Рабочая программа по истории Древнего Мира 5 класс Годер

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14

г. Зеленокумска Советского района»


«СОГЛАСОВАНА»

Зам. директора по УВР _________ Г.А.Сверидченко

______________2016 г.

Рассмотрена и рекомендована к

утверждению педагогическим советом

от________2016 г. протокол № 1

Председатель педагогического совета ___________ А.А.Крисанов

«УТВЕРЖДЕНА»

приказом по МОУ «СОШ № 14

г. Зеленокумска» от ______2016 г. № ____

Директор ____________ А.А.Крисанов







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: истории

Класс: 5

Учитель: Залукаева Мария Алексеевна, учитель без категории

Количество часов: 68 (2 час в неделю)


2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования, Рабочей программы «Всеобщая история» (предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011).

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. В базисном учебном плане на изучение истории Древнего мира в 5 классе выделяется 68 часов. В соответствии с учебным планом курсу истории предшествует курс «Окружающий мир», который включает некоторые знания об истории, который изучается в начальной школе. Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов, с учетом повторительно-обобщающих уроков. В рабочей программе в графе «Метапредметные умения» использованы сокращенные обозначения данных умений:

Р - регулятивные;

П - познавательные;

К - коммуникативные.

Цели изучения истории:

  • Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров.

  • Активное и творческое применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории:

  • Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональ-ной, социально-культурной самоидентификации в окружающем мире.

  • Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человечества с древности до наших дней.

  • Формировать у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.

Результаты освоения курса

  • Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках Федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования в основной школе:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности, особенности мировых религий - буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.


Предметные результаты изучения истории Древнего мира

  • Целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории.

  • Яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира. Способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого.

  • Представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого.

  • Умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра».

  • Уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты.

  • Уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам.

  • Уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.

  • Умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации.

  • Умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира.

  • Умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами.

  • Готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.


Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира

  • Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми.

  • Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог.

  • Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты).

  • Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.


Личностные результаты изучения истории Древнего мира

  • Представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире.

  • Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения.

  • Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов.

  • Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.











V. Содержание учебного материала, основных видов учебной деятельности.

п\п

Содержание программного материала

Виды деятельности

Введение. Что изучает наука история. (1 час )

- работа с информационными источниками, таблицами, словарями;

- самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;

- решение проблемных ситуаций.

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с демонстрационным материалом,

- работа с картой


    Раздел 1.Жизнь первобытных людей.( 7 часов)

    Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

    Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём.Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Возникновение искусства и религии. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

    Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

    Возникновение земледелия и скотоводства. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Освоение ремёсел. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем.Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев.

    Тема 3. Счёт лет в истории. Измерение времени по годам.


      Раздел 2.Древний Восток ( 20 часов)

      Тема 4. Древний Египет.

      Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Храм - жилище богов. Письменность и знания древних египтян. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты.

      Тема 5. Западная Азия в древности.

      Древнее Двуречье. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Боги шумеров. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Клинопись - особое письмо Двуречья.

      Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Библия и Ветхий Завет. Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Ассирийская держава. Освоение железа. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией странГибель Ассирийской державы.

      Персидская держава «царя царей». Завоевания персов. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта).

      Тема 6. Индия и Китай в древности.

      Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Индийские касты. Возникновение буддизма. Чему учил китайский мудрец Конфуций. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины.Первый властелин единого Китая.

      - работа с информационными источниками, таблицами, словарями;

      - самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;

      - решение проблемных ситуаций.

      - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

      - выполнение индивидуальных заданий;

      - работа с демонстрационным материалом,

      - работа с картой


        Раздел 3. Древняя Греция ( 21 час )

        Тема 7. Древнейшая Греция. 5 часов.

        Местоположение, природа и ландшафт. Греки и критяне. Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

        Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Религия древних греков.

        Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов - городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

        Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

        Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание.

        Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Отношения колонистов с местным населением.

        Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Морское Саламинское сражение. Причины победы греков.

        Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии. Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса - демократий.

        В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

        В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии..

        Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vв. до н. э.

        Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослаблениеГорода Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.

        Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства.

        - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

        - выполнение индивидуальных заданий;

        - Исторический диктант

        - работа с информационными источниками, со схемами; таблицами;

        - самостоятельные работы;

        - работа с картой

        - выполнение творческих заданий.

          Раздел 4. Древний Рим (19 часов)

          Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

          Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

          Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства.

          Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

          Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.Рабство в Древнем Риме.

          Тема 13. Гражданские войны в Риме.

          Начало гражданских войн в Риме.

          Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Причины поражения восставших.

          Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную Диктатура Цезаря. Убийство Цезаря в сенате.

          Установление империи. Поражение сторонников республики.

          Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.

          Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Рим при императоре Нероне. Расцвет Римской империи во II в.

          Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

          Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Конец эпохи античности.

          - работа с информационными источниками, таблицами, словарями;

          - самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;

          - решение проблемных ситуаций.

          - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

          - выполнение индивидуальных заданий;

          - работа с демонстрационным материалом,

          - работа с картой





          VI. Календарно-тематическое планирование


          п/п

          Дата

          Тема урока

          Введение - 1 час

          Введение. Что изучает наука история.

          Раздел 1.Жизнь первобытных людей.( 7 часов)

          Глава1.Первобытные собиратели и охотники

          Древнейшие люди.

          Родовые общины охотников и собирателей.

          Возникновение искусства и религиозных верований.

          Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

          Возникновение земледелия и скотоводства.

          Появление неравенства и знати.

          Повторение раздела «Жизнь первобытных людей»

          Глава 3. Счет лет в истории

          Раздел 2.Древний Восток ( 20 часов)

          Глава 4. Древний Египет

          Государство на берегах Нила.

          Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

          Жизнь египетского вельможи.

          Военные походы фараонов.

          Религия древних египтян.

          Искусство Древнего Египта

          Письменность и знания древних египтян.

          Урок повторения по теме «Древний Египет»

          Глава 5. Западная Азия в древности

          Древнее Двуречье.

          Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

          Финикийские мореплаватели

          Библейские сказания.

          Древнееврейское царство.

          Ассирийская держава.

          Персидская держава «царя царей».

          Глава 6. Индия и Китай в древности

          Природа и люди Древней Индии.

          Индийские касты.

          Чему учил китайский мудрец Конфуций.

          Первый властелин единого Китая.

          Контрольная работа на тему « Древний Восток»

          Раздел 3. Древняя Греция ( 21 час )

          Глава 7. Древнейшая Греция

          Греки и критяне.

          Микены и Троя.

          Поэмы Гомера «Илиада»

          Поэмы Гомера «Одиссея»

          Религия древних греков.

          Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

          Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

          Зарождение демократии в Афинах.

          Древняя Спарта.

          Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

          Олимпийские игры в древности

          Победа греков над персами в Марафонской битве.

          Нaшecтвие персидских войск на Элладу.

          Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н.э. и расцвет демократии

          В гаванях афинского порта Пирей.

          В городе богини Афины

          В афинских школах и гимнасиях

          В афинском театре

          Афинская демократия при Перикле.

          Глава 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н.э.

          Города Эллады подчиняются Македонии.

          Поход Александра Македонского на Восток.

          В Александрии Египетской.

          Контрольная работа по теме «Древняя Греция»

          Раздел 4. Древний Рим (19 часов)

          Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

          Древнейший Рим.

          Завоевание Римом Италии.

          Устройство Римской республики.

          Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

          Вторая война Рима с Карфагеном.

          Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.

          Рабство в Древнем Риме.

          Глава 13. Гражданские войны в Риме

          Земельный закон братьев Гракхов.

          Восстание Спартака.

          Единовластие Цезаря.

          Установление империи.

          Глава14. Римская империя в первые века нашей эры

          Соседи Римской империи.

          В Риме при императоре Нероне.

          Первые христиане и их учение.

          Расцвет Римской империи во II в. н.э.

          Вечный город и его жители

          Глава 15. Разгром Рима Германцами и падение Западной Римской империи

          Римская империя при Константине

          Итоговая контрольная работа.

          Взятие Рима варварами

          Повторение раздела «Древний Рим».

          Итоговое повторение.






          Учебно-методическое обеспечение курса

          Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

          1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Шевченко Н.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011

          2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2012.

          3. Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2012.

          4. Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2012.

          Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:

          1. Драхлер А.Б. Исторические кроссворды. 5 класс. Древний мир. Книга с электронным интерактивным приложением. - М.: Планета, 2013.

          2. Мартьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные дидактические материалы. Задания для самостоятельных работ (тесты, логические задания). Повторение, обобщение, систематизация. Диагностика, самодиагностика, контроль. Филворды, кроссворды. - 2-е издание, исправленное. - М.: Планета, 2012.

          3. Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. - М.: Издательство «Глобус», 2010.

          4. Уроки истории с применением ИКТ. 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением / Н.В. Казаринова, Ю.Г. Назирова и др. - М.: Планета, 2012.

          СОГЛАСОВАНО

          Протокол заседания

          методического объединения учителей

          гуманитарного цикла

          от____________ №__________

          ________ Стаценко Е.В.

          © 2010-2022