• Преподавателю
  • История
  • Таблица Сравнительный анализ концепций развития цивилизации и культуры Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби

Таблица Сравнительный анализ концепций развития цивилизации и культуры Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Человек. Общество. Государство, 11 класс, профиль"

Таблица: Сравнительный анализ концепций развития цивилизации и культуры Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби»


Критерии сравнения

Н. Я. Данилевский

О. Шпенглер

А. Тойнби

1. Ввели в научны оборот синоним понятия "цивилизация"

2. Монография, в которой изложили свою теорию исторического развития

3. Типология цивилизаций


4. Определение исторического процесса


5. Основные закономерности развития цивилизаций


6. Прогнозы развития Западного общества


7. Место славянской цивилизации в историческом процессе


8. Отличительные черты концепции




Выводы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

"Человек. Общество. Государство, 11 класс, профиль"

Таблица: Сравнительный анализ концепций развития цивилизации и культуры Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби»


Критерии сравнения

Н. Я. Данилевский (1822-1885 гг.)

О. Шпенглер (1880-1936 гг.)

А. Тойнби (1889-1975 гг.)

1. Ввели в научны оборот синоним понятия "цивилизация"

культурно-исторический тип

великие культуры

локальные цивилизации

2. Монография, в которой изложили свою теорию исторического развития

"Россия и Европа" (1869 г.)

"Закат Европы" (1918-1922 гг.)

"Изучение истории" (1934-1961 гг.)

3. Типология цивилизаций

Он насчитывает десять цивилизаций в мировой истории:

  • египетскую;

  • китайскую;

  • ассирийско-вавилоно-финикийска-халдейскую или древнесемитическую;

  • индийскую;

  • славянскую;

  • еврейскую;

  • греческую;

  • римскую;

  • новосемитическую или аравийскую;

  • германо-романскую или европейскую;

Две цивилизации - мексиканскую и перуанскиую или американскую выделял в отдельную группу, так как они умерли насильственной смертью на ранней стадии развития.

Он выделяет восемь типов культур:

  • египетскую;

  • индийскую;

  • вавилонскю;

  • китайскую;

  • "апполоновскую" (греко-римскую);

  • "фаустовскую" (западноевропейскую);

  • культуру майя;

  • русскую.

Из этих культур мексиканская погибла насильственной смертью, арабская и русская потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение.

В первоначальном варианте Тойнби выделял 21 относительно замкнутую цивилизацию (сократив их число затем до 13, не считая второстепенных, побочных и недоразвитых):

  • западную;

  • две православные (русскую и византийскую);

  • иранскую;

  • арабскую;

  • индийскую;

  • дальневосточную в Корее и Японии;

  • античную;

  • сирийскую;

  • китайскую;

  • шумерска-хеттска-вавилонскую;

  • мексиканскую;

  • цивилизацию майя;

  • египетскую.

4. Определение исторического процесса

Не существует всемирной истории, а есть лишь история отдельных культурно-исторических типов (цивилизаций), имеющих индивидуальный замкнутый характер.

Что история предстает не как единый процесс, а как множество «великих культур»

Всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных, относительно замкнутых цивилизаций - локальных цивилизаций.

5. Основные закономерности развития цивилизаций


Данилевский считал, что каждый из культурно-исторических типов проходит в своем развитии три стадии:

  • этнографическую (древнюю), которая начинается с момента выделения племени от родственных с ним племен и обретения способности к самобытной деятельности;

  • политическую (государственную), когда народы выходят из чисто этнографической формы бытия, строят свое государство и обеспечивают свою политическую независимость;

  • цивилизационную, которая, как правило, обеспечивается толчком извне и обеспечивает народам возможность реализации своих духовных идеалов в науке, искусстве, общественном благоустройстве и личном благосостоянии.

Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов:

  • детство,

  • юность,

  • зрелость и старость.

Не пытается выяснить причины возникновения культур и движущих факторов их развития, поскольку, с его точки зрения, принцип причинности не применим к истории. Рождение великих культур - это всегда необъяснимая тайна.

Каждая цивилизаций проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Некоторые из них погибают, не успев расцвести, иные останавливаются в развитии и застывают в монотонном прозябании.

6. Прогнозы развития Западного общества

Он считал, что Европа уже вступила в период упадка (вторая половина ХІХ века)

Кризисные умонастроения, предвещал грядущую гибель Запада.

Несмотря на присущие ей признаки надлома и разложения, А. Тойнби надеется на ее будущую жизнеспособность. Спасение переживающей кризис западной цивилизации может прийти от "единения в духе", благодаря объединению существующих мировых религий и приобщения к вселенской религии.

7. Место славянской цивилизации в историческом процессе

Славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил (вторая половина ХІХ века)

Русская «великая культура» потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение, но возрождается

Большое будущее, т.к. русское общество имеет многовековую историю и религию

8. Отличительные черты концепции


Через свою концепцию исторического развития хотел объяснить частную проблему - Почему Европа (Запад) враждебно относится к России

Понятие «цивилизация» носит отрицательный характер - «окостенелая культура»

Тойнби в своих конечных выводах стремится реставрировать идею мировой истории вопреки самодовлеющей замкнутости отдельных цивилизаций на основе культурной преемственности и духовного единства мировых религий.

Вывод: любая цивилизация характеризуется прежде всего проявлениями культуры, а затем общественно-производственной технологией и социальной структурой общества.






"Человек. Общество. Государство, 11 класс, профиль" Таблица: Сравнительный анализ концепций развития цивилизации и культуры Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби»

Критерии сравнения

Н. Я. Данилевский (1822-1885 гг.)

О. Шпенглер (1880-1936 гг.)

А. Тойнби (1889-1975 гг.)

1. Ввели в научны оборот синоним понятия "цивилизация"

культурно-исторический тип

великие культуры

локальные цивилизации

2. Монография, в которой изложили свою теорию исторического развития

"Россия и Европа" (1869 г.)

"Закат Европы" (1918-1922 гг.)

"Изучение истории" (1934-1961 гг.)

3. Типология цивилизаций

Он насчитывает десять цивилизаций в мировой истории:

  • египетскую;

  • китайскую;

  • ассирийско-вавилоно-финикийска-халдейскую или древнесемитическую;

  • индийскую;

  • славянскую;

  • еврейскую;

  • греческую;

  • римскую;

  • новосемитическую или аравийскую;

  • германо-романскую или европейскую;

Две цивилизации - мексиканскую и перуанскиую или американскую выделял в отдельную группу, так как они умерли насильственной смертью на ранней стадии развития.

Он выделяет восемь типов культур:

  • египетскую;

  • индийскую;

  • вавилонскю;

  • китайскую;

  • "апполоновскую" (греко-римскую);

  • "фаустовскую" (западноевропейскую);

  • культуру майя;

  • русскую.

Из этих культур мексиканская погибла насильственной смертью, арабская и русская потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение.

В первоначальном варианте Тойнби выделял 21 относительно замкнутую цивилизацию (сократив их число затем до 13, не считая второстепенных, побочных и недоразвитых):

  • западную;

  • две православные (русскую и византийскую);

  • иранскую;

  • арабскую;

  • индийскую;

  • дальневосточную в Корее и Японии;

  • античную;

  • сирийскую;

  • китайскую;

  • шумерска-хеттска-вавилонскую;

  • мексиканскую;

  • цивилизацию майя;

  • египетскую.

4. Определение исторического процесса

Не существует всемирной истории, а есть лишь история отдельных культурно-исторических типов (цивилизаций), имеющих индивидуальный замкнутый характер.

Что история предстает не как единый процесс, а как множество «великих культур»

Всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных, относительно замкнутых цивилизаций

5. Основные закономерности развития цивилизаций


Данилевский считал, что каждый из культурно-исторических типов проходит в своем развитии три стадии:

  • этнографическую (древнюю), которая начинается с момента выделения племени от родственных с ним племен и обретения способности к самобытной деятельности;

  • политическую (государственную), когда народы выходят из чисто этнографической формы бытия, строят свое государство и обеспечивают свою политическую независимость;

  • цивилизационную, которая, как правило, обеспечивается толчком извне и обеспечивает народам возможность реализации своих духовных идеалов в науке, искусстве, общественном благоустройстве и личном благосостоянии.

Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов:

  • детство,

  • юность,

  • зрелость и старость.

Не пытается выяснить причины возникновения культур и движущих факторов их развития, поскольку, с его точки зрения, принцип причинности не применим к истории. Рождение великих культур - это всегда необъяснимая тайна.

Каждая цивилизаций проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Некоторые из них погибают, не успев расцвести, иные останавливаются в развитии и застывают в монотонном прозябании.

6. Прогнозы развития Западного общества

Он считал, что Европа уже вступила в период упадка (вторая половина ХІХ века)

Кризисные умонастроения, предвещал грядущую гибель Запада.

Несмотря на присущие ей признаки надлома и разложения, А. Тойнби надеется на ее будущую жизнеспособность. Спасение переживающей кризис западной цивилизации может прийти от "единения в духе", благодаря объединению существующих мировых религий.

7. Место славянской цивилизации в историческом процессе

Славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил (вторая половина ХІХ века)

Русская «великая культура» потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение, но возрождается

Большое будущее, т.к. русское общество имеет многовековую историю и религию

8. Отличительные черты концепции


Через свою концепцию исторического развития хотел объяснить частную проблему - Почему Европа (Запад) враждебно относится к России

Понятие «цивилизация» носит отрицательный характер - «окостенелая культура»

В своих конечных выводах стремится реставрировать идею мировой истории вопреки самодовлеющей замкнутости отдельных цивилизаций на основе культурной преемственности и духовного единства мировых религий.

Вывод: любая цивилизация характеризуется прежде всего проявлениями культуры, а затем общественно-производственной технологией и социальной структурой общества.

© 2010-2022