• Преподавателю
  • История
  • Урок-виртуальная экскурсия По улицам родного города. .. . Презентация к уроку-виртуальной экскурсии По улицам родного города

Урок-виртуальная экскурсия По улицам родного города. .. . Презентация к уроку-виртуальной экскурсии По улицам родного города

Урок-виртуальная экскурсия проводился для учащихся 6 классов учениками 10 классов в рамках предмета "История и культура родного края" (10 класс).- Родина - слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, если сказать это слово с душою, глубже морей оно, выше небес. В нём умещается ровно полмира: мама и папа, соседи, друзья, город родимый, родная квартира, бабушка, школа, котёнок... и я. Зайчик солнечный в ладошке, куст сирени за окошком и на щёчке родинка – это тоже Родина. ( «Родина», Т...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МСКОУ СКОШ VIII ВИДА

города Серпухова

Московской области


Открытый урок - виртуальная экскурсия


«По улицам родного города…»

Классы: 6-а, 6-б, 10-а, 10-б.

Учитель: Бурцева Людмила Анатольевна







2013-2014 учебный год

Задачи.

Образовательные: обобщить понятия: Родина, малая Родина.
Развивающие: развивать у детей речь, мышление, кругозор, память, внимание.
Коррекционные: проводить коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы. Корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся.
Воспитательные: воспитывать интерес и желание больше узнать о родном крае, своей малой Родине.

Ход урока-экскурсии.

I. Вступительная беседа.

Учитель (обращение к ребятам 6 классов)

- Как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация)

- Подберите однокоренные слова к слову - «родина».

(Родители, родственник, родной, сородичи, родословная, род и др.)

- Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.

- Родина - слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

если сказать это слово с душою,

глубже морей оно, выше небес.

В нём умещается ровно полмира:

мама и папа, соседи, друзья,

город родимый, родная квартира,

бабушка, школа, котёнок... и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

куст сирени за окошком

и на щёчке родинка -

это тоже Родина. ( «Родина», Татьяна Бокова)

- А какими словами можно заменить слово Родина?

(Отчизна, Отечество)

- А теперь подберите к слову Отчизна однокоренные слова

(отец, отчим, отчество, Отечество и др.)

- Что вы представляете себе, ребята, когда произносите слова Отчизна, Отечество, Родина?

(Бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес и др.)

(1 Слайд - пейзажи России)

- Все мы живём в огромной стране название, которой - Россия.

(2 Слайд - виды разных уголков России)

Границы России проходят и по суше, и по морю.

Россия - самая большая страна на свете.

(3 Слайд - карта России)

Учитель (обращение к ребятам 10 классов)

- Но у каждого из нас есть и своя «малая Родина».

Попросим ребят 10 классов объяснить шестиклассникам значение словосочетания - «моя малая родина».

(МОЯ, потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа и др.
МАЛАЯ, потому что это маленькая частичка моей большой страны - России.
РОДИНА, потому что здесь живут родные моему сердцу люди.)

II. Сообщение темы.

- Предлагаю послушать песню в исполнении М. Бернеса «С чего начинается Родина?»

- Действительно, Родина начинается с картинки букваря, по которому учился читать, со стройной берёзки в поле, со своего родного дворика, с товарищей, живущих в соседнем дворе. И, конечно, с родной улицы, где стоит твой дом, твоя родная школа.

- Наши уважаемые десятиклассники в этом году изучают предмет «История и культура родного края» - Краеведение. Учатся ребята только на «5» и «4». Поэтому сегодня мы попросим их провести для учащихся 6 классов, которые только приступили к изучению предмета «Мир истории», виртуальную экскурсию «По улицам родного города…»

(4 Слайд - название урока)

III. Основная часть. Виртуальная экскурсия.

Дмитрий Е.(10-б):

(5 Слайд - вид улицы Свердлова).

- Мы вышли с вами из стен одного из старейших зданий Серпухова, которое было построено в 60-х годах XIX века.

( 6 Слайд - Николаевская женская гимназия)

- В нём располагалась Женская Николаевская гимназия, после 1917 года - школа №24, в дальнейшем - средняя школа №2, с 1986 года в этом уютном доме располагается наша родная коррекционная школа. Сейчас название улицы, где располагается наша школа, носит имя Свердлова, революционного деятеля, до революции она называлась - Варгинской.

(7 Слайд - гимназистки)

Ангелина А. (10-а):

- Выходим дружно на улицу Ворошилова, одну из самых оживлённых автодорг Серпухова. В дореволюционное время от Нары до пр. Мишина улица называлась - Дворянской, от пр. Мишина до вокзала - Александровской. После революции - Вокзальная, а с 1970 года - улица Ворошилова, в честь революционного деятеля. Здесь попрошу вас быть очень осторожными, т.к. этот участок дороги очень опасен, ребята, переходите улицу только по пешеходному переходу.

(8 Слайд с «зеброй» на перекрёстке улиц Ворошилова и Свердлова)

- Остановимся около кирпичной шатровой часовни в псевдорусском стиле, построенной в 1904 в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.

(9 Слайд - Часовня Тихвинской иконы Божьей Матери )

(10 Слайд - икона Тихвинской Божьей Матери)

Алексей Х (10-б):

- Мы пришли на берег какой реки? (Нары).

Над рекой пролегает мост, который в Серпухове называют: «Ленинского комсомола», «Комсомольский», «Железный», а чаще - «Варгинский». В честь династии Варгиных, которые будучи купцами, владельцами мануфактур, помогали Серпухову материально. В городе решено, что в скором времени улица Свердлова заслужено вернёт своё былое название - Варгина.

(11 Слайд - Нара и мост)

Елена К. (10-а):

- Возвращаемся назад, по улице Ворошилова, на перекрёстке с улицей Калужской остановимся и полюбуемся величием Собора Николы Белого. Первоначально в XVI в. Никольский храм упоминается деревянным. С 1649 г. строится каменный храм, из тесаных блоков местного камня - известняка отчего стал называться Николой Белым. Несколько раз храм перестраивали. В 1929 г. храм закрыли, иконы сожгли на костре. Некоторое время в здании находилась макаронная фабрика, затем прачечная, склад ГО. В 1995 г. храм возвратили верующим. В настоящее время он отреставрирован, приобретены колокола, храм служит Кафедральным Собором. Ещё в 1924 г. храм посетил свт. Тихон Московский, который присвоил ему статус кафедрального собора.

(12 Слайд - Кафедральный Собор Николы Белого)

Виктор З.(10-б)

- Повернём направо по улице Калужской, остановимся у ворот храма Распятия Господнего, возведённых в XVIII в.

(13 Слайд - ворота на территорию храма Распятия Господнего)

- Зайдём на территорию храма Распятия Господнего. В XVI в. здесь стояла деревянная церковь. В 1665 г. на этом месте существовал Новорождественский женский монастырь, упраздненный в XVIII в. После упразднения монастыря, собор стал приходским храмом. В 1719 г. стараниями кн. Н. М. Гагариной построена существующая каменная церковь. Она является памятником Федерального значения и охраняется государством.

(14 Слайд - доска на храме с надписью)

(15 Слайд - храм Распятия Господнего)

- С 2011 года храм передан в распоряжение Русской Православной церкви. И начато его возрождение. Отец Павел в храме совершает Литургии. Он приходит к нам в школу, беседует с ребятами. Учителя с учащимися провели там весной и летом 2013 года субботник.

(16 Слайд - Учащиеся школы на субботнике в храме Распятия Господнего. Июнь 2013 года)

Виктор Р. (10-б):

- С территории храма выходим на улицу Аристова, к перекрёстку с улицей Калужской и перед нашим взором городская классическая застройка - усадьба купца Солодовникова (известна и как усадьба Соллогубов). Ансамбль жилых и хозяйственных зданий построен в начале XIX века. Долгое время в этом здание находилось старейшее учебное заведение Серпухова - медицинское училище.

Арсен А. (10-а):

- Поворачиваем направо и спускаемся вниз по улице Аристова. Перед нами полуразрушенная башня. В углах ограды бывшего монастыря, ныне храма Распятия Господнего, были поставлены такие четыре башни, используемые лишь как хозяйственные постройки.

(18 Слайд - Башня)

- Поворачиваем направо и выходим на знакомую нам улицу Свердлова, замедлим шаг и поднимем головы, чтобы взглянуть на колокольню с надвратной церковью храма Распятия Господнего.

(19 Слайд - колокольня с надвратной церковью храма Распятия Господнего)

Виктор Г. (10-б):

- Мы вернулись в нашу школу, немного «устали» от пешей прогулки, предлагаю отдохнуть, пройти в школьный музей «Наследие» и послушать наш заключительный рассказ.

Учитель.

- Музей «Наследие» МСКОУ СКОШ VIII вида города Серпухова Московской области организован с 09.11.2007 года по решению Педагогического совета школы (Протокол №2 от 09.11.2007 г.) Торжественно открыт в декабре 2008 года, к 70-летнему юбилею специальной коррекционной школы. Расположен он на первом этаже учебного заведения, занимает две комнаты. Оба помещения отремонтированы и подготовлены к размещению в них экспонатов старшими учащимися под руководством учителей трудового обучения.

Экспозиции первого зала посвящены истории здания, расположенного по адресу: Серпухов, ул. Свердлова, 33/4 (до 1917 года - улица Варгина). Создание музея на базе нашей школы вполне обосновано. Наш школьный дом располагается в исторической части Серпухова. Да и само здание принадлежит истории. Оно было построено в середине XIX века. Первоначально в нём располагалась женская Николаевская гимназия, после 1917 года - школа № 24, затем - средняя школа № 2, с 1986 года - вспомогательная школа, позднее переименованная в специальную коррекционную школу. Здание нашей школы уже третий век служит только одному Великому делу - образованию и воспитанию подрастающего поколения Серпухова и Серпуховского района. Экспозиции музея «Наследие» посвящены:

- истории Николаевской женской гимназии, её преподавателям и гимназисткам;

- учителям и ученицам школы №24;

- преподавателям и учащимся средней школы №2;

- развитию специальной коррекционной школы.

На базе музея «Наследие» проводятся тематические классные часы, передвижные выставки, встречи, заседания школьного общества «Поиск», экскурсии. На основе материалов музея учащимися школы разработаны несколько проектов исследовательских работ: «Судьба третьего (бывшего) монастыря города Серпухова - Распятия Господня», «Владимир Храбрый - сын земли Серпуховской», «Серпухов и Отечественная война 1812 года», «И каждый снимок - новое открытие…».

(20 Слайд - школьный музей «Наследие»)

Вторая комната размещает экспозиции под названием «Русская изба».

Раздел «Русская изба» раскрывает культуру и быт крестьян России, Серпуховского района. В филиале музея «Наследие» - «Русская изба» собирается материал об истории и развитии деревень Подмосковья и Серпуховского района, о людях, которые своим трудом на селе прославляли и славят родной край, о природе Московской области, о Приокско - Террасном заповеднике и др. В ней проводятся классные часы, беседы, встречи, чаепития, экскурсии, выставки др.

В «Русской избе» представлен интерьер крестьянского быта - с русской печью, ухватом, утюгом, домоткаными половиками, прялкой, кадушкой, лоскутными одеялами, люлькой и др. В избе, как и полагается, есть красный угол, с иконами, лампадой. «Русская изба» насчитывает большое количество подлинных вещей, орудий труда, предметов крестьянского быта и т.д., которые с интересом собирали учителя, учащиеся, их родители, гости. Также в приобретении экспонатов большую помощь нам оказали спонсоры школы. Много вещей, одежды, поделок воссоздано руками учащихся по творческому заданию учителей. В этом учебном году наши десятиклассники оканчивают школу. И я надеюсь, что вы, дорогие шестиклассники, смените их и станете активными краеведами. И вместе с вами мы откроем ещё не одну страницу истории нашего города, школы, родных улиц.

(21 Слайд - школьная «Русская изба»)

IV. Заключительная часть

Учитель:

- поблагодарим наших экскурсоводов-десятиклассников. Они помогли нам совершить виртуальную экскурсию по улицам родного города.

Наш урок-экскурсия подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края. И, может быть, будучи далеко от малой родины вспомним, что когда то в школе, на уроке-экскурсии:
Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, И лесок,

В поле - каждый

Колосок,

Речки,

Небо надо мною -

Это всё моё, родное! («Родное». В. Орлов)

- Заканчиваем мы виртуальную экскурсию «По улицам родного города…» словами народной мудрости, о которых никогда не стоит забывать: «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

(22 Слайд - «Мира не узнаешь, не зная края своего!»)

(23 Слайд - «Спасибо за внимание!»)

(24 Слайд - Ресурсы)



© 2010-2022