Тема урока Казахстан в эпоху камня

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: "Казахстан в эпоху камня."

Цели урока: Образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам раздела «Эпоха камня на территории Казахстана»

Развивающая: Способствовать развитию мышления , реакцию на ситуативность ,интеллект, умение применять полученные знания по теме.

Воспитательная:Воспитывать интерес и уважение к истории Казахстана.

Тип урока:Повторно-обобщающий урок.

Оборудование: Маркеры, шкала настроений,карта Древнего Казахстана, схема «путешествия» на доске , карточки , оценочные листы, иллюстрации с животными, аквариум с рыбками, копье, лук со стрелами, дубина, корзина с фруктами, овощами , растениями, тесты.

Ход урока:

1 организационный момент.

Метод: «Градусник» Метод позволяет : составить картину эмоционального состояния учащихся.

Учитель на листе бумаги ( формат А 4, на доске) рисует контур градусника и на шкалу наносит , верхние и нижние значения которой не привышают соответственно цифр « +5» и «-5».

На перемене ,перед началом занятия, « Градусник» вывешивается в классе. Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние , выражают его в баллах и ставят точку возле соответствующей цифры на шкале, « Градусника». Градусник показывает эмоциональное состояние учащихся в начале урока , в конце урока учащиеся повторно наносят на шкалу своё настроение. Этот метод позволяет видеть изменения эмоционального настроя учащихся. Учитель анализирует , как изменилось настроение учеников. Данные о своём эмоциональном состоянии каждый ученик заносит цветным маркером , в клеточку , напротив своей фамилии.

Каждый цвет обозначает разное настроение :

Красный - радостное, активное настроение;

Зеленый- спокойное , ровное настроение;

Синий: грустное, печальное ;

Фиолетовый- тревожное , волнение;

Коричневый- состояние крайней неудовлетворенности.

2 Объяснение темы и целей урока.

Несколько уроков мы изучали с вами жизнь древних людей : их внешность , занятия, отношения между собой. Этот период времени назвали первобытностью , а чем этот период времени отличается , например от современности? Каковы черты первобытности? Вот это мы с вами выясним сегодня, повторяя изученный материал. По окончанию урока учащиеся должны сформулировать отличия современного общества от первобытности.

3 Путешествие по станциям.

На доске схема путешествия по станциям.

Первая станция «Находкино».

Учащиеся должны по порядку расставить в зависимости от периодов развития человечества , висящие на доске варианты.

?1 неандерталец питекантроп синантроп

( правильные ответы: питекантроп, синантроп, неандерталец)

?2 кроманьонец гомо « Люси»

( правильные ответы: гомо, «Люси» кроманьонец)

За каждый правильный ответ учащиеся ставят в оценочные листы по одному баллу .

Вторая станция « Кроссвордово».

На доске вывешивается кроссворд . Учащимся раздаются листы с кроссвордами, которые они выполняют . По окончании работы учащиеся осуществляют взаимопроверку , меняясь листами с кроссвордом друг с другом. В оценочный лист за каждый правильный ответ выставляют по одному баллу.

Кроссворд «Палеолит»

  1. Как назвали первобытного человека , останки которого были найдены на острове Ява? ( Питекантроп)

  2. Как называется пещера во Франции, в которой были обнаружены останки человека разумного ? ( Кроманьонец)

  3. Как называется археологический памятник с остатками первобытного человека , найденный в Африке? ( Олдувай)

  4. К какому звену первобытного человека относится скелет мальчика, найденный в пещере-Тешиктас в Узбекистане? (Неандерталец)

  5. Как называется человекоподобное существо , которое жило 3 млн. лет назад в Африке? ( Гоминид)

  6. Какое имя дали скелету первобытной женщины , найденной в Африке?

(Люси)

  1. Какое название дали ученые скелету человека, найденного а Китае? ( Синантроп)

  2. Одно из человекоподобных существ, живших в Африке9 Австралопитек)

Третья станция « Охотниково».

На доске вывешиваются животные: мамонт, олень, лиса, лошадь, носорог, сайгак, бизон, слон. Рядом лежат орудия труда: стрелы с луком, дубина, копье. Ученик берет орудие охоты и убивает животное. На животном номерок с вопросом. За каждый правильный ответ ученик получает один балл и отмечает в оценочном листе.

1 В какой период каменного века научились есть жаренное мясо шить одежду из шкур . (Палеолит)

2 Когда первобытные люди научились точить ,сверлить,шлтфовать, камень и делать из него орудия : топоры , наконечники стрел? (Неолит)

3 Какое первое животное одомашнили в люди эпохи камня. ( Собака)

4 В какой период каменного была приручена лошадь? ( Энеолит)

5 По положению на местности на сколько групп делятся стоянки древних людей ? ( на 4, родниковая, речная, озерная, пещерная)

6 В какой каменном периоде на территории Казахстана одомашнили коз, коров, овец? ( Неолит)

7 В какой период каменного века первобытные люди рисовали животных на стенах пещер на которых они охотились? ( В Верхнем палеолите)

Четвертая станция « Рыбалкино».

Учащиеся берут копье и в аквариуме с рыбами вылавливают понравившуюся

Рыбу на ней номер с заданиями. За каждый правильный ответ учащиеся получат по 1 баллу и результата заносят в оценочный лист.

Карточка?1

Восстановите порядок

Энеолит Древний каменный век

Неолит Меднокаменный век

Палеолит Новокаменный век

Карточка ?2

Восстановите порядок

Палеолит топоры с рукояткой ,мотыги, жернова,

Неолит пряслица , медные наконечники стрел

Энеолит каменное рубило, скребло, дубина

Восстановите порядок, соотнесите периоды каменного кменного века и го культуры.

Нижний ранний палеолит

Поздний верхний палеолит

1 Ориньяк, 2 Солютре,3 Мустье,4 Ашель,5 Олдувай,6 Мадлен

Карточка ?4

Восстановите порядок периодов и эпох .

Неолит 5-3 тыся. лет до н.э.

Палеолит 3-2 тыс .лет до н.э.

Энеолит 2,5 млн.лет до н.э.- 10-11 тыс лет до н.э.

Карточка ? 5

Соотнесите эпохи и относящиеся к ним особенности .

Энеолит погребение предков ,похолодание климата

Палеолит главенство патриархата, разделение труда

Неолит изготовление глиняной посуды, сверление,

шлифование камня

Карточка ?6

Соотнесите эпохи с занятиями людей характерных им.

Палеолит земледелие ,скотоводство, религиозные верования

Неолит изготовление статуэток, жертвоприношение

Энеолит изображения животных на пещерах

Карточка ? 7

Соотнесите название первобытных людей с занятиями.

Кроманьонец пользовались огнем

Неандерталец первые люди хоронившие своих сородичей

Синантроп лепили из глины различные фигуры

Пятая станция « Собирательство».

На доске висит корзина с овощами ,фруктами, растениями, которыми возможно древние люди питались .Учащиеся должны выбрать их и обосновать свой ответ. За каждый правильный ответ получают по одному баллу.

Шестая станция « Терминово».

Заранее учащиеся подготавливают по 2 вопроса классу по терминам изученным ранее на уроках .За каждый правильный ответ получают по одному баллу.

Седьмая станция « Картово».

Проверяется знание карты учащимися раздаются карты, на которых они наносят:

1 Стоянки древнего каменного палеолита Бориказган, Танирказган ( Жамбыльская обл., у оз.Аллаколь)

2 Стоянка Мангыстау древнекаменного палеолита ( Западный Казахстан )

3 Кошкурган и Шоктас( недалеко от г. Туркестана)

4 Шульбинка древнекаменного века ( на р. Иртыш)

5 Неолит. Караунгур. ( Южноказахстанская Область)

6 Неолит .Атыраусская Область.

7 Энеолит .Шебир. ( Мангыстау)

Выполнив задание , совершают взаимопроверку. Учитель вывешивает карту Древнего Казахстана с нанесенными на ней стоянками. За каждую правильно нанесенную стоянку ученик получает о одному баллу.

4 этап: Подведение итогов


© 2010-2022