• Преподавателю
  • История
  • Календарно-тематическое почасовое планирование по истории 5 класс по учебнику история древнего мира А. А. Вигасин

Календарно-тематическое почасовое планирование по истории 5 класс по учебнику история древнего мира А. А. Вигасин

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира» - М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2012.

- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. - М.: Просвещение, 2012.


  1. Цель изучения предмета «История Древнего мира»:

- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а так­же их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления форми­рования качеств личности и в совокупности определяет ре­зультат общего образования.


  1. Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур.



  1. Общая характеристика предмета «История Древнего мира».

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

  1. Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане

Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общи­ми понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответствен­ная задача, которую должен решить учитель в процессе учебно­го сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обяза­тельным для изучения на ступени основного общего образования.

Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).

В соответствии с БУП программа предполагает также обоб­щающие уроки по разделам - 4 ч; повторению всего изученного за курс «История Древнего мира» - 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).

Авторская программа А.А. Вигасина не регулирует перечень дидактических единиц, как это было ранее. Поэтому распределение количества часов, отведенных на изучение курса, на изучение той или иной темы, было распределено самостоятельно в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма 2012-2013 года.


  1. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в со­циуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историче­ском пути человечества как необходимой основы для миро­понимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат историче­ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки личностей во време­ни и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры­вая её социальную принадлежность и познавательную цен­ность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в ос­новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ре­сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие яв­ления;

  • различать причину и следствие исторических событий, явлений; \

  • выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

  • способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно).

  • способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;

  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различны­ми видами действий с информацией учебника и дополнитель­ными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.







Календарно-тематическое почасовое планирование по истории 5 класс по учебнику история древнего мира А.А.Вигасин.

2 часа в неделю. Всего за год 68 часов.

Учитель: Шехирева Анастасия Сергеевна.урока в рамках курса

Количество часов

Дата

Тема

Основное содержание урока

Основные виды деятельности

Формируемые УУД

Материально-техническое и учебное обеспечение ОП

По плану

фактически

личностные

Метапредметные

предметные

Раздел: Введение (1ч)

1

1

Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки.

Предмет истории. Что изучает история. Источники знаний о прошлом.

Роль архео логических раскопок в изучении истории. Письменные и веществен ные источники.

Беседа, рассказ, ознакомительная работа с источником, конспект.

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность

Знакомство с лентой времени. Усвоить основные понятия темы.

Мульти-медийная установка, презентация ,рабочие тетради, учебник

Раздел: Жизнь первобытных людей.(7ч)

2

1

Древнейшие люди.

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные пред­ставления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораз­дельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Облик древнейших людей, занятия.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа.

Комментировать и формулировать образ древнейшего человека, его занятия, характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе

Развитие речевой деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения, сравнивать, характеризовать основные достижения

Развитие навыков сотрудничества,

интеграции

Умений работать в группе

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры.

3

2

Родовые общины охотников и собирателей

Постепенное расселе ние людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления

Организовывать и планировать учебное сотрудничество, способы взаимодействия, уважение к истории, культурным историческим памятникам

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

4

3

Возникновение искусства и религии.

Возникновение искус ства и религии. Изоб ражение животных и чело­века. Представ ление о религиозных верованиях первобыт ных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстово материальных памятниках Древнего мира;

Описывать памятники древней культуры;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале;

Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к другим народам России и мира

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

5

4

Возникновение земледелия и скотоводства

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произво дяще­го хозяйства: зем леделие и скотовод ство, ремесла - гончарство, пряде­ние, ткачество. Основные орудия труда земле дельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия пере хода к производя щему хозяйству. Родо вые общины земле дельцев и скотоводов.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, Описывать условиясуществования,основные занятия, образ жизни людей в древности,», и др.

Принимать решения в проблемной

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание;

межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

освоение общемирового культурного наследия;

формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником, работа по карте.

6

5

Появление неравенства и знати.

Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племе ни». Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о рас­паде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, бога­тые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа.

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

сравнивать различные точки зрения, задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

основы социально - критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

7

6

Повторительно-обобщающий урок:Значение эпохи первобытности для человечества

Значение первобытной эпохи в истории чело вечества. Представле ние о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, госу­дарств, письменности).

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа.

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале;

ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

8

7

Счет лет в истории.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре, Особенности обозначе­ния дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столе­тие)», «тысячелетие

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Формирование чувств коллективизма, ответственности

Формирование навыков работы в группах, обработка дополнительной информации и представление ее виде творческого проекта

Применять знания счёта лет в истории, использовать ленту времени при выполнении практических заданий. представление о различных исторических эпохах через основные события.

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.


Раздел 2. Древний Восток (20ч)

9

1

Государство на берегах Нила.

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные со­оружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Беседа, рассказ учителя, работа с контурной картой.

Опыт творческого отношения к фактам прошлого

Формирование навыков работы с исторической картой. составлять рассказ, используя изученный материал

Знать основные понятия темы, показывать на карте Древний Египет.

10

2

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Фронтальная беседа-опрос, историческая викторина, работа с рисунком, текстом учебника, слайды.

Интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Совершенствовать умение выделять главное из общего.

Формировать навыки поиска информации по теме.

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры.

11

3

Жизнь египетского вельможи.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Рассказ учителя, сообщения уч-ся, работа с источником.

Умение работать самостоятельно, оценивать свою деятельность

Продолжать формировать умение оценивать свою деятельность на уроке.

Формировать убеждение о ценности знаний как в древности так и в современном мире.

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

12

4

Военные походы фараонов

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон»,«вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города - Мемфис, Фивы.

Рассказ, беседа, работа со слайдами, конспект

Формирование гражданской позиции посредством исторического опыта

Совершенствование навыка работы с картой.

Применять знания полученные на уроке при работе с картой.

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

13

5

Религия древних египтян.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница»; «саркофаг»

Беседа по вопросам, работа с карточками, иллюстрациями , рассказ, сообщения учащихся.

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале;

ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

14

6

Искусство Древнего Египта.

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Наход­ки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особеннос­ти изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный порт­рет», «роспись».

Беседа, рассказ, заполнение таблицы, работа с источником.

Принятие культурного и религиозного многообразия мира.

Формирование навыков смыслового чтения и анализа текста.

Способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

15

7

Письменность и знания древних египтян.

Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, аст­рономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литерату­ры: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых».

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Принятие культурного и религиозного многообразия мира.

Формирование навыков смыслового чтения и анализа текста.

Способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

16

8

Повторно- обобщающий урок :Достижения древних египтян

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении: каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; кален­дарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воз­даянии (суд Осириса и клятва умершего).

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Уважение к культурному наследию человечества

Навыки выражения своего собственного мнения через письменную и устную речь

Применять полученные знания при выполнении тестовых заданий.

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

17

9

Древнее Двуречье

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв, отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использова­ние глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное па искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Приобщение к культурно- ценностному наследию прошлого

Умение оценивать свою деятельность на уроке.

Знания о научных познаниях у древних шумер.

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

18

10

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о нера­венстве людей перед законом. ПОНЯТИЯ «закон», «ростовщик». Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син,Эа,Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. На­учные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильга-меше.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов

Развивать навык смыслового чтения и анализа текста. навыки выражения своего мнения через устную речь

Умение начального анализа законодательства древности и современности..

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

19

11

Финикийские мореплаватели

Города Финикии - Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив ководст-во. Ремесла: стеклоделие, изготов ление пурпурных тка ней. Морская тор­говля и пиратство. Основа ние колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Потребность в расширении своего исторического кругозора

Навык смыслового чтения и анализа текста.

Применять навыки работы с исторической картой.

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

20

12

Библейские сказания

Древние евреи. Пред ставление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых лю дях, о всемир­ном пото пе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филис­тимлянами.

Рассказ учителя, сообщения уч-ся, работа с источником.

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения

Умение работать с информационными технологиями.

Понимание смысла библейских сказаний.

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

21

13

Древнееврейское царство.

Древнееврейское царство и его прави тели: Саул, Давид. Со­ломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Рассказ учителя, сообщения уч-ся, работа с источником.

умение вести диалог на осно ве равно правных отношений и вза имного уважения и при ятия;

. Умение работать с тестовым материалом.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

22

14

Ассирийская держава

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (желез ное ору жие, Стено битные ору дия, кони ца как осо бый род войск). Ассирийские завоева ния. Ограб ление побежденных стран, массовые казни, переселение со­тен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидий ское. Город Вавилон и его соору жения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Навык самостоятельного поиска, анализа информации.

Умение работать с тестовым материалом.

Осознание смысла восточной деспотии и особенностей управления Ассирийской державой.

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

23

15

Персидская держава «царя царей».

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вави­лонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее исполь­зование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмер тные:», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Способность аргументации своего мнения.

Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературы ,в Интернете,

Применять полученные знания при выполнении заданий.

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

24

16

Природа и население Древней Индии.

Местоположение и Природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гима­лайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выра­щивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселе­ние душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брах­мана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объедине­ние Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Беседа по вопросам, работа с карточками, иллюстрациями , рассказ учащихся.

Уважение к народам мира, формирование толерантности

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии

Совершенствование навыка работы с лентой времени.

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры.

25

17

Индийские касты

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Беседа по вопросам, работа с карточками, иллюстрациями , рассказ учащихся.

Формировать устойчивое убеждение о ценности человеческой жизни.

Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану

Уяснить истоки социального неравенства в индийском обществе и провести параллели с современностью.

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

26

18

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость - в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения).

Беседа по вопросам, работа с карточками, иллюстрациями , рассказ учащихся, конспект.

Отрабатывать навык самостоятельного поиска и анализа информации из различных источников.

Развивать навык выстраивания предположений и формулирование выводов по тексту из учебника.

Уяснить значение Великого шелкового пути для становления и развития Древнего Китая.

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

27

19

Первый властелин единого Китая

Китай при Цинь Шихуане. Объедине ние Китая при Цинь Шихуане.Расширение территории. Строи тельство Великой Китайской стены. Деспотизм властели на Китая. Возмуще ние народа. Сверже ние наслед ников Цинь Шиху-ана.

Беседа по вопросам, работа с карточками, иллюстрациями , рассказ учащихся, конспект.

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

Отрабатывать навык оценивания достижений древности опираясь на свой жизненный опыт.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

28

20

Повторно- обобщающий урок :Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Вавилон, Финикия, Палестина, Персия, Индия, Китай в древности.

Беседа по вопросам, работа с карточками, иллюстрациями , рассказ учащихся, конспект.

Потребность к расширению исторического кругозора.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале;

Применять полученные знания при выполнении заданий.

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

Раздел 3. Древняя Греция(21ч)


Совершенствовать навык работы в группе.

29

1

Греки и критяне

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Фронтальный опрос, вводная беседа, работа с учебником, картой, таблицей.

Освоение гуманистических традиций и ценностей, станов-ление которых началось в Древнем мире,

Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников

Умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древней Греции , описывать их положение в условиях изучае-мого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

30

2

Микены иТроя

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Крит­ского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Де­дал и Икар). Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры».

Учить пользовать дополнительным материалом из интернета.

Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения

Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность

Умения различать в учебном тексте факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

31

3

Поэмы Гомера «Иллиада»

Поэмы Гомера «Илиада»

Учить выбирать дополнительный материал из дополнительных источников.

Освоение гуманистических традиций и ценностей, станов-ление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов

Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе.

Представление об мифах как органичной форме мышления

и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

32

4

Поэмы Гомера «Одиссея"

Поэмы Гомера «Одиссея».

Учить работать с дополнительным материалом, слайдами.

Освоение гуманистических традиций и ценностей, станов-ление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов

Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе.

Представление о мифах как органичной форме мышления

и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

33

5

Религия древних греков

Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла)

Учить выбирать дополнительный материал из дополнительных источников.

Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов

Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе,

Представление о мифах как органичной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

34

6

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные ус­ловия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта.

Развивать навыки работы с источником.

Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения

Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе,

Умения различать в учебном тексте факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

35

7

Зарождение демократии в Афинах

Понятие «демос». Бедствен­ное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Развивать навыки работы с источником

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения

Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность

Готовность применять новые знания и умения в общении с новыми фактами, источниками и памятниками

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

36

8

Древняя Спарта

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартан­цев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя - военных предво­дителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Умения применять полученные знания в ходе занятий для анализа и выводов.

Осознание себя гражданином ,приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества

Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, и представить ее в виде сравнительной таблицы

Умение датировать важнейшие события греко-персидских войн, определять их последовательность, соотносить с веками, тысячелетиями, умение читать историческую карту с опорой на легенду, умение давать яркую историческую характеристику героям марафонской битвы

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

37

9

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сира­кузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным на­селением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Умения применять полученные знания в ходе занятий для анализа и выводов.

Овладение чувства патриотизма на примере героизма греков в борьбе с персами

Способности решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы,

Работа с картой с опорой на легенду, умение анализировать документы, давать краткую историческую характеристику героям греко- персидских войн, выявление причинно- следственных связей

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

38

10

Олимпийские игры в древности.

Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Беседа по вопросам, работа с карточками, иллюстрациями , рассказ учащихся, конспект.

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

Развитие навыков работы с картой, работа с учебной литературой, обработка ее и представление в виде таблиц

ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

39

11

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Греко-персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашес­твие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командова­нием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной ар­мии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Беседа по вопросам, работа с карточками, иллюстрациями , рассказ учащихся, конспект.

Овладение чувства патриотизма на примере героизма греков в борьбе с персами

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале;

Работа с картой с опорой на легенду, умение анализировать документы, давать краткую историческую характеристику героям греко- персидских войн, выявление причинно- следственных связей

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

40

12

Нашествие персидских войск на Элладу

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Развитие навыков работы с картой, работа с учебной литературой, обработка ее и представление в виде таблиц

Умение выявлять причинно- следственные связи, обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы, а также приемы творческой реконструкции прошлого.

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

41

13

В гаванях Афинского порта Пирей.

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Владение умениями работать с учебной информацией ,анализировать и обобщать факты

Умение выявлять причинно- следственные связи, обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы, а также приемы творческой реконструкции прошлого.

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

42

14

В городе богини Афины.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Осо­бенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов ра­боты Мирона и Поликлета.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Описывать и выявлять особенности архитекту­ры в храмах. Находить общее и осо­бенное в быту и обра­зовании афинян и спар­танцев

Находить различия в жизни населения Афин­ского полиса: граждан, переселенцев, рабов Описывать город Афи­ны.... Характеризовать и вы­являть черты, присущие афинской демократии

Морской союз, Парфенон, театр, орхестра, комедия, трагедия.

Определять положение женщин в Афинах

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

43

15

В афинских школах и гимнасиях.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

представления о важности образования

воспитание в Афинах и Спарте

особенности древнегреческого воспитания

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

44

16

В афинском театре.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

суждения о роли театра в жизни греков

современный театр и древнегреческий

отличия трагедий и комедий

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

45

17

Афинская демократия при Перикле.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение вы­борных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

значение участия граждан в управлении государством

афинская демократия при Перикле

Развития демократии при Перикле

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

46

18

Города Эллады подчиняются Македонии.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской куль­туры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Формулировать собственное мнение и позицию,

и координировать ее с позициями партнеров;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

47

19

Поход Александра Македонского на Восток.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

основы социально - критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

48

20

В Александрии Египетской.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонс­кое, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший торго­вый и культурный центр Восточного Средиземноморья.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

формулировать собственное мнение и позицию,

и координировать ее с позициями партнеров;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

49

21

Повторительно-обобщающий урок: Вклад древних эллинов в мировую культуру урок по теме «Древняя Греция».

Паросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

формулировать собственное мнение и позицию,

и координировать ее с позициями партнеров;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

Раздел 4. Древний Рим.(19)


самостоятельноновомле;

50

1

Древнейший Рим.

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На­селение древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).Легенда об основании Рима. Почитание богов-Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим - город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал­ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Работа с понятиями, источником, учебником, картой, иллюстрациями.

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

основы социально - критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Рабочие тетради, слайды, работа с иллюстрациями, тест ,работа с учебником, карты.

51

2

Завоевание Римом Италии.

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На­шествие галлов. Установление господства Рима над Италией, Вой­на с Пирром.

Фронтальный опрос, беседа, работа в группах.

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале;

основы социально - критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

52

3

Устройство Римской республики

Понятия «республика», «консул», «народный три­бун», «право вето». Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При­нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга­низация войска. Понятие «легион».

Работа с учебником, иллюстрациями, слайдами.

Формирование активной позиции в учебной деятельности

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

основы социально - критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

53

4

Вторая война Рима с Карфагеном.

Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Фронтальный опрос, беседа, работа с картой.

Рассказывать о событиях древней истории раскрывать характерные существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ(с использованием понятий

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

формулировать собственное мнение и позицию,

и координировать ее с позициями партнеров;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

54

5

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо­нии. Разгром Сирии и Македо­нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про­винция».

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

рассказывать о событиях древней истории раскрывать характерные существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ(с использованием понятий

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

формулировать собственное мнение и позицию,

и координировать ее с позициями партнеров;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

55

6

Рабство в Древнем Риме.

Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник раб­ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор»

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

рассказывать о событиях древней истории раскрывать характерные существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ(с использованием понятий

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

формулировать собственное мнение и позицию,

и координировать ее с позициями партнеров;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

56

7

Земельный закон братьев Гракхов.

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за­кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх - продолжатель де­ла брата. Гибель Гая.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Рассказывать о событиях древней истории раскрывать характерные существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ(с использованием понятий

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть

Формулировать собственное мнение и позицию,

и координировать ее с позициями партнеров;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

57

8

Восстание Спартака.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос­ставших.

Беседа по вопросам, работа с карточками, иллюстрациями , рассказ учащихся, конспект.

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале;

формулировать собственное мнение и позицию,

и координировать ее с позициями партнеров;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

58

9

Единовластие Цезаря

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За­воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере­ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Беседа по вопросам, работа с карточками, иллюстрациями , рассказ учащихся, конспект.

Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание;

формулировать собственное мнение и позицию,

и координировать ее с позициями партнеров;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

59

10

Установление империи.

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи­канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Беседа по вопросам, работа с карточками, иллюстрациями , рассказ учащихся, конспект.

Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;,
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы

Способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего Рима

Умения датировать важнейшие события и процессы в истории Древнего Рима

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

60

11

Соседи Римской империи.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об­раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня­тие «варвары».

Беседа по вопросам, работа с карточками, иллюстрациями , рассказ учащихся, конспект.

рассказывать о событиях древней истории раскрывать характерные существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий)

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

формулировать собственное мнение и позицию,

и координировать ее с позициями партнеров;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

61

12

Рим при императоре Нероне.

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се­нека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа.

Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения

Умения проводить поиск основной и дополнительной информации обрабатывать ее и представлять результаты своей творческо-поисковой работы в виде презентации

Сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов римской республики

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

62

13

Первые христиане и их учение.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас­сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе­ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание;

формулировать собственное мнение и позицию,

и координировать ее с позициями партнеров;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

63

14

Расцвет Римской империи во 2-м в.н.э.

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло­ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

рассказывать о событиях древней истории раскрывать характерные существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ(с использованием понятий

владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание;

формулировать собственное мнение и позицию,

и координировать ее с позициями партнеров;

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

64

15

Вечный город и его жители.

Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ». Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа.

Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения

Умения проводить поиск основной и дополнительной информации обрабатывать ее и представлять результаты своей творческо-поисковой работы в виде презентации

Сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов римской республики

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

65

16

Римская империя при Константине

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна­ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто­лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Осознание многообразия мира, приобщение к культурно- историческому наследию прошлого, выявление основных качеств характеризующих гражданина своей страны

Умение обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее виде хронологической таблицы и презентаций

Умение работать с исторической картой, умение датировать основные события связанные с борьбой Рима и Карфагена, умение давать образную характеристику историческим деятелям данных событий

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

66

17

Взятие Рима варварами.

Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про­винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст­во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен - вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Рассказ учителя, слайды, работа с учебником, таблицей, иллюстрациями, беседа, конспект

Осознание многообразия мира, приобщение к культурно- историческому наследию прошлого, выявление основных качеств характеризующих гражданина своей страны

Умение обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее виде хронологической таблицы и презентаций

Умение работать с исторической картой, умение датировать основные события связанные с борьбой Рима и Карфагена, умение давать образную характеристику историческим деятелям данных событий

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

67

18

Повторно-обобщающий урок: Признаки цивилизации Греции и Рима

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о на­родовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Беседа, рассказ, творческая работа.

Осознание многообразия мира, приобщение к культурно- историческому наследию прошлого, выявление основных качеств характеризующих гражданина своей страны

Умение обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее виде хронологической таблицы и презентаций

Умение работать с исторической картой, умение датировать основные события связанные с борьбой Рима и Карфагена, умение давать образную характеристику историческим деятелям данных событий

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.

68

19

Повторно-обобщающий урок по курсу "История Древнего мира"

Вклад народов древности в мировую культуру

Беседа, рассказ, творческая работа.

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны

Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы,

Целостное представление об историческом развитии человечества от перво бытности до гибели античной цивилизации как важном и оригинальном периоде всеобщей истории

Рабочие тетради, презентация, слайды, работа с иллюстрациями, фломастеры, работа с учебником.






© 2010-2022