Урок Предпосылки петровских реформ. Росси на рубеже веков

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочное планирование на тему «Предпосылки петровских реформ. Петр I. Россия на рубеже веков».

Цели урока:

  1. Охарактеризовать внутриполитическую ситуацию в России в рассматриваемый период.

  2. Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.

  3. Развивать мыслительные навыки и познавательные умения учащихся.

  4. Воспитывать интерес к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с личностями: Федора, Ивана, Софьи и Петра. А также основными историческими деятелями того периода времени.

  • Рассмотреть основные идеи преобразования России, существовавшие в XVII веке.

Развивающие:

  • Развивать познавательные умения - умения доказывать, делать выводы;

  • Развивать мыслительные навыки - анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

  • Развить умение работы с текстом учебника, картой и визуальными источниками;

  • Способствовать развитию коммуникативных навыков и навыков взаимодействия в рабочей группе.

Воспитательные:

  • Вызвать заинтересованность и желание познать новое;

  • Воспитывать уважение к историческому прошлому России.

Оборудование:

  • Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России конец XVI-XVII века», 7 класс, М.: 2010 г. ( текст, иллюстрации, карты).

  • Карта Россия в XVII века.

Ход урока:

1. Организационный момент:

  • Приветствие.

  • Тема урока.

  • План урока: 1. Предпосылки петровских преобразований.

2. Петр I. Детство и юность.

3.Двоевластие. Регентство царевны Софьи. Начало царствования Петра I.

4. Азовские походы.

5. Великое посольство.

2.Актуализация знаний :

Дома учащиеся читали параграф 12, находили в тексте учебника ответы на вопросы в конце параграфа. Данное задание было дано с опережением.

Классу задаются вопросы: Как они поняли, в чем заключаются предпосылки петровских преобразований? (усиление западного влияния на Россию: привлечение иностранных специалистов, появление Немецкой слободы, распространение образования среди российских жителей, с привлечением иностранных учителей).

Можно ли считать, что подобная, внутриполитическая обстановка в России подготовила почву для реформ?

4.Изучение нового материала ( 25 минут):

1. Предпосылки петровских преобразований.

Классу дается задание, по рядам- 1ряд А.Л. Ордин-Нащокин, 2 ряд- В.В. Голицын, 3 ряд- Юрий Крижанич. Ребята в течение нескольких минут вспоминают тексты учебника, после чего заполняется таблица:

Общие черты программы будущих преобразований России.

А.Л. Ордин-Нащокин

В.В. Голицын

Юрий Крижанич

  • Расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока.

  • Союз с Речью Посполитой, при войне с Турцией.

  • Ввести рекрутскую повинность

  • Перейти к постоянной армии

  • Элементы самоуправления

  • Предоставил льготы русскому купечеству

  • Почтовая связь: Москва-Вильно-Рига

  • Поддержку торговли и ремесел

  • Отмена крепостного права

  • Наемная армия


  • Европейская система образования в России

  • Борьба с «немецкой опасностью» - создание государства- обеднявшее православных и католиков

Вывод: в России к концу XVII века назревает необходимость реформирования, большая часть образованного населения осознает это, и предлагает ряд мер по преобразованию и улучшению российского общества.

2. Петр I. Детство и юность.

Но в 1676 году умирает Алексей Михайлович, его наследником становится Федор Алексеевич. Его правление было не столь долгим, он умирает в 1682 году. Однако в свое краткое правление он успел сделать достаточно много для России. Под его руководством была закончена русско-турецкая война 1676-1681гг. Он отменил местничество. Что такое местничество? В России в XIV веке был введен порядок замещения должностей в зависимости от знатности рода и от того, какие должности занимали предки. Вся служба предков была записана в особых книгах, они назывались разрядными. По приказу Федора Алексеевича все разрядные книги были сожжены, а знатное дворянство занесено в родословную книгу только для того, чтобы помнить заслуги предков. При правлении Федора Алексеевича при дворе растет власть Милославких. 30 мая 1672 года родился Петр, Федор любил Петра и с 5 лет назначил ему учителем Никиту Зотова, но когда Петру исполнилось 10 лет Федор Алексеевич умирает. Наследника у Федора не было, и растет влияние Нарышкиных. Следующим царем должен стать Иван Алексеевич (Милославский), однако он был слаб здоровьем и это привело к тому, что бояре назначили царем Петра. В ответ на это Милославские подняли стрелецкое войско и двинулись к Кремлю. Стрелецкое восстание 1682г.

3. Регентство царевны Софьи. Начало царствования Петра I.

Итогом стрелецкого выступление стало- назначение регентом при Петре и Иване, царевны Софьи, Петр же удаляется из столицы в Немецкую слободу, и предается своим увлечениям. Обращаемся к документу на с. 104 (И.Г. Фоккеродта «О начале строительства русского флота»). Для иллюстрации рассказа. Так создается первый «флот» и потешные полки. Но в 1689 году царевна Софья готовит заговор, по результатам которого к власти приходит Петр и Иван, а Софью отправляют в Новодевичий монастырь. А в 1696 году начинается самостоятельное правление Петра.

По ходу изложения второго и третьего пунктов плана учащиеся совместно с учителем составляют таблицу:

Дата

Событие

1645-1676

Царствование Алексея Михайловича

1676- 1682

Царствование Федора Алексеевича (русско-турецкая война 1676-1681гг., отмена местничества)

1682

Восстание стрельцов, заговор Милославских

1682- 1689

Регентство царевны Софьи, при Петре и Иване

1689

К власти приходят Петр и Иван, а Софью отправляют в Новодевичий монастырь

1696

Смерть Ивана, начало единовластного правления Петра I Великого ( 1682- 1725)

4. Азовские походы.

Мы отмечем, что еще до смерти Ивана, в 1695 году Петр издает указ о походе на Крым. Петр понимал, что России необходимо получить выход к Черному или Балтийскому морю, в качестве противников были выбраны турки и в 1695 году русские войска осаждают Азов. Учащиеся читают с. 102, и отвечают на вопросы (на доске): годы Азовских походов (1695, 1696), причины неудач первого похода(споры в командование, слабость артиллерии, отсутствие флота). Итоги второго похода: выход к южным морям был открыт. Выводы записываются в тетради.

5. Великое посольство.

Для начала ребятам предлагаем вспомнить страсть Петра к преобразованием, новшеству, изобретательству и европейской культуре. Далее, учитель излагает события Великого посольства 1697-1698 гг., ученики даты и задачи поездки (знакомство с жизнью и порядками европейских стран) фиксируют в тетрадь, параллельно учитель записывает на доске. Но в 1698 году, под руководством Софьи был организован очередной стрелецкий заговор, мы обращаемся к картине Сурикова «Утро стрелецкой казни», класс задает вопросы к картине, и дает ответы. Учитель сообщает, что участвовали в стрелецком восстании 4 тыс. участников Азовских походов, из них в 1698-99гг. было казнено 1182 человека, 601 сослано. Казни продолжались до 1707 года (поэтому и утро стрелецкой казни). Учеников знакомят с символикой картины: храм Василия Блаженного- символ единства царя с народом. По итогам обсуждение данной картины, класс приходит к выводам: раздел общества на до петровское и петровское, необходимость и логичность последующих реформ Петра, складывание сложной социальной обстановки.

5. Закрепление изученного материала ( 5 минут):

Учащимся предлагается решить кроссворд следующим образом. Учитель записывает на доску слова, а ученики задают вопросы, пользуясь знаниями, полученными на уроке. Например, где селились все иностранные специалисты, прибывавшие в Россию, любимое место пребывания Петра в детстве и юности? (Немецкая Слобода).

Урок Предпосылки петровских реформ. Росси на рубеже веков

6. Домашнее задание: параграф 13.

Использованная литература: 1. История России конец XVI-XVII век. Поурочные планы по учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г. Волгоград: 2011г.

2. Ишимова А.О. История России в рассказах для младшего возраста. М.: 1993г.



© 2010-2022