Конспект урока истории в 8 классе Отмена крепостного права в России. 1861 год

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила учитель Османова Леся Петровна.

Тема: «Отмена крепостного права в России»

Цель урока: формирование представления о крестьянской реформе 1861 г.
Задачи: Знать суть реформы 1861 г. и значение реформы для России. Развивать умения анализировать документы. Уметь делать выводы из изученного материала. Расширить словарный запас. Воспитывать уважение к истории своей страны.
Основные знания: 1861 год-отмены крепостного права.
Александр II-царь-освободитель.
Значение отмены крепостного права для России.
Термины и понятия: Манифест, сельское общество, сельский сход, сельский староста, надел, временнообязанный крестьянин, выкупные платежи, круговая порука.
Оборудование: презентация «Отмена крепостного права», листы с тестами.
Тип урока: сообщение новых знаний.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами отправляемся в XIX (19) век, представим себя крестьянами, которые жили в России и были крепостными.

2.Актуализация.

Вступительное слово: /слайд №1/
Россия потерпела поражение в Крымской войне. Несмотря на героизм и мужество русской армии, война показала, что Россия отстаёт от европейских государств и в военном, техническом и экономическом отношениях. Как вы думаете какая ситуация назрела в России? Могла ли и дальше страна опираться на труд крепостных крестьян?
Верно, Россия могла бы превратиться из могущественной державы в отсталую страну. Это и понял новый царь России - Александр II. /слайд №2/. Доклады учащихся.

Сегодня тема нашего урока «Отмена крепостного права» /слайд №3/

3.Изучение нового материала.

/слайд №4/ Давайте вспомним, как мы- крестьяне чувствовали себя, будучи крепостными? Кому принадлежали результаты нашего труда? Было ли нам интересно работать всё лучше и лучше, если результаты труда присваивали помещики?
/слайд №5/ Новый царь тоже понимал, что надо отменить крепостное право. Запоминаем дату-19 февраля 1861 года, Александр подписал Манифест об отмене крепостного права.
/ манифест-царский указ/ (словарная работа, запись в тетрадь и даты)
/слайд №6/ /зачитывается отрывок из Манифеста/ «…пользуясь своим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положении повинности. В сем состоянии, которое переходное, крестьяне именуются временнообязанными…»
/слайд №7/ - Все крестьяне получили личную свободу. Где теперь решались вопросы жизни крестьян? ( Словарная работа; сельское общество, сельский сход, сельский староста). Представим, что мы все теперь члены общества, собираемся решать вопросы на сходе и выбираем там старосту. Какой главный вопрос мы будем обсуждать?
Конечно, земельный. Из документа мы делаем вывод, что пока мы пользуемся наделом, мы исполняем повинности (словарная работа; временнообязанные.)

Физкультминутка:
Мы работая устали,
Так оброк мы добывали.

И на барщине трудились,

Но свободою гордились.

/слайд №8/ Помещик обязан был предоставить каждому крестьянину надел земли, а крестьянин имел право выкупить у помещика эту землю.( Чтение текста учебника о плате за землю).( Словарная работа; выкупные платежи). Выплачивали выкупные платежи не каждый крестьянин в отдельности, а сельское общество за всех крестьян вместе. А как вы думаете, если вы - крестьяне захотели выйти из общины и уйти в другое место, могли бы это сделать самостоятельно? Правильно, только община решит можно вам уйти или нет. (Словарная работа; круговая порука).
/слайд №9/ Крестьяне надеялись получить землю даром.
/слайд №10/ Но не только крестьяне были недовольны реформой. Недовольными были и помещики. (Чтение текста «Крестьянские бунты») Как мы - крестьяне проявим своё недовольство? Где особенно сильным был бунт? Чем заканчивались все бунты?
Вы «крестьяне» смирились с реформой. А попробуйте поделиться мыслями, какие трудности вас будут ожидать в дальнейшем и будут ли они?
( Рассказ о жизни крестьян после отмены крепостного права).
Но несмотря на трудности и недовольства, эта реформа имела для России огромное значение. /слайд №11/. За что Александр II был назван царём - освободителем?

4. Первичное закрепление нового материала. /тест/

«Отмена крепостного права в России»

1.На каких условиях реформа 1861г. Предоставляла землю крестьянам?

а) полностью за счет государственной казны;

б) бесплатно;

в) за выкуп при содействии правительства.

2.Что получили крестьяне в 1861г?

а) свободу от государственных повинностей;

б) личную свободу;

в) право выхода из крестьянской общины.

3.Какие крестьяне считались временнообязанными?

а) заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы;

б) крестьяне, не выкупивший свой земельный надел у помещика.

в) государственные крестьяне

4.Что такое надел?

а) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;

б) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861г;

в) часть крестьянской земли

5.Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861г крестьянин единовременно должен был внести 20 - 25% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть?

а) государство;

б) земство;

в) помещики.

6.Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю?

а) 70 лет;

б) 10 лет;

в) 49 лет.

7.До реформа1861г. Крестьянами управляли помещики. Кто выполнял эти функции после отмены крепостного права?

а) специально назначенные правительственные чиновники;

б) мир, или сход, во главе со старостой;

в) староста, избираемый сходом.


5.Итог.
- Расскажите, «крестьяне» как происходило ваше освобождение после подписанного «Манифеста» Александром II?

6. Домашнее задание:

Читать стр.267-270, дополнительный материал для чтения стр.271-273

© 2010-2022