Исследовательская работа фольклор Белгородчины

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов



Областная научно-практическая конференция «Истоки»




Секция «Музыкальный фольклор Белгородчины»








«Основы нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами русского фольклора на примере Красненского района»


Исследовательская работа





Выполнена обучающимся

МБОУ «СОШ №5 с УИОП» 6 В класса

Скрябиным Александром Сергеевичем

Научный руководитель -

учитель истории и обществознания МБОУ

«СОШ №5 с УИОП»

Скрябина Светлана Николаевна


Старый Оскол, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….

ГЛАВА I. Основы нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами русского фольклора на примере Красненского района.

1.1. Фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста

1.2.Трансляция нравственно-эстетических позиций различными жанрами русского фольклора на примере Красненского района.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Есть особая область народного творчества, которая, по мнению крупнейшего отечественного педагога и фольклориста Г.С. Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Причем это те же «надобности», которые являются главными и в современной педагогике - забота о том, чтобы вырастить человека здоровым телом и душой. Очевидно, что область эта образована произведениями народного творчества, фольклора, созданными для детей, иначе - детским фольклором.

Детский фольклор всегда объединял мир детей и взрослых, поскольку с его помощью взрослые легко устанавливали с ребенком эмоциональный контакт. Воспитательная ценность фольклора исторически основывалась также на том, что, представляя собой специфическую область народного творчества, он включает в себя целую систему поэтических, музыкально-песенных, танцевальных и обрядово-игровых самобытных жанров. Одновременно с этим, являясь средством нравственно-эстетического воспитания и формирования национального самосознания подрастающего поколения, детский фольклор сближает, а не разъединяет народы и, следовательно, закладывает основы взаимопонимания, способности к постижению общечеловеческих ценностей.

В современных условиях значение традиций отечественного фольклора - песенных, игровых, танцевальных, инструментальных, весьма возросло и актуализировалось в практике воспитания личности детей, подростков и юношества на национально-культурной основе. При этом к настоящему времени уже накоплен значительный педагогический опыт такого воспитания. Постоянно пополняется и обогащается методика обучения детей народным художественным традициям в условиях различных образовательных учреждений (Н.Н.Гилярова, М.Литвинова, М.Мухлынин, Г.М.Науменко и др.).

Исходя из этого, мы определили тему нашего теоретико-методического исследования как: «Основы нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами русского фольклора на примере Красненского района»

Объект исследования: нравственно-эстетическое воспитание детей на основе народно-песенных традиций.

Предмет исследования: методика организации музыкальной нравственно-эстетической деятельности детей в условиях обучения дополнительного образования.

Цель исследования: Определить возможные пути воспитания нравственно-эстетических позиций личности средствами русского фольклора.

Задачи исследования:

1. Теоретически выявить нравственно-эстетический и личностно-развивающий потенциал музыкально-песенного фольклора;

2. Изучить, систематизировать и классифицировать фольклорные песни для детей младшего школьного возраста;

3. Экспериментально проверить педагогические условия успешного освоения детьми фольклорно-песенных традиций на занятиях фольклорного ансамбля.

Методы исследования: Теоретические: изучение психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на основе песенного фольклора: анализ и синтез, обобщение, сравнение, систематизация, индукция и дедукция.

Эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

уточнены цели и задачи нравственно-эстетического воспитания младших школьников на основе освоения народных песенных традиций;

уточнены эстетический и воспитательный потенциал жанров песенного фольклора как средства музыкального нравственно-эстетического воспитания детей;

определены педагогические условия успешного освоения учащимися песенных традиций обучения в ДШИ и ДМШ.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней:

выявлены необходимые методические позиции при использовании фольклора в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников;

представлены рабочий вариант программы по народному творчеству, построенной на основе региональных традиций народно-художественной культуры Белгородчины, которая может быть использована преподавателями фольклорных отделений ДШИ И ДМШ.

Эмпирическую базу исследования составил контингент детей младшего школьного возраста обучающихся на фольклорном отделении (1-2 классы) в количестве 20 человек. Практическая часть исследования проводилась на базе Детской школы искусств Красного Белгородской области.

Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые представлены пути и методы сознательного формирования позитивных черт личности ребенка - эстетических чувств, нравственности - средствами русского фольклора.

Структура исследовательской работы состоит из введения, одной главы, заключения и библиографии.

ГЛАВА I. Основы нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами русского фольклора на примере Красненского района.

1.1 Фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст - это начало всестороннего гармоничного развития и формирования личности. Потому и программа воспитательной деятельности в нашей стране предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей. Ребенку близок мир искусства, поскольку он сам рисует, мастерит, изображает хотя и не относится к результатам своей художественно-изобразительной деятельности как к произведениям искусства.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Помогая детям запомнить русский фольклор - снова заживёт русская народная культура. Дети встречаются с песенками, потешками, сказками и т. д. с первых дней жизни и во всех видах деятельности. "Баю, баю, спать пора, гости едут со двора", "Баю баюшки-баю, не ложится на краю". В этих колыбельных песенках содержится веками отобранный и практически проверенный материал, он несёт в себе красоту, любовь к матери и т.д.

Песни матери, открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настроение, вселяют надежду, веру в добро, и все они по-своему, со свойственным народу колоритом передают от поколения к поколению эти нравственные ценности.

Песенный фольклор предстает искусством необычайно цельным. Эта цельность особого рода, так как она дает возможность ребенку ощутить себя частью этой объективной цельности, частью своего народа. Песенный фольклор как художественная традиция целого народа сочетает в себе два коррелирующих понятия индивидуальное и коллективное. При этом коллективность в песенном фольклоре выступает как «форма проявления традиции совместного музыкального творчества и исполнительства народных произведений.

Таким образом, главный принцип освоения детьми младшего школьного возраста песенного фольклора как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания личности состоит в следующем: глубокое проникновение в сущность фольклорного музыкального творчества, в глубинные слои художественного народного мышления, и на этой основе как можно более полное раскрытие художественного потенциала каждого приобщающегося к песенному фольклору ребенка.

Исходя из этого мы видим, что на основе музыкально-песенного фольклора формируются нравственно-эстетические позиции детей младшего школьного возраста. Богатый спектр возможностей русского фольклора открывает широкие перспективы для воспитания подрастающего поколения.

1.2. Трансляция нравственно-эстетических позиций различными жанрами русского фольклора на примере Красненского района

Красненский район интересен богат своей самобытностью. Человеческая память коротка. Но есть еще другая память, она называется культурой. Культура сохраняет традиции, обычаи, правила, передает информацию о пришедших из прошлого явлениях, тайна которых давно утеряна: почему на Троицу, например, наряжают березку, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины; почему на елку вешают золотые шары и маленькие игрушки, почему зажигают на ней огни и зачем покупают бумажные маски? Перед нами некое ответственное действо, которое совершают во имя высокой цели - ради людей, ради самой жизни.

В Красненском районе 13 ансамблей имеющих звание народные. Такие как «Радонец» - Красненского ДК, «Донцы» - мужской ансамбль Красненского ДК руководитель Светлана Пашкова, «Красняночка» так же являющийся ансамблем Красненского ДК, «Сударушка» - ансамбль Большовского ДК, руководитель Юдина Любовь Васильевна, «Барыня» - ансамбль Расховецкого сельского поселения и т. д. Все эти ансамбли несут нам эстетические и нравственные идеалы, заложенные в произведениях народного творчества, оказали благотворное влияние на многие поколения людей. Они учат с достоинством любить свою Родину, свой народ, природу, формируют гуманное отношение к людям, ко всему живому, воспитывают чувство коллективизма и товарищества, развивают музыкально-поэтический вкус, пробуждают творческие способности.

Каждое лето я приезжаю к бабушке и дедушке в гости. Они живут в селе Новоуколово Красненского района. Интересуюсь народной музыкой, так как учусь в музыкальной школе на фольклорном отделение. Играю на народных музыкальных инструментах. С мамой и сестрой хожу в Новоуколовский ДК на концерты народных коллективов. Мне очень нравится когда вместе со взрослым составом приезжают дети. Они разыгрывают все возможные сцены народного быта в танце и песне. В перечисленных коллективах существуют ансамбли - спутники. Это детский состав, которых сначала обучают в местных музыкальных школах. Такие ансамбли- спутники существуют в «Радонце», дети там вместе со взрослыми обыгрывают такие обряды как «Троица» - зеленые святки, «Пожиты» - это театрализованное представление.

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но именно в раннем детстве возрождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие, окружающие его, дом, в котором он живет, двор, где играет, это детский сад и школа с воспитателями, преподавателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.

Когда проводил свое исследование, мне разрешили посетить ДМШ. Не перегружая слух учащихся обилием материала, преподаватели использовали метод варьирования. Например, начиная работу над русской народной песней «Петушок», на первое занятие принести игрушку-петушка, рассказать, что он будит ребят по утрам, спросить: «Как кричит петушок?» Дети отвечали: «Ку-ка-ре-ку!». На следующем занятии, когда опять приходит петушок, предлагали послушать песенку про него, имитируя на инструменте звукоподражание. Узнавание его приводило детей в восторг, и они с удовольствием слушали песню и подпевали. Далее предлагали поиграть с петушком, пока звучит песня, дети «спят», а когда петушок поет «ку-ка-ре-ку», дети просыпаются и весело хлопают в ладоши. Такие варианты работы над одной песней помогали закрепить пройденный материал, поддерживая постоянный интерес к нему у детей младшего школьного возраста.

Работая с детьми над музыкально-ритмическими движениями, постоянно обращаться к русским народным мелодиям, например, «Ах ты, береза», «Ах вы, сени», «Из-под дуба», «Пойду ль я, выйду ль я», «Во саду ли, в огороде». Так же необходимо научить детей различать контрастный характер музыки, реагировать движением на ее изменение, на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши и топать ногой, приседать, подпрыгивать, кружиться.

Таким образом, в процессе ознакомления детей с произведениями музыкального народного творчества решаются задачи нравственного и эстетического воспитания детей.

Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяется и усложняется репертуар русских народных песен и мелодий. Особое, очень важное место в народном творчестве отводится песне. Подбирая репертуар, необходимо следить, чтобы песни были доступны детям по содержанию, интересны по сюжету, чтобы диапазон соответствовал возрасту учащихся. Исключительное значение на занятиях фольклорному мастерству имеют песни с драматизацией, т.е. инсценированные. Песня, соединяясь с движением, делается неисчерпаемым источником наслаждения и радости для детей, приближается к игре. Инсценирование хорошо тем, что объединяет несколько видов деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, пляску, хоровод, игру на детских музыкальных и шумовых инструментах. Процесс разучивания очень сближает детей, способствует раскрытию индивидуальных творческих способностей. С большим интересом дети инсценировали такие песни, как «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка?», «Аннушка», «На базаре я была», «Ай, тари, тари» и др.

Разучивались элементы движений русской пляски, часто меняя музыку, чтобы у детей не создалось впечатление, будто данное движение можно выполнять только под одну мелодию. Эффективным средством для разучивания движений являются подговорочки. Например, при знакомстве детей с движением «гармошка», преподаватель показ сопровождал подговорочкой:

Ты играй, моя гармошка,

До - ре - ми - фа - соль - ля - си.

Посмотрите, полюбуйтесь,

Как танцуют на Руси!

Для «ковырялочки», дроби, топотушек есть своя приговорочка:

Каблуками я стучу,

Пляску русскую учу.

Пляска русская моя

Замечательная!

Очень любят дети танцевать с деревянными ложками. Уже само присутствие в танце деревянной расписной ложки, это чисто национальная принадлежность русского быта, вызывает у детей большую радость и эмоциональный подъем. Обращая внимание детей на красоту росписи ложек, необходимо рассказать, что эти ложки делают русские умельцы, что в наши дни деревянная ложка - знаменитый русский сувенир, и каждый гость нашей страны старается увезти его с собой. Отстукивание ритма на ложках делает танец более живым и задорным, вызывает у детей интерес к русской пляске и желание участвовать в ней.

Лучшим средством для более органичного вхождения в мир фольклора является игра. Ведь игра - не просто любимое занятие детей, это основной вид деятельности ребенка. Игра лежит в основе их миропонимания, мировосприятия. Для того, чтобы ребенок проявил познавательную активность, интерес, необходимо создать атмосферу, где нет принуждения. Через игру происходит органичное включение ребенка в различные виды и жанры фольклора. Игра возникла из закличек и приговорок. Приговорка - это краткое обращение к животным, птицам, насекомым, растениям. Например, моя бабушка Книжникова Валентина Михайловна несколько мне рассказала:

Божья коровка лети на небко,

Там твои детки кушают конфетки,

Всем по одной, а тебе ни одной.

Обращение к улитке, чтоб она выпустила рога:

Улитка, улитка,

Выпусти рожки до самой дорожке.

Обращение к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким:

Мышка, мышка на тебе зуб больной,

а мне костяной.

Закличка - это песенка, обращенная к явлениям природы, к солнцу, дождю, радуге и т.п. Просьбы и пожелания детей звучат как приказы. Дождю велят: «Поливай ковшом», солнцу: «Выгляни в окошечко», радуге: «Не давай дождя».

А вот эту закличку мне рассказал мой дед Колесников Иван Михайлович:

Дождик, дождик припусти.

Я поеду у кусты

Богу молиться, кресту поклониться,

Ключиком, замочком, аленьким платочком.

А эту закличку мне рассказала прабабушка соседка Стрекозова Анастасия Егоровна:

Дождик, дождик, лей, лей, лей,

На меня и на людей!

Поливай мои бобы,

В лесу ягоды, грибы!

Радуга-дуга!

Не давай дождя!

Давай солнышко,

Под оконышко!

Солнышко, выгляни,

Красное, высвети.

К нам на нивку иди,

Ладить косы и серпы.

Приди, весна,

Весна-красна.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Такие песенки помогают воспитывать у детей любовь к родной земле, к природе, желание заботиться о ней, бережно относиться. А яркие образы народной фантазии создают особую систему измерений, где солнце, ветер, радуга, звезды одушевлены, с ними можно разговаривать и можно рассчитывать на их содействие.

Особые свойства у игровых припевок и игровых приговоров. Ими начинают игры или связывают части игрового действия. Они могут выполнять роль концовок или содержать условия самой игры. Так, «хозяин» зовет «гусей-лебедей» домой, а они отвечают, что боятся: «волк» ждет их под горой. Словесные приговоры придают смысл игровым действиям. В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг.

Затем дети знакомятся с обрядами и календарными песенками, сопровождающими разные виды земледельческих работ, таких как: посевная, косьба, жатва и т.д.

Огромное значение имеет приобщение детей к традиционным народным праздникам, таким как: Святки, Масленица, Жаворонки, Троица, Жниво и т.д. Само слово праздник означает - пустой, не занятый, запрет на любую работу. Поэтому праздники справлялись весело, с выдумкой. Все праздники замечательны своими традиционными обрядами, обычаями и песнями. Дети с живым интересом и большим желанием заучивают колядки, заклички, песенки, прибаутки. Дети очень чувствуют притягательность и магическую силу народного фольклора, потому что мир фольклора - это мир, в котором человек гармонично живет с природой.

Проводимые праздники всегда проходят на высоком эмоциональном уровне, развивается интерес к источникам русской народной культуры, воспитывается уважительное отношение к народному фольклору, любовь к Родине. Наша Родина славится не только песнями и обрядами, но и трудолюбием, умением веселиться и работать. Так, радуя и развлекая, воспитывается в детях любовь к традициям русского народа. Фольклорный материал, объединенный единой музыкально-литературной идеей, несет огромную воспитательную функцию - закладываются основы глубокого понимания русского национального искусства, происходит первое серьезное соприкосновение детей с музыкой своего народа, с красотой народной поэзии.

Вывод. Таким образом, Жанровое разнообразие русского фольклора велико. Для каждого даже самого маленького ребенка оно дает творческий стимул к его нравственному, художественно-эстетическому и физическому развитию, так как основывается на синтезе основных форм народного искусства - песнях, хореографии, музыке, устно-поэтическом и декоративно-прикладном творчестве.

Важным представляется то, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы будущего характера ребенка, формируется целостная личность, а фольклор позволяет осуществлять это в соответствии с психофизиологическими особенностями детей, без назиданий, без механического зазубривания, а в форме игры, песни, драмы, шуток и прочего.

Для достижения поставленной цели, заключающейся не только в усвоении основ народной культуры, но и в воспитании и развитии личности, педагогу надлежит использовать в своей работе методы, способствующие реализации творческого потенциала ребенка, активизации его образного мышления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненное теоретико-методическое исследование проблемы освоения песенного фольклора детьми в условиях дошкольных учреждений позволяет сделать ряд выводов.

Установление преемственности в детском музыкальном нравственно-эстетическом воспитании с традициями отечественной народно-песенной культуры, с одной стороны, поддерживает эстетически развивающую среду для детей. С другой - восстанавливает равновесие в нравственном сознании личности между прошлым и настоящим культуры своего народа. Это и есть веками искомая духовно связующая нить, которую современные педагоги и музыкальные работники, организаторы культурно-досуговой деятельности должны передать детям точно также, как передавалась она в народе из поколения в поколение, активно используя весь арсенал средств детского (песенного, обрядово - игрового, танцевального и инструментального) фольклора в организации музыкальных занятий по фольклору и подготовке концертно-праздничных программ, основу которых составляют лучшие традиции отечественной культуры. Народная музыкально-песенная культура является одним из слагаемых высокого нравственно-эстетического воспитания в процессе комплексной организации музыкальной деятельности детей младшего школьного возраста.

В результате комплексно организованных на фольклорном отделении музыкальных занятий по освоению музыкально-песенного фольклора у учащихся происходит постепенное развитие нравственно-эстетического вкуса и, самое главное, формируется устойчивое заинтересованное отношение детей как к фольклорным традициям своего родного края, так и крепнут любовь и уважение к культуре своего народа в целом.

Поскольку в нашем исследовании, с одной стороны, представлены пути и методы сознательного формирования позитивных черт личности средствами русского фольклора, а, с другой стороны, - ресурсы жанров фольклора с точки зрения развития и воспитания личности, мы можем утверждать, что поставленные нами задачи выполнены.

БИБЛИОГРАФИЯ

1​ Агамова Н.С., Слепцов И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. - М.,1995. - 174 с.

2 Аникин В.П. Традиции русского фольклора. - М., 1986.

3​ Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. - Л., 1980.

4​ Белов В.И. Лад // Очерки о народной эстетике. - М., 1989.

5 Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. - Иркутск, 1930.

6 Камаева Т.Ю. «Русский фольклор. Детские музыкальные праздники».

7. Кисловская А. Хороводные игры с пением. - М., 1987.

8. Колпакова Н. Заплетайся, плетень! Народные игровые песни. - Л., 1961.

9. Комовская Н. Вася-гусеночек: Русские народные игры и считалки. - М., 1962.

10. «Материалы к занятиям по детской, бытовой, народно-обрядовой культуре и фольклору».

11. Мухлынин М. Игровой фольклор и детский досуг: Метод. пособие. - М., 1985.

12.​ Мястцев В.Н. Психология отношений. - М., 1995.

13.​ Панкеев И.А. От крестин и до поминок. - М.: Яуза, 1997. 253 с.

14.​ Радынова О.П. «Баюшки-баю».

15. Сохор А. «Воспитательная роль музыки». Ленинград, 1962. - 64 с.

16. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. - М., 1990.

17. Щербакова О.С. Музыкальный фольклор и дети / Под общ. ред. Л.В. Шаминой. - М., 1997. - С. 21-24.

18.​ Энциклопедия обрядов и обычаев/Сост. Л.И. Брудная, З.М.Гуревич, О.Л.Дмитриева. - СПб.: «Респекс», 1996. - 560 с.

12



© 2010-2022