Урок истории по теме Земельный закон братьев Гракхов (5 класс)

Данный урок составлен с элементами ролевой игры, позволяющим учащимся вжиться в ситуацию, отраженную в теме занятия. В начале урока ставиться проблемный вопрос, а входе урока учащиеся подходят к ответу на него. Все роли раздаются прямо перед началом урока (заранее подготовленных детей нет, для всех - это сюрприз, новый поиск).
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Земельный закон братьев Гракхов». 5 класс.

  1. Орг. Момент.

  2. Вопросы на повторение: (Карта). Слайд 1.

  • Какие завоевания сделаны римлянами к началу Пунических войн?

  • Какие новые территории захватил Рим вне Италии?

  • Как зовут победителя Ганнибалла? (Публий Корнелий Сципион)

  • Из кого состояла римская армия? (граждане, имеющие землю)

  • Как назывались захваченные территории вне Италии? (провинции)

При завоевании Италии земледельцы получали участки захваченной «общественной земли», а войны вне Италии были им невыгодны.

  1. Великие завоевания породили великие проблемы. 1 мин

Слайд 2. Великие завоевания (146 г. до н. э.) Великие проблемы:

Что принесли Риму? Внук Сципиона - Тиберий Гракх:

- богатство - нищета земледельцев

-рабов - гражданские войны

-новые земли - ослабление армии

Какой вопрос возникает? (сформулируйте вопрос урока)(Почему возникли проблемы?)

Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Наша задача - выяснить причины гражданских войн.

Попробуем представить ситуацию, в которой оказалось население Рима. 1 мин.

Сенаторы (Тимофей, Настя, Лиза, Катя)

Знать - Катя, Вика, Ульяна (Яся)

Полководец (призыв на войну) - Матвей

Матвей: - Рим призывает всех мужчин - жителей Италии на священную войну. 1 мин.

Выходят 3 чел. (знать), 3 чел. (крестьян - Сергей, Степа, Саша)

Слайд 3.

После войны делили добычу (землю, рабов) - знати (листы - 1000 га, 500 га, 750 га).

Сергей: - А почему мне не дали землю?

Матвей: - Землю может иметь только граждане Рима, а ты - италик.

Степа: А где наша добыча?

Матвей: - А вы получите денежное вознаграждение? (делает вид, что дает деньги)

Степа-Саша: Так мало?

(Расходятся)

В каком состоянии возвратившиеся с войны находили свои участки? 1 мин.

Слайд 4.

Что делать? Денег на восстановление нужно было столько, что легче было его продать. Так они и поступали и всей семьей переезжали в Рим.

А если восстановить участок? Легионер трудился от зари до зари, собирал урожай, чтобы его продать.

Слайд 5. На рынке рядом продавалось зерно с Сицилии, где применялся рабский труд.

Какое зерно дешевле? (с Сицилии)

Какое зерно купят?

Т.о. труд крестьянина был напрасным и он также, продав свою землю, уходил в Рим.

Слайд 6. Богатые землевладельцы выращивали зерно и оливки, а дешевую пшеницу завозили с Сицилии, где применялся бесплатный труд рабов. 0,5 мин.

Итак, что происходило с земледельцами? (разорение крестьян)

Если Рим опять призовет на войну, как вы думаете, больше или меньше будет количество призванных? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы помочь крестьянам и восстановить их права?(земельный закон)

Слайд 7: Земельный закон.

Кто в Риме защищал права плебеев? (народный трибун) 0,5 мин.

Слайд 8.

В 133 г. до н.э. Тиберия Семпрония Гракха избирают народным трибуном (его мать - Корнелия была дочерью Сципиона, а отец был из знатного плебейского рода Семпрониев).

Что же предлагал Тиберий Гракх? 1 мин.

Тиберий Гракх (Артем): (обращаясь к народу): 1. «…дикие звери в Италии имеют норы, а у тех, кто сражается и умирает за Италию, нет ничего, кроме воздуха и света… Полководцы призывают воинов защищать свою землю, а у многих не осталось и отцовского дома. Они воюют и умирают за чужую роскошь и богатство! Их называют «владыками мира», а они не имеют и клочка земли»

(обращаясь к богатым землевладельцам):

2. «Вы надеетесь подчинить себе и остальную часть земли, но сможете ли вы ее приобрести, если число боеспособной армии уменьшается?».

Слайд 9. Предлагаю передел земли! Каждый римлянин имеет право иметь участок земли не больше, чем 250 гектаров. Излишки у знати забрать и раздать обедневшим крестьянам по 30 гектаров. Полученную землю нельзя продавать!

Кто будет против? 1 мин.

(Вопрос Сенату): - кто может запретить проведение закон? - подговорить 2-го трибуна - Октавиана (Данила): - Я против земельного закона! Вето!

Тиберий: Тогда я обращусь к народному собранию. - Скажите, может ли народный трибун действовать во вред народу? (нет)

Смещение Октавиана (забрать карточку).

Слайд 10. Начался передел земли. Знать - 3 чел. Тиберий, Гай Гракх (Кирилл), помощники (Камила) - режут, раздают бедным. 3мин.

Вопрос Сенату: На какой срок избирался народный трибун? (1 год)- тянуть время:

- землю нужно осмотреть, измерить

- надо еще решить, какой именно участок я отдам

- я отдам не одним куском, а разными участками (надо внимательно посмотреть свою землю и все измерить)

- на участке, который я готов отдать стоит дом и др. постройки. Как быть с ними? Для этого нужно время. 1,5 мин.

Слайд 11. За год землю не успели поделить. Тиберий выдвинул свою кандидатуру на следующий год. Выборы проходили в разгар лета и сторонников Тиберия в Народном собрании было меньше, чем обычно. (земледельцы не смогли уйти с полей).

Противники задумали расправиться с Тиберием. Во время голосования они устроили свалку. Тиберий поднес руку ко лбу, чтобы показать, что его жизнь в опасности. Противники стали кричать, что Гракх требует себе царскую корону. Разгневанные сенаторы вышли на площадь, вооружившись палками. Народ расступался перед ними. Они шли на Тиберия, разя его сторонников. В тот день было убито ок. 300 человек. Погиб и Тиберий, хотя народный трибун - лицо священное и неприкосновенное.

Слайд 12. В итоге римляне разделились на два враждующих лагеря - бедняки и богачи. Слайд 13. С этих пор и начался период гражданских войн.

  1. Слайд 14. Гай Гракх. Через 9 лет. 0,5 мин.

(Кирилл встает): - Нужно продолжить начатое Тиберием и переделить землю.

Кто согласен? Голосуем.

123 г. до н.э. Гай Гракх - народный трибун.

В чем заключались законы Гая Гракха? (найти и выписать из учебника). Перечислим их. Слайд 15. 2 мин.

Кто за реформы? Кто в Риме был против? 2 мин.

Желая остановить реформы, Сенат ввел в Рим войска. Сам Гай, не желая сдаваться врагам, приказал рабу убить его.

Удались реформы Гракхов? (нет)

Чем закончилось их проведение?

Слайд 16. Разорение крестьян продолжалось.

Каковы же причины гражданских войн, продолжавшихся до 101 г. до н.э.?

Какой закон предложил Тиберий Гракх?

В чем заключались реформы Гая Гракха?



© 2010-2022