Рабочая программа История 5 класс

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов: 1.      ФЗ № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.      Государственный стандарт общего  образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897). 3.      Примерных программ по учебным предметам. История. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011.- 94 с. – (Стандарты второго поколения). 4.      Рабочая программа к учебнику Ф.А. Михайловского «Вс...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка



Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:

  1. ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Государственный стандарт общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).

  3. Примерных программ по учебным предметам. История. 5 - 9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.- 94 с. - (Стандарты второго поколения).

  4. Рабочая программа к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс / авт.-сост. Ф.А. Михайловский. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 56 с. - (ФГОС. Инновационная школа).

Программа ориентирована на УМК: Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово - учебник, 2012. - 296 с. - (ФГОС. Инновационная школа).

Рабочая программа включает пояснительную записку, цели и задачи курса, содержание курса, календарно-тематическое планирование, требования к результатам обучения ученика 5 класса, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Календарно-тематическое планирование рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории.

Цель и задачи курса.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Указанная главная цель основного общего исторического образования конкретизируется применительно к курсам всеобщей истории с учетом специфики изучаемого периода.

Цель изучения курса «История Древнего мира» состоит в освоении исторической значимости периода древности в целом и всех его основных разделов, в приобщении учащихся к мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Эта общая цель определяет и задачи курса «Истории Древнего мира»:

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социально - экономическом, политическом и культурном аспектах развития древних обществ;

- формирование научно-исторической картины мира, понимания значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире;

- формирование умений анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебными материалами;

- развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументировано представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

- воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию, религии различных народов;

- формирование ценностных ориентиров для культурной, этнонациональной самоиндентификации в современном обществе на основе освоенных знаний по курсу древней истории.

Содержание курса.

История Древнего мира.

(68 часов)

Введение. (1 час)

Что такое история Древнего мира. Источники по истории Древнего мира.

Часть I. Жизнь первобытных людей и их открытия.

Раздел 1. Собиратели и охотники каменного века. (3 часа)

Тема 1. Первые люди на Земле.

Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. «Человек разумный».

Тема 2. Открытия и изобретения древних охотников.

Расселение людей по земле. Охота и собирательство. Важнейшее значение охоты в жизни людей. Понятие «каменный век». Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки.

Тема 3. Искусство и религия первобытных людей.

Пещерная живопись. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Мифы.

Раздел 2. У истоков цивилизации. (2 часа)

Тема 4. Возникновение земледелия и скотоводства.

Организация родоплеменной власти. Вожди и старейшины. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледелия - из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел.

Тема 5. От первобытности к цивилизации.

Открытие меди, изобретение бронзы. Появление обмена, денег, торговли. Переход от родовой общины к соседской. От вождей к царям. Города. Письменность. Переход к цивилизации.

Повторение и проверка знаний. (1час)

Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Переход к цивилизации. Понятие «Древний восток»

Тема 6. счет лет в истории. (1 час)

Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие «дата». Обозначение дат на линии времени.

Часть II. Древний Восток.

Раздел 3. Цивилизации речных долин. (4 часа)

Тема 7. Египет - дар Нила.

Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет. Разливы Нила. Иероглифическая письменность. Ирригационные сооружения. Папирус. Объединение Египта. Мемфис - столица единого государства.

Тема 8. Страна двух рек.

Природные условия и население. Южное Междуречье. Разливы Евфрата и Тигра. Город Ур. Храмовая архитектура. Клинопись. Глиняные книги. Сказание о потопе. Поэма о Гильгамеше.

Тема 9. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи. Открытие памятника и его структура. Вавилонское общество. Значение законов Хаммурапи.

Тема 10. Индия и Китай в древности.

Возникновение цивилизаций. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки. Местоположение и природа Китая. Первые государства в Китае.

Повторение и проверка знаний. (1 час)

Где и почему возникли первые цивилизации (сравнительная характеристика). Понятие «Древний Восток».

Раздел 4. Древний Египет. (4 часа)

Тема 11. Фараоны и пирамиды.

Вещественные и письменные памятники истории Египта. Пирамиды загробной жизни. Фараон - повелитель Египта. Обожествление фараонов. Вельможи, чиновники и писцы. Налоговое обложение.

Тема 12. Жизнь в Древнем Египте.

Трудовой год крестьян-землевладельцев. Шадуфы. Ремесленники, простые египтяне. В усадьбе вельможи. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте.

Тема 13. Завоевания фараонов.

Египетское войско. Фивы - столица Египта. Правление Хатшепсут. Завоевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограбление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Египта.

Повторение и проверка знаний. (1 час)

Понятия «история» и «культура» на материале Египта.

Раздел 5. Западная Азия в первом тысячелетие до н.э. (4 часа)

Тема 15. Финикийские мореплаватели.

Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города. Занятие населения. Финикийские колонии. Путешествия финикийцев. Создание финикийского алфавита.

Тема 16. Древняя Палестина.

Царство Давида и Соломона. Распад страны на Израильское и Иудейское.

Тема 17. Ассирийская военная держава.

Местоположение страны. Создание и организация армии. Ассирийские завоевания. Управление Ассирийской державой. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии.

Тема 18. Победители Ассирии.

Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Новое возвышение Вавилона. Завоевание Навуходоносора II. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии. Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране.

Повторение и проверка знаний. (1 час)

К каким изменениям в истории древних народов привело освоение железа. Сравнительная характеристика политического и культурного развития государств Западной Азии.

Раздел 6. Великие державы Древнего Востока. (3 часа)

Тема 19. Образование державы Маурьев в Индии.

Арийское проникновение в Индию. Начало железного века в Индии. Образование государств. Держава Маурьев при Ашоке. Буддизм.

Тема 20. Единое государство в Китае.

Начало железного века в Китае. Причины и условия объединения страны. Завоевания Цинь Шихуана. Борьба с гуннами. Строительство Великой китайской стены. Великий шелковый путь. Изобретения древних китайцев.

Тема 21. Великая Персидская держава.

Завоевания Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Камбизом Египта. Борьба за власть в Персидской державе. Строительство дорог. Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты.

Повторение и проверка знаний (1 час)

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Общее и особенное в развитии древневосточных государств.

Часть III. Древняя Греция.

Раздел 7. Древнейшая Греция. (3 часа)

Тема 22. Греция и остров Крит в эпоху бронзы.

Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция. Коринфский перешеек. Эгейское море и его острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Троянская война. Вторжение дорийцев. Археологические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии.

Тема 23. Поэмы Гомера.

«Темные века» в истории Греции и слепой поэт Гомер, певец на пирах басилеев. Содержание поэм. «Илиада» - поэма о Троянской войне. Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь. Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен.

Тема 24. Боги и герои Эллады.

Древнегреческие боги и герои. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла.

Раздел 8. Рождение Античного мира. (3 часа)

Тема 25. Греческие полисы и Великая колонизация.

Греческое общество. Понятие античной (полисной) цивилизации. Причины и условия «греческого чуда». Образование греческих полисов.

Тема 26. Афинский полис.

Афины и Аттика. Афинский порт Пирей. Аристократы и демос. Личность Солона и его законы. Зарождение полисной демократии. Тирания Писсистрата, ослабление позиций аристократии и победа демоса.

Тема 27. Древняя Спарта.

Местоположение Лаконии. Образование Спартанского полиса. Положение илотов. Государственное устройство Спарты. Военный характер спартанского воспитания.

Повторение и проверка знаний (1 час)

Древняя Греция и Древний Восток к V в. до н.э.: образование мира полисов и Персидской державы.

Раздел 9. Греко-персидские войны (2 часа)

Тема 28. Победа греков над персами в Марафонской битве.

Причины и характер войн. Восстание в Милеете. Поход персов на Грецию в 492 г до н.э. и гибель персидского флота. Нападение персидского войска и флота на Аттику. Военное искусство Мильтиада. Причины и значение победы греков при Марафоне.

Тема 29. Персидское нашествие на Грецию.

Фемистокл. Вторжение в Грецию в 480 г до н.э. Оборона Фермопил. Саламинское сражение. Бегство Ксеркса в Малую Азию. Битва при Платеях. Окончательная победа греков.

Раздел 10. Могущество и упадок Афин.(3 часа)

Тема 30. Расцвет демократии в Афинах.

Путь Афин к демократии. Роль афинского демоса и военного флота в победе над персами. Народное собрание. Перикл. Значение афинской демократии и ее ограниченный характер.

Тема 31. Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.

Рабство и работорговля. Развитие торговли. Пирей - центр международной торговли.

Тема 32. Пелопонесская война.

Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Персидская помощь Спарте. Война на море. Битва при Аргинусских островах. Итоги войны.

Раздел 11. Греческая культура. (2 часа)

Тема 33. Граждане, ученые и атлеты Греции.

Воспитание граждан. Роль простого человека в государственном управлении. Школа Древней Греции. Гимнасий. Ученые и философы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристотель. Олимпийские игры.

Тема 34. Архитекторы, скульпторы, поэты Греции.

Архитектура греческих храмов. Ордерная система. Памятники Афинского акрополя. Скульпторы: Фидий, Пракситель, Мирон, Поликлет. Организация театральных зрелищ. Комедии и трагедии.

Повторение и проверка знаний.(1 час)

Раздел 12. Македонские завоевания.(3 часа)

Тема 35. Возвышение Македонии.

Местоположение. Приход к власти Филиппа II. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее и Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа II и приход к власти Александра.

Тема 36. Завоевания Александра Македонского.

Начало Восточного похода. Битва при Иссе. Осада Тира и основание Александрии. Битва с Дарием III при Гавгамелах. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Образование державы Александра Македонского.

Тема 37. Греческий Восток.

Смерть Александра Македонского и распад его державы. Образование греко-македонских монархий. Достопримечательности Александрии. Маяк на острове Фарос. Расцвет наук. Изобретение пергамента.

Повторение и проверка знаний (1 час)

Знаменитые греки. Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока.

Часть IV. Древний Рим.

Раздел 13. Образование Римской республики. (3 часа)

Тема 38. Рим под властью царей.

Местоположение Рима и Италии. Латинские племена. Легенда об основании Рима. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Реформа царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление республики.

Тема 39. Республика римских держав.

Государственное устройство. Римские консулы. Основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Жрецы римских богов: понтифики, авгуры, фециалы.

Тема 40. Рим во главе Италии.

Завоевание Римом Италии. Нашествие галлов. Завоевание Юной Италии. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией.

Раздел 14. Римские завоевания в Средиземноморье. (3 часа)

Тема 41. Первая война с Карфагеном.

Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наемная армия. Первая Пуническая война. Строительство римского военного флота. Завоевания Гамилькара Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова.

Тема 42. Война с Ганнибалом.

Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Битва при Каннах. Высадка войск Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Тема 43. Рим - завоеватель Средиземноморья.

Римские завоевания во II веке до н.э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.

Повторение и проверка знаний. (1 час)

Рост Римского государства. Причины возвышения Рима. Последствия римских завоеваний.

Раздел 15. Гражданские войны в Римской республике. (5 часов)

Тема 44. Народные трибуны - братья Гракхи.

Начало периода гражданских войн в Римской республике. Разорение крестья и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов.

Тема 45. Сулла - первый военный диктатор Рима.

Война с Югуртой и превращение римской армии в наемную. Гай Марий и Луций Корнелий Сулла. Война с союзниками Италии. Диктатура Суллы, Проскрипции.

Тема 46. Восстание Спартака.

Рабство в Риме. Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Создании армии рабов. Поход к Альпам. Красс во главе римской армии. Расправа с восставшими. Личность Спартака.

Тема 47. Цезарь - повелитель Рима.

Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех Цезаря. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками аристократической республики.

Тема 48. Падение республики.

Положение в Риме после убийства Цезаря. Второй триумвират. Проскрипции и гибель Цицерона. Битва при Филиппах. Самоубийство Кассия и Брута. Борьба за власть Октавиана и Антония. Падение республики.

Повторение и проверка знаний (1 час)

Причины гражданских войн и падения республики в Риме. Основные этапы борьбы.

Раздел 16. Расцвет и могущество Римской империи. (4 часа)

Тема 49. Император Октавиан Август.

«Восстановление республики» Октавианом Августом. Власть императора и власть сената. Преторианская гвардия. Правление Августа. Роль Мецената. Творчество Горация, Вергилия и его поэма «Энеида»

Тема 50. Цезари Рима

Правление приемников Августа. Правление Нерона. Пожар Рима. «Наилучший» император Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Наивысшее могущество римской империи в начале II века.

Тема 51-52. Жизнь в Римской империи

Пантеон. Колизей. Акведуки. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. В цирке и в термах. В провинциях империи. Строительство дорог. Жизнь в деревне. Римский колонат.

Раздел 17. Поздняя Римская империя и закат античной цивилизации. (4 часа)

Тема 53. Кризис Римской империи в III веке.

Упадок рабовладения. Натиск на границы империи варваров. Внутреннее ослабление империи. Частая смена императоров. Мятежи. Император Аврелиан - «Восстановитель империи». Нерешенные проблемы. Кризис идеологии.

Тема 54. Христианство.

Христианство - мировая религия. Исторические условия возникновения. Пророки в Палестине. Жизнь и учение Христа. Распространение христианства. Первые христиане. Гонения на христиан. Христианская церковь.

Тема 55. Императоры Диоклетиан и Константин.

Императорская власть при Диоклетиане. Последние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Победа христианства. Перенесение столицы империи в Константинополь.

Тема 56. Падение Западной Римской империи.

Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Разделение империи на Западную и Восточную. Деятельность Стилихона. Взятие Рима готами. Нашествие гуннов. Разграбление Рима вандалами и падение Западной Римской империи.

Повторение и проверка знаний (1 час)

Знаменитые римляне. Сравнение истории римлян с историей греков. Вклад греков и римлян в мировую культуру.

Требования к результатам обучения ученика 5 класса.

Предметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включает в себя:

- знание основных исторических фактов эпохи Древнего мира, социально-экономического, политического и культурного аспектов развития древних обществ;

- усвоение основного понятийного аппарата исторической науки и умение его применять для раскрытия сущности и значения исторических событий, явлений и процессов;

- умение сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения;

- применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до нашей эры, выявлять синхронность и диахронность событий;

- умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;

- способность оценивать вклад древних народов в мировую культуру.

Метапредметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включает в себя:

- умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель и задачи работы, последовательность действий, прогнозировать и оценивать результаты своей работы;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим;

- умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включает в себя:

- формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры Древнего мира;

- развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- воспитание эмоционально-целостного отношения к фактам прошлого и бережного отношения к историческим памятникам, осознание необходимости их изучения и охраны.







Список литературы.

Программа составлена на основе следующих источников:


  1. ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Государственный стандарт общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

  3. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. (Стандарты второго поколения);

  4. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 94 с. - (Стандарты второго поколения);

  5. Программа курса «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.-сост. Ф.А.Михайловский. - М.: ООО «Русское слово - учебник, 2013. - 56 с. - (ФГОС. Инновационная школа).

Список литературы для учителя

  1. Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2005-23 с.

  2. Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 КЛ.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение); Ф.А Михайловского (М.: Русское слово). М.: ВАКО, 2005- 304 с.

  3. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000-302

  4. Быльева В. и др. История Древнего мира: Пособие для учителя истории. 5 КЛ. Брянск, 2003-144 с.

  5. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Просвещение, 2003-350 с.

  6. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.

  7. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997-76с.

  8. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции - М.,1998-278с.

  9. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима - М.,1998-123с.

  10. С.В Колпаков. Н.А. Селунская «История древнего мира» 5 класс М. Дрофа 2003 год

  11. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. - М.,2000-173с.

  12. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

Список литературы для обучающихся

  1. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.

  2. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977-148с.

  3. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции - М.,1998-278 с.

  4. Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 КЛ.: Методическое пособие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005- 191 с.

  5. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

  6. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово - учебник, 2012. - 296 с. - (ФГОС. Инновационная школа).


Интернет - ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира

  1. А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен>, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)

  2. История Востока (Восток в древности) (l1ttр://kulichki.com/~gumilev/HE1)

  3. Эллада (httр://hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам-







13


© 2010-2022