- Преподавателю
- История
- Разработка урока истории в 6 классе Создание единого централизованного государства
Разработка урока истории в 6 классе Создание единого централизованного государства
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Казиева Л.Г. |
Дата | 13.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: "Создание единого русского государства". 6-й класс
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.
Задачи:
-
Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.
-
Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; картографические умения и навыки работы с историческими источниками.
-
Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.
Оборудование:
-
Карта "Образование русского централизованного государства".
-
Портреты московских царей.
-
Раздаточный материал.
-
Схема "Создание единого русского государства".
-
Схема "Оси внешней политики Московского государства в конце XV века".
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Повторение и проверка знаний
Задание учащимся: Представьте, что вы - московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово - Московское княжество.
В течение 2 минут учащиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов.
Варианты ответов учащихся:
Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.
III. Изучение нового материала
Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.
Варианты ответов учащихся:
-
Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель.
-
Мы должны узнать, как возникло единое русское государство.
-
Мы должны узнать, когда завершился процесс объединения русских земель.
-
Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение русских земель.
Задание учащимся: Для начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей - Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: "Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…". Свои ответы вам необходимо аргументировать.
Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина вывешены на доске.
Варианты ответов учащихся:
- Иван Ш, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже.
Комментарий учителя: Да, это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км2, а своему сыну - Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км2.
Вопрос учащимся: во сколько раз увеличилась территория?
Ответ: в 5 раз.
Задание учащимся: Представьте себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить?
Варианты ответов учащихся:
- Нужно было завершить процесс объединения и избавить стану от монголо-татарского ига.
Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?
В течение 2-3 минут учащиеся работают с атласами и текстом учебника.
Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.
Физкультминутка
Каждый ряд получает набор карточек с названиями княжеств и датами присоединения. С помощью атласов и текста учебника учащиеся находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание. Эти учащиеся показывают на карте присоединенные территории.
Варианты ответов учащихся:
-
Ярославское княжество - 1463 год.
-
Ростовское княжество - 1474 год.
-
Новгородская земля - 1478 год.
-
Тверское княжество - 1485 год.
-
Псков - 1510 год.
-
Смоленск - 1514 год.
-
Рязань - 1521 год.
Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.
Варианты ответов учащихся:
-
Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.
-
Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.
Комментарий учителя: Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.
Осенью 1475 года московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и ослабляя новгородскую вольницу.
В 1477 году новгородские послы признали Ивана III "государем". Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.
Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В 1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству.
Во время рассказа учителя учащиеся записывают в тетради даты основных событий:
-
1478 год - присоединение Новгорода к Москве.
-
1485 год - присоединение Твери к Москве.
Задание учащимся: Посмотрите на карту и на схему. Сделайте вывод, на каком этапе находился процесс объединения к 1485 году?
Варианты ответов учащихся: Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.
После ответа схема дополняется: вместо "?" учитель вывешивает на доску карточку с текстом "единое русское государство". Учащиеся записывают эту схему в тетради.
Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения?
Варианты ответов учащихся: К свержению монголо-татарского ига.
Вопрос учащимся: Предпринимались ли ранее такие попытки, и чем они завершались?
Варианты ответов учащихся: В 1380 году произошла Куликовская битва, после которой русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде.
Задание учащимся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в "Чистую доску". На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.
Фрагмент Никониановской летописи (раздается каждому учащемуся):
"В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к Угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться."
Вопросы на доске:
-
Когда и где произошла встреча противников?
-
Покажите на карте это место.
-
Почему монголо-татары отступили?
-
Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
-
Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?
После анализа документа учащиеся записывают в тетради:
1480 год - свержение монголо-татарского ига.
IV. Закрепление новых знаний
Беседа с учащимися по вопросам:
-
Сделайте вывод о завершении объединения русских земель, используя карту и схему.
-
Проследите связь между завершением процесса объединения и свержением монголо-татарского ига.
V. Подведение итога урока
Задание учащимся: Закончите предложение.
-
Я узнал…
-
Я понял…
-
Я удивлен…
VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания.