«ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I», конспект урока Истории Отечества, 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДАТА:

КЛАСС: 8

ТЕМА:

«ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I»

ЦЕЛЬ:

  • Формирование представлений учащихся об основных направлениях политики Николая I.

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить с личностью Николая I, дать характеристику императору; рассмотреть назначение Канцелярии в управлении государством; выделить характерное в управлении государством Николая I;

  • Коррекция и развитие внимания посредством работы на сопоставление;

  • Воспитывать у учащихся чувство гордости за своё Отечество, народ.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Политика Николая I привела к увеличению количества чиновников и к установлению контроля над обществом

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Казармы, жандарм

ОБОРУДОВАНИЕ:

Презентация Microsoft Office Power Point, карточки-задания

ТИП УРОКА:

Комбинированный



ХОДУРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  • Приветствие учащихся

  • Проверка готовности учащихся к уроку

  • 5 - ти минутное чтение

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель:

Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу. Вспомните о чём говорили на прошлом уроке

Учащиеся:

На прошлом уроке говорили о восстании декабристов

Учитель:

Для проверки домашнего задания вам нужно выполнить несколько тестовых заданий (СЛАЙД)

Назвать пути осуществления планов декабристов. (ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)

ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ

МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

ВОССТАНИЕ

Учащиеся:

Для осуществления своих планов декабристы выбрали восстание

Учитель:

Когда произошло восстание декабристов?

Учащиеся:

Восстание декабристов произошло 14 декабря 1825 года

Учитель:

Где происходило восстание?

Учащиеся:

На Сенатской площади в Петербурге.

Учитель:

Почему участников восстания назвали декабристами?

Учащиеся:

Участников восстания назвали декабристами, потому что восстание произошло в декабре месяце?

Учитель:

Какие ошибки допустили декабристы? (ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)

НЕ ПРИНЯЛИ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

НЕ ПРИВЛЕКЛИ НАРОД

НЕ ПОСЛУШАЛИСЬ УГОВОРОВ

НЕ ПОДГОТОВИЛИСЬ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Учащиеся:

Декабристы допустили ошибки, такие как не послушались уговоров и не подготовились к выступлению

  1. СООБЩЕНИЕТЕМЫУРОКА

Учитель:

Напуганный восстанием декабристов, Николай Iприложил все силы, чтобы укрепить государственную власть. Сегодня наш урок посвящен правлению императораНиколая I. Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?

Учащиеся:

Сегодня мы познакомимся с личностью Николая I и что он сделал для России.

Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомимся с направлениями политики Николая I. Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

Тема урока: «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I»

Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГОМАТЕРИАЛА

Учитель:

При изучении новой темы нам сегодня встретятся новые слова-казармы, жандарм, Откройте тетрадь, где мы записываем словарные слова и запишите их.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

КАЗАРМЫ - ДОМА, ГДЕ ЖИЛИ ВОЕННЫЕ

ЖАНДАРМ - ВОЕННЫЕ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ СЫСКОМ И НАДЗОРОМ

Учитель:

После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества? Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами. Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда. Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.

Учитель:

К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича?

Учащиеся:

Николая Павловича готовили к военной карьере.

Учитель:

Какие обстоятельства повлияли на его характер?

Учащиеся:

Учитель:

Воспоминания современников Николая I: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть. Даже мелкие решения принимались высшими чиновниками. Можно сказать, что Россия попала под власть бюрократов.

Еще в начале XIX века при Павле I была создана Собственная Его Императорского Величества Канцелярия. Канцелярия вела огромное хозяйство императорской семьи. Во владении императорской семьи находились десятки дворцов, парков, сотни деревень с крестьянами, земельными владениями, коллекция картин и других художников. В ведении Канцелярии была также и государственная казна. При Николае I Канцелярия стала играть ведущую роль в управлении государством.

Канцелярия была разделена на 3 отделения:



Учитель:

Сейчас работая с текстом учебника на стр. 244 с 3 абзаца, вам нужно определить, чем занимались каждое из трёх отделений.

РАБОТАЮТ С ТЕКСТОМ УРОКА САМОСТОЯТЕЛЬНО.

СТР. 244 С 3 АБЗАЦА

Учитель:

Чем занималось I отделение?

Учащиеся:

I отделение ГОТОВИЛО БУМАГИ ДЛЯ ДОКЛАДА ИМПЕРАТОРУ, СЛЕДИЛО ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ РАСПОРЯЖЕНИЙ ИМПЕРАТОРА

Учитель:

Какое отделение занималось ПРИВЕДЕНИЕМ В ПОРЯДОК ЗАКОНОВ

Учащиеся:

ПРИВЕДЕНИЕМ В ПОРЯДОК ЗАКОНОВзанималось II отделение

Учитель:

Чем занималось III отделение?

Учащиеся:

III отделениеЗАНИМАЛОСЬ ПОЛИТИЧЕСКИМ СЫСКОМ И НАДЗОРОМ

Учитель:

Для контроля за газетами и журналами вводились новые правила цензуры. Теперь запрещалось печатать любые произведения, которые критиковали власть императора или говорилось о реформах. Принимать какие либо решения - чиновники боялись. За любую ошибку их могли заподозрить в противодействии власти. Чиновничий аппарат увеличивался. К середине XIX века в стране увеличилось количество чиновников в 6 раз. Таким образом желание Николая I укрепить государственную власть привело к увеличению количества чиновников и к установлению контроля над обществом.


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель:

Ребята о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся:

Сегодня на уроке мы говорили о правлении Николая I

Учитель:

Как звали императора, который расправился с декабристами?

Учащиеся:

Императора, который расправился с декабристами, звали Николая I

Учитель:

Что вам больше всего понравилось в Николае I?

Учащиеся:

Учитель:

Каким образом Николай I укреплял государственную власть?

Учащиеся:

Учитель:

Соотнесите факты. (СОЕДИНИТЬ СТРЕЛКАМИ)

I-еОТДЕЛЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛО НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЮДЬМИ,

ВЕЛО ЦЕНЗУРУ ЗА ГАЗЕТАМИ

II-еОТДЕЛЕНИЕ ПОДГОТОВКА БУМАГ ДЛЯ ДОКЛАДА

ИМПЕРАТОРУ

III-еОТДЕЛЕНИЕ ПРИВЕДЕНИЕ В ПОРЯДОК ЗАКОНОВ

Учащиеся:

Выполняют в тетради

Учитель:

Каков результат укрепления государственной власти при Николае I

Учащиеся:

Желание Николая Iукрепить государственную власть привело к увеличению количества чиновников и установление контроля за властью

  1. ПОДВЕДЕНИЕИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:


  1. ДОМАШНЕЕЗАДАНИЕ

I ГРУППА - СТР. 243 - 245, ЧИТАТЬ, ответить на 1, 4 вопросы

II ГРУППА - СТР.243 - 245, ЧИТАТЬ, ответить на 4 вопрос

IIIГРУППА - СТР.243 - 245, ЧИТАТЬ

~ 8 ~

© 2010-2022