (словесных, наглядных, практических).

Существует понятие «трудные и лёгкие предметы». Однако для каждого конкретного ученика трудность или лёгкость предмета зависит в значительной степени от способностей и склонностей этого ученика.

Немалое значение для степени трудности предмета имеют

личность учителя,

его педагогическое мастерство,

любовь и глубина знания предмета,

увлечённость им и многое другое.

Большое значение имеет и эмоциональная окраска урока. Известно, что учебный материал, вызывающий положительные эмоции, усваивается быстрее и легче.

В начальных классах трудность того или иного предмета определяется неравномерностью домашней подготовки, отсутствием готовности ребёнка к волевому усилию. В среднем и старшем школьном возрасте к появлению трудных предметов приводит и нерегулярность занятий. По ряду предметов (математика, иностранный язык, химия) для овладения последующим материалом постоянно необходимы ранее полученные знания. По другим - новый материал может быть усвоен (правда, неглубоко и непрочно) и без знания предыдущего (история, география).

Кроме того, трудность предмета связана с неумением учиться. Это проявляется, как правило, в неумении выделять в материале предмет усвоения и учебную задачу.

Педагоги трудность урока в основном пытаются определить, исходя из объёма работы. Они выделяют предметы с преобладанием практического (музыка, изобразительное искусство, физкультура, технология) и теоретического содержания, но такое разделение не соответствует распределению предметов по их утомительности. Так, некоторые предметы с преобладанием практического, равно и теоретического, содержания предъявляют повышенные требования к органу зрения.

Гигиенисты пытаются определить утомительность школьных уроков в зависимости от объёма учебного материала или длительности его переработки. Повышенная интенсивность работы (решение более 20 примеров за один урок), чрезмерная активность учеников (свыше 50 ответов на уроке) вызывают снижение внимания и повышенное возбуждение, что ухудшает общие показатели работоспособности. А. М. Еремеев определил, что для учащихся в возрасте 10-14 лет продолжительность самостоятельной работы на уроке не должна превышать 25 мин, контроль знаний учащихся - 6-12 мин, изложение новой темы - 10-12 мин.Удалось определить наиболее рациональное сочетание различных уровней эмоционального состояния школьников, трудности и насыщенности учебными элементами уроков для сохранения высокой работоспособности.Большое значение имеет насыщенность урока учебными элементами, т. е. фактическая занятость школьника учебной деятельностью, смена её на уроке (чтение, письмо, ответ и др.). Уроки как с высокой, так и с низкой насыщенностью учебными элементами оказывали неблагоприятное влияние на функциональное состояние ЦНС и работоспособность школьников.Выявлено также, что занятия с низко выраженной эмоциональностью приводят к ухудшению функционального состояния ЦНС учащихся, снижению их работоспособности и учебной активности. Высокая степень эмоциональности в сочетании с высокой трудностью и разнообразием видов деятельности в свою очередь приводит к неблагоприятным изменениям в функциональном состоянии ЦНС и работоспособности школьников. Напряжённая психоэмоциональная деятельность вначале повышает работоспособность учеников, но отмечаемое при этом значительное напряжение регуляторных систем организма приводит к быстрому их истощению и последующему падению работоспособности.

Бодрость за одну минуту по Д.В. Керни

Предлагаемый комплекс, рассчитанный всего на 1-2 минуты, поможет освободиться от постепенно накапливающейся усталости.

Быстро потрите друг о друга пальцы рук - 5 сек.

Быстро потрите разогретыми теплыми пальцами щеки вверх-вниз - 5сек.

Часто постучите барабанной дробью по макушке головы - 5 сек.

Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю сторону предплечья - 3 раза.

Осторожно надавите на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами - 3 раза.

На шее найдите сонную артерию, осторожно нажмите пальцами с одной стороны, сосчитав до 5. Освободите ее; дышите глубоко, то же самое проделайте на другой стороне.

Большим пальцем нащупайте впадину в основание черепа (у места соединения головы с позвоночником). Нажмите, сосчитав до 3, отпустите. Повторите 3 раза.

Массаж рефлекторных зон ног: а/ сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли, б/ плотно захватите большими и указательными пальцами рук ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите по 3 раза на каждой ноге, в/ быстро потрите верх ступни рукой (или пяткой другой ноги).

Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха.

Если, заканчивая самомассаж, вы чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута.

Педагогической технологией обычно называют направление педагогики, которое имеет целью повысить эффективность общеобразовательного процесса, достичь запланированных результатов обучения. Современная школа уже не может ограничиваться лишь передачей некого объема знаний. Образование рассматривается сегодня как пространство для познания самого себя, для выработки стиля жизнедеятельности в информационном обществе, готовит активную, творческую, развивающуюся личность.

Работоспособность - показатель достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Известно, что работоспособность напрямую зависит от внешних условий. Работоспособность младшего школьника снижается довольно быстро - об этом сигнализирует общее «двигательное беспокойство». Через 15-20 минут урока число неслушающих, вертящихся, отвлекающихся, занимающихся своим делом, а то и просто играющих детей катастрофически растёт. Кажется, ещё секунда - и собрать их внимание будет просто невозможно. Двигательное беспокойство - защитная реакция организма ребёнка. Он как бы отключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления. Да, действительно, попытка ограничить двигательное беспокойство ребёнка словами не даёт результата, и только рациональное переключение с одного вида деятельности на другой, смена видов деятельности позволяет отодвинуть утомление.

Многолетнее изучение работоспособности школьников М.В. Антроповой позволило определить основные закономерности динамики умственной работоспособности в течение учебного дня, недели и года, показало, что определённый её уровень в каждом отдельном случае может быть достигнут при разной степени напряжения физиологических систем, т.е. неодинаковой физиологической «ценой».

В начале работы происходит постепенное повышение показателей умственной работоспособности, вырабатывание, приспособление к деятельности (3-5 минут). Затем наступает период оптимума (10 - 15 минут), потом появляются первые признаки утомления - снижение внимания, темпа работы, двигательное беспокойство. Это то, что можно отметить. В то же время повышается напряжение некоторых физиологических функций - это не видно «на глаз», но функциональная «цена» работы возрастает, однако усилием воли ещё можно продолжить работу. Если в этот момент не отрегулировать величину нагрузки, то наступит утомление и резко упадёт работоспособность.

Периоды работоспособности можно регулировать, используя различные методы активизации интеллектуальной деятельности. Например, период врабатывания можно сократить, используя метод усиления мотивации посредством игры. Игра поможет сконцентрировать внимание детей, затем переключить учащихся непосредственно на процесс работы. Процесс оптимизации можно удлинить, если чередовать виды деятельности, поддерживать интерес, мотивацию. Далее важно дать передохнуть, отвлечься. Этот момент так называемой компенсаторной перестройки очень важен. Это может быть физкультминутка, мини-медитация, аутогенная тренировка, релаксация и т.д. После такого пятиминутного отдыха дети быстро восстанавливают силы. Результат - ещё 5-10 минут эффективной работы и, кроме этого, к концу урока не будет очень резкого спада работоспособности: ведь в течение дня у ребёнка как минимум четыре урока.

Не стоит пренебрежительно относиться к малым формам аутогенной тренировки, физкультминуткам на уроке. Нельзя не учитывать, что процесс обучения снижает двигательную активность детей, требующуюся для нормального роста и развития, на 50%. Нельзя не учитывать, что утомление снижает общий эмоциональный фон и тонус центральной нервной системы, что способствует накоплению стрессогенов и ведёт к общей эмоциональной дезорганизации.

Минуты разгрузки на уроках помогают снять неблагоприятные сдвиги в ряде функциональных систем. Помимо динамического воздействия на мышцы организма важно и воздействие на общее эмоциональное состояние, подпитка положительными эмоциями.

Явно то, что негативные эмоции, принесённые ребёнком на урок из внешней ситуации, зачастую являются огромным отвлекающим фактором. Такие эмоции как гнев, страх, презрение, вина, обида и др. блокируют нормальный эмоциональный процесс и заставляют осуществлять его окольным путём. Часто деятельность на уроке дезорганизована именно по причине отвлеченности на отрицательную эмоцию. Бесспорно то, что работа по устранению глубоких негативных переживаний - это отдельный длительный процесс и, в целом, отдельная тема. Но переключить эмоциональное состояние ребёнка с неблагоприятного на положительное во время урока возможно. И достичь это реально, используя экспресс-способы устранения негативного эмоционального состояния. Данные способы нечто иное как психологические приёмы когнитивной и моторной регуляции, методы переключения на другую эмоцию.

Когнитивная регуляция предполагает использование внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания.

Моторная регуляция предполагает использование физической активности как канала разрядки эмоционального напряжения.

Последний способ саморегуляции связан с сознательными усилиями, направленными на активизацию другой эмоции, положительной.

В психологии к частным способам саморегуляции эмоционального состояния относят дыхательные упражнения, релаксационную и аутогенную тренировку, медитацию, десенсибилизацию, реактивную релаксацию и др.

Применение элементов вышеперечисленных способов саморегуляции на уроках особенно, в моменты компенсаторных перестроек!) дает видимый результат. В чистом виде саморегуляция (установка, погружение и т.д.) за 2-5 минут ребёнком будет не понята и не принята. И это естественно. А потому педагоги применяют данные методы в виде игровых, шуточных упражнений. Самое известное: «Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали…»

Упражнения в стихах, песенках, направленные на снятие психоэмоциональной нагрузки, детям нравятся. Они легко заинтересовывают, осваиваются, запоминаются.

Вашему вниманию я представляю небольшое пособие таких упражнений «Шутки - минутки». Причиной создания данного мини-сборника послужил интерес со стороны педагогов к авторским разработкам на снятие негативных эмоций.

Использование данных упражнений на уроках - лишь толика педагогического вклада в улучшение психического и физического здоровья учащихся. Но по сути, «с миру по нитке» ткётся «рубаха» здоровья ребёнка. Малый фактор - не всегда малозначим.

На сегодняшний день в содержание школьного обществознания входят основы таких наук, как философия, экономика, право, социология, политология, культурология. Курс обществоведения носит интегративный характер, поэтому должен содержать реальный взгляд на жизнь, готовить учеников к ее сложностям и противоречиям, формировать умение самостоятельно принимать решения, ориентироваться в событиях и находить различные способы выхода из сложившихся ситуаций. Я стараюсь строить урок таким образом, чтобы дать ученику возможность не просто разобраться в предмете, но и проявить себя в роли социально активной личности. Это возможно только в процессе взаимного творчества учителя с учащимися, для которого характерны совместные целеполагание, деятельность и подведение итогов.

С психолого-педагогической точки зрения цель моей работы: изменение принципа подачи и усвоения материала (от механического заучивания к творческому созиданию), создание оптимальных условий для лучшей реализации каждым учеником своих потенциальных возможностей, использование механизмов интуиции, предвосхищения, прогнозирования.

Принцип построения урока: через творческую активность к углублению познания.

Конечная цель: становление творческой личности, ее самореализация, готовность к преобразующей деятельности.

Держу в своей педагогической копилке и с удовольствием использую метод «мозгового штурма», который позволяет не только вовлечь всех учащихся в урок, но и помогает разрешить проблему, а также формирует у детей нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Для того чтобы выступление было корректным, мы выработали ряд правил:

В процессе обсуждения различных тем и вопросов у ребят часто возникают спорные ситуации и альтернативные предложения по проблеме. Для того чтобы дети учились слушать и слышать друг друга, относились с уважением к мнению оппонента, логично и лаконично высказывали свои мысли, я предложила им провести урок в форме дебатов, но оказалось, что такой урок очень сложен и продолжителен. Поэтому мы упростили его по структуре и ограничили время обсуждения. Назвали такую форму «Дуэль мнений». Между собой ребята называют такой урок мини-дебаты. Класс делится на две группы. Каждой группе на предыдущем занятии дается задание найти и отобрать аргументы «за» или «против», согласно заданной теме. Примерные темы мини-дебатов: «Человек имеет право на эвтаназию» или «Война - двигатель прогресса общества». От групп выбираются по три человека, которые, по мнению всех участников, смогут выражать и отстаивать идеи команды. Их мы называем спикерами. Они будут вести «дуэль» фактов и доказательств. Остальные учащиеся могут дополнять спикеров своих команд новыми аргументами или, в порядке установленного регламента, задавать вопросы противоположной команде. В конце урока все ученики принимают участие в обсуждении услышанного и оценивают аргументированность выступлений спикеров.

Такая форма урока расширяет кругозор, позволяет ребятам учиться выстраивать цепочку доказательств, самостоятельно мыслить, защищать свою точку зрения, быть критичным к себе и терпимым к своим оппонентам.Очень люблю использовать на своих уроках элементы театрального представления, ролевые игры. Эти методики позволяют детям не только проявлять свои, в том числе скрытые, таланты, но и учат лучше ориентироваться в окружающем мире, быть самостоятельными, уважать друг друга. Наиболее яркие уроки с элементами театрализации обычно проходят во время изучения социальной и экономической сфер общества. Так, например, при рассмотрении темы «Общение» я предлагаю ребятам разбиться на пары (группы) и подготовить друг для друга различные ситуации, которые учащиеся с удовольствием разыгрывают. Например, «Покажите встречу двух директоров фирм по вопросу купли-продажи мебели» или «Разыграйте разговор матери с ребенком по поводу полученной двойки». Далее мы обсуждаем увиденное и приходим к выводу, что общение может быть разных видов (деловое, повседневное и т.д.) и форм (вербальное, тактильное, при помощи жестов). Ученики проигрывают некоторые модели поведения, пытаясь понять, какие варианты наиболее приемлемы в реальной жизни. В заключение ребята решают, какая пара (группа) наиболее ярко и убедительно показала сцену, а также разрабатывают правила успешного общения.В процессе ролевой игры каждый ученик «переживает» ту роль, которая ему дается, пытается найти оптимальную модель поведения в сложившейся ситуации. Поэтому любая игровая ситуация должна быть оценена и проанализирована. Ребятам необходимо понять, чему они научились во время игры, какие ошибки были допущены. Такая методика подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по приобретению новых знаний, навыков.

Чаще всего работу на уроке я строю по принципу малых групп. Такая работа позволяет всем учащимся включаться в процесс урока, высказывать свое мнение, быть услышанными. Ученики могут решать конкретные задачи. Роли внутри группы ребята распределяют самостоятельно, т.е. кто-то работает с источниками, документами, кто-то записывает, а кто-то выступает.







© 2010-2022