Рабочая программа по обществознанию 6 класс. ФГОС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание


Пояснительная записка…………………………………………………………………………...2

Содержание учебного предмета………………………………………………………………….5

Календарно-тематическое планирование………………………………………………………..6

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение учебного процесса…………………………………………………………………14

Планируемые результаты изучения обществознания в 6 классе………………………..…….16

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, рабочей программы по обществознанию для 6-х классов2.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Общая характеристика учебного курса.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена тема «Нравственные основы жизни».

Место учебного предмета «Обществознание» в образовательном плане.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «Обществознание» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 34 часа (из расчета один учебный час в неделю).

Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (опросы, тестирование, самостоятельные работы), что позволяет;

• определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

• установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

• осуществить контроль за реализацией программы учебного предмета;

Требования к результатам обучения освоения содержания учебного предмета «Обществознание».

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям со- временной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются:

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

• умения находить нужную социальную информацию в пе- дагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

Содержание учебного предмета «Обществознание»


Введение в обществознание. Как работать с учебником (1ч)

Глава 1. Человек в социальном измерении (12 ч)

Цели и ценность человеческой жизни. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность.

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека - биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути. Образование и его значимость в условиях информационного общества.

Тема 2. Человек среди людей (11ч)

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение - форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 3. Нравственные основы жизни (8ч.)

Человек славен добрыми делами. Доброе - значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Быть смелым. Страх - защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Повторение (2ч)

Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 6 классурока

Тема (раздел)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД)

Приемы, формы организации познавательной деятельности на уроке

Формы контроля

Использование ТСО

1.

Введение

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 6 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Беседа, составление памяток, чтение текста параграфа.

Фронтальный опрос

Компьютер, проектор.

2-3.

Тема 1. Человек в социальном измерении. Личность. Индивидуальность человека.

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

Дискуссия, поиск информации, беседа, работа в группах, составление схем, таблиц, подготовка сообщений.

Тест.

Компьютер, проектор.

4-5.

Как человек познает мир и самого себя.

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводить примеры проявления различных способностей людей

Составление рассказов, игра, дискуссия, анализ источников и литературы, составление презентаций, подготовка мини-проектов, составление сравнительных таблиц.

Самостоятельная работа.

Компьютер, проектор.

6-7

Человек и его деятельность.

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности.

Составление таблиц, анализ иллюстративного материала, составление схем, написание опорных конспектов, планов текста, игра.

Проверочная работа.

Компьютер, проектор.

8-9.

Потребности человека.

Характеризовать и иллюстрировать приме-

рами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер.

Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств

Мини-проекты, работа в группах, работа с видеофрагментами, поиск информации.

Проектная работа

Компьютер, проектор.

10-11.

На пути к жизненному успеху.

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа

Дебаты, работа с текстами, поиск информации, составление кроссвордов, составление схем и таблиц, работа в парах.

Тест.

Компьютер, проектор.

12-13.

Практикум по теме: «Человек в социальном измерении».

Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности.

Составление таблиц, работа с карточками, поиск информации, решение проблемных заданий, составление рассказов, описаний к иллюстрациям, текстам.

Контрольная работа.

Компьютер, проектор.

14-15.

Тема 2. Человек среди людей. Межличностные отношения.

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание

Составление схем, таблиц, интеллект-карт, исследовательский практикум, поиск информации в различных источниках, решение познавательных задач.

Фронтальный опрос.

Компьютер, проектор.

16-17.

Человек в группе.

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность,

лояльность, взаимопонимание.

Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства

Беседа, работа в группах, составление схем, мини-проекты, поиск информации.

Проектная работа.

Компьютер, проектор.

18-19.

Общение

Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться

Интерактивные задания, игра, практические задания, работа в парах, группах, поиск информации, анализ видеофрагментов, работа с текстом параграфа.

Тест.

Компьютер, проектор.

20-21.

Конфликты в межличностных отношениях.

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации

Исследовательский практикум, решение познавательных и проблемных заданий, составление схем и таблиц, подбор примеров и их систематизация.

Самостоятельная работа.

Компьютер, проектор.

22-23.

Практикум по теме: «Человек среди людей».

Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения. Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах. Создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности. Совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия.

Составление аннотированной подборки прессы по теме, составление интеллект-карт, дискуссия.

Проверочная работа.

Компьютер, проектор.

24-25.

Тема 3. Нравственные основы жизни. Человек славен добрыми делами.

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

Моделирование социальных ситуаций, работа с текстом параграфа, составление плана текста, анализ иллюстраций, видеосюжетов, работа в группах, парах.

Работа с карточками.

Компьютер, проектор.

26-27.

Будь смелым.

На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

Игра, дискуссия, работа в группах, мини-проекты, поиск информации.

Проектная работа.

Компьютер, проектор.

28-29.

Человек и человечность.

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём.

Поиск информации, составление тематического выпуска новостей, моделирование и оценка социальных ситуаций, работа с понятиями.

Тест.

Компьютер, проектор.

30-31.

Практикум по теме «Нравственные основы жизни».

Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Создать условия для расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям.

Работа с материалами СМИ, составление схем и таблиц, составление рассказов, моделирование социальных ситуаций, решение проблемных заданий.

Проверочная работа.

Компьютер, проектор.

32-34.

Заключительные уроки.

Провести диагностику результатов обучения в 6 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 7 классе.

Решение познавательных заданий на повторение курса, заполнение итоговых рефлексивных листов, самоанализ и самооценка своей учебной деятельности, выполнение итоговых контрольных заданий.

Итоговая контрольная работа.

Компьютер, проектор.

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение учебного процесса



Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Рабочие программы

  1. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. - М.; Просвещение, 2014.

В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по истории, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

  1. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. - М.: Просвещение, 2014

В учебнике реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы, - развитие личности школьника средствами обществознания , подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебнике представлен материал, соответствующий программам и позволяющий учащимся 6 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения истории.

Дидактические материалы

  1. Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». - М.: Русское слово, 2010.

  2. Отрывки из источников, художественных произведений, статьи СМИ

  3. Обучающие тестовые задания

  4. Индивидуальные карточки

  5. Познавательные, проблемные задания

Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закреплёнными в стандарте. Пособия содержат проверочные работы: тесты, самостоятельные и контрольные работы.

Методические пособия для учителя

  1. Обществознание.6 класс. Поурочные

разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. - М.: Просвещение, 2014

  1. Маленкова, Л. И. Человековедение:

программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

  1. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1.

  2. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. -- М., 2008.

  3. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. -- СПб., 2001.

  4. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. -- М., 2007.

В методических пособиях описана авторская технология обучения обществознания. Пособия включают примерное тематическое планирование, самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку.

Цифровые образовательные ресурсы

rsnet.ru/ - Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации.

rsnet.ru/ - Судебная власть Российской Федерации.

jurizdat.ru/editions/official/lcrf - Собрание законодательства Российской Федерации.

socionet.ru - Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

ifap.ru - Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //gks.ru - Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - обществознание.

subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social - Обществознание в школе (дистанционное обучение).

lenta.ru - актуальные новости общественной жизни.

fom.ru - Фонд общественного мнения (социологические исследования).

ecsocman.edu.ru - Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.

ug.ru/ug_pril/gv_index.html - Граждановедение. Приложение к «Учительской газете»

Технические средства

  • Персональный компьютер

  • Проектор

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

Планируемые результаты изучения обществознания в 6 классеУченик научится

Ученик получит возможность научится

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

    • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

    • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

    • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

    • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

    • описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

    • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

    • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

  • характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

    • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

    • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

    • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

    • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.




1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ.- М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897.

2 Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбо- ва. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014. 63 с.

5

© 2010-2022