Рабочая программа по истории средних веков 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897.

2. Основная образовательная программа основного (среднего) общего образования МБОУ «Новосельская СОШ».

3. Учебный план МБОУ «Новосельская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

4. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 94 с. - (Стандарты второго поколения).

5. Авторская рабочая программа Агибаловой Е.В., Донского Г.М История средних веков.

Рабочая программа нацелена на выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г.), ФБУП (утвержден приказом № 1312 от 9 марта 2004 г.).

Сроки реализации программы: 2015 - 2016 учебный год (6 класс).

Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011).

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи обучения.

Предметные задачи:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Межпредметные задачи:

  • овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

Личностные задачи:

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в V, VI, VII, VIII, IX классах по 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю, из них на курс истории Средних веков отводится 34 часа.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Программа охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории, которые вошли в современную цивилизацию. Задачи предмета - показать самобытные черты Средневековья, его особенности. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам истории Средних веков, проследить динамику этого периода и обозначить его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта мира Средневековья, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

  • формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

-комплексный подход к оценке результатов образования(оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

-использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ;

-оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно - практических и учебно - познавательных задач;

-оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

-сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

-использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

Самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление личности, которая гордится и любит свою Родину, народ, историю;

Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны свое личности;

Смыслообразование - поиск и установление личностного смысла, понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

Морально - этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени основного общего образования строится вокруг оценки:

Сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально - положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;

Ориентации на содержательные моменты образовательного процесса - уроки, познание нового, овладение умениями новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

Сформированности основ гражданской позиции - чувств гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

Сформированности самооценки, включая осознания своих возможностей в учении способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

Сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем;

Способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Способом оценки личностных результатов учащихся является портфолио, способствующее формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Личностные результаты учащихся на ступени основного общего образования в полном соответствии с требованиями стандарта не подлежит итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся(регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управлению ею. К ним относятся:

-способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

-умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

-способность к осуществлению логических операций сравнений, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

-умению сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени основного общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы

Оценка предметных результатов.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и входе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме папки достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов основного общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы - система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов поводится с помощью диагностических работ(промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

Формы контроля и учета достижений обучающихся:

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

Текущая аттестация.

Итоговая(четверть, год) аттестация.

Урочная деятельность.

Внеурочная деятельность.

-устный опрос;

-письменная самостоятельная работа;

-диктанты;

-тестовые задания;

-графическая работа;

-доклад;

-творческая работа;

-диагностическая работа;

-контрольная работа

-диктанты;

-тесты;


-анализ динамики текущей успеваемости;


-участие в выставках, конкурсах, соревнованиях;

-активность в проектах и программах внеурочной деятельности;

-творческий отчет.


Формы представления образовательных результатов.

-табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

-тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимися (информация об элементах и уровнях проверяемого знания - знания, понимания, применения, систематизации);

-устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

Содержание тем учебного курса по Истории Средних веков

Введение. (1 час) Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI - IX вв)(5 часов)

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартелла. Хлодвиг и христианская церковь.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Феодальная раздроленность в IX - XI вв. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Легенда и быль из истории Англии. Кто такие норманны. Борьба англо-саксов с норманнами. Государства норманнов.

Культура Западной Европы в раннее средневековье. Представление средневекового человека о мире. Каролингское Возрождение. «Семь свободных искусств»Искусство рукописной книги. Литература. Жонглёры.

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI - IX вв. (3 часа)

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Культура Византии.

Образование славянских государств. Расселение, занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование Чехии и Польши.

Тема 3. Арабы в VI - IX вв.(3 часа)

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Культура стран халифата. Образование . Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.

Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)

В рыцарском замке. Снаряжение рыцаря. Развлечение рыцарей. Рыцарский кодекс чести.

Средневековая деревня и её обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (3 часа)

Формирование средневековых городов. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. В Европе возникают города. Борьба городов с сеньорами. Мастерская ремесленника. Цехи - союзы ремесленников.

Роль цехов в жизни города. «Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей. Ярмарки и банки.

Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города.

Тема 6. Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы. (3 часа)

Могущество папской власти. Богатство церкви. Разделение церквей. Путь в Каноссу. Наместник Бога на земле. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордена монахов.

Крестовые походы. «Так хочет Бог!». Крестовый поход бедноты. Крестовый поход феодалов. Духовно-рыцарские ордены.борьба народов Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвёртый крестовый поход. Крестовые походы детей. Конец крестовых походов на Восток и их последствия.

Тема 7. Образование централизованны государств в Западной Европе в XIV-XV вв. (7 часов)

Кто был заинтересован в объединении Франции. Первые успехи в объединении. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты во Франции.

Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент.

Столетняя война: причины и повод. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Война бургундцев с арманьяками. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Жанна д'Арк. Конец столетней войне.

Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Завершение объединения Франции. Франция - централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII.

Реконкиста и и образование централизованных государств на Пиренейском п-ве. Мусульманская Испания. Реконкиста. Жизнь евреев в Испании. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Упадок власти императоров в XV вв. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. (2 часа)

Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV в. Ян Гус. Табориты и умеренные. Крестовые походы против гуситов. Народное войско и Ян Жижка. Конец гуситских войн. Значение гуситского движения.

Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Тема 9. Культура Западной Европы в XI - XV вв. (2 часа)

Образование и философия. Представление о мире расширяются. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Фома Аквинский. Роджер Бекон. Рыцарская и городская литература. Данте. Архитектура: романский и готический стиль. Скульптура и живопись.

Культура раннего Возрождения. Новое учение о человеке. Первые гуманисты.Искусство раннего Возрождения. Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии и обработке металлов. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Тема 10. Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв) (2 часа)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Культура средневековых Китая и Индии.

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.Государства Африки в средние века.

Заключение (1 час) Наследие Средних веков в истории человечества

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Список основной литературы:

1.Агибалова Е.В., Донской Г.М.. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ М.: «Просвещение» 2008 г.

2. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

Список дополнительной литературы:

  1. Арсланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 класс. - М.: ВАКО, 2008. - 384с.

  1. Гаража Н.В. Учебное пособие по истории Средних веков. - М.: Центр образования № 109 (электронная версия) / 80.240.213.88/garazha/srv.php

  2. Технические средства:

  3. 1.Проектор

  4. 2.Компьютер

  5. 3. Карты по Отечественной и Всемирной истории

  6. Ресурсы Интернет и электронные издания

  7. fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  8. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Планируемые результаты изучения истории учащимися включают:


  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
    Учащиеся должны знать:

  • хронологию, работу с хронологией;

  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике

  • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.

  • Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -

  • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Тематическое планирование по истории 6 класс.

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Из них

Вид контроля

Теоретических

Практических

История средних веков.

34


Введение.

1

1

1

Становление средневековой Европы VI - IX века.

5

5

текущий

2

Византийская империя и славяне в VI - IX веках.

3

3

текущий

3

Арабы в VI - IX веках

3

2

1

тест

4

Феодалы и крестьяне.

2

2

текущий

5

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

3

3

текущий

6

Католическая церковь в XI - XIII веках. Крестовые походы.

3

2

тест

7

Образование централизованных государств (XI - XV вв)

7

7

текущий

8

Славянские государства в Византии в XIV - XV вв.

2

2

текущий

9

Культура в Западной Европе в средние века.

2

1

1

тест

Календарно-тематическое планирование по курсу истории Средних веков 6 класс.


урока

Тема урока

Дата проведения

Содержание урока

Вид урока

Виды контроля

Предметные знания, умения

Характеристика основных видов деятельности учащихся

История средних веков. (34 часа)

1

Введение.

2.09

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Изучение нового материала.

текущий

Уметь определять на ленте времени период средних веков. Знать понятие средневековья.

Определение на ленте времени периода средневековья; изучение понятия «средние века», определение времени конца древнего мира.

Тема 1. Западная и Центральная Европа в V - VIII вв. (5 часов)

2.

Древние германцы и Римская империя.

4.09

Великое переселение народов. Занятия германцев. Выделение знати у древних германцев. Падение Западной Римской империи. Гунны.

комбинированный

текущий

Изучение новых понятий. Работать с картой. Выявление сходства и отличия обществ германцев и римлян.

Составление рассказа, делать выводы, анализирование изучаемых событий, нахождение на карте изучаемых объектов.

3

Королевство франков и христианская церковь в раннее средневековье.

9.09

Франки завоёвывают Галлию. Как Хлодвиг стал королём и управлял государством. Как росли владения знати. Хлодвиг и христианская церковь.

комбинированный

Фронтальный опрос

Уметь работать с картой и текстом учебника, обобщать отдельные события и формулировать выводы. Знать основные понятия по теме: Хлодвиг, Меровинги, граф, класс крупных землевладельцев, класс зависимых крестьян и др.

Работа с картой, выписка важных фактов и понятий, составление иерархической лестницы.

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

11.09

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

комбинированный

тестовые

Уметь работать с картой и текстом учебника, обобщать отдельные события и формулировать выводы.Знать основные понятия по теме: король, рыцарь, феодальная раздробленность, сеньор, вассал, междоусобные войны, феодальная лестница.

Оценивание деятельнлости исторических личностей (Карл Великий), работа с историческими документами.

5

Западная Европа в IX - XI веках.

16.09

Феодальная раздроленность в IX - XI вв. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Легенда и быль из истории Англии. Кто такие норманны. Борьба англо-саксов с норманнами. Государства норманнов.

комбинированный

Фронтальный опрос

Уметь работать с текстом учебника, картой и иллюстрациями; объяснять термины: миссионеры, викинги, норманны.

Нахождение на карте завоёванные норманнами земли. Знание о представлении средневекового человека о мире.

6

Культура Запалной Европы в раннее средневековье.

18.09

Культура Западной Европы в раннее средневековье. Представление средневекового человека о мире. Каролингское Возрождение. «Семь свободных искусств»Искусство рукописной книги. Литература. Жонглёры.

комбинированный

Опрос

Уметь работать с учебником и дополнительной литературой, готовить сообщение.

Развивать своё мировоззрение и знание о Каролингском Возрождении.

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI - IX вв. (3 часа)

7

Византия при Юстиниане. Борьба Византии с внешними врагами.

23.09

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

комбинированный

тестирование

Развивать умения изучать, систематизировать информатизация различных источников

Работа с картой, с текстом, иллюстрациями; формулировать и делать выводы.

8

Культура Византии.

25.09

Особенности культуры Византии в этот период. Образование и наука.Архитектура, живопись, литература.

Комбинированный урок

опрос

Работа с учебником и дополнительной литературой; изучение новых понятий по теме: фреска, мозаика, икона, крестово-купольный храм и др.

Развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, подготавливать сообщениеРазвивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, подготавливать сообщение

9

Образование славянских государств.

30.09

Образование славянских государств. Расселение, занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование Чехии и Польши.

комбинированный

Фронтальный опрос

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов

Работа с картой, с текстом, иллюстрациями; формулировать и делать выводы.

Тема 3. Арабы в VI - IX веках. (3 часа)

10

Возникновнеие ислама. Арабский халифат и его распад

2.10

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Комбинированный

Фронтальный опрос

Работа с учебником, картой, изучение новых понятий.

Развивать способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

11

Культура стран халифата.

7.10

Образование . Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.

комбинированный

Фронтальный опрос

Работа с учебником и дополнительной литературой; изучение новых понятий по теме: фреска, мозаика, арабеска и др.

Развивать понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

12

Повторительно-обобщающий урок

9.10

Повторение и обобщение по теме «Западная Европа в раннее средневековье»

Урок повторение

тестирование

Повторить тему «Западная Европа в раннее средневековье»

Развивать умение обобщать и систематизировать материал.

Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)

13

Замок феодала.

14.10

В рыцарском замке. Снаряжение рыцаря. Развлечение рыцарей. Рыцарский кодекс чести.

комбинированный

опрос

Работа с учебником, выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями. Изучение новых понятий: донжон, замок, турнир, кодекс и др.

Развивать умение работать с иллюстрациями в учебнике и дополнительной литературой.

14

Средневековая деревня и её обитатели.

16.10

Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство.

комбинированный

опрос

Умение работать с текстом учебника., познакомиться с основными сословиями общества. Выучить понятия: Повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство

Изучить развитие земельных отношений средневекового общества

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (3 часа)

15

Формирование средневековых городов. Городские ремёсла.

21.10

Ремесло отделяется от сельского хозяйства. В Европе возникают города. Борьба городов с сеньорами. Мастерская ремесленника. Цехи - союзы ремесленников.

комбинированный

Т ест

Работа с текстом учебника; учиться делать анализ событий, рассмотреть процесс отделения ремесла от сельского хозяйства и возникновения городов. Выучить новые понятия: город, коммуна, самоуправление, мастер, подмастерье, шедевр, цех, конкуренция.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примере возникновения городов.

16

Торговля в средние века

23.10

Города - центры ремесла и торговли, цехи и гильдии. Расширение торговых связей. Ярмарки и банки.

комбинированный

орос

Рассмотреть развитие товарного хозяйства и торговых связей в средние века, появление ростовщичества. Изучить новые понятия6 гильдия, товарное хозяйство, Ганза, ростовщик и др.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, работать с картой.

17

Горожане и их образ жизни.

28.10

Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города. Управление в городе. Городские сословия.

комбинированный

опрос

Рассмотреть образ жизни горожан и основные городские сословия в средние века, познакомиться с управлением в средневековом городе, как выглядел средневековый город.

Умение характеризовать условия и образ жизни горожан, составлять сложный план

Тема 6. Католическая церковь в XI - XIII веках. Крестовые походы. (3 часа)

18

Могущество папской власти . Католическая церковь и еритики.

30.10

Могущество папской власти. Богатство церкви. Разделение церквей. Путь в Каноссу. Наместник Бога на земле. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордена монахов.

комбинированный

опрос

Рассмотреть основные сословия средневекового общества. Изучить причины и следствие могущества католической церкви в Западной и Центральной Европе в средние века. Изучить новые понятия: исповедь, десятина, священные реликвии, мощи, индульгенция, сословия, католическая церковь, догматы, еретики

Развивать умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

19

Крестовые походы

11.11

«Так хочет Бог!». Крестовый поход бедноты. Крестовый поход феодалов. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвёртый крестовый поход. Крестовые походы детей. Конец крестовых походов на Восток и их последствия.

комбинированный

опрос

Изучить причины, ход и итоги крестовых походов на Восток. Знать исторические личности Урбан II, Саладин, Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное сердце. Изучить основные даты по теме и понятия: духовно-рыцарские ордены, тамплиеры, госпитальеры, великие магистры, крестоносцы

Развитие умения работы с картой, составление таблиц, работы с текстом и документами

20

Урок повторения и обобщения

13.11

Повторение по темам «Средневековый город и Католическая церковь в средние века»

Урок повторения

тест

Уметь обобщить материал и делать выводы.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв) (7 часов)

21

Как происходило объединение Франции

18.11

Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия. Генеральные штаты. Первые успехи объединения.

комбинированный

опрос

Рассмотреть предпосылки и причины объединения Франции, складывание сословно-представительной монархии. Познакомиться с правлением Филиппа II Августа, Людовика Святого и Филиппа IV Красивого, с составом и работой Генеральных штатов. Выучить основные даты и понятия по теме.

Работать над развитием умений сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию, строить логическое рассуждение и работать с картой.

22

Что англичане считают началом своих свобод.

20.11

Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

комбинированный

опрос

Рассмотреть историю норманнского завоевания и его влияния на особенность королевской власти в Англии. Рассмотреть процесс становления сословно-представительной монархии в Англии, деятельность и влияние парламента на политику в стране

Работа с учебником, развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию.

23

Столетняя война.

25.11

Причины, повод, периодизация и ход войны. Подготовленность к войне обеих армий. Деятельность Жанны Дарк. Окончание и итоги войны.

комбинированный

опрос

Изучить причины и повод к войне. Сравнить подготовленность к войне обоих армий. Рассмотреть ход войны и значение деятельности Жанны д'Арк.

Развивать умение сравнивать и анализировать на конкретных примерах. Работа с исторической картой и составление таблицы. Оценивание деятельности исторической личности.

24

Крестьянские восстания во Франции и Англии.

27.11

Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

комбинированный

опрос

Рассмотреть причины крестьянских и городских восстаний во Франции и Англии, познакомиться с личностями Гильома Каля и Уота Тайлера. Изучить ход восстаний и причины поражения. Выучить новые понятия и даты.

Работа с текстом учебника и картой. Выявление причинно-следственных связей.

25

Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и Англии

2.12

Завершение объединения Франции. Франция - централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII.

комбинированный

опрос

Рассмотреть процесс завершения объединения Франции и его последствия, а также становления централизованным государством. Изучить причины, ход и итоги войны Алой и Белой розы в Англии, а также правление Генриха II. Изучить признаки централизованного государства.

Работа с текстом учебника и картой. Сопоставление и анализ фактов.

26

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском п-ве

4.12

Реконкиста и и образование централизованных государств на Пиренейском п-ве. Мусульманская Испания. Реконкиста. Жизнь евреев в Испании. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

комбинированный

опрос

Рассмотреть мусульманскую Испанию. Изучить причины и ход Реконкисты. Проследить образование христианских государств на Пиринейском п-ве. Рассмотреть введение инквизиции в Испании

Работа с исторической и контурной картой работа с новыми понятиями: Реконкиста, инквизиция, кортесы. Работа с основными датами.

27

Германия и Италия в XII - XV вв.

9.12

Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Упадок власти императоров в XV вв. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

комбинированный

опрос

Рассмотреть причины не объединения германских княжеств и итальянских городов-республик; познакомиться с принятием Золотой Буллы и причинами упадка императорской власти в Германии. Изучить кто такие гвельфы и гибеллины, а также особенности правления в городских республиках в Италии и правление Медичи во Флоренции.

Работа с текстом учебника и историческими источниками.

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV - XV веках. (2 часа)

28

Гуситское движение в Чехии.

11.12

Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV в. Ян Гус. Табориты и умеренные. Крестовые походы против гуситов. Народное войско и Ян Жижка. Конец гуситских войн. Значение гуситского движения.

Комбинированный урок

опрос

Рассмотреть причины, повод и ход густских войн в Чехии. Изучить социально-экономическое развитие Чехии в средние века и влияние католической церкви на жизнь в государстве. Выявить причины поражения гуситских войн и его значение. Изучить новые понятия и даты по теме. Рассмотреть личность Яна Жижки и Яна Гуса.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками и с картой.

29

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

16.12

Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Комбинированный.

Опрос.

Рассмотреть политическое развитие славянских государств на Балканском полуострове и образование государства у турок-сельджуков. Изучить ход завоеваний турок-османов на Балканском полуострове, битву на Косовом поле и гибель Византии. Рассмотреть деятельность турецких султановОсмана, Баязида I и Мехмеда Завоевателя. Выучить даты и понятия: Османская империя, Стамбул.

Работа с исторической картой и текстом учебника.

Тема 9. культура Западной Европы в XI - XV веках. (2 часа)

30

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.

18.12

Образование и философия. Представление о мире расширяются. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Фома Аквинский. Роджер Бекон. Рыцарская и городская литература. Данте. Архитектура: романский и готический стиль. Скульптура и живопись.

комбинированный

тестирование

Рассмотреть причины и последствия расширения представления человека о мире, появление и деятельность средневековых университетов в Европе. Изучить развитие философии на примере схоластики. Изучить деятельность Пьера Абеляра, Бернара Клервоского, Фомы Аквинского и Роджера Бекона. Рассмотреть стили в литературе и архитектуре средневековья. Иметь представление о скульптуре и живописи средних веков. Изучить новые понятия: декан, ректор, диспут, схоластика, романский и готический храм, труверы, стрельчатая арка и др.

Умение работать с дополнительной литературой, подготавливать сообщение по теме, работа с новыми понятиями.

31

Культура раннего Возрождения Италии. Научные изобретения и открытия.

23.12

Культура раннего Возрождения. Новое учение о человеке. Первые гуманисты.Искусство раннего Возрождения. Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии и обработке металлов. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

комбинированный

опрос

Рассмотреть причины и следствие внимания в философии к фигуре человека, создание учения о человеке, рассмотреть деятельность первых гуманистов и деятелей искусства Возрождения. Изучить развитие практических знаний и их применение в хозяйственной деятельности человека: водяной двигатель, обработка металла, кораблестроение, огнестрельное оружие и книгопечатание.

Умение работать с дополнительной литературой, подготавливать сообщение по теме, работа с новыми понятиями.

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (2 часа)

32

Средневековый Китай и Индия.

25.12

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Культура средневековых Китая и Индии.

комбинированный

опрос

Рассмотреть развитие цивилизации средневекового Китая и Индии, их научные знания и искусство

Работа с исторической картой и текстом учебника, а также с дополнительной литературой.

33

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка в Средние века.

13.01

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.Государства Африки в средние века.

комбинированный

опрос

Рассмотреть развитие цивилизации доколумбовой Америки и народов Африки в средние века. Развитие их культуры и искусства.

Работа с исторической картой и текстом учебника, а также с дополнительной литературой.

34

Заключение

15.01

Средние века в истории человечества. Народы и государство на исторической карте. Достижение производства и техники. Культурное наследие.

Урок повторения и обобщения

тестирование

Обобщить знания учащихся по истории средних веков. Проанализировать вклад культуры средних веков в общечеловеческую культуру.

Развивать умение обобщать и повторять пройденный материал, умение анализировать.

30


© 2010-2022