Планирование изучения истории 5 класса

Планирование курса истории Древнего мира в 5 классе.Данное практическое планирование основано на разработке Критской Н., которая вошла в сборник календарно-тематического планирования, составленный О.В. Кишенковой.Планирование разработано с учетом применения на практике и опробовано в ходе изучения курса. В нем заложено и учтено практическое прохождение материала с учетом времени, отведенном на изучение предмета в неделю - 2 часа.Выделены часы на подготовку к контрольным работам и проведение сами...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

кадетская школа № 1778

«Московский Шереметьевский кадетский корпус»

_____________________________________________________________________

Москва, 129346 ул. Коминтерна, д. 52

E-mail: [email protected]

тел. / факс.184-23-36


Утверждаю:

Директор

Персина Н. Е.


_______________

…………………….

Приказ № от_______


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ

5 КЛАСС

(изучение курса «История Древнего мира» на базовом уровне)

НА 2011-2012 УЧ.Г.


Автор-составитель:

Боков Александр Михайлович учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория


Москва, 2011 год




Пояснительная записка

Рабочая программа по «истории Древнего мира»(5 класс - базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы История Древнего мира/ В. И. Уколовой. -М: Просвещение, 2009

Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

  4. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»

  5. Учебный план образовательного учреждения на 2011-2012 учебный год .

  6. Годовой календарный график образовательного учреждения на 2011-2012 учебный год.

Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии.

Срок действия лицензии: по 24 февраля 2016 года;

Свидетельство о государственной аккредитации до 17 апреля 2014 года.

Учебно-методический комплект

1.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 кл. - М.: Просвещение. - 2009.

2. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 1,2. 5 кл. М.: Просвещение. - 2009.

3.Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс. - М. - Дрофа, ДИК, 2010.

Учебник входит в Федеральный комплект Министерства образования Российской Федерации, рекомендован для обучения в 2009-2010 учебном году (см. перечень рекомендованной и допущенной литературы).

Методическая литература:

  1. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение - 2007.

2. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. - 284 с.

3. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

- основные даты, этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей всемирной истории;

- представители и памятники культуры Древнего мира.

- изученные виды исторических источников;

уметь:

- Сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение исторических понятий

- анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение.

- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- объяснения исторически сложившихся нормы социального поведения

в процессе общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Цели курса:

  • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);

  • Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Это дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения истории

в объеме 2 часов в неделю (2часа ∙34 недели=68 часов).

История Древнего мира

Название темы, урока ( № п/п )

Всего часов

Введение. История Древнего мира - часть всеобщей истории.

1 час

Тема 1.От первобытности к цивилизации:

7 час

Древнейшие люди

2 час

Земледельцы и скотоводы

3 час

Повторение темы «От первобытности к цивилизации».

1 час

Контрольная работа №1«От первобытности к цивилизации».

1 час

Тема 2. Древний Восток :

18 час

Древнейшие цивилизации Месопотамии.

2 час

Древний Египет.

3 час

Культура Древнего Египта.

1 час

Восточное Средиземноморье в древности.

1 час

Древняя Палестина.

1 час

Великие военные империи Ближнего Востока.

2 час

Древняя Индия.

2 час

Древний Китай.

2 час

Повторение темы «Древний Восток».

1 час

Контрольная работа №2 «Древний Восток».

1 час

Тема 3. Античность. Древняя Греция.

20 час

Древнейшая Греция.

5 час

Полисы Греции.

3 час

Победа греческой демократии над восточной деспотией

2 час

Расцвет Греции.

5 час

Упадок Греции. Рождение нового мира.

3 час

Повторение темы «Древняя Греция».

1 час

Контрольная работа №3 «Древняя Греция».

1 час

Тема 4. Античность. Древний Рим.

19 час

Ранний Рим.

4 час

Поздняя республика.

2 час

Гражданские войны в Риме. Гибель республики.

4 час

Возникновение и расцвет Римской империи.

5 час

Поздняя империя.

2 час

Повторение темы «Древний Рим».

1 час

Контрольная работа №4 «Древний Рим».

1час

Итоговое повторение, в том числе уроки повторения или резерва.

3 час

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Введение1. История Древнего мира - часть всеобщей истории. 1ч.

Что такое история. Ключи к познанию прошлого. Счёт лет в истории. Историческое летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).

Зачем изучать историю. Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Ход времени и способы его измерения. Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Историческая карта. Всеобщая история. Исторические источники. Науки - помощницы: археология, антропология, этнография.

Периоды истории, исторические эпохи. Историческая хронология. Календарь. Счёт лет до нашей эры. Наша эра. Лента времени.

Должны знать: год, век, столетие, тысячелетие, археология, этнография, нумизматика, геральдика; исторический источник, историческая карта, наша эра, до нашей эры, знать составляющие элементы государственных символов,

Должны уметь: связно пересказывать текст учебника о счете лет в истории, оперировать историческими датами, относящимися к периоду до Рождества Христова, решать задачи на счет лет в истории, составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение, ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте;определять значение государственной символики.

Тема 1.От первобытности к цивилизации. 7 часов

Древнейшие люди, их жизнь и деятельность как этап предыстории человечества.

Расселение древнейшего человечества. Понятие «древние люди». Орудия труда, занятия первобытного человека. Появление «человека разумного». Неандертальцы и кроманьонцы. Первобытные собиратели и охотники. Родоплеменные отношения. Родовые общины охотников и собирателей. Присваивающее хозяйство. Появление человеческих рас. Первобытные верования: религиозные верования первобытных охотников и собирателей; религиозные верования первобытных земледельцев и скотоводов. Зарождение мифа. Зарождение искусства: изображение животных и человека.

Земледельцы и скотоводы на исходе первобытности. Революция каменного века и возникновение древнейших цивилизаций.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Орудия труда земледельцев: начало обработки металлов, изобретение плуга. Переход от присваивающего хозяйства к производящему-основной смысл неолитической революции. Появление ремёсел. Соседская община. Племя. Большая семья. Неравенство. Медный век. Понятие «цивилизация». От бронзового века к железному.

Повторение темы «От первобытности к цивилизации». 1 час

Значение первобытности для последующей истории человечества. Характеристика процесса складывания цивилизации. Сравнение человека древнего и человека современного в культурно- исторических аспектах.

Контрольная работа №1«От первобытности к цивилизации». 1 час

Должны знать: первобытность, древние люди, каменный век, «человек разумный», родовая община, орудия труда, собирательство, охота, раса, религия, дух, бог, идол, молитва, жертва, искусство, миф, земледелие, скотоводство, присваивающее и производящее хозяйство, неолитическая революция, соседская община, племя, социальное расслоение, неравенство, знать, вождь, старейшина, совет старейшин, горд, цивилизация, медный, бронзовый, железный века.

Должны уметь: связно пересказывать текст учебника в монологической форме, сравнивать древнейших и древних людей, родовую и соседскую общины, оперировать историческими датами (появление человечества, появление земледелия, начало обработки металлов), показывать на карте места появления первых людей, районы земледелия.

Тема 2. Древний Восток. 18 часов

Древнейшие цивилизации Месопотамии.

Речные цивилизации. Двуречье: местоположение и природные условия. Занятия жителей Двуречья (земледелие, основанное на искусственном орошении, использование глины в строительстве, быту).Шумер-древнейшая цивилизация. Облик и язык шумеров. Возникновение государства. Шумерские горда-государства. Понятие «государство». Культура Шумера. Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе. Знания шумеров. Наследники Шумера:Древний Аккад, Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Устройство общества Древнего Вавилона. Особенности «власти-собственности».Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопатамии. Жрецы. Храмовые хозяйства.

Древний Египет.

Цивилизация Древнего Египта-ровесница цивилизации Древнего Шумера: местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Занятия жителей: земледелие как главное занятие, оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы); быт земледельцев и ремесленников; жизнь и служба вельмож. Возникновение государства: неограниченная власть фараона; войско; завоевательные походы. Пирамида власти. Мир человека Древнего Египта в зеркале мифов и легенд: священные животные, боги; миф об Осирисе и Исиде. Мир пирамид. Культура Древнего Египта: строительство пирамид; храм (внутренний и внешний вид), особенности изображения человека в скульптуре и росписях; особенности древнеегипетского письма; школа; научные знания.

Должны знать: Ближний Восток, Междуречье, речная цивилизация, ирригация, государство, город-государство, письменность, клинопись, власть-собственность, деспотия, монарх, подданные, законы, боги, храмы, жрецы, фараон, вельможа, чиновник, писец, реформа, налог, храм, жрец, миф, пирамида, мумия, гробница, саркофаг, иероглиф, папирус, свиток, культ, искусство, обелиск, скульптура, статуя, рельеф, роспись.

Должны уметь: связно в монологической форме пересказывать текст учебника, раскрывать содержание иллюстраций учебника, сравнивать жизнь ремесленников и земледельцев, давать самостоятельную оценку деятельности фараонов, под руководством учителя анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, решать задачи на счет лет в истории, читать карту (показывать территории государств Древнего Востока в разные периоды, направления походов фараонов, египетские столицы а разные периоды истории)

Восточное Средиземноморье в древности.

Финикия (местоположение и природные условия). Занятия жителей Финикии: виноградарство и оливководство, ремесло, морская торговля и пиратство, основание колоний. Культурное наследие: древнейший алфавит. Древняя Палестина. Переселение древних евреев в Палестину, отношения с местным населением. Племенной союз Израиля. Борьба древних евреев с филистимлянами. Цари Израиля. Иерусалим Храм Соломона. Ветхий Завет. Библейские пророки.

Великие военные империи Ближнего Востока.

Роль железа в истории Древнего мира. Понятия «военная держава» и «империя». Держава хеттов.

Передняя Азия: Ассирийская империя: начало обработки железа, последствия использования железных орудий труда, новшества в военном деле (стенобитные орудия, конница); ассирийские завоевания (ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей). Культурное наследие: столица Ниневия, царский дворец, библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Государство Урарту.

Возникновение Нововавилонского царства. Возвышение Персии. Персидская империя (цари Кир, Дарий Первый); «Царская дорога», ее использование для почтовой связи, взимание налогов. Лидийское и Мидийское царства.

Должны знать: колония, пурпур, алфавит, Библия, Ветхий Завет,монотеизм (единобожие), пророк, патриарх, завет, заповедь, страна, военная держава, империя, железо, дипломатия, международные отношения, таран, столпотворение, процессия, идолопоклонство, смута, сатрапия, маги, зороастризм, закон, ростовщик, .

Должны уметь: строить монологический рассказ на основании текста учебника и информации, содержавшейся в устном изложении учителя, раскрывать содержание иллюстраций учебника, сравнивать исторические явления в различных странах Передней Азии, отстаивать свои взгляды, вести спор с учащимися на уроке, анализировать исторические источники под руководством учителя, оперировать историческими датами по истории государств Передней Азии, читать историческую карту (определять географическое положение государств Передней Азии, показывать столицы государств, направления завоевательных походов правителей разных государств)

Древняя Индия.

Природа и древнейшее население полуострова Индостан. Труд и занятия древнейших жителей Индии. Дравиды. Первые города-государства, жизнь в них. Арии в Индии. Санскрит. Веды. Древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Индуизм-религия древних индийцев. Карма. Йога. Знания древних индийцев, цифры, изобретение нуля, шахматы. Устройство общества в древней Индии.

Древний Китай.

Природа и люди Древнего Китая. Берега рек Хуанхэ и Янцзы-центры формирования древнекитайской цивилизации. Первые китайские государства. Объединение Китая. Первая китайская империя, её император Цинь Шихуанди. Устройство Китайской империи. Войны империи. Великая китайская стена. Китайские иероглифы, каллиграфия. Китайские мудрецы. Конфуций и его учение. Представления древних китайцев об устройстве мира. Изобретения и открытия древних китайцев. Великий шёлковый путь. Обучение детей в Древнем Китае.

Должны знать: дравиды, арии, санскрит, веды, карма, йога, индуизм, варны, касты, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, парии, буддизм, нирвана, Поднебесная империя, каллиграфия, бумага, шёлк, порох, конфуцианство, даосизм, янь и инь .

Должны уметь: пересказывать текст учебника, раскрывать содержание иллюстраций, сравнивать положение людей разных каст, давать оценку историческим явлениям, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, решать задачи на счет лет в истории, читать историческую карту.

Повторение темы «Древний Восток». 1 час

Сравнительная характеристика политического и культурного развития цивилизаций Древнего Востока.

Контрольная работа №2 «Древний Восток». 1 час

Тема 3. Античность. Древняя Греция. 20 часов

Древнейшая Греция.

Природа и население. Эллада и эллины. Области Греции. Земледелие и скотоводство. Бронзовый и железный века в истории Древней Греции. Боги Древней Греции. Герои греков. Мифы об их подвигах. Геракл. Персей. Значение примера героев в жизни древних греков. Первые государства на Крите. Держава царя Миноса. Дворец в Кноссе. Раскопки на Крите. Минойская культура. Греки-ахейцы. Ахейская Греция. Города-государства Тиринф, Пилос, Микены. Войны и воины-ахейцы. Дорийское завоевание и гибель ахейской цивилизации. Поэмы Гомера «Иллада» и «Одиссея».

Должны знать: понятия - античность, Эллада, эллины, минойцы, минойская цивилизация, ахейцы, ахейская (микенская) цивилизация, дорийцы,оракул, фреска, легенды, нимфа, сатир, гиганты, титаны, циклопы, кентавры, горгоны, герои.

Должны уметь: строить монологический рассказ, раскрывать содержание иллюстрации, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, выявлять синхронность событий,читать историческую карту.

Полисы Греции и древнегреческая демократия.

Возникновение полиса. Жизнь греков после дорийского завоевания. Начало возрождения Греции. Превращение древнего полиса в государство. Устройство древнего полиса-государства. Тирания. Аристократия и народ(демос). Войско полиса, гоплиты и фаланга. Великая греческая колонизация. Причины и направления колонизации. Метрополии и колонии. Результаты колонизации. Колонии на берегах Чёрного моря. Греки и варвары.Скифы.

Два великих полиса:Афины: местоположение и природные условия Аттики, занятия населения. Знать во главе управления Афин, законы Драконта. Свободные и рабы. Положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Перемены в управлении Афинами. Тирания Писистрата, её свержение. Реформы Клисфена. Демократия и её историческое значение.Спарта: местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Управление Спартой. Спартанское воспитание.

Победа греческой демократии над восточной деспотией. Греко-персидские войны. Причины войн персов с греками. Битва при Марафоне. Поход персидского царя Ксеркса. Битва у Фермопил. Афинский флот. Саламинское сражение. Битва при Платеях и Микале. Результаты греко-персидских войн. Причины и историческое значение победы греков.

Должны знать: полис, демократия, олигархия, тирания, гражданин, аристократия, демос, реформа, агора, ареопаг, остракизм, герусия, геронт, илоты, рабы, колонизация, колония, метрополия, варвары, скифы, лаконичность

Должны уметь: строить монологический рассказ, раскрывать содержание иллюстраций учебника, сравнивать исторические явления в различных странах, давать самостоятельную оценку историческим явлениям, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карту.

Расцвет Греции.

Афины при Перикле. Вождь афинской демократии Перикл. Народное собрание. Должностные лица. Суд. Граждане Афин и переселенцы(метеки).Военная сила Афин. Рабство в Афинах. Строительство Афин при Перикле. Акрополь. Парфенон. Фидий. Греческие архитектурные ордеры. Скульптура. Мирон, Поликлет, Пракситель. Древнегреческий театр:происхождение, устройство, актеры, трагедии и комедии, трагики. Олимпийские игры. Греческая философия. Обучение детей в Древней Греции. Повседневная жизнь греков.

Должны знать: народное собрание, граждане и неграждане, метеки, должностные лица, стратег, штраф, Акрополь, Парфенон, архитектура, ордер(дорический, ионический, коринфский),фриз, фронтон, скульптура, театр, орхестра, скене, трагедия, комедия, Олимпийские игры, олимпионики, панкратий, школа, педагог, палестра, гимнасий, стиль, философия, философ.

Должны уметь: строить монологический рассказ по тексту учебника, раскрывать содержание иллюстраций, давать самостоятельную оценку историческим явлениям, личностям, спорить и отстаивать свои взгляды, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карта.

Упадок Греции. Рождение нового мира.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Александр Македонский-историческая личность и легенды о нём. Империя Александра. Поход Александра на Восток.Победа на берегу реки Граник.Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства.Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского. Восток и Греция после Александра Македонского.Эллинистический мир. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Должны знать: македонская фаланга, «товарищи царя», оратор, всеобщий мир, пергамен, мусей

Должны уметь: пересказывать текст учебника, сравнивать исторические явления, давать оценку историческим явлениям, событиям, личностям, оперировать историческими датами, выявлять синхронность событий, читать историческую карту.

Повторение темы «Древняя Греция». 1 час

Культурные достижения Древней Греции, их значение для современности.

Контрольная работа №3 «Древняя Греция». 1 час

Тема 4. Античность. Древний Рим. 19 часов

Ранний Рим.

Природа Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Рим в эпоху царей. Легенды об основании Рима. Рим - город на семи холмах. Римская община, её сравнение с греческим полисом. Гражданин римской общины, сочетание прав и обязанностей. Царь и знаки царской власти. Римский народ. Патриции и плебеи. Преобразования царя Сервия Туллия в сравнении с реформами Солона в Афинах. Ликвидация царской власти.

Ранняя республика. Государственное устройство. Магистраты. Народное представительство. Римские сословия. Патроны и клиенты. Сенат. Консулы. Диктатор. Завершение борьбы патрициев и плебеев. Римская семья:нравы, религия, отношение к богам. Завоевание Италии Римом. Войны с вольсками и этрусками. Нашествие галлов на Рим. Самнитские войны. Аппиева дорога. Пиррова победа. Завершение истории ранней республики.

Должны знать: этруски, самниты, римская община(цивитас), патриции, плебеи, триба, курия, магистраты, консул, цензор, диктатор, ликтор, трибун, плебисцит, сословие, патрон, клиент, сенат, сенатор, республика, фамилия, матроны, лары, пенаты, весталка, коллегия жрецов, великий понтифик, вольски, галлы, Капитолий, триумф, пиррова победа, динарий.

Должны уметь: строить монологический рассказ, связно отвечать на вопросы учителя, давать самостоятельную оценку историческим событиям, личностям, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карту.

Поздняя республика.

Пунические войны:причины ход и итоги боевых действий. Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Римская армия, вооружение римлян.Господство Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Римские провинции.

Гражданские войны в Риме. Гибель республики.

Земельные законы братьев Гракхов. Рабство в Древнем Риме. Источники рабства. Положение и занятия рабов. Гладиаторы. Восстание Спартака. Первая гражданская война, «новые люди» в Риме. Установление диктатуры Цезаря. Цезарь-историческая личность и легенды. Мартовские иды, гибель Цезаря. Великий оратор Цицерон. Поэт Лукреций Кар.

Должны знать: пуны, контрибуция, легион, манипула, центурия, когорта, гладиус, дротик, калиги, провинция, земельная реформа, гражданская война, рабство, вилла, вольноотпущенники, гладиатор, амфитеатр, популяры, оптиматы, террор, проскрипции, триумвират, диктатура.

Должны уметь: строить связный монологический ответ на вопросы учителя, давать самостоятельную оценку историческим событиям и личностям, анализировать истоические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карту, определять места сражений и показывать их на карте.

Возникновение и расцвет римской империи.

Третья гражданская война. Преемники Августа. Быт и нравы римской аристократии эпохи империи. Возникновение христианства. Первые общины христиан. Возникновение церкви. Золотой век римской империи. Рим-столица империи. Архитектура и строительное искусство римлян. Пантеон. Римляне в повседневной жизни. Лицо императорского Рима. Портрет. Жилища римлян. Одежда, еда, питьё. Бани. Римская школа. Дети в семье и в школе, игры и игрушки римских детей

Должны знать: империя, император, принцепс, единовластие, преторианские когорты, Латынь, Колизей, вулкан, Мессия, Синедрион, прокуратор, Евангелие, Рождество, Богоматерь, проповедь, Тайная вечеря, причастие, Пасха, распятие, Воскресение, Вознесение, апостолы, плащаница, молитва, трапеза, священник, епископ, пресвитер, диакон, церковь, миряне, катакомбы, даки, колона Траяна, триумфальная арка, бетон, купол, Пантеон, форум, атрий, мозаика, инсула, тога, туника, стола, термы, кафедра, портрет.

Должны уметь: в связной монологической форме пересказывать текст учебника, давать самостоятельную оценку историческим событиям и личностям, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карту.

Поздняя империя.

Империя в III в. Солдатские императоры. Распад единой империи, тяжелое положение населения империи. Колоны и магнаты. Восстановление империи. Император- «бог и господин». Диоклетиан. Табель о рангах. Обожествление и неограниченная власть императора. Константин Великий. Константинополь-новая столица империи. Христианская церковь во времена Константина Великого. Первый Вселенский собор в Никее. Символ веры. Разделение империи на Западную и Восточную. Великое переселение народов. Готы, вандалы. Нашествие гуннов. Падение Западной Римской империи. Восточная Римская империя в VI веке, кодификация римского права при императоре Юстиниане. Историческое значение римского права.

Должны знать:колоны, магнаты, аренда, Табель о рангах, богословие, Вселенский собор, Символ веры, патриарх, папа римский, федераты, готы, вандалы, гунны, дружинник, кодификация, право, эдикт.

Должны уметь: строить связный монологический ответ по тексту параграфа, давать оценку историческим явлениям, высказывать собственные суждения, отстаивать свое мнение, анализировать исторические источники,пересказывать текст учебника, раскрывать содержание иллюстраций, давать самостоятельную оценку историческим событиям и личностям, читать историческую карту.

Повторение темы «Древний Рим». 1час

Политическое и правовое наследие Древнего Рима, его значение для современности.

Контрольная работа №4 «Древний Рим». 1 час

Итоговое повторение, в том числе уроки повторения или резерва. 3 часа.



Календарно-тематическое планирование курса «История Древнего мира .» 2


Учебник: Уколова В.И. История Древнего мира. Москва «Просвещение» 2010

Уроки: Плановых уроков повторения или резерва: 8; Контрольных уроков:4

Основание: программа История Древнего мира. 5 класс. (68 часов) Уколова В.И. Москва «Просвещение» 2009

урока












Название темы и урока

Кол-во

часов


Тип / Форма урока

(Информационное

сопровождение)


Требования к уровню подготовки учащихся

(учащиеся должны знать/уметь)

Дата

проведения

По плану/

факту

Д/з

Введение. История Древнего мира - часть 1ч

всеобщей истории.

1



Что такое история. Ключи к познанию прошлого. Счёт лет в истории.

Зачем изучать историю. Исторические источники. Науки-помощницы:археология, антропология, этнография.

Периоды истории, исторические эпохи. Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени. Счёт лет до нашей эры

1

Вводный. Беседа

(учебник, метод. пособие,

тесты, дополнительный

материал,кимы, медиаресурсы)

Краткая характеристика изучаемого курса. Структура учебника. Как работать с понятиями. Уметь: работать с текстом, анализировать информацию, работать в группах; объяснять значение понятий: археология, этнография, нумизматика, геральдика; раскопки, истор. источники, факты, истор. память; определять значение историч. источников

Уметь: объяснять значение понятий: наша эра, до нашей эры; как велся счет лет в истории; определять век и вести подсчет исторического времени;

§ 1,2

Тема 1. От первобытности к цивилизации. 7 часов

1.1

Древнейшие люди, их жизнь и деятельность как этап предыстории человечества.

Появление «человека разумного».

1

Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. Рассказ с элементами беседы. Практикум. Работа с картой(учебник, метод. пособие,доп.материал)

Уметь: описывать условия существования древнейших людей; излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека;

Уметь: объяснять значение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

§ 3,4

2

Рождение религии и искусства.

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы(учебник, метод. пособие,доп.материал)

Уметь: объяснять значение понятий: религия, искусство, колдовской обряд, душа;высказывать суждение по вопросу

о причинах появления религии и искусства;называть характерные черты

религиозных верований первобытных охотников и собирателей

§ 5

3

Древние земледельцы и скотоводы.

Неолитическая революция.

1

Урок примененияЗУН.

Рассказ с элементами беседы

(учебник, мет. пособие,

тесты, дополнительный

материал,кимы, медиаресурсы)

Уметь: давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;анализировать причины появления неравенства;

сравнивать состав,соц. положение, орудия труда членов род. и сосед общины, племени

§ 6

4

От неолита к медному веку.

Соседская община.

1

Урок примененияЗУН.

Рассказ с элементами беседы

(учебник, мет. пособие,

тесты, дополнительный

материал,кимы, медиаресурсы)

Уметь: давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;анализировать причины появления неравенства;

сравнивать состав,соц. положение, орудия труда членов род. и сосед общины, племени

§ 7

5

Первые очаги цивилизации.

От бронзового века к железному.

1

Урок примененияЗУН

практикум

(учебник, мет. пособие,

тесты, дополнительный

материал,кимы, медиаресурсы)

Уметь: определять значение первобытной эпохи в истории человечества; описывать условия перехода от первобытности

к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда

§ 8

6

Повторение темы

«От первобытности к цивилизации».

1

Повторительно-обобщающий

Контроль, коррекция и оценка знаний

Уметь: определять значение первобытной эпохи в истории человечества; описывать условия перехода от первобытности

к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда

§ 1- 8

7

Контрольная работа №1

«От первобытности к цивилизации».

1

Урок контроля

Оценка знаний

Урок применения

ЗУН

Тема 2. Древний Восток. 18 часов

2.1

Древнейшие цивилизации Месопотамии.

Междуречье: рождение цивилизации.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний,

Практикум

(учебник, мет. пособие,

тесты, дополнительный

материал,кимы, медиаресурсы)

Уметь: показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья; сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте и Двуречье

§ 9

2

Культура Шумера.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Урок - рассказ

(учебник, мет. пособие,

тесты, дополнительный

материал,кимы, медиаресурсы)

Уметь: называть характерные признаки и особенности верований жителей Древнего Двуречья; извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни жителей Древнего Двуречья; характеризовать основные достижения вавилонян; давать описание древневавилонского письма.

§ 10

3

Древний Вавилон.

1

Практикум.Урок применения

ЗУН

(учебник, мет. пособие,

тесты, дополнительный

материал,кимы, медиаресурсы)

Уметь: анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»;

-высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

§ 11

4

Древний Египет.

Страна на берегах Нила и её жители.

1

Изучение и первичн. закрепл. новых знаний.Рассказ с

элементами беседы

(учебник, мет. пособие,

тесты, дополнительный

материал,кимы, медиаресурсы)

Уметь: показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта; характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат); объяснять причины возникновения древнеегипетского государства

§ 12

5

Мир пирамид. Пирамида власти.

1

Урок применения

ЗУН

Рассказ с элементами беседы, практикум

(учебник, мет. пособие,

тесты, дополнительный

материал,кимы, медиаресурсы)

Уметь: давать определение понятий: писцы, налоги;

характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп; анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

§ 13

6

Могущество Древнего Египта.

1

Комбинированный

Рассказ

(учебник, мет. пособие,

тесты, дополнительный

материал,кимы, медиаресурсы)

Уметь: давать определение понятий: вельможи, - характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп; раскрывать причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; показывать на исторической карте пути и направления военных походов; участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов

§ 14

7

Культура Древнего Египта.

Верования древних египтян.

1

Комбинированный урок

Урок - рассказ

(учебник, мет. пособие,

тесты, дополнительный

материал,кимы, медиаресурсы)

- давать определение понятий: миф, религия.

-называть характерные признаки и особенности верований древних египтян; Уметь: извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян

Уметь: составлять описание памятников древнеегипетской культуры: архитектуры, скульптуры; характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для мировой культуры; анализировать исторический источник «Розеттский камень», извлекать необходимый материал по данному вопросу; определять значение появления письменности для возникновения научных знаний

§ 15

8

Восточное Средиземноморье в древности.

Финикия-страна мореплавателей.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Урок - рассказ

(учебник, мет. пособие,

тесты, дополнительный

материал,кимы, медиаресурсы)

Уметь: показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

- характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

§ 16

9

Древняя Палестина. Библейские пророки.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, прктикум, ч-поиск.

Урок - рассказ

учебник, мет. пособие,

тесты, дополнительный

материал)

Уметь:

- объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие,монотеистическая религия;- высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний

§ 17,18

10

Великие военные империи Ближнего Востока. Ассирийская империя.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, прктикум, ч-поиск.

Урок - рассказ

(учебник, мет. пособие,

тесты, дополнительный

материал)

Уметь: определять причины возникновения и гибели Ассирии; характеризовать особенности военного искусства ассирийцев; сравнивать культуру Древнего Египта и Ассирийской державы

§ 19

11

Нововавилонское царство.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, прктикум, ч-поиск.

Урок - рассказ

(учебник, мет. пособие,

тесты, дополнительный

материал,кимы, медиаресурсы)

Уметь: определять причины возникновения и гибели; характеризовать особенности военного искусства; сравнивать культуру Древнего Египта и

Вавилонской державы

Уметь: - называть основные достижения в культуре жителей государств Передней Азии;

§ 20

12

Древняя Персия- «страна стран».

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, прктикум, ч-поиск.

Урок - беседа,рассказ

(учебник, мет. пособие,

тесты, доп материал)

Уметь: показывать на карте расположение Персидской державы; раскрывать особенности государственно-административного устройства Персидской державы;

сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства

§ 21

13

Древняя Индия.

Ранние цивилизации древней Индии.

1

Комбинированный урок

Урок - беседа

(учебник, доп материал)

Уметь: характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии.

§ 22

14

Как было устроено общество в древней Индии. Новая религия.

1

Урок изучения нового материала

Практикум

(учебник, доп материал)

Уметь:- анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст

§ 23

15

Древний Китай.

Первые китайские государства.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Урок - беседа

(учебник, доп материал)

Уметь:- определять особенности географических и природных условий Китая;- сравнивать учения Будды и Конфуция;

§ 24

16

Древняя китайская мудрость и изобретения китайцев.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Практикум

Уметь: высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая

§ 25

17

Повторение темы «Древний Восток».

Сравнительная характеристика политического и культурного развития цивилизаций Древнего Востока.

1

Урок контроля

Уметь: определять значение культурного наследия народов Древнего Востока; описывать исторические объекты и культурные памятники; выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока

§ 9- 25

18

Контрольная работа №2 «Древний Восток».

1

Урок контроля

Тема 3. Античность. Древняя Греция. 20 часов

3.1

Древнейшая Греция.

Природа и население Греции.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знанийУрок -беседа

(учебник, доп материал)

Уметь:-характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян;

§ 26

2

Боги греков. Герои греков.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

(учебник, доп материал)

Уметь:

- показывать на конкрет ных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

- называть имена мифических богов;

- объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались

§ 27,28

3

Первые государства на Крите. Держава Миноса.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знанийУрок - рассказ

учебник, доп материал)

Уметь: сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта;

§ 29

4

Ахейская Греция. Тиринф, Пилос, Микены.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний,

Практикум

учебник, доп материал)

Уметь: характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны»

§ 30

5

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков

учебник, доп материал)

Уметь: рассказывать основное содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»;

-характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки;

- высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности;

§ 31

6

Полисы Греции. Возникновение полиса. Великая греческая колонизация.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- объяснять значение понятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание, ареопаг, архонты;

- называть характерные черты политического управления полисом, положения основных групп населения полиса;

- анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам

§ 32

7

Рождение демократии в Афинах.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Рассказ с элементами беседы

учебник, доп материал)

Уметь:

- объяснять значение понятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание, ареопаг, архонты;

- называть характерные черты политического управления полисом, положения основных групп населения полиса;

- раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;

- анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам

§ 33

8

Олигархическая Спарта.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Практикум, ч-поисков.

Рассказ с элементами беседы

учебник, доп материал)

Уметь:

- сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства;

- описывать образ жизни спартанцев и илотов;

- высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев

§ 34

9

Победа греческой демократии над восточной деспотией. Начало греко-персидских войн. Битва при Марафоне.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Урок - рассказ

учебник, доп материал)

Уметь:

- объяснять значение понятий: стратег, фаланга, марафон, триера;

- раскрывать причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами;

- рассказывать о наиболее крупных сражениях

§ 35

10

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- объяснять значение понятий: стратег, фаланга, марафон, триера;

- раскрывать причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами;

- рассказывать о наиболее крупных сражениях

§ 36

11

Расцвет Греции. Афины при Перикле.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- объяснять значение понятий: народное собрание, демократия;

- называть характерные черты политического устройства Афин;

-составлять характеристику Перикла

§ 37

12

Афинский Акрополь.

Греческая архитектура и скульптура.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- составлять описание и объяснять значение памятников Афин: Парфенон, храм богини Ники и др.

§ 38

13

Театр. Трагедии и комедии.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Рассказ с элементами беседы

Уметь:объяснять значение понятий: древнегреческий театр:трагедии и комедии, трагики,актеры

Знать: происхождение, устройство,

§ 39

14

Олимпийские игры.

1

Применения знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- объяснять значение понятий: атлет, Милон, пятиборье, ипподром,

- раскрывать причины возникновения Олимпийских игр;

- описывать ход проведения Олимпийских игр;

- излагать свое мнение по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных

§ 40

15

Повседневная жизнь греков.

Как учили детей в Древней Греции.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- объяснять значение понятий: педагог, гимнасия, палестра;

- называть характерные черты образования в Древних Афинах;

- сравнивать воспитание афинских и спартанских мальчиков.

§ 41, 42

16

Упадок Греции. Рождение нового мира. Города Греции подчиняются Македонии.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- раскрывать причины подчинения Эллады Македонии;

- высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великог

- показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского;

§ 43

17

Александр Македонский и завоевание Востока.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого

- показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского;

§ 44

18

Восток и Греция

после Александра Македонского.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского;

§ 45

19

Повторение темы «Древняя Греция».

Культурные достижения Древней Греции,

их значение для современности.

1

Урок повторения и закрепления изученных знаний

Уметь:

- применять на практике полученные знания;

-давать оценку значению культурных достижений Древней Греции.

§ 26-45

20

Контрольная работа №3 «Древняя Греция».

1

Урок контроля

Уметь:- применять на практике полученные знания;

Тема 4. Античность. Древний Рим. 19 часов

4.1

Ранний Рим.

Предшественники римлян. Рим эпохи царей.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- показывать на карте местоположение Древней Италии;

- объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий;

  • описывать условия жизни древних латинян;

-называть дату освоения Рима;

- излагать легенду об освоении Рима, соотносить содержания легенды с реальными научными знаниями об основании Рима

§ 46,47

2

Ранняя республика.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, репродукт.

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- объяснять основные понятия и термины;

- сравнивать управление

в Древнем Риме и Римской республике;

- характеризовать войско римлян

§ 48

3

Римская семья, нравы и религия.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, репродукт.

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

  • объяснять основные понятия и термины;

- знать нравы, обычаи, традиции, отношение к религии.

§ 49

4

Рим завоёвывает Италию.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Урок - рассказ

§ 50

5

Поздняя республика.

Пунические войны.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы Практикум

Уметь:

- характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

- объяснять значение основных понятий;

- давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

- рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

- объяснять значение основных понятий;

- раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья

§ 51

6

Рим превращается в мировую державу.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы Практикум

Уметь:-рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

-объяснять значение основных понятий;

-раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья

§ 52

7

Гражданские войны в Риме. Гибель республики.

Земельные реформы братьев Гракхов.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы Практикум

Уметь:- объяснить основные понятия;

- раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов;

-анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

§ 53

8

Рабство в эпоху Поздней республики.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Урок - рассказ

Уметь: объяснять основные понятия; -описывать положение рабов в Древнем Риме; рассказывать о гладиаторских боях;

-описывать восстание рабов в Риме;

- раскрывать причины, ход, результат восстания;

- давать характеристику Спартака;

- высказывать свое мнение о значении восстания Спартака

§ 54

9

Гибель республики.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

§ 55

10

Диктатура Цезаря.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- объяснять основные понятия, суть диктатуры Цезаря;

- раскрывать причины возвышения Цезаря;

- анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима;

- извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы;

- работать с историческим источником

§ 56

11

Возникновение и расцвет Римской империи.

Рим становится империей.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- показывать на исторической карте территорию Римской империи;

- описывать жизнь соседей Римской империи;

- анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления

§ 57

12

Преемники Августа.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- анализировать деятельность императора Трояна;

- сравнивать положение колона и раба;

- рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств;

§ 58

13

Возникновение христианства.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- рассказывать о жизни и деятельности христиан;

- объяснять суть Христианского учения;

- сравнивать учение христианства с другими религиями

§ 59

14

«Золотой век» Римской империи.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- описывать повседневную жизнь римлян;

- составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры;

- определять роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки

§ 60

15

Римляне в повседневной жизни.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний,практикум

Рассказ с элементами беседы

Уметь: анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима; описывать основные памятники культуры;

-сравнивать цивилизации Греции и Рима

§ 61

16

Поздняя империя.

Империя в III- начале IV века.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

Уметь: объяснять основные понятия; характеризовать деятельность Константина; рассказывать о переменах в положении христиан;

§ 62

17

Падение западной римской империи.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

Уметь: объяснять значение основных понятий; рассказывать о борьбе римлян с варварами;

-объяснять причины распада Римской империи

§ 63

18

Повторение темы «Древний Рим».

Политическое и правовое наследие Древнего Рима, его значение для современности.

1

Обобщение и систематизация

§ 46 - 63

19

Контрольная работа №4 «Древний Рим».

1

Урок контроля

5. Итоговое повторение, в том числе уроки повторения или резерва. 3 часа.

Всего часов истории (сумма)

68ч


Ресурсное обеспечение рабочей программы

Учебники и учебные пособия для учителя и учащихся

- Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. - 284 с.

- Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение - 2007.

- Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2008-2009.

  • Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;

  • Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. - М., 2005;

  • Литвинов, А. В. История становится ближе / А. В. Литвинов. - М., 1998;

  • Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М., 1987.

Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. - М, Творческий центр «Сфера», 2003.

- Шевенко Н.И. Сборник проблемно-развивающих заданий по курсам «Истории Древнего мира» и «История Средних веков». М, Аркти, 2002.

- - Повторение и контроль знаний. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером. - М., Глобус, 2009.

Электронные издания

- Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. - М, Просвещение.

- История Древнего мира. Загадки сфинкса. МедиаХауз.

- Атлас истории Древнего мира.

- Всеобщая история. Древний мир. 5 класс.

- Серия видео хрестоматий «Ожившая история»: «Древний мир». - Мир знаний.

1 Жирным шрифтом с подчеркиванием в тексте выделены положения стандарта, курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

2 Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом, соответствуют положениям стандарта.

© 2010-2022