- Преподавателю
- История
- Разработка урока на тему: Пунические войны. 5 класс
Разработка урока на тему: Пунические войны. 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Круглова Е.А. |
Дата | 29.08.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Пунические войны. Третья Пуническая война.
Цели урока по линиям развития личности.
Картина мира в фактах и понятиях.
Из фактов истории древнегреческой цивилизации, научить выявлять главное в Пунических войнах.
Историческое мышление.
Анализируя события Пунических войн, научить выявлять варианты причини и следствий, определивших победу римлян над пунами.
Нравственное самоопределение.
При оценке Пунических войн, научить выявлять гуманистические, нравственные ценности действиям государств и отдельных личностей.
Гражданско-патриотическое самоопределение.
Научить определять и объяснять свои оценки событиям с гражданских позиций.
Обязательный минимум содержания: Пунические войны: причины, основные события (битва при Каннах 216 г. до н.э., битва у Зама 202 г. до н. э., Разрушение Карфагена 146 г. до н. э.), характер войн, итоги войн.
Оборудование урока: Учебник, интерактивная доска, раздаточный материал.
План урока.
I. Проблема урока: Почему римляне одержав победу в двух Пунических войнах, приняли решение разрушить Карфаген.
II. Поиск решения проблемы:
-
Причины войн.
Примерный вывод по проблеме: Захватнические устремления Рима и Карфагена. Соперничество между ними за господство в Западном Средиземноморье.
-
Основные события.
Примерный вывод по проблеме: Организация Римской армии.
-
Итоги войн.
Примерный вывод по проблеме: Римляне победили пунов, разрушили Карфаген и установили свое господство над всем Средиземноморьем.
Ход урока.
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Версии.Учитель
(возможные действия, вопросы)
Ученики
Действия учеников:
Знакомство.
-1-2мин.
Вводное слово: сегодня мы проводим необычный урок, на ваших партах вы видите (перечисление). У всех все необходимое для урока?
Вы сегодня составите собственную интеллектуальную карту. Правила просты (слайд №1). Обратите внимание - правила есть и у вас на парте.
Ответы учеников.
4 мин.
Учитель предлагает ознакомиться с этими правилами.
Ученики изучают правила.
2-3 мин.
Игра: «Да, нет»
Вопросы:
-
Основная идея помещается в центре?
-
Можно рисовать картинки?
-
Рисовать нужно простым карандашом?
-
От главных ветвей могут отходить веточки?
-
Линии должны быть прямыми?
Да
Да
Нет
Да
Нет
4 мин.
В составлении карты я вам помогу, но сначала и вы мне помогите.
2-3 мин.
Актуализация знаний. Планирование деятельности.
Возможные ответы:
Рим, Древний Рим, Карфаген
2-3 мин.
Какие слова-ассоциации возникают при слове Рим?
А у меня, со словом армия.
Версии: Гуси, сапожок, волчица, семь холмов, Рем и Ромул.
2-3 мин.
А какого цвета Рим? Зафиксируйте в карте в центре кружок со словом Рим. (Слайд №3)
Синий, черный, красный.
5 мин.
А почему черный, красный.
Версии: ассоциации - завоевание, захват, войны, армия.
2-3 мин.
А какие войны с Рима вы знаете?
Версии: Войны с Галлами, 1 Пуническая воина (война с Карфагеном), войны Ганнибалом.
2-3 мин.
То есть, вы сможете мне ответить, кто был основным соперником Рима в Западном Средиземноморье?
Возможные ответы:
Карфаген.
2-3 мин.
Фиксируем в карте ветку ведущую к Карфагену. (Слайд №3)
Рисуют ветку, разукрашивают. На ветке пишут слово-ассоциацию (соперничество).
5 мин.
Из-за какого острова возникло соперничество Рима и Карфагена в 1 Пунической войне.
Сицилия
2-3 мин.
Фиксируем в карте ветки от Рима и Карфагена к Сицилии. (Слайд №3)
Рисуют ветки, разукрашивают. На ветках пишут слова-ассоциации (захват, контроль).
5 мин.
Эти события связанны с первой Пунической войной. Я нарисую вам две ветки, вы напишите на них слова-ассоциации, важные даты.
Предполагаемые варианты: Ганнибал, Сципион, Канны, битва у г. Зама.
3-4 мин.
События какой войны мы зафиксировали
Предполагаемые ответы: вторая Пуническая война
1-2 мин.
Добавляем третью толстую ветку и отвечаем на вопрос, кто одержал победу в этих войнах? (Слайд №3)
Предполагаемый ответ: Победа Рима
3 мин.
Изучение новой темы: «Постановка и решение проблемы»
4 мин.
Ребята, какое противоречие вы видите между словами сенатора Катона и последней стрелкой в нашей карте?
Версия: Римляне победили в двух войнах, а Карфаген продолжает процветать, и препятствовать господству Рима в Западном Средиземноморье.
3 мин.
Исходя из этого, мы можем определить тему нашего урока.
Версия: Третья Пуническая война.
2-3 мин.
Откройте учебник стр.231, п.3, §4 и самостоятельно нарисуйте ветку третьей Пунической войны, заполняя ее веточками помощницами. (Слайд №3)
Работают с учебником.
3-4 мин.
На какое насекомое больше всего похожа наша карта?
Версии: Паук, таракан, краб
1-2 мин.
Решена ли проблема? Каким образом? (Слайд №)
Карфаген был разрушен, и устранено препятствие для господства в Средиземноморье.
2-3 мин.
Карфаген был превращен в провинцию - захваченная территория Римом вне Италии (Слайд №)
Записывают термин «провинция» в карте.
3 мин.
Физкультурная минутка для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И. п. - сидя, руки па поясе. 1- поворот головы направо, 2 - и. п., 3 - поворот головы налево, 4- и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2- и. п., 3-4 -то же правой рукой. Повторит 4-6 раз. Темп медленный.
Закрепление изученной темы. Применение знаний. Домашнее задание.
Задайте не менее 3 вопросов о цвете, словах- ассоциациях, датах своему напарнику. За три правильных ответа поставьте оценку 5, за два - 4, за один - 3
Работа с картами.
3-4 мин.
Домашнее задание: §43, заполнить таблицу лежащую у вас на партах
Записывают домашнее задание.
1-2мин.
Рефлексия: когда вы будете выходить из класса, бросьте камушек в левую корзинку если урок вам понравился, иначе в правую.
Ученики выходя бросают камешки в корзины.
2-3 мин.