- Преподавателю
- История
- Конспект 7 класс Тюркскии каганат
Конспект 7 класс Тюркскии каганат
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Байжигитова Д.Ж. |
Дата | 17.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поурочные планы на по истории Казахстана для 7-го класса.
Раннесредневековые государства (6-9вв.). Тюркский каганат (553-603гг.)
Западнотюркский каганат (603-704гг.)
Тюргешский каганат (704-756)
Карлукский каганат (756-940)
Огузское государство (к 9-н11в)
Кимакский каганат (конец 9-нач 11в)
Взаимодействие полукочевой и оседлой культур.
Архитектура и искусство 6-9 века.
Духовная культура тюрков.
Казахстан в период расцвета средневековья.
Найманы, Кереи, Жалаиры.
Каракитаи.
Кыпчакское ханство (первое половина 11- начало 13в.)
Возникновение Великого Шелкового пути и его историческое значение.
Казахстанские ветви ВШП.
Развитие городской культуры.
Развитие ремесел, торговли и сельского хозяйства в 9-11 веках.
Развитие архитектуры и строительства.
Религия и культура. Распространение ислама.
Развитие науки и образования.
Завоевание Монголами земель Казахстана.
Золотая Орда(сер 13 - середина 15 в.).
Белая Орда (13- начало 15 в.).
Могулистан (сер 14 - начало 16вв.)
Завоевательные походы Эмира Тимура.
Ногайская Орда, Северный Казахстан и Западная Сибирь в 13-15вв.
Ханство Абулхаира (Узбекское ханство).
Хан Абулхаир.
Государственно-административное устройство Белой Орды, Могулистана, Ханства Абулхаира, Ногайской Орды.
Экономическое положение Казахстана в 14-15 вв.
Этнополитические процессы в Казахстане.
Завершение формирования казахской народности.
Архитектура Казахстана.
Предпосылки образования казахского национального государства.
Образование Казахского ханства.
Внутреннее и внешнее положение казахского ханства.
Хан Касым.
Хан Хакназар.
Хан Тауекел.
Хан Есим.
Казахское ханство в период правления хана Тауке (1680-1715).
Законы хана Тауке.
Система правления в Казахском ханстве.
Культура Казахского народа.
Исторические труды 16-17 вв.
Класс Дата ----------
Тема урока: ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (552-603 ГГ.)
Цель урока: Раскрыть условия и показать закономерности образования Тюркского каганата с его населением, хозяйством и культурой. Выявить причины его распада.
Воспитательная цель: Познакомить учащихся с историей родины, началом образования раннесредневековых тюркских государств - периодом тюркской эпохи, формировать у детей гражданское самосознание.
Развивающая цель: Разобрать вместе с детьми период становления казахской государственности, развивая у учащихся способности к историческому мышлению.
Опорное понятие: Эпоха Тюркского каганата.
Вид урока: Комбинированный
Оборудование: Карта «Раннефеодальные государства на территории Казахстана»
План урока:
1. Организационный момент.
2. Социально-политическая структура.
3. Хозяйство Тюркского каганата.
4. Культура Тюркского каганата.
5. Распад Тюркского каганата.
Ход урока:
1. Организационный момент -
а) Вступительное слово учителя. Обзор тюркской эпохи - б) Переход к теме урока - 5 минут.
Объяснение нового материала
а) период образования Тюркского каганата;
б) дипломатические отношения тюркских каганов с китайским императором;
в) тюркско-жужанские взаимоотношения;
г) тюркская политика (Запад-Восток);
д) отношения тюрков с эфталитами;
е) тюркские народы
Хозяйство.
Культура.
Распад Тюркского каганата
Рефлексия
Вопросы для закрепления:
1.Почему тюркские племена переселились на земли Казахстана?
2.В документах какой страны впервые появились сведения о Тюркском каганате?
3.Какую политику вели тюркские каганы?
4. Почему не могли договориться между собой тюрки и эфталиты?
5. Сможете ли вы сопоставить хозяйственную деятельность тюрков и казахов?
6. Знаете ли вы о религии и поверьях тюрков?
7. Каковы причины разделения Тюркского каганата на две части?
Заключительный этап -
Задание на дом: § 1
История средневекового Казахстана _______________
Тема урока: ЗАПАДНОТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (603-704 ГГ.)
Цель урока: Дать знания учащимся о тюркским государстве, которое существовало в Казахстане в средние века, о его политико-экономическом строе.
Воспитательная цель: Пробудить у детей патриотические чувства, познакомить их с историей и традициями народов, населявших Казахские степи.
Развивающие цели: Развивать кругозор и мышление учеников, побуждая их к рассуждениям о развитии дипломатических, культурных связей Западнотюркского каганата.
Базовое понятие: Мир и цивилизация тюрков.
Вид урока: Традиционный.
Оборудование урока: Карта Западнотюркского каганата, карта Великого Шелкового пути, хронологические таблицы, схемы.
План урока:
1.Вступительное слово учителя.
2. Народы Западнотюркского каганата, политическое положение каганата.
3. Социально-хозяйственное положение.
Ход урока:
Организационный момент - 2 минуты.
Опрос домашнего задания - 8 минут.
Вопросы для опроса домашнего задания:
1. Что вы узнали об образовании Тюркского каганата?
2. Что говорят китайские источники б Тюркском каганате?
3. Сможете ли вы рассказать о внутренней и внешней политике Тюркского каганата?
4. Расскажите о хозяйственной деятельности Тюркского каганата.
5. Что вы знаете о религиозных верованиях тюркских народов?
6. Какие исторические события привели к распаду Тюркского каганата?
Изучение нового материала.
Основные вопросы:
а) Тюркский мир и мировая цивилизация.
б) История тюркоязычных народов.
в) Западнотюркский каганат и история Казахстана
Необходимо отметить:
а) географические границы каганата;
б) племена и рода в составе каганата;
в) политические достижения кагана Тардуша;
г) период расцвета каганата;
д) осложнения во внутреннем положении каганата;
е) распад каганата.
Закрепление изученного материала
Вопросы для закрепления:
а) В какие годы существовал Западнотюркский каганат?
б)Какую часть территории Казахстана занимал каганат?
в)Какие племена и роды входили в состав каганата?
г) Какими были его взаимоотношения с Восточнотюрк-ским каганатом?
д) В чем кроется секрет достижений каганов Шегу и Тона?
е) В чем заключаются особенности системы правления «десяти племен».
ж)бъясните, почему произошли осложнения во внутреннем положении каганата, что привело к его распаду.
з) Расскажите о социальном строе каганата.
и) Расскажите о хозяйственной деятельности каганата.
к) Охарактеризуйте городскую жизнь каганата.
л) В чем выражается значение Великого Шелкового пути в жизни каганата?
м) Как развивались связи Западнотюркского каганата с другими государствами?
Подведение итогов урока - 5 минут.(оценка знаний)
Задание на дом: § 2
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: ТЮРГЕШСКЙЙ КАГАНАТ (704-756 ГГ.)
Цель урока: Познакомить учащихся с историей Тюр-гешского каганата, который существовал на территории Казахстана, с примечательными страницами его истории, с жизнью тюркоязычных народов.
Воспитательная цель: Довести до сведения учащихся знания о Тюргешском каганате, оставившем заметный след в истории тюркоязычных народов, рассказать о значении каганата в истории, о его культуре.
Развивающая цель: Познакомить учеников с народами тюркского мира, их культурой, путями развития и их местом в мировой культуре.
Базовое понятие: Мир и цивилизация тюркского народа.
Опорное понятие: Политическая история и социально-культурная жизнь Тюргешского каганата.
Оборудование урока: Карта, хронологическая таблица, схемы.
Вид урока: Традиционный.
План урока:
1. Социально-политическое положение Тюргешского каганата.
2. Хозяйственная деятельность.
3. Согдийские поселения в Жетысу.
Ход урока:
Организационный момент - 2 минуты.
Опрос домашнего задания - 8 минут.
1. В чем причина разделения Тюркского каганата на две части?
2. Покажите на карте территорию Западнотюркского каганата.
3. В чем причина бурного политического развития Западнотюркского каганата?
4.На какие социальные группы распался каганат?
5. Что такое система «десяти племен»?
6. О чем свидетельствуют археологические раскопки?
Изучение нового материала.
Сведения о городах и составе населения Тюргешского каганата,в т.ч. о
а) территории Тюргешского каганата;
б) населении Тюргешского каганата;
в) исторических сведениях о Тюргешском каганате.
Внутреннее и внешнее положение Тюргешского каганата.
1. Социально-политическая структура каганата.
2. Мероприятия кагана Сулу по преодолению сложной ситуации во внутреннем и внешнем положении каганата.
3. Тюргешско-арабские взаимоотношения.
4. Тюргешско-китайские взаимоотношения.
5. Падение Тюргешского каганата.
Рассказ о хозяйственном развитии Тюргешского каганата, политике каганата, городской жизни, торговом обороте, выпуске собственных денег:
1.Хозяйственное развитие каганата.
2. Политика каганата.
3. Городская жизнь.
4. Торговля.
Закрепление новой темы
1. Покажите, где был расположен Тюргешский каганат.
2.Объясните внутреннюю социальную структуру Тюргешского каганата.
3. В чем секрет политической победы кагана Сулу? Как он сумел организовать отпор арабам?
4. Каковы причины распада Тюргешского каганата?
5. Расскажите о хозяйстве Тюргешского каганата.
6. В чем вы видите влияние прибывших в Жетысу согдийцев на хозяйственную жизнь населения каганата?
7. Расскажите о жизни горожан в каганате.
8. Что писали в исторических источниках о тюргешах?
Обобщение и выводы. Оценка знаний учащихся. Задание на дом: Изучить § 3.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ (756-940 гг.)
Цель урока: Познакомить учащихся с историей Карлукс-кого каганата, племен, живших на территории Казахстана, с их социально-экономическим и культурным развитием.
Воспитательная цель: Показать ребятам значение каганата, который внес определенный вклад в тюркскую цивилизацию, в ее культуру и экономику.
Развивающая цель: Вооружить учащихся знаниями о взаимосвязи исторических периодов тюркской цивилизации и постоянно направлять мыслительную деятельность учащихся.
Базовое понятие: История и жизнь тюргешей.
Опорное понятие: Место Карлукского каганата в истории Казахстана.
Оборудование урока: Карты, хронологические таблицы, рисунки городов.
Вид урока: Традиционный.
План урока:
1. Социально-политическое положение Карлукского каганата.
2. Хозяйство Карлукского каганата.
3. Культура Карлукского каганата.
4. Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент (2 минуты).
Опрос домашнего задания (13 минут).
1. Назовите тюркоязычные государства, существовавшие в период средневековья на казахстанской земле.
2. Покажите расположение Тюргешского каганата, в каком регионе Казахстана он был расположен?
3. Расскажите об усилении Тюргешского каганата во время правления кагана Сулу.
4. Расскажите о причинах, которые привели к разгрому Тюргешского каганата.
5. Что вы знаете о развитии хозяйства и культуры Тюргешского каганата?
6. Расскажите о жизни согдийцев в Жетысу.
Объяснение нового материала (15 минут).
1. Исторические и письменные источники о Карлукском каганате.
2. Состав каганата и его месторасположение.
3. Укрепление Карлукского каганата.
4. Борьба Карлукского каганата с Уйгурским каганатом и династией Саманидов.
5. Распространение исламской религии.
6. Период распада Карлукского каганата.
Письменность тюркоязычных народов в эпоху Карлукского каганата, ее развитие должны рассматриваться как основа формирования духовной культуры, тюркской цивилизации. Далее учитель освещает следующие вопросы:
1. Развитие скотоводства в Карлукском каганате.
2. Земледелие.
3. Городская жизнь.
4. Исторические письменные источники о хозяйственной деятельности в Карлукском каганате.
5.Культурное развитие каганата.
6. Развитие духовной культуры каганата.
7. История тюркской письменности и ее место в мировой культуре.
Закрепление нового материала (5 минут).
1.После распада какого каганата на казахстанской земле появился Карлукский каганат?
2. Какие сведения имеются в исторических письменных памятниках о Карлукском каганате?
3. С какими странами воевал Карлукский каганат?
4. К каким результатам привела борьба карлуков с арабами?
5. Какие причины привели к распаду Карлукского каганата?
6. Назовите особенности скотоводческой деятельности карлуков.
7. Как были развиты у карлуков земледелие и городская жизнь?
8. Что говорят исторические письменные источники о развитии хозяйства в Карлукском каганате?
9. Что вы знаете о материальной культуре Карлукского каганата?
10.Что вы знаете о духовной культуре тюркоязычных народов?
11. Расскажите о письменности и литературе тюрко-язычных народов?
Заключительный этап урока.
Задание на дом: Внимательно прочитать §4, ответить на вопросы.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (КОНЕЦ IX - НАЧАЛО XI ВВ.)
Цель урока: Ознакомить учащихся с историей Огузско-го государства, которое оказало огромное влияние на культуру народов, живущих на юге Казахстана и вдоль побережий Сырдарьи.
Воспитательная цель: Через историю Огузского государства и развитие огузской культуры вызвать у учащихся интерес к археологической науке, к результатам ее научно-практических исследований.
Базовое понятие: История тюркской цивилизации.
Опорное понятие: Место и роль Огузского государства в тюркской цивилизации.
Оборудование урока: Карта, хронологическая таблица, портрет М.Кашгари, карточки с заданиями.
Вид урока: Смешанный (диспут или собеседование).
План урока:
1. Опрос домашнего задания.
2. Рассказ учителя о социально-политическом строе, хозяйстве и культуре Огузского государства.
3. Диспут или собеседование.
Ход урока:
Организационный момент (2 минуты).
Опрос домашнего задания (8 минут).
1.В каком году и на какой территории Казахстана был образован Карлукский каганат?
2. С какой страной воевал Карлукский каганат с целью стать сильнейшим и господствующим государством в Средней Азии?
3. Какие важные события произошли в тюркском мире в период могущества Карлукского каганата?
4. Каковы особенности скотоводства у карлуков?
5. Какое значение имело в жизни Карлукского каганата раз-ие землед.и ремесел гор населения?
6. Какой вклад в мировую культуру внесла карлукская культура, какие важнейшие исторические памятники она оставила?
7.Какие сведения о Карлукском каганате оставили нам исторические документы?
Объяснение новой темы (15 минут).
1. Этнический состав огузских племен.
2. Период возникновения Огузского государства.
3. Исторические сведения об Огузском государстве.
4. Социально-племенной состав, общественный строй огузов.
5. Система управления государством.
6. Внешняя политика Огузского государства.
7. Огузско-русские отношения.
8. Распад Огузского государства.
Материальная культура огузов.
1. Скотоводство в Огузском государстве.
2. Земледелие и городская жизнь.
3. Домашние промыслы.
4. Развитие ремесел.
5. Обработка металла у огузов.
Закрепление материала темы (10 минут).
Учитель организует в классе обмен мнениями, помогает развитию мыслительной деятельности учащихся.
1. а) Назовите в хронологическом порядке периоды истории существования и развития тюркоязычных государств, существовавших на территории средневекового Казахстана.
б) В каком веке и где было образовано Огузское государство?
2. а) Покажите на карте границы расположения тюркоязычных государств на территории Казахстана, б) Покажите на карте месторасположение Огузского государства.
3. а) Расскажите о социально-этническом составе и общественном строе Огузского государства.
4. а) Что вы знаете об отношениях тюркоязычных государств с соседними странами?
б) Расскажите о политическом положении Огузского государства.
5. а) Какие мы видим общие особенности при распаде тюркоязычных государств?
б) Объясните причины падения Огузского государства.
6.а) Что вы можете сказать о развитии хозяйства тюркоязычных народов? б) Опишите хозяйство Огузского государства.
7. а) Какое место занимала в социально-экономической жизни тюркоязычных государств жизнь городов? б) Что вы знаете о городах в Огузском государстве?
8. а) Что вы знаете о культуре тюркоязычных народов? б) Что вы знаете о материальной культуре Огузского государства?
9. а) Что вы знаете о письменности, литературе тюр-коязычных народов, об их вкладе в мировую цивилизацию?
б) Расскажите о религии тюркоязычных народов, о распространении среди них ислама. 10. Что писали о тюркском мире средневековые историки?
Заключительный этап урока. Задание на дом: Изучить §5, запомнить его содержание.