Конспект урока на тему Московская Русь

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обобщающий урок по теме « Московская Русь».


Цели: 1. Повторение пройденного материала по данной теме; проверка уровня знаний главных проблем темы, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала;

2. Развитие речи, мышления, умения анализировать материал, сопоставлять события и даты, активно мыслить, делать выводы;

3. Воспитание интереса к урокам истории, посредством создания игровых ситуаций.

Основные понятия: централизованное государство; Московская Русь; Судебники; Стоглавый собор; Избранная Рада, система управления при Иване Грозном; сословная монархия, крепостное право, опричнина, помещики, дворянство, нестяжатели, иосифляне.

Важнейшие даты: 1325-1340 гг. - правление Ивана Калиты в Москве; 1359- 1389 гг. - правление Дмитрия Донского в Москве; 1380 г. - Куликовская битва; 1433-1453 гг. - большая Усобица в Москве; 1462-1505 гг. - правление Ивана Ш, 1478 г. - присоединение Новгорода к Москве; 1480 г. - свержение монголо-татарского ига; 1497 г. - Судебник Ивана Ш; 1500-1503; 1507-1598; 1512-1522; 1534-1537 гг. - русско-литовские войны; 1505-1533 г. - правление Василия 111; 1533-1584 гг. - правление Ивана Грозного; 1550 г. - Судебник Ивана IV, Стоглавый собор; 1552 г.-присоединение Казани; 1558-1583 гг. - Ливонская война; 1564 г. - издание Иваном Федоровым первой печатной книги в России; 1565-1572 гг. - опричнина; 1581-1585 гг. - походы Ермака в Сибирь.

Выдающиеся личности: Даниил Московский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Мамай, митрополит Алексий, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Иван Ш, Иван Грозный, Андрей Рублев, Дионисий, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Феофан Грек, Максим Грек, Иван Федоров.

Оборудование урока: карта «Российское государство в XVI в.», карточки с терминами; карточки, которые можно прикрепить на доске с помощью магнита (для задания 6); билеты с именами Дмитрий Донской, Иван Грозный, Андрей Рублев, Сергий Радонежский, Мамай (для задания 9); заранее подготовленные тесты

Эпиграф.


Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны.


Ход урока.

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, мы будем повторять все то, что узнали по теме « Московская Русь».

- Итак, сейчас мы разделимся на команды, которые окажутся в Московскую Русь . (деление на команды, определение капитанов).

- А теперь необходимо будет встать, закрыть глаза и представить княжеский двор, деревянные терема, величавого князя в дорогой одежде, его приближенных - бояр, княжескую рать, обычных крестьян работающих на поле помещика…

- Представили картину? Откройте глаза!

- Начинаем погружение в эпоху, тихонечко садимся на места.

II. Основная часть.

- Посмотрите ребята, перед нами выросла крепость.

Не на море - океане,

Не на острове Буяне,

А в лесу среди болот

Крепость мощная встает.

Лес, болото, вал и стены

Преграждают путь к врагу,

Ваши знания помогут

Штурмом взять ее в бою!

- Начнем с предисловия к нашей теме и проведем небольшую разминку для команд. Игра называется « Что хотите, говорите».

- Поочередно каждой команде будут предложены исторические фразы, на которые вы хором должны будете отвечать «да» или «нет» в зависимости от того, что вы считаете верным или неверным в отношении сказанного.

- Итак, вы готовы?

- Будьте внимательны, говорите быстро, но точно…

Задание 1

- Хан Батый, внук Чингисхана, лично знал царя Ивана. (нет)

- Чтобы князь смог на Руси власть законную нести,

Непременно должен он ездить к хану на поклон. (да)

- На Неве князь Александр несколько недель стоял

В битве страшной пятидневной много войска потерял. (нет)

- Русь узнала о монголах, задохнувшись вся в пожарах. (да)

- Орды воинов пришли, много городов пожгли. (да)

- Пересвет с коня летел Челубея одолел. (да)

- Иван Третий на беду, дани не послал в орду. (да)

- И тогда монгольский хан надевает свой колчан,

В землю русскую идет, войско за собой ведет. (да)

- У Ахмада много сил, он Россию победил. ( нет)

- Молодцы!

Задание 2

1.- А теперь приступим к штурму крепости, на дороге вырос лес, его преодолеть помогут ваши знания исторических терминов. Давайте узнаем, какая команда знает лучше всех понятия и может их объяснить.

Запишите названия терминов.
Высший совещательный орган при великом князе - Боярская дума.
Система содержания должностных лиц за счет местного населения - кормление.
Порядок замещения высших должностных лиц в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками - местничество.
Условное земельное держание, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования - поместье.
Государственный орган, состоявший из представителей различных слоев населения, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел - Земский собор.

Опричнина- называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников

Понятия мы с вами повторили,

Но это далеко не все.

И даты нам знать тоже нужно,

Ведь даты - это слабое звено!


Задание3

Чтобы нам не оказаться слабым звеном вспомним основные даты, постараемся быстрее выбраться из болота, а для этого вы должны будете соотнести даты и события, которые лежат перед вами.Свержение ордынского ига

1) 1380 г.

2. Судебник Ивана Третьего

2) 1480 г.

3. Куликовская битва

3) 1497 г.

4. Первый Земский собор

4) 1552 г.

5. Годы правления Ивана Грозного

5) 1549 г.

6. Взятие Казани

6) 1533-1584 гг.

7. Присоединение Астраханского ханства

7) 1558-1583 гг.

8. Ливонская война

8) 1565-1572 гг.

9. Опричнина

9) 1581-1585 гг.

10. Присоединение Сибири Ермаком

10) 1552 г.

( Каждая команда получает карточки с датами и событиями. Команда должна соотнести дату и событие. Задание на скорость и правильность выполнения.)3.- Задания все усложняются и вам предстоит, преодолеть вал.

Задание4

Учитель: У меня на доске генеологическое древо московских князей к сожалению, я забыла время их правления. Поэтому у меня на доске пропуски правления князей. Помогите мне это исправить

Задание5

Беседа по вопросам.

Учитель задает каждой группе по 5 вопросов. Кто больше всех даст правильных ответов, получает хорошую отметку.

- Назовите основателя династии московский князей; годы его правления. {Даниил Александрович (1276-1303 гг.).)

- Почему Иван Калита носил такое прозвище и как оно отражало его тактику по отношению к Орде? (По преданию он всегда ходил с кошелем (калитой) на поясе, в Одре он вел себя смиренно и льстиво, не скупился на подарки хану и его женам. Благодаря этому монголо-татары долгие год не предпринимать больших походов против русских земель.)

- Почему и когда Дмитрий Донской получил свое прозвище? (После победы над Золотой Ордой на Куликовом поле в 1380 г. Дмитрий получил свое проззвище.)

- Назовите двух главных внешнеполитических соперников Московской Руси на протяжении всего ее становления как государства. {Золотая Орда и Великое княжество Литовское.)

- Каково значение Сергия Радонежского для истории единого русскою государства (назвать два фактора)? (Он укрощал распри и благословил Дмитрия Донского на решительную борьбу с Ордой.)

- В чем значение Мамаева побоища? Означала ли победа русских освобождение от татаро-монгольского ига? (Хотя Куликовская битва и не покончила с монгольским игом, но тем не менее, она была событием огромного ucmopического значения для судеб страны. Это была первая победа над главными силами Орды, а не над отрядами отдельных полководцев. Тем самым народ восстановил веру в свои силы, увидел, что победа над Ордой возможна. Куликовская битва показала, что победы можно достичь, лишь объединив все силы народа под общим руководством, и что может это сделать именно Москва.)

- Что произошло в период правления Ивана III в военно-политическом положении государства? (Русь окончательно сбросила ненавистное иго.)

- Кто из правителей принял вместо титула «Великий князь» титул «Государь всея Руси»? (Иван III.)

. В 1581 году Иван Грозный издал указ о введении в некоторых районах страны заповедных лет. Почему они получили такое название? (От слова "заповеди" - запрет. В эти годы запрещались переходы крестьян от одного землевладельца к другому в Юрьев день)

Когда в качестве герба Руси был принят двуглавый орел? А какой был московский герб? (В 1472 г. после заключения брака Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. Московский герб -изображение Георгия Победоносца)

- Что символизировала собачья голова и метла привязанная к седлу коня опричника? (Преданность государю, и то, что опричники будут, как собаки выгрызать, и как метлы выметать измену бояр из государства.)

Назовите русских иконописцев XIV-XVвеков. (Андрей Рублёв, Феофан Грек, Даниил Чёрный, Дионисий)

Какие территории вошли в состав русского государства при Иване IV? (Казанское, Астраханское ханства, Сибирь)

Когда возникло российское книгопечатание? Кто был первопечатником? Как называлась первая русская книга? (В 1564 году в Москве на Печатном дворе Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец напечатали первую русскую книгу "Апостол")

10. Какие традиционные русские блюда сохранились в современной кухне? (Щи и каша, сырые и пареные овощи, уха, яичница, ботвинья, окрошка, блины и оладьи, пироги)

. Какие жанры были характерны для русской литературы XIV-XV веков? (Центральная тема литературы - борьба против иноземных захватчиков. Жанры: воинская повесть, Куликовский цикл произведений, например, "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище"; хождения, т.е. путевые заметки, - "Хождение за три моря" Афанасия Никитина"; общерусские летописи, такие как Троицкая, Московская)

12. Верхней одеждой русских людей был кафтан. Что это за одежда? (Кафтан был прямого покроя, без талии, не имел карманов и иных деталей)

Задание6

Задача: назвать событие и его дату.

1.И покуда шатры не увязли в снегах,

Не завыла морозная вьюга,

Все стояли два стана на двух берегах,

Не решаясь напасть друг на друга.

Встал на Угре - реке зимний лед, прочный лед,

Голод с холодом верх забирают.

На Москву через лед хан Ахмат не идет,

Рог Орды отступленье играет.

(«Стояние на Угре», конец монгольского ига 1480г.)

2.И сейчас - не в дальней дали где-то,

Здесь сойдутся, как гроза с грозой…

Грянул поединок Пересвета,

Вышедшего в бой с Темир - Мурзой.

Копья устремив ожесточенно,

Оба пали под ноги коней…

И тогда сошлись полки у Дона -

Кто из них отважней и сильней?

(Куликовская битва 1380

4. - Вы преодолели лес, болото, вал, предстоит сложный штурм крепостных стен. Для этого надо

Задание 7 Впишите имена людей, с которыми связаны следующие события:

Укрепление Московского княжества - Иван I Калита
Освобождение Руси от ордынской зависимости - Иван III
Создание теории «Москва - Третий Рим» - монах Филофей
Введение опричнины - Иван IV Грозный
Создание первой печатной книги на Руси - Иван Федоров и Петр Мстиславец

5. - Таким образом, вам осталось преодолеть последний этап - штурм башни. Эта башня - основа крепости, а основой и итогом является собирания русских земель

  • Назовите и покажите на карте территории вошедшие в состав Московского княжества с 1340-1462 гг

синквейн

Примерный ответ учащихся.

Русь

Древняя, загадочная.

Изучать, исследовать, гордиться

Нужно знать историю Древней Руси.

Родина.

III. Подведение итогов.

- Молодцы, ребята. Вы справились с заданиями, победители получают оценку «отлично», а участников наградим смайликами «вперед к победе!». Всем спасибо. На этом наш сегодняшний урок окончен, до свидание.

Домашнее задание творческое. Найти самый интересный, на ваш взгляд, момент из истории Московской Руси, то, о чем мы не говорили, и подготовить небольшое сообщение по данному материалу.



© 2010-2022