- Преподавателю
- История
- Конспект по истории Либеральные реформы
Конспект по истории Либеральные реформы
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федосеева М.Б. |
Дата | 28.04.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Либеральные реформы
урок-исследование
Цели и задачи:
-
Анализировать основные положения реформ и определить их прогрессивный характер, с одной стороны и ограниченность с другой.
-
Развивать умения ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, строить аналогии, работать в парах.
Оборудование
Компьютер, проектор, презентация, учебник «История России конец XVII - XIX век» 10 класс.
В ходе урока новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстами, таблицами и иллюстрациями позволяющими оживить материал учебника.
План урока
-
Введение.
-
Реформа местного самоуправления.
-
Судебная реформа.
-
Военная реформа.
-
Реформа народного образования.
-
Финансовая реформа.
Ход урока
I Введение: ознакомление с темой, целями и задачами урока.
II Основная часть урока (1 - 3 слайд)
Введение: Отмена крепостного права изменила структуру российского общества. Поэтому возникла необходимость привести государственно-административное управление в соответствии с новой социальной структурой, т. е. продолжить реформы в других областях общественной жизни. В России развивается либеральное движение, которое заимствует западноевропейский опыт и настаивает на проведении либеральных реформ.
Задание: прочитать положение реформы и заполнить таблицу. Работать в парах.
2. Реформа местного самоуправления (4 - 8 слайд)
Деревня была лишена административной единицы, так как до крестьянской реформы административно-полицейские функции выполнял помещик. Поэтому срочно потребовалось создание системы земского самоуправления на местах.
1 января 1864 года подписан указ о создании земского самоуправления в 34 губерниях.
Задание: прочитать текст, ответить на вопросы и составить схемы.
- Какие органы управления были созданы на местах?
- Определить полномочия земств?
- Докажите, что выборы были сословные?
распорядительные органы исполнительные органы
депутаты гласные
Выборы проводились один раз в 3 года, для первых двух сословий выборы были прямые, для третьей - многоступенчатые, таким образом, сохранялось сословное деление и преимущество помещиков в распорядительных и исполнительных органах самоуправления.
В ведении земств находились строительство и содержание: дорог, больниц, школ, богаделен, организация помощи населению в неурожайные годы, сбор статистических данных. Но государство не отчисляло деньги на земские нужды, поэтому земство вводило земские сборы с местного населения.
Согласно грамоте от 1785 года город уже имел хозяйственные органы самоуправления. Но в 1870 году была принята городская реформа, на тех же условиях, что и земская реформа. (9 - 10слайд)
Задание: составить схему органов самоуправления в городе.
распорядительные органы исполнительные органы
Вопрос: кто получил избирательные права?
- Право голоса имели только собственники, большинство населения: служащие, интеллигенция, рабочие были лишены избирательных прав.
3. Судебная реформа (11 - 14 слайд)
Задание: прочитать текст, ответить на вопросы и составить схемы.
- Какие принципы были положены в основу новой судебной системы?
- Составьте схему устройства судебной системы.
Вопрос: почему реформу считают незавершённой?
- Высшая судебная инстанция Сенат и волостной суд были не реформированы. Волостной суд судил только крестьян на основании обычаев принятых в данной местности и их могли приговорить к телесным наказаниям.
4. Военная реформа (15 - 16 слайд)
1 января 1874 года был принят закон о всеобщей воинской повинности, который отменял рекрутскую систему. Военная реформа растянулась на 15 лет. Она включала в себя перевооружение и переобучение армии. Открывались учебные заведения: военные гимназии и юнкерские училища, куда принимают все сословия. Реконструировали военные заводы, промышленность получала военные заказы на производство нарезного оружия, артиллерии и парового флота.
Вопрос: почему эту реформу считают наиболее полной и завершённой?
- В армию призывались мужчины всех сословий достигшие 20 лет. В пехоте служили - 6 лет, во флоте - 7 лет. Получали льготы имеющие образование, после окончания гимназии - 1,5 лет, окончившие университет - 6 месяцев. Но в армии сохранялось бесправное положение солдата - рукоприкладство офицеров и неуставные отношения.
5. Реформа народного образования (17 - 20 слайд)
Университетская реформа была первой после отмены крепостного права. Новый университетский устав был принят в 1863 году. Инициатором нового устава стал министр просвещения Головнин.
В 1862 г. был утверждён устав женских гимназий. В Москве, Петербурге и других городах были открыты высшие женские курсы.
Вопрос: могла ли женщина в России получить высшее образование?
- Доступ женщинам в университет был по-прежнему закрыт.
1864 г. положение о начальных народных училищах разрешало открывать начальные школы, как общественным учреждениям, так и частным лицам. В России было открыто 12 тыс. земских школ.
Вопрос: почему несмотря на введение бессословного принципа обучения дети низших сословий не могли получить среднего образования?
- Дети низших сословий не могли учиться, так как образование было платным.
6. Финансовая реформа (21 - 22 слайд)
В связи с отменой крепостного права государству, которое проводило выкупные операции, потребовались значительные финансовые средства. Деньги были необходимы на поддержку промышленности и транспорта. В 1860 г. учреждён Государственный банк для кредитования торговых и промышленных предприятий. В 1862 г. проведена денежная реформа, установившая свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро. А так же замена винных откупов на акцизную систему.
Но реформа проводится в неблагоприятных условиях - это кризис в экономике и сохранения пассивного баланса во внешней торговле. В результате происходит утечка золота за границу, и как следствие резкое падение рубля. Правительство было вынуждено прекратить реформу.
III Заключительная часть урока (23 слайд)
Ответить на вопросы:
Какое значение для общества имели либеральные реформы?
-
Реформы способствовали развитию в России капиталистических отношений.
-
Экономика России сделала значительный рывок, стараясь догнать развитые страны мира страны.
-
К концу 80-х гг. XIX века в России завершился промышленный переворот. Однако пережитки крепостничества и отставание в первой половине XIX века не позволили ей стать вровень с Англией, Францией, Германией и США.
Домашнее задание: продолжить заполнение таблицы.