Разработка урока-игры Киевская Русь

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивная игра-соревнование «Киевская Русь» в 10 классе

Цель: повторить, обобщить и расширить знания учащихся по истории России в период Киевской Руси, определить роль первых русских князей в становлении древнерусского государства.

Задачи:

- формирование учебно-логических умений обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности, события, исторические явления;

- создание благоприятных условий для выявления умений и знаний учеников в нестандартных игровых ситуациях, развитие умения оперировать историческими знаниями;

- формирование уважения к историческому прошлому нашей Родины;

- совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе решения продуктивных и творческих задач.

Тип урока: обобщающий

Форма проведения: интерактивная игра-соревнование

Формировать следующие знания:

- теории образования государства у славян;

- территории расселения, названия и образ жизни восточнославянских племен, основные занятия и верования славян;

- первых князей на Руси, основные направления внешнеполитической и внутриполитической деятельности первых русских князей;

- хронологические рамки существования Древнерусского государства;

- содержание таких исторических документов, как «Русская Правда», «Повесть временных лет».

и умения:

- рисовать исторические карты для определения мест расселения славян, а также формирования Древнерусского государства;

- ориентироваться в основных исторических понятиях;

- называть князей, оценивать и характеризовать их деятельность.

Оборудование:

  1. компьютер;

  2. мультимедийный проектор и экран;

  3. электронная презентация, отражающая этапы игры с заданиями;

  4. листы с заданиями и ребусами.

Продолжительность мероприятия: 45минут

Домашнее задание (предварительно):

- придумать название своей команды, выбрать капитана, подготовить презентацию о первых русских князьях (Вещий Олег, Игорь Рюрикович и Ольга, Святослав Игоревич, Владимир Святославович) представить;

- работа с исторической литературой по указанной теме.

Условия игры: В игре пять основных этапов, в этапах от одного до пяти заданий, команды формируются из пяти человек. Команды выполняют задания на скорость или по времени, за что получают жетоны. Один жетон равен одному баллу. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Возможен вариант награждения самых активных участников.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Вводное слово:

Каждый человек оставляет после себя след.

Мы должны знать свою историю, жизнь людей.

Всё, что мы узнаём, остаётся с нами

на всю жизнь и передаётся нашим потомкам.

История Киевской Руси включает в себя период становления древнерусского государства и деятельность первых русских князей, направленную на объединение русских земель под властью одного князя, установление порядков и законов, принятие новой религии, формирование международного авторитета. Сегодня наш урок будет проходить в нетрадиционной форме, мы проведем командную игру. Командам предстоит участвовать в разнообразных конкурсах, показать прочность знаний и умений по теме Киевская Русь, полученных на уроке истории.

Всем желаю удачи.

(Слайд 2)

Устанавливаются следующие правила игры:

  1. Игра состоит из пяти этапов. Каждый этап включает от одного до пяти заданий.

  2. На ответы устанавливается ограниченное время не более 5 минут.

  3. Ответы на задания каждая команда представляет по очереди.

  4. За скорость добавляются дополнительные баллы, за нарушение правил команде даются штрафные баллы.

Представляю вам многоуважаемое жюри.

3. Начало игры

I тур «Начало Киевской Руси» (Слайд 3)

1 задание: Давайте познакомимся с командами (капитаны представляют свои команды)

2 задание: Представить презентацию о конкретном князе

(время выполнения задания - 3 минуты на каждую презентацию)

Команды представляют домашнее задание: презентации об одном из первых русских князей с комментариями представителей команд.

3 задание: 1 балл за каждый правильный ответ. Блиц-опрос:

Команде № 1

  • На какие 3 ветви делятся славяне (восточные, западные и южные)

  • К какой группе относятся русские (восточной)

  • Какой была религия у древних славян (языческой)

  • Назовите языческих богов (Перун, Сварог, Стрибог, Велес, Мокошь)

  • Кто создал славянскую азбуку (Кирилл и Мефодий)

Команде № 2

  • Кто является основателем династии русских князей (Рюрик)

  • Из какой летописи мы узнаем о древних славянах и кто её автор ("Повесть временных лет" автор Нестор)

  • Кто предупреждал врага "Иду на вы" (Святослав)

  • Кто наступил на череп коня и умер от укуса змеи (Олег)

  • Какой город называют матерью городов русских (Киев)

Команде № 3

  • В какой город призван Рюрик (Новгород)

  • Кто создал закон "Русская Правда" (Ярослав)

  • Славянское племя дреговичей жило в болотистой местности, поляне - в полях, а где жили древляне? (лесах).

  • Какой варяжский князь стал первым княжить на Руси? (Рюрик)

Команде № 4

  • Почему древние славяне украшали себя звенящими украшениями? (они отгоняли злых духов).

  • При каких заведениях появлялись первые школы? (при церквях, храмах, монастырях)

  • Название славянской азбуки у восточных славян. (Кириллица)

  • Название торгового пути из Варяжского моря по озеру Нево, по рекам Волхов и Днепр выходивший в Черное море («Из варяг в греки»)

  • Как называли правителя Киевской Руси (Великий князь)

4 задание: «Годы - события» (Слайд 4)

Время выполнения 1 минута. Каждой команде дается карточка с заданием.

Соотнести даты и события

1. 862 г. А) Походы князя Святослава

2. 882 г. Б) Крещение Руси при князе Владимире

3. 964-972 г. В) Договор Руси с Византией

4. 988 г. Г) Призвание варяжского князя на правление

5. 911 г. Д) Образование древнерусского государства

5 задание: "Тёмная лошадка"

Русский историк Карамзин писал: "Предание нарекло её хитрою, церковь святою, история - мудрою". О ком идет речь и объясните смысл высказывания. Та команда которая объяснит получает 5 баллов. (Слайд 5) Княгиня Ольга задаёт свои вопросы. За правильный и полный ответ команда получает 3 балла.

1. Сколько у меня было имён и каково их происхождение?

- Вольга или Нельга (если верить, что она была варяжского рода,

- Елена - её имя после крещения,

- Олена - так звали её киевляне - переложение имени Елена, так Елен и по сих пору зовут на Украине,
- Прекраса - по некоторым летописным данным,

- Ольга - Вещий Олег переименовал её перед свадьбой с Игорем.

2. Сколько раз я мстила за смерть своего мужа - князя Игоря древлянам?

Первая месть

Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.

И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.


Вторая месть

Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

Третья месть

Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян.

3. Какова же была моя месть в четвёртый раз?

Четвёртая месть

В 946 году двинувшись войной на древлян, после осады их города она потребовала от каждого дома в дань по три голубя и три воробья, каковая дань была получена и возвращена древлянам обратно: к птицам на нитках привязали серу, обернутую тканью, подожгли ее и отпустили птиц… Птицы вернулись на свои голубятни и гнезда, и город сгорел.

4. Каким путём я добралась до Царьграда, сколько времени могло занять моё путешествие?

Путь «из варяг в греки», 35- 40 дней, маршрут от Киева по Днепру вниз примерно 10 дней, 11 дней уходило на плавание вдоль берегов Черного моря - от устья Днепра до устья Дуная еще 8 дней и 3дня до Царьграда.

5. Как мне удалось избежать замужества за византийского императора Константина?

Ее отказ мог бы посчитаться оскорблением, и тогда конец всем планам на сближение с Византией. Как быть? И сказала она императору: «Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести меня сам, иначе не крещусь». Он снова повторил:
- Хочу взять тебя в жены себе…
Ольга улыбнулась и покачала головой:
- Это невозможно теперь. Ты же крестил меня. Ты мне крестный отец. Как же ты можешь стать мне мужем?
Тогда понял император, что перехитрила его княгиня. Ловко, изящно, красиво, но перехитрила. Закон христианский строжайше запрещает брак между людьми, связанными обрядом крещения.


II тур «И лёгким росчерком пера напишем славных имена» (Слайд 6)

Задание: «О ком идет речь?» За правильный и полный ответ команда получает 1 балл.


  1. Кому принадлежит следующая характеристика: "Не обладая физической силой, будучи хромым, он был смелым воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись в языческой среде, он стал истинным христианином. Показал себя человеком исключительно разносторонним. Остался в истории как крупный градостроитель. В честь побед над врагами он выстроил "Золотые ворота" (Слайд 7) Ярослав Мудрый


  1. Определите о ком, идет речь: "Во время сбора дани в 945 году воины этого князя творили над древлянами насилие. Собрав дань, князь отправил основную часть дружины и обоза " восвояси, а сам, оставшись со своей "малой дружиной, решил еще побродить по древлянским землям в поисках добычи. Древляне во главе со своим князем Малом восстали и перебили дружину. Сам обидчик был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем их отпустили" (Слайд 8) Князь Игорь


  1. Чья следующая характеристика? "С первых шагов своего княжения она проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам за смерть своего мужа. И установила для местного населения нормы уплаты дани и места, куда дань должна была свозиться. Умирая, княжна завещала не справлять на её могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обычаю"(Слайд 9) Княгиня Ольга


  1. Кому принадлежат следующие слова: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли - золото, поволоки (драгоценные камни), вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии - серебро и кони, а из Руси же - мех и воск, мед и рабы" (Слайд 10) Святослав


III тур «Исторические карты и картины» (Слайд 11)

(время выполнения задания - 5 минут) За правильный ответ команда получает 4 балла.

Каждая команда, посмотрев на изображение, должна

1 Задание:

  1. определить название картины

  2. назвать изображённое событие

  3. назвать правителя

  4. указать годы правления

Правильные ответы:

1 картина: «Крещение киевлян на Днепре» (Лебедев)

2 картина: «Полюдье» (Лебедев)

3 картина: «Призвание варягов» (Васнецов)

4 картина: Убийство Олегом Аскольдаи Дира

2 Задание: "Дорогами предков"

Каждая команда получает по контурной карте. В течение трёх минут команды должны правильно нанести исторические и географические объекты, согласно заданию. За каждый верно нанесённый объект - 1 балл.

Стрелками обозначьте:

1. Путь "из варяг в греки".

2. Обозначьте Русское и Варяжское моря.

3. Обозначьте столицу Русского государства.

4. Обозначьте столицу древлян.

5. Обозначьте столицу греков.

IV тур «Парадоксы» (Слайд 13-17)

Парадокс - это ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

В данном задании вам необходимо увидеть неточности или ошибки в высказываниях, которые не имеют логического объяснения.

1) Именно при Ярославе христианство стало государственной религией. Когда и как в душе его произошел поворот к христианству, точно установить, разумеется, невозможно. (Владимир)

2) Основоположником норманской теории является Михаил Ломоносов, который считал, что привнесение государственности извне невозможно, опираясь на идею возникновение государства как этап внутреннего развития общества. (Антинорманская теория)

3) Византия - это средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племен под властью князей династии Рюриковичей. (Киевская Русь или Древнерусское государство)

4) «…Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший Рюрик на Белоозере, а другой Синеус, - в Новгороде, а третий, Трувор, - в Изборске.» (Рюрик сел править в Новгороде, Синеус - на Белоозере)

V тур (Слайд 18)

1 Задание "По страницам "Повести временных лет"

Задача команд по отрывкам из "Повести временных лет", определить, о каком событии древнерусской истории идёт повествование. За правильный ответ команда получает 3 балла. Время на обсуждение 30 секунд.

1. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей ночью, сев в ладьи отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнём и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись - и так оставшиеся их возвратились домой. И, придя в землю свою, поведали каждый своим - о происшедшем и о ладейном огне. Будто молнию небесную,- говорили они - имеют у себя греки, и, пуская её, пожгли нас, оттого и не одолели их.

(Поход князя Игоря на Царьград в 941 году)

2. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же он шёл назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит".

(Поход князя Игоря в землю древлян)

3. И стали люди тужить в городе и сказали: "Нет ли кого, кто мог бы перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, - сдадимся печенегам. И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его приняли за своего. И когда приблизился он к реке, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили его, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине.

(Нападение печенегов на Киев в 968 году)

4. И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей. Послав их, разузнай, какая у них служба, и кто как служит богу". И понравилась их речь князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: "Идите сперва к болгарам и испытайте веру их".

(Легенда о выборе веры князем Владимиром в 987 году)

2 Задание "Заморочки из бочки"

Каждой команде предстоит ответить на вопросы. Капитан команды должен вынуть из бочонка номер вопроса для своей команды. В общем количестве вопросов - один "Счастливый случай". Та команда, которая вынет этот бочонок, получает без права ответа 1 балл. На обсуждение вопроса даётся одна минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Как и когда появился титул "Каган - рус"? Когда и почему он исчез?

(Тюркский титул "каган" носил правитель Хазарии. Киевские правители, видимо приняли это звание после того, как Святослав разгромил Хазарию. Это звание носили Владимир и Ярослав. После этого память о хазарах заглохла, и титул был забыт).

2. Почему Святослав (победитель хазар и болгар, на равных боровшийся с Византией) не смог одолеть печенегов?

(Силы Святослава были подорваны неудачной войной против Византии и его зимовкой в устье Днепра, к тому же он потерял всех союзников среди кочевников).

3. Опишите вооружение дружинников Святослава. Как они сражались - конные или пешие? (Дружина Святослава состояла в основном из пехоты и передвигалась на ладьях (хотя все бойцы умели ездить верхом). Профессиональными конниками были только кочевники - союзники Святослава. Киевляне и варяги были вооружены мечами и топорами, кочевники саблями).

4. Перестали ли киевляне почитать языческих богов после 988 года, если нет, то как они примиряли две разные веры?

(Христианско - языческое "двоеверие" держалось на Руси до XIII века. В церквях молились Христу, в лесах - местным языческим богам, в доме висели иконы, но почитали и домового).

5. Кто была мать Ярослава Мудрого? Как это обстоятельство повлияло на судьбу сына?

(Мать Ярослава Мудрого - Рогнеда, дочь убитого Владимиром полоцкого князя. Владимир оставил её, когда крестился и женился на Анне Византийской).

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Рефлексия. (Слайд 19)

Вопросы рефлексии:

Понравилась ли вам игра?

Устали ли вы?

Какие задания заинтересовали вас больше?



© 2010-2022