- Преподавателю
- История
- КТП по истории 7 класс всеобщая и России
КТП по истории 7 класс всеобщая и России
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Парменова С.С. |
Дата | 20.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учебно-тематический план
часов
Введение. От Средневековья к Новому времени.
1
РАЗДЕЛ I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
12
РАЗДЕЛ II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ).
3
РАЗДЕЛ III. ЭПОХА ПРОСВЯЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.
7
РАЗДЕЛ IV. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ.
5
Календарно тематическое планирование по истории
учебник «Новая история» А.Я. Юдовская 7 класс 2016-2017 уч. г.(26 часов)
- 1
Введение. От Средневековья к Новому времени
1
През№1,2
П.1, в. С. 17
Технические открытия и выход к Мировому океану
2
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
1
През№5
ТВ. Зад. П.2, в.с.23
3
Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе
1
П.3, в.с.35
4
Дух предпринимательства преобразует экономику
1
П.4 Т16
5
Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь европейцев
1
П.5 в.с.52
П.6 в.с.57
6
Великие гуманисты Европы
1
През№3, 4
П.7 Т1,2
7
Мир художественной культуры
1
П.8,9
Т4
8
Рождение новой европейской науки
1
П.10
Т7
9
Начало реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
1
През№6, 7
П.11 в.с.99
П.12 в.с.107
10
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях
1
П.13 в.с.116
11
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
1
П.14 в.с.125
12
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.
1
През №10,11
П.15в.с.139
13
Парламент против короля. Революция в Англии
Революция в Англии. Путь к парламентской монархии
1
През 12, 13
П.16,17в.с.147
14
Международные отношения в XVI-XVIII вв.
1
П.18,19 в.с.171
15,16
Великие просветители Европы.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения
2
През23, 24, 25
П.20,21 тв.зад
17
На пути к индустриальной эре.
1
През26
П.22, в.с.203
18,19
Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки
2
През27
П.23,24 в.с.214,225
20,21
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции
Великая французская революция. От монархии к республике
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
2
През.28, 29, 30
П.25 в.с.238
П.26 в.с.250
П.27 в.с.262
22,23,
24
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
Государства Востока: начало европейской колонизации Индии и Китая
3
П.28 в.с.274
П.29,30 в.с.287
25,26
Повторительно-обобщающий урок. к/тест.
1
Календарно-тематическое планирование курса История России на 2016-2017 уч. г.
по учебнику И.Л.Андреева, И.Н.Фёдорова
(с определением основных видов учебной деятельности) 7 класс (42 часа)
Тема урока
кол-во часов
Основное содержание по темам
Планируемая деятельность
учащихся (на уровне учебных действий)
Дата
Домашнее задание
1.
Введение
1
Хронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по российской истории XVI-XVII столетий.
Как работать с учебником.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Актуализировать знания по истории России с древнейших времен до нач. XVIв.;
Планировать свою деятельность по изучению истории России XVI- XVII вв.;
Используя историческую карту, актуализировать знания об особенностях геополитического положения России;
Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России;
Знакомиться с особенностями учебника;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
С. 3-5
Тема 1. Создание Московского царства (12 ч.)
2.
Василий III и его время: начало правления, завершение объединения земель вокруг Москвы
1
Личность Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Актуализировать знания по истории России XIV-XV вв. об объединении земель вокруг Москвы;
Раскрывать смысл понятия челобитная;
Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI века;
Характеризовать особенности развития России во время правления Василия III;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
с. 6-9, 14
3
Василий III и его время: внешняя политика, окончание правления
1
Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Скандальный развод.
Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте события внешней политики периода правления Василия III;
Актуализировать знания о соседях России в данных период, о взаимоотношениях с ними в конце XV века;
Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о взаимоотношениях с «осколками» Орды и направлениями внешней политики России);
Высказывать мнение о причинах отмирания удельной системы;
Составлять характеристику Василия III;
Анализировать фрагменты документов в учебнике;
Обоснованно отвечать на главный вопрос урока;
Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
с. 10-15
4
Русское государство и общество: трудности роста
1
Территория и население.
Особенности социально-экономического развития.
Организация власти.
Правление Елены Глинской. Боярское правление: борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий посад, регент;
Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI века;
Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим», высказывать мнение о причинах появления данной идеи;
Характеризовать социально-эконоическое и политическое развитие Российского государства в середине XVI века (используя текст учебника);
Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивать их между собой (на основе работы с учебником);
Анализировать отрывок из документа в учебнике о воспитании Ивана Грозного, высказывать мнение о том, как оно скажется на ходе его правления;
Обоснованно отвечать на главный вопрос урока;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
§3
5
«Начало реформ Ивана IV. Избранная рада» практикум
1
Венчание Ивана IV на царство. Восстание
в Москве. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: Избранная рада, Земский собор;
Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула;
Рассказывать о восстании в Москве, высказывать мнение о его влиянии на дальнейшее правление Ивана IV;
Сравнивать Избранную Раду и Боярскую думу, выдвигать гипотезы о причинах появления Избранной рады;
Начать составление характеристики Ивана IV (на основе работы с документом, учебником);
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
§ 4
6
Строительство царства
1
Реформы середины XVI в. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Реформа центрального управления. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Военная реформа.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: централизованное государство, служилые люди, стрельцы, приказы, Стоглав;
Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов;
Начать составление схемы «Реформы Ивана IV»;
Сравнивать систему центрального управления в XV и XVI вв.;
Рассказывать об устройстве и деятельности приказов (на основе работы с текстом учебника и иллюстрациями в учебнике);
Высказывать мнение о том, почему стрелецкое войско называют первым регулярным войском в отечественной истории;
Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
§ 5-6
7
«Строительство царства»
Практическая работа
1
Работа с документами по следующему содержанию: Реформы середины XVI в. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Военная реформа.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Систематизировать материал о реформах Ивана IV на основании учебника и отрывков из документов (закончить составление схемы «Реформы Ивана IV»);
Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, записок иностранцев о России, отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским ) и использовать их для характеристики итогов реформ, для рассказа о положении различных слоев населения России, о политике власти;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
§ 5-6, рабочий лист
8
«Внешняя политика Ивана IV»
1
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства.
Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена.
Строительство засечных черт на южных границах государства. Основание Орла.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятия многонациональное государство;
Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака;
Выделять основные направления внешней политики России данного периода;
Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси;
Составлять схему «Внешняя политика России при Иване IV»;
Характеризовать причины успехов внешней политики России в Поволжье и Сибири;
Называть причины Ливонской войны (на основе работы с учебником);
Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
§ 7, схема
9.
Опричнина
1
19Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г.
Результаты и последствия опричнины. Влияние опричнины на внешнюю политику России. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина, террор;
Объяснять причины, сущность и последствия опричнины;
Показывать на карте территорию опричнины и земщины;
Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков;
Анализировать итоги Ливонской войны;
Высказывать мнение о связи событий внешней политики с отменой опричнины;
Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
с. 51-57
10.
Урок-дискуссия по теме «Итоги правления Ивана IV»
1
Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Поражение России в Ливонской войне.
Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах».
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: «заповедные лета», «урочные лета», крепостное право;
Работать с документом (с. 74), отвечать на вопросы;
Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о них;
Завершить составление характеристики Ивана IV;
Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;
Работать в парах и (или) группах;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
с. 57- 63
11
Русская культура в XVI веке
1
Публицистика. Литература. Начало книгопечатания.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: книгопечатание, публицистика;
Высказывать мнение о важности появления книгопечатания на Руси;
Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России XVI века;
Высказывать мнение о том, как образованность Ивана Грозного повлияла на его государственную деятельность;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
§ 10
12
«Русская культура в XVI веке»
Защита проектов
1
Выполнение практических заданий по теме «Русская культура в XVI веке». Развитие архитектуры. Иконопись.
Произведения декоративно-прикладного искусства. Народная культура
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Высказывать мнение о том, почему главные храмы столицы, построенные в XVI веке, были самыми высокими сооружениями в России и в Москве;
Работать с иллюстрациями и текстом учебника (с. 69-71), заполнять на их основе таблицу в рабочем листе;
Выполнять задания по ленте времени на с. 63 (задание 3 на с. 73);
Объяснять причины развития культуры в XVI веке;
Осуществлять поиск информации для подготовки сообщений (презентаций, проектов) о памятниках культуры XVI века и их создателях;
Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI века (используя отрывки из документов);
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
рабочий лист
13
Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства»
Контрольная работа
1
Повторение, обобщение и контроль по теме «Создание Московского царства»
Вариант 1. Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Создание Московского государства»;
Называть общие черты и особенности Российского государства в XVI веке;
Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);
Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;
Высказывать суждение о значении наследия XVI века для современного общества;
Осуществлять самооценку и взаимооценку;
Подводить итоги проектной деятельности;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
Вариант 2. Данный урок также может проходить в форме игры-викторины и др.
с. 74-75, повторить…
Тема 2. Смута в России (5 ч.)
14
Кризис власти на рубеже XVI-XVII веков
1
Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова.
Царствование Бориса Годунова
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: «заповедные лета», «урочные лета», крепостное право, патриаршество;
Выделять в тексте учебника проявления и причины кризиса государства и общества в конце XVI в.;
Объяснять причины кризиса власти;
Характеризовать личности Федора Ивановича и Бориса Годунова;
Высказывать мнение о значении учреждения патриаршества на Руси;
Выполнять задания к тексту параграфа (задания 1 на с. 82);
Работать с отрывками из сочинений историков (с. 83), отвечать на вопросы;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
§ 11
15
Начало Смуты. Самозванец на престоле
1
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Причины и суть Смутного времени. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Воцарение Василия Шуйского
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: Смутное время (Смута), самозванец, крестоцеловальная запись;
Называть и объяснять причины Смуты;
Называть хронологические рамки Смуты;
Высказывать мнение о том, что заставило участвовать в событиях Смуты и землевладельцев, и крестьян;
Показывать на карте путь Лжедмитрия I;
Характеризовать Лжедмитрия I, Василия Шуйского;
Начать составление таблицы «Основные события Смутного времени»;
Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
§ 12
16
Разгар Смуты. Власть и народ
1
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.
Лжедмитрий II.
Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Начало патриотического подъема. «Семибоярщина».
Первое ополчение и его неудача
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: интервенция, «тушинский вор», «семибоярщина»;
Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения;
Характеризовать положение людей разных сословий в годы Смуты;
Рассказывать о восстании И. Болотникова, высказывать мнение о причинах его неудачи;
Продолжить составление таблицы «Основные события Смутного времени»;
Выделять причины начала освободительного движения, неудачи Первого ополчения;
Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
§ 13
17
Окончание Смуты. Новая династия
1
Второе ополчение. Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: ополчение;
Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения;
Завершить составление таблицы «Основные события Смутного времени»;
Аргументировать мнение о том, что к 1611 г. Смута переросла в национально-освободительную борьбу;
Рассказывать об освобождении Москвы;
Высказывать и аргументировать мнение о том, почему на престол был избран Михаил Романов;
Называть задачи, стоявшие перед Михаилом Романовым в начале его правления (на основе работы с учебником);
Называть условия Столбовского мира и Деулинского перемирия (на основе работы с учебником);
Раскрывать итоги Смуты;
Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
§14
18
Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России»
Проверочная работа
1
Повторение, обобщение и контроль по теме «Смута в России»
Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Смута в России»;
Высказывать суждения о деятелях Смутного времени;
Обсуждать влияние итогов Смуты на развитие государства и общества;
Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);
Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;
Подводить итоги проектной деятельности;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
с. 110-111, повторить
Тема 3. «Богатырский век» (5 ч.)
19
Социально-экономическое развитие России в XVII веке
1
Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесел.
Возникновение мануфактур.
Торговля. Рост городов
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Использовать историческую карту для характеристики экономического развития России в XVII веке;
Раскрывать смысл понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, засечная черта;
Объяснять причины появления новых явлений в экономике, их последствия;
Составлять план по теме «Изменения в сельском хозяйстве»;
Сравнивать процесс появления мануфактур в России и Европе, мануфактуру ремесленную мастерскую;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
§15
20
Сословия XVII века: «верхи» общества
1
Бояре и дворяне. Требования дворянства.
Служилые люди «по прибору».
Духовенство
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: сословие, дворянство, Государев двор, духовенство;
Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства;
Начать составление таблицы «Основные сословия в XVII веке»;
Применять историческую информацию для анализа произведений живописи (с. 123-124 в учебнике);
Характеризовать особенности положения духовного сословия;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
§16
21
Сословия XVII века: «низы» общества
1
Владельческие и черносошные крестьяне.
Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории
городского населения. Экономическая политика
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: посадские люди, черносошные крестьяне, владельческие крестьяне;
Продолжить составление таблицы «Основные сословия в XVII веке»;
Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян;
Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян;
Выявлять особенности экономической политики первых Романовых;
Высказывать мнение о причинах появления Торгового и Новоторгового уставов, об их значении;
Производить поиск информации для участия в игре «Путешествие по русскому городу XVII века»;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
§ 17
22
Государственное устройство России в XVII веке
1
Образ власти. Боярская дума.
Приказная система. Местное управление. Военная реформа
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: городовой воевода;
Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством;
Характеризовать власть первых Романовых, сравнивать ее с властью Ивана Грозного;
Изучать документы о Боярской думе и приказах (с. 143-144), отвечать на вопросы к документам;
Объяснять, какие изменения произошли в составе и деятельности Боярской думы в XVII веке;
Характеризовать значение сильные и слабые стороны приказной системы;
Выявлять причины реорганизации вооруженных сил;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
§ 18
23
Повторительно-обобщающий урок по теме «Богатырский век»
Конторольная работа(тест)
1
Повторение, обобщение и контроль по теме «Богатырский век»
Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Богатырский век»;
Называть общие черты и особенности XVII века в истории Руси и Западной Европы;
Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);
Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;
Подводить итоги проектной деятельности;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
с. 144-145, повторить…
Тема 4. «Бунташный век» (5 ч.)
24
Внутренняя политика царя Алексея Михайловича
1
Начало правления Алексея Михайловича.
Соляной бунт и его последствия.
Псковское восстание
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: городские восстания;
Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича, начать составление его портрета;
Объяснять причины и последствия Соляного бунта, Псковского восстания;
Начать составление сравнительной таблицы «Городские восстания XVII века»;
Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
§19
25
Формирование абсолютизма
1
Падение роли Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. и его значение.
Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Актуализировать знания из Всеобщей истории об особенностях абсолютизма;
Соотносить понятия: монархия, абсолютная монархия, сословно-представительная монархия, самодержавие;
Объяснять, как изменялись функции отдельных органов власти на протяжении XVII века;
Анализировать текст исторических документов, отвечать на вопросы по документу (с. 161-162);
Составлять характеристику (портрет) царя Алексея Михайловича;
Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
§ 20
26
Церковный раскол
1
Церковь в первой половине XVII в. Патриарх Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666-1667 гг. Гонения на старообрядцев
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: церковный раскол, старообрядцы;
Называть причины церковной реформы;
Раскрывать сущность и причины конфликта «священства» и «царства»;
Выполнять задания к параграфу (с. 171-172);
Характеризовать личность Никона;
Выполнять проблемные задания;
Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
§ 21-22
27
«Церковный раскол» Практическая
работа
1
Работа с документами, изображениями, видеофрагментами по теме «Церковный раскол»
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Работать с текстом исторических документов и иллюстрациями (с. 166-173), отвечать на вопросы по их содержанию;
Давать оценку решениям Большого церковного собора 1666-1667 гг.;
Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума, опираясь на исторические документы;
Составлять план п. «Гонения на старообрядцев»;
Выполнять проблемные задания;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
рабочий лист
28
Народный ответ
1
Причины и особенности народных волнений. Городские восстания, Медный бунт.
Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: казаки, крестьянская война;
Показывать на карте территории, охваченные народными восстаниями;
Выделять и называть причины и последствия народных движений в России XVII века;
Сравнивать Соляной и Медный бунты;
Высказывать и аргументировать оценочное мнение о том, можно ли назвать Степана Разина «благородным разбойником»;
Отвечать на вопросы по картинам (с. 178-180) (о Степане Разине);
Называть дату, высказывать мнение о причинах поражения выступления под предводительством Степана Разина;
Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
§ 23
29
Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Бунташный век»
Контрольная раб.
1
Систематизация, обобщение и контроль по теме «Бунташный век»
Вариант 1. Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Бунташный век»;
Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);
Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;
Подводить итоги проектной деятельности;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
Вариант 2. Данный урок также может проходить в форме игры-викторины и др.
с. 182-183, повторить…
Тема 5. Россия на новых рубежах (3 часа)
30
Внешняя политика России в XVII веке
1
Международное положение
Русского государства. Русская дипломатия в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России.
Войны с Османской империей и Крымским ханством.
Отношения с Калмыцким ханством
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: гетман, Рада;
Показывать на карте территориальный рост России в XVII веке;
Выделять и называть задачи внешней политики России в XVII веке (на основе работы с учебником);
Объяснять, в чём заключалась сложность решения данных задач;
Начать составление схемы «Династия Московских князей»;
Высказывать и аргументировать мнение о необходимости перестройки дипломатической службы страны для укрепления международного положения России;
Начать составление схемы (таблицы) «Основные направления внешней политики России в XVII веке»;
Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
§ 24-25
31
«Внешняя политика России в XVII веке»
Практическая работа
1
Работа с документами, изображениями, видеофрагментами по теме «Внешняя политика России в XVII веке»
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте территориальный рост России в XVII веке, направления военных походов;
Продолжить составление схемы (таблицы) «Основные направления внешней политики России в XVII веке»;
Объяснять причины и последствия присоединения Левобережной Украины к России, давать оценку данному событию;
Работать с отрывками документов, видеофрагментами, отвечать на вопросы;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
рабочий лист
32
Освоение Сибири и Дальнего Востока
1
Причины и характер продвижения русских на восток.
Народы Сибири и Дальнего Востока.
Русские первопроходцы.
Взаимоотношения с Китаем
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: землепроходцы, ясак;
Показывать на исторической карте территории, открытые русскими землепроходцами в XVII веке, направления экспедиций;
Называть причины и последствия продвижения землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток в XVII веке;
Характеризовать взаимоотношения русских людей с местным населением Сибири и Дальнего Востока;
Обсуждать причины заключения Нерчинского договора и уступок России;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
§ 26
Тема 6. В канун великих реформ (5 часов)
33
Политика Фёдора Алексеевича Романова
1
Царь Федор Алексеевич.
Реформы органов управления.
Военные и социально-экономические изменения. Духовная и культурная жизнь
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: полки нового (иноземного) строя, местничество;
Высказывать мнение о причинах и последствиях реформ системы управления, отмены местничества;
Обсуждать в парах значение отмены местничества;
Характеризовать личность и деятельность царя Федора Алексеевича;
Раскрывать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
§ 27
34
Борьба за власть в конце XVII века
1
Стрелецкое восстание 1682 г.
Правление царевны Софьи.
Приход к власти Петра I. Россия накануне петровского времени
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: «хованщина»;
Объяснять причины борьбы за власть между различными группировками при дворе и временной победы царевны Софьи;
Сравнивать порядки Московской Руси в начале XVII века и новшества в различных сферах жизни государства и общества накануне петровских преобразований;
Оценивать политику царевны Софьи;
Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью; Высказывать предположения о влиянии детских впечатлений Петра I на становление его характера;
Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
§ 28
35
36
Культура Руси в XVII веке
Защита проектов
2
Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Просвещение и образование, основание Славяно-греко-латинской академии
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: обмирщение культуры, нарышкинское (московское) барокко, парсуна;
Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника);
Характеризовать влияние европейской культуры на культуру России в XVII веке;
Составлять таблицу достижений культуры Руси в XVII веке;
Работать с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам;
Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, др. источников информации);
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
§ 29
37
Мир человека XVII века
1
Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ордин-Нащокин.
Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных обычаев
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений/ презентаций о жизни (быте) и картине мира отдельных сословий, используя материалы учебника, дополнительную информацию, в т.ч. Интернет-ресурсы;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
§ 30
38
39
Повторительно-обобщающий урок по теме «В канун великих реформ»
Контрольная работа(тест)
2
Повторение, обобщение и контроль по теме «В канун великих реформ»
Актуализировать и систематизировать информацию по теме «В канун великих реформ»;
Называть общие черты и особенности данного периода в истории России и Западной Европы;
Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);
Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;
Подводить итоги проектной деятельности;
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
с. 234-235
Итоговые уроки (4 часа)
40
41
42
Итоговое повторение и обобщение.
Контрольная работа (тест)
Защита проектов
3
Повторение, обобщение и контроль по теме «История России в XVI-XVII вв.»
Актуализировать и систематизировать информацию по теме «История России в XVI-XVII вв.»;
Выполнять итоговую контрольную работу по теме «в XVI-XVII вв.»;
Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок
Защищать проекты
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
с. 236-238, проекты