- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории средних веков 6 класс
Рабочая программа по истории средних веков 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шихотова И.М. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897.
2. Основная образовательная программа основного (среднего) общего образования МБОУ «Новосельская СОШ».
3. Учебный план МБОУ «Новосельская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
4. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 94 с. - (Стандарты второго поколения).
5. Авторская рабочая программа Агибаловой Е.В., Донского Г.М История средних веков.
Рабочая программа нацелена на выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г.), ФБУП (утвержден приказом № 1312 от 9 марта 2004 г.).
Сроки реализации программы: 2015 - 2016 учебный год (6 класс).
Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011).
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи обучения.
Предметные задачи:
-
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
-
формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
-
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
-
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
-
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
-
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в V, VI, VII, VIII, IX классах по 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю, из них на курс истории Средних веков отводится 34 часа.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Программа охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории, которые вошли в современную цивилизацию. Задачи предмета - показать самобытные черты Средневековья, его особенности. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам истории Средних веков, проследить динамику этого периода и обозначить его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта мира Средневековья, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
-
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
-
формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
-
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
-
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
-
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
-
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
-комплексный подход к оценке результатов образования(оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
-использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ;
-оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно - практических и учебно - познавательных задач;
-оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
-сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
-использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
Самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление личности, которая гордится и любит свою Родину, народ, историю;
Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны свое личности;
Смыслообразование - поиск и установление личностного смысла, понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
Морально - этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени основного общего образования строится вокруг оценки:
Сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально - положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;
Ориентации на содержательные моменты образовательного процесса - уроки, познание нового, овладение умениями новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
Сформированности основ гражданской позиции - чувств гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
Сформированности самооценки, включая осознания своих возможностей в учении способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
Сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем;
Способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Способом оценки личностных результатов учащихся является портфолио, способствующее формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты учащихся на ступени основного общего образования в полном соответствии с требованиями стандарта не подлежит итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Оценка метапредметных результатов.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся(регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управлению ею. К ним относятся:
-способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
-умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
-способность к осуществлению логических операций сравнений, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
-умению сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени основного общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы
Оценка предметных результатов.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и входе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме папки достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов основного общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы - система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов поводится с помощью диагностических работ(промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
Формы контроля и учета достижений обучающихся:
-
Обязательные формы и методы контроля
Иные формы учета достижений
Текущая аттестация.
Итоговая(четверть, год) аттестация.
Урочная деятельность.
Внеурочная деятельность.
-устный опрос;
-письменная самостоятельная работа;
-диктанты;
-тестовые задания;
-графическая работа;
-доклад;
-творческая работа;
-диагностическая работа;
-контрольная работа
-диктанты;
-тесты;
-анализ динамики текущей успеваемости;
-участие в выставках, конкурсах, соревнованиях;
-активность в проектах и программах внеурочной деятельности;
-творческий отчет.
Формы представления образовательных результатов.
-табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
-тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимися (информация об элементах и уровнях проверяемого знания - знания, понимания, применения, систематизации);
-устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
Содержание тем учебного курса по Истории Средних веков
Введение. (1 час) Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI - IX вв)(5 часов)
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартелла. Хлодвиг и христианская церковь.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
Феодальная раздроленность в IX - XI вв. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Легенда и быль из истории Англии. Кто такие норманны. Борьба англо-саксов с норманнами. Государства норманнов.
Культура Западной Европы в раннее средневековье. Представление средневекового человека о мире. Каролингское Возрождение. «Семь свободных искусств»Искусство рукописной книги. Литература. Жонглёры.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI - IX вв. (3 часа)
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Культура Византии.
Образование славянских государств. Расселение, занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование Чехии и Польши.
Тема 3. Арабы в VI - IX вв.(3 часа)
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Культура стран халифата. Образование . Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.
Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)
В рыцарском замке. Снаряжение рыцаря. Развлечение рыцарей. Рыцарский кодекс чести.
Средневековая деревня и её обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (3 часа)
Формирование средневековых городов. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. В Европе возникают города. Борьба городов с сеньорами. Мастерская ремесленника. Цехи - союзы ремесленников.
Роль цехов в жизни города. «Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей. Ярмарки и банки.
Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города.
Тема 6. Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы. (3 часа)
Могущество папской власти. Богатство церкви. Разделение церквей. Путь в Каноссу. Наместник Бога на земле. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордена монахов.
Крестовые походы. «Так хочет Бог!». Крестовый поход бедноты. Крестовый поход феодалов. Духовно-рыцарские ордены.борьба народов Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвёртый крестовый поход. Крестовые походы детей. Конец крестовых походов на Восток и их последствия.
Тема 7. Образование централизованны государств в Западной Европе в XIV-XV вв. (7 часов)
Кто был заинтересован в объединении Франции. Первые успехи в объединении. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты во Франции.
Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент.
Столетняя война: причины и повод. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Война бургундцев с арманьяками. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Жанна д'Арк. Конец столетней войне.
Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Завершение объединения Франции. Франция - централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII.
Реконкиста и и образование централизованных государств на Пиренейском п-ве. Мусульманская Испания. Реконкиста. Жизнь евреев в Испании. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.
Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Упадок власти императоров в XV вв. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. (2 часа)
Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV в. Ян Гус. Табориты и умеренные. Крестовые походы против гуситов. Народное войско и Ян Жижка. Конец гуситских войн. Значение гуситского движения.
Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
Тема 9. Культура Западной Европы в XI - XV вв. (2 часа)
Образование и философия. Представление о мире расширяются. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Фома Аквинский. Роджер Бекон. Рыцарская и городская литература. Данте. Архитектура: романский и готический стиль. Скульптура и живопись.
Культура раннего Возрождения. Новое учение о человеке. Первые гуманисты.Искусство раннего Возрождения. Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии и обработке металлов. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.
Тема 10. Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв) (2 часа)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Культура средневековых Китая и Индии.
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.Государства Африки в средние века.
Заключение (1 час) Наследие Средних веков в истории человечества
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список основной литературы:
1.Агибалова Е.В., Донской Г.М.. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ М.: «Просвещение» 2008 г.
2. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
Список дополнительной литературы:
-
Арсланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 класс. - М.: ВАКО, 2008. - 384с.
-
Гаража Н.В. Учебное пособие по истории Средних веков. - М.: Центр образования № 109 (электронная версия) / 80.240.213.88/garazha/srv.php
-
Технические средства:
-
1.Проектор
-
2.Компьютер
-
3. Карты по Отечественной и Всемирной истории
-
Ресурсы Интернет и электронные издания
-
fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
-
school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Планируемые результаты изучения истории учащимися включают:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать: -
хронологию, работу с хронологией;
-
исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
-
Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
-
Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
-
Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь:
-
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
-
работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
-
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
-
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
-
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Тематическое планирование по истории 6 класс.
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Из них
Вид контроля
Теоретических
Практических
История средних веков.
34
Введение.
1
1
1
Становление средневековой Европы VI - IX века.
5
5
текущий
2
Византийская империя и славяне в VI - IX веках.
3
3
текущий
3
Арабы в VI - IX веках
3
2
1
тест
4
Феодалы и крестьяне.
2
2
текущий
5
Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
3
3
текущий
6
Католическая церковь в XI - XIII веках. Крестовые походы.
3
2
тест
7
Образование централизованных государств (XI - XV вв)
7
7
текущий
8
Славянские государства в Византии в XIV - XV вв.
2
2
текущий
9
Культура в Западной Европе в средние века.
2
1
1
тест
Календарно-тематическое планирование по курсу истории Средних веков 6 класс.
№ урока
Тема урока
Дата проведения
Содержание урока
Вид урока
Виды контроля
Предметные знания, умения
Характеристика основных видов деятельности учащихся
История средних веков. (34 часа)
1
Введение.
2.09
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Изучение нового материала.
текущий
Уметь определять на ленте времени период средних веков. Знать понятие средневековья.
Определение на ленте времени периода средневековья; изучение понятия «средние века», определение времени конца древнего мира.
Тема 1. Западная и Центральная Европа в V - VIII вв. (5 часов)
2.
Древние германцы и Римская империя.
4.09
Великое переселение народов. Занятия германцев. Выделение знати у древних германцев. Падение Западной Римской империи. Гунны.
комбинированный
текущий
Изучение новых понятий. Работать с картой. Выявление сходства и отличия обществ германцев и римлян.
Составление рассказа, делать выводы, анализирование изучаемых событий, нахождение на карте изучаемых объектов.
3
Королевство франков и христианская церковь в раннее средневековье.
9.09
Франки завоёвывают Галлию. Как Хлодвиг стал королём и управлял государством. Как росли владения знати. Хлодвиг и христианская церковь.
комбинированный
Фронтальный опрос
Уметь работать с картой и текстом учебника, обобщать отдельные события и формулировать выводы. Знать основные понятия по теме: Хлодвиг, Меровинги, граф, класс крупных землевладельцев, класс зависимых крестьян и др.
Работа с картой, выписка важных фактов и понятий, составление иерархической лестницы.
4
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность
11.09
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
комбинированный
тестовые
Уметь работать с картой и текстом учебника, обобщать отдельные события и формулировать выводы.Знать основные понятия по теме: король, рыцарь, феодальная раздробленность, сеньор, вассал, междоусобные войны, феодальная лестница.
Оценивание деятельнлости исторических личностей (Карл Великий), работа с историческими документами.
5
Западная Европа в IX - XI веках.
16.09
Феодальная раздроленность в IX - XI вв. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Легенда и быль из истории Англии. Кто такие норманны. Борьба англо-саксов с норманнами. Государства норманнов.
комбинированный
Фронтальный опрос
Уметь работать с текстом учебника, картой и иллюстрациями; объяснять термины: миссионеры, викинги, норманны.
Нахождение на карте завоёванные норманнами земли. Знание о представлении средневекового человека о мире.
6
Культура Запалной Европы в раннее средневековье.
18.09
Культура Западной Европы в раннее средневековье. Представление средневекового человека о мире. Каролингское Возрождение. «Семь свободных искусств»Искусство рукописной книги. Литература. Жонглёры.
комбинированный
Опрос
Уметь работать с учебником и дополнительной литературой, готовить сообщение.
Развивать своё мировоззрение и знание о Каролингском Возрождении.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI - IX вв. (3 часа)
7
Византия при Юстиниане. Борьба Византии с внешними врагами.
23.09
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
комбинированный
тестирование
Развивать умения изучать, систематизировать информатизация различных источников
Работа с картой, с текстом, иллюстрациями; формулировать и делать выводы.
8
Культура Византии.
25.09
Особенности культуры Византии в этот период. Образование и наука.Архитектура, живопись, литература.
Комбинированный урок
опрос
Работа с учебником и дополнительной литературой; изучение новых понятий по теме: фреска, мозаика, икона, крестово-купольный храм и др.
Развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, подготавливать сообщениеРазвивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, подготавливать сообщение
9
Образование славянских государств.
30.09
Образование славянских государств. Расселение, занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование Чехии и Польши.
комбинированный
Фронтальный опрос
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов
Работа с картой, с текстом, иллюстрациями; формулировать и делать выводы.
Тема 3. Арабы в VI - IX веках. (3 часа)
10
Возникновнеие ислама. Арабский халифат и его распад
2.10
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Комбинированный
Фронтальный опрос
Работа с учебником, картой, изучение новых понятий.
Развивать способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.
11
Культура стран халифата.
7.10
Образование . Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.
комбинированный
Фронтальный опрос
Работа с учебником и дополнительной литературой; изучение новых понятий по теме: фреска, мозаика, арабеска и др.
Развивать понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
12
Повторительно-обобщающий урок
9.10
Повторение и обобщение по теме «Западная Европа в раннее средневековье»
Урок повторение
тестирование
Повторить тему «Западная Европа в раннее средневековье»
Развивать умение обобщать и систематизировать материал.
Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)
13
Замок феодала.
14.10
В рыцарском замке. Снаряжение рыцаря. Развлечение рыцарей. Рыцарский кодекс чести.
комбинированный
опрос
Работа с учебником, выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями. Изучение новых понятий: донжон, замок, турнир, кодекс и др.
Развивать умение работать с иллюстрациями в учебнике и дополнительной литературой.
14
Средневековая деревня и её обитатели.
16.10
Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство.
комбинированный
опрос
Умение работать с текстом учебника., познакомиться с основными сословиями общества. Выучить понятия: Повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство
Изучить развитие земельных отношений средневекового общества
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (3 часа)
15
Формирование средневековых городов. Городские ремёсла.
21.10
Ремесло отделяется от сельского хозяйства. В Европе возникают города. Борьба городов с сеньорами. Мастерская ремесленника. Цехи - союзы ремесленников.
комбинированный
Т ест
Работа с текстом учебника; учиться делать анализ событий, рассмотреть процесс отделения ремесла от сельского хозяйства и возникновения городов. Выучить новые понятия: город, коммуна, самоуправление, мастер, подмастерье, шедевр, цех, конкуренция.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примере возникновения городов.
16
Торговля в средние века
23.10
Города - центры ремесла и торговли, цехи и гильдии. Расширение торговых связей. Ярмарки и банки.
комбинированный
орос
Рассмотреть развитие товарного хозяйства и торговых связей в средние века, появление ростовщичества. Изучить новые понятия6 гильдия, товарное хозяйство, Ганза, ростовщик и др.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, работать с картой.
17
Горожане и их образ жизни.
28.10
Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города. Управление в городе. Городские сословия.
комбинированный
опрос
Рассмотреть образ жизни горожан и основные городские сословия в средние века, познакомиться с управлением в средневековом городе, как выглядел средневековый город.
Умение характеризовать условия и образ жизни горожан, составлять сложный план
Тема 6. Католическая церковь в XI - XIII веках. Крестовые походы. (3 часа)
18
Могущество папской власти . Католическая церковь и еритики.
30.10
Могущество папской власти. Богатство церкви. Разделение церквей. Путь в Каноссу. Наместник Бога на земле. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордена монахов.
комбинированный
опрос
Рассмотреть основные сословия средневекового общества. Изучить причины и следствие могущества католической церкви в Западной и Центральной Европе в средние века. Изучить новые понятия: исповедь, десятина, священные реликвии, мощи, индульгенция, сословия, католическая церковь, догматы, еретики
Развивать умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
19
Крестовые походы
11.11
«Так хочет Бог!». Крестовый поход бедноты. Крестовый поход феодалов. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвёртый крестовый поход. Крестовые походы детей. Конец крестовых походов на Восток и их последствия.
комбинированный
опрос
Изучить причины, ход и итоги крестовых походов на Восток. Знать исторические личности Урбан II, Саладин, Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное сердце. Изучить основные даты по теме и понятия: духовно-рыцарские ордены, тамплиеры, госпитальеры, великие магистры, крестоносцы
Развитие умения работы с картой, составление таблиц, работы с текстом и документами
20
Урок повторения и обобщения
13.11
Повторение по темам «Средневековый город и Католическая церковь в средние века»
Урок повторения
тест
Уметь обобщить материал и делать выводы.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв) (7 часов)
21
Как происходило объединение Франции
18.11
Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия. Генеральные штаты. Первые успехи объединения.
комбинированный
опрос
Рассмотреть предпосылки и причины объединения Франции, складывание сословно-представительной монархии. Познакомиться с правлением Филиппа II Августа, Людовика Святого и Филиппа IV Красивого, с составом и работой Генеральных штатов. Выучить основные даты и понятия по теме.
Работать над развитием умений сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию, строить логическое рассуждение и работать с картой.
22
Что англичане считают началом своих свобод.
20.11
Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.
комбинированный
опрос
Рассмотреть историю норманнского завоевания и его влияния на особенность королевской власти в Англии. Рассмотреть процесс становления сословно-представительной монархии в Англии, деятельность и влияние парламента на политику в стране
Работа с учебником, развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию.
23
Столетняя война.
25.11
Причины, повод, периодизация и ход войны. Подготовленность к войне обеих армий. Деятельность Жанны Дарк. Окончание и итоги войны.
комбинированный
опрос
Изучить причины и повод к войне. Сравнить подготовленность к войне обоих армий. Рассмотреть ход войны и значение деятельности Жанны д'Арк.
Развивать умение сравнивать и анализировать на конкретных примерах. Работа с исторической картой и составление таблицы. Оценивание деятельности исторической личности.
24
Крестьянские восстания во Франции и Англии.
27.11
Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
комбинированный
опрос
Рассмотреть причины крестьянских и городских восстаний во Франции и Англии, познакомиться с личностями Гильома Каля и Уота Тайлера. Изучить ход восстаний и причины поражения. Выучить новые понятия и даты.
Работа с текстом учебника и картой. Выявление причинно-следственных связей.
25
Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и Англии
2.12
Завершение объединения Франции. Франция - централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII.
комбинированный
опрос
Рассмотреть процесс завершения объединения Франции и его последствия, а также становления централизованным государством. Изучить причины, ход и итоги войны Алой и Белой розы в Англии, а также правление Генриха II. Изучить признаки централизованного государства.
Работа с текстом учебника и картой. Сопоставление и анализ фактов.
26
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском п-ве
4.12
Реконкиста и и образование централизованных государств на Пиренейском п-ве. Мусульманская Испания. Реконкиста. Жизнь евреев в Испании. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.
комбинированный
опрос
Рассмотреть мусульманскую Испанию. Изучить причины и ход Реконкисты. Проследить образование христианских государств на Пиринейском п-ве. Рассмотреть введение инквизиции в Испании
Работа с исторической и контурной картой работа с новыми понятиями: Реконкиста, инквизиция, кортесы. Работа с основными датами.
27
Германия и Италия в XII - XV вв.
9.12
Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Упадок власти императоров в XV вв. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.
комбинированный
опрос
Рассмотреть причины не объединения германских княжеств и итальянских городов-республик; познакомиться с принятием Золотой Буллы и причинами упадка императорской власти в Германии. Изучить кто такие гвельфы и гибеллины, а также особенности правления в городских республиках в Италии и правление Медичи во Флоренции.
Работа с текстом учебника и историческими источниками.
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV - XV веках. (2 часа)
28
Гуситское движение в Чехии.
11.12
Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV в. Ян Гус. Табориты и умеренные. Крестовые походы против гуситов. Народное войско и Ян Жижка. Конец гуситских войн. Значение гуситского движения.
Комбинированный урок
опрос
Рассмотреть причины, повод и ход густских войн в Чехии. Изучить социально-экономическое развитие Чехии в средние века и влияние католической церкви на жизнь в государстве. Выявить причины поражения гуситских войн и его значение. Изучить новые понятия и даты по теме. Рассмотреть личность Яна Жижки и Яна Гуса.
Работа с текстом учебника, с историческими источниками и с картой.
29
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
16.12
Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
Комбинированный.
Опрос.
Рассмотреть политическое развитие славянских государств на Балканском полуострове и образование государства у турок-сельджуков. Изучить ход завоеваний турок-османов на Балканском полуострове, битву на Косовом поле и гибель Византии. Рассмотреть деятельность турецких султановОсмана, Баязида I и Мехмеда Завоевателя. Выучить даты и понятия: Османская империя, Стамбул.
Работа с исторической картой и текстом учебника.
Тема 9. культура Западной Европы в XI - XV веках. (2 часа)
30
Образование и философия. Средневековая литература и искусство.
18.12
Образование и философия. Представление о мире расширяются. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Фома Аквинский. Роджер Бекон. Рыцарская и городская литература. Данте. Архитектура: романский и готический стиль. Скульптура и живопись.
комбинированный
тестирование
Рассмотреть причины и последствия расширения представления человека о мире, появление и деятельность средневековых университетов в Европе. Изучить развитие философии на примере схоластики. Изучить деятельность Пьера Абеляра, Бернара Клервоского, Фомы Аквинского и Роджера Бекона. Рассмотреть стили в литературе и архитектуре средневековья. Иметь представление о скульптуре и живописи средних веков. Изучить новые понятия: декан, ректор, диспут, схоластика, романский и готический храм, труверы, стрельчатая арка и др.
Умение работать с дополнительной литературой, подготавливать сообщение по теме, работа с новыми понятиями.
31
Культура раннего Возрождения Италии. Научные изобретения и открытия.
23.12
Культура раннего Возрождения. Новое учение о человеке. Первые гуманисты.Искусство раннего Возрождения. Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии и обработке металлов. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.
комбинированный
опрос
Рассмотреть причины и следствие внимания в философии к фигуре человека, создание учения о человеке, рассмотреть деятельность первых гуманистов и деятелей искусства Возрождения. Изучить развитие практических знаний и их применение в хозяйственной деятельности человека: водяной двигатель, обработка металла, кораблестроение, огнестрельное оружие и книгопечатание.
Умение работать с дополнительной литературой, подготавливать сообщение по теме, работа с новыми понятиями.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (2 часа)
32
Средневековый Китай и Индия.
25.12
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Культура средневековых Китая и Индии.
комбинированный
опрос
Рассмотреть развитие цивилизации средневекового Китая и Индии, их научные знания и искусство
Работа с исторической картой и текстом учебника, а также с дополнительной литературой.
33
Государства и народы доколумбовой Америки. Африка в Средние века.
13.01
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.Государства Африки в средние века.
комбинированный
опрос
Рассмотреть развитие цивилизации доколумбовой Америки и народов Африки в средние века. Развитие их культуры и искусства.
Работа с исторической картой и текстом учебника, а также с дополнительной литературой.
34
Заключение
15.01
Средние века в истории человечества. Народы и государство на исторической карте. Достижение производства и техники. Культурное наследие.
Урок повторения и обобщения
тестирование
Обобщить знания учащихся по истории средних веков. Проанализировать вклад культуры средних веков в общечеловеческую культуру.
Развивать умение обобщать и повторять пройденный материал, умение анализировать.
30