Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа по истории составлена на основе программы «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.- сост. Ф.А.Михайловский. - М.: ООО «Русское слово», 2012 г., и с учетом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области «О преподавании истории и обществознания в образовательных организациях Белгородской области в 2013-2014 учебном году». Программа рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Рабочая программа разработана в полно...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №22»


Рассмотрена

на заседании МО

учителей гуманитарного цикла

Протокол

от «14» июня 2013г.

Руководитель МО

____/Горбунова Н.С./


Согласована

заместитель директора

по УВР

МБОУ «ООШ №22»

____/Погребная О. В./

«14» июня 2013г.

Рассмотрена


на заседании педагогического совета

Протокол

от «30» августа 2013г.

№10

Утверждена

приказом по

МБОУ «ООШ №22»

от «30» августа 2013г. №311









Рабочая программа

по учебному предмету «История»

Поповой Марины Владимировны,

учителя истории

5 класс «Б»


















Старый Оскол

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе программы курса «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.- сост. Ф.А.Михайловский. - М.: ООО «Русское слово», 2012 г., и с учетом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области «О преподавании истории и обществознания в образовательных организациях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».

Основная общая цель основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «История»: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.

Задачи:

- формирование ценностных ориентиров для гражданской, гендерной, социальной, культурной самоидентификации в современном мире;

- содействие в становлении научно-исторической картины мира и понимании значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, жизни и взаимодействия людей в современном поликультурном мире;

- воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию человечества, частью которого является прошлое своей страны и родного края;

- формирование умений творчески воссоздавать, анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников, аргументировано представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого, конструктивно взаимодействовать с носителями иных взглядов и ценностей, руководствуясь принципами историзма, многоперспективности, взаимосвязи и взаимообусловленности исторических процессов.


Общая характеристика учебного предмета «История»


Учебный предмет «История» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях - «ступень развития» и «культурная общность»). Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

В рамках традиционного деления содержания истории Древнего мира на четыре раздела («Жизнь и открытия первобытных людей», «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим») автор школьного учебника Ф.А. Михайловский предложил иную последовательность изучения древневосточных цивилизаций и их интеграции с историей античных государств.

После изучения истории первобытного общества, которое осуществляется в рамках двух тем, посвященных соответственно стадиям присваивающего и производящего хозяйства, в разделе «Древний Восток» сначала изучаются речные цивилизации Египта, Месопотамии (Междуречья), Индии и Китая, которые логично продолжают изучение возникновения цивилизаций, начатое уроками по истории первобытного общества. При этом учащиеся сразу получают представление обо всем ареале распространения древневосточных цивилизаций, могут сравнивать йсторическое развитие древних обществ и обобщить их главные признаки в понятии «Древний Восток».

Тема «Древний Египет» является примером традиционного монографического описания истории одной страны в ее хронологической последовательности. Вместе с тем материалы параграфов дают яркое представление о хозяйственной, социальной, политической, религиозной и культурной жизни Древнего Египта в эпоху бронзы.

Наступление железного века и его революционизирующее значение показано на примере истории стран Западной Азии, Индии и Китая в I тыс. до н. э.

Изучение истории Древнего Востока завершается темой, посвященной образованию великих держав на Ближнем Востоке, в Индии и Китае. Ученики получают представление как об общих тенденциях, так и о специфике исторического развития стран и регионов к середине I тыс. до н. э., когда цивилизации Древнего Востока вошли в соприкосновение с античной цивилизацией.

В разделах «Древняя Греция» и «Древний Рим» сохранена традиционная последовательность изложения учебного материала: от становления древних государств к их расцвету и гибели. При этом особое внимание уделено социально-политической истории, наполненной яркими событиями и личностями, ценностям и культурным достижениям древних народов, их отношениям с «другим» (варварским) миром, способам его мирного освоения и завоевания.

Место учебного предмета «История» в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (из расчета 2 часа в неделю).

В рабочую программу внесены изменения: на повторительно-обобщающие уроки по темам: «Древний Восток» и «Древняя Греция» добавлены 2 часа. Часы, предусмотренные авторской программой на заключение (2 часа), перераспределены следующим образом: 1 час - повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Рим», 1 час - итоговый обобщающий урок по всему курсу.



№ п/п


Тема


Авторская программа


Рабочая программа

1

«Древний Восток»

-

1 час

2

«Древняя Греция»

-

1 час

3

Итого

68 часов

70 часов

Структура программы (70 ч)


№ п/п

Раздел, название урока в поурочном планировании

Кол-во часов по программе Ф.А. Михайловского

Кол-во часов по рабочей программе

1

Введение. Увлекательный мир истории

1 час

1 час


Раздел 1. Жизнь и открытия первобытных людей


7 часов

7 часов

2

Собиратели и охотники каменного века

3 часа

3 часа

3

У истоков цивилизации

4 часа

4 часа


Раздел II. Древний Восток


17 часов

18 часов

4

Цивилизации речных долин

5 часов

5 часов

5

Древний Египет

4 часа

4 часа

6

Западная Азия в век железа

4 часа

4 часа

7

Великие державы Древнего Востока

4 часа

4 часа

8

Древний Восток

-

1 час


Раздел III. Древняя Греция


19 часов

20 часов

9

Древнейшая Греция

4 часа

4 часа

10

Рождение античного мира

3 часа

3 часа

11

Греко-персидские войны

2 часа

2 часа

12

Могущество и упадок Афин

3 часа

3 часа

13

Греческая культура

3 часа

3 часа

14

Македонские завоевания

4 часа

4 часа

15

Древняя Греция

-

1 час


Раздел IV. Древний Рим


21 час

21 час

16

Образование Римской республики

4 часа

4 часа

17

Римские завоевания в Средиземноморье

3 часа

3 часа

18

Гражданские войны в период Римской республики

5 часов

5 часов

19

Расцвет и могущество Римской империи

4 часа

4 часа

20

Закат античной цивилизации

5 часов

5 часов

21-22

Заключение:

(повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Рим»; итоговый обобщающий урок)

2 часа

2 часа

ИТОГО

68 часов

70 часов


Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

1. Программа курса «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.-сост. Ф.А.Михайловский. - М.: ООО «Русское слово», 2012.

2. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Ф.А. Михайловский.- М.: ООО «Русское слово, 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

3. Мультимедийное приложение к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». - М.: ООО «Мультимедиа компания «АЛЮР», 2012. - (ФГОС. Инновационная школа).

Целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие формы организации учебного процесса:

- индивидуальные;

- парные;

- фронтальные;

- групповые, а также нетрадиционные формы.

Текущий контроль осуществляется в форме устных ответов, дискуссий, проверочных тестирований (см. приложение №1).

Промежуточная аттестация учащихся по истории проводится в форме обобщающего тестирования.

Итоговая аттестация предполагается в виде административной контрольной работы по всему изученному курсу.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета


Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Планируемые результаты освоения программы по истории Древнего мира

  • пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;

  • сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

  • умение спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умение оперировать историческими датами; .

  • умение читать карту;

  • умение анализировать исторические источники.


































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ВВЕДЕНИЕ. УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ИСТОРИИ (1 ч)


Место истории Древнего мира в периодизации всемирной истории. Источники исторических знаний. Науки - помощницы истории.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Определять на элементарном уровне предмет и задачи исторической науки. Различать виды исторических источников и основные формы изучения прошлого. Определять хронологические рамки истории Древнего мира и характеризовать ее как часть всеобщей истории. Высказывать суждения о роли археологии, этнографии, вспомогательных исторических дисциплин в изучении прошлого. Использовать историческую карту как источник информации о расселении людей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.


Раздел I. ЖИЗНЬ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ч)


Собиратели и охотники каменного века (3 ч)

Ключевые вопросы

Какие версии происхождения человека вы знаете?

Почему вопрос о происхождении человека был и остается важным?

Тема 1. Первые люди на Земле (1 ч)

Происхождение человека. Признаки выделения человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличия от животных и современных людей. Основные занятия людей в каменном веке (палеолите): охота и собирательство. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. «Человек разумный».

Характеристика основных видов деятельности ученика

Выделять и формулировать в тексте учебника разные версии происхождения человека, объяснять причины их разнообразия. Выделять в учебной информации главные признаки явления, использовать их для анализа новых источников. Показывать на карте территорию заселения и стоянки древнейших людей. Устанавливать хронологическую последовательность важнейших событий, определять продолжительность процессов. Описывать внешний вид первобытных людей, условия их обитания и занятия, важнейшие открытия с помощью текстовых и наглядных источников. Формулировать определение понятия «человек разумный». Обобщать и систематизировать информацию учебника, делать выводы о значении овладения огнем для развития человечества.


Тема 2. Открытия и изобретения древних охотников (1 ч)

Причины освоения новых земель в каменном веке. Влияние природной среды на жизнь и занятия людей в древности. Великое оледенение. Охота на мамонтов и других крупных животных, жилища, одежда и др. Потепление. Изобретение лука и стрел, лодки и др. Постоянное усовершенствование орудий труда в результате изменения условий жизни древнего человека.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на карте пути освоения первобытными людьми новых земель. Объяснять причины миграций людей в каменном веке. Описывать условия обитания, внешний вид, занятия, орудия труда древних людей с помощью текстовых и наглядных источников, сравнивать их на разных этапах существования человечества (до, во время и после оледенения), делать выводы о достижениях человечества в период каменного века.


Тема 3. Искусство и религия первобытных людей (1ч)

Открытие пещерной живописи и споры о ее происхождении. Создатели древних рисунков и скульптур. Причины зарождения искусства в первобытном обществе. Связь искусства и религии в первобытном обществе. Причины возникновения религиозных представлений, формы религиозного сознания древних людей. Миф как часть духовной культуры первобытного человека и исторический источник.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Объяснять причины появления религиозных взглядов и ритуалов, раскрывать связь искусства и религии в первобытном обществе, используя новые понятия. Оценивать мифы как памятники духовной культуры древних народов и исторические источники.


У истоков цивилизации (4 ч)

Ключевые вопросы

Как вы думаете, почему переход от охоты и собирательства к производящему хозяйству называют переворотом в жизни древних людей?


Тема 4. Возникновение земледелия и скотоводства (2 ч)

Переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества. Отличия производящего хозяйства от присваивающего. Образование родовых общин и племен. Организация родоплеменной власти: вожди и советы старейшин. Совершенствование орудий труда и техники земледелия. Развитие ремесел.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Описывать жизнь и занятия людей в родовой общине по примерному плану. Обобщать информацию и делать выводы о качественных изменениях в образе жизни и занятиях людей и причинах неравномерного развития древних обществ с появлением земледелия. Датировать новые явления, устанавливать их последовательность и длительность.


Тема 5. От первобытности к цивилизации (2 ч)

Предпосылки открытия меди, переход к изготовлению орудий труда из металлов. Смена каменного века бронзовым и последствия этого: появление излишков, разделение племен на земледельцев и скотоводов, появление обмена, денег и торговли. Возникновение социального неравенства: появление частной собственности, переход от родовой общины к соседской, формирование знати.

Основные признаки первобытного периода и цивилизации. Подведение итогов изучения раздела «Жизнь и открытия первобытных людей».

Характеристика основных видов деятельности ученика

Объяснять причины перехода от каменного века к бронзовому. Определять причины и следствия появления неравенства между людьми. Анализировать исторические явления и процессы, выделять их главные признаки, формулировать определения понятий «первобытность» и «цивилизация». Оценивать вклад первобытного общества в историю и культуру человечества, формулировать и высказывать собственное отношение к памятникам древнейшей культуры. Использовать новые знания и умения в изучении новых объектов древнейшего прошлого.


Тема 6. Счет лет в истории (1ч)

Многообразие способов счета лет в древности: эра, век, календарь, даты. Линия времени. Правила соотнесения, определения последовательности и длительности исторических событий, решения элементарных хронологических задач.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов, решать хронологические задачи.


Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (17 ч)


Цивилизации речных долин (5 ч)

Ключевые вопросы

Почему первые цивилизации появились на берегах великих рек Древнего Востока?

Чем были похожи цивилизации Древнего Востока и чем они различались?


Тема 7. Египет - дар Нила (1ч)

Природно-географическое положение Египта, роль реки Нила в развитии древнеегипетской цивилизации. Условия для занятия земледелием. Предпосылки возникновения государственной власти и управления в Египте и объединения страны под властью правителей Южного царства. Письменность Египта.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на карте долины великих рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, его дельту. Описывать природные условия Египта. Устанавливать хронологическую последовательность важнейших событий истории Древнего Египта. Определять характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации.


Тема 8. Страна двух рек (1ч)

Географическое положение Месопотамии (Междуречья), ее природно-климатические особенности. Шумеры. Шумерские города-государства. Глиняные таблички и клинопись. Мифы и сказания шумеров.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Сравнивать природные условия Древнего Египта и Междуречья, занятия жителей, выделять сходство и отличия. Определять характерные признаки цивилизации Междуречья как речной цивилизации. Описывать памятники культуры Междуречья. Анализировать содержание шумерского мифа о потопе, высказывать суждения о ценности мифов для изучения истории Междуречья.


Тема 9. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (1ч)

Причины возвышения Вавилона в XVIII в. до н. э. Законы Хаммурапи как исторический источник.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Объяснять причины возвышения Вавилона на основе анализа карты и учебного текста. Описывать образ царя Хаммурапи и характеризовать его правление на основе разных источников. Анализировать приведенные в тексте учебника фрагменты законов Хаммурапи и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона при царе Хаммурапи; высказывать аргументированное суждение о значении его законов.


Тема 10. Древнейшие цивилизации Индии и Китая (2 ч)

Географическое положение Индии и Китая, особенности рек Инд и Хуанхэ. Мифы о потопе как отражение природных и культурных особенностей древних народов Индии и Китая. Ха- раппская цивилизация. Особенности источников по истории первых государств Китая; хозяйственная, социально-политическая и культурная жизнь древних китайцев в бронзовом веке.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города. Сравнивать природные условия Древней Индии и Древнего Китая с природными условиями в Древнем Египте и Междуречье. Анализировать содержание фрагментов исторических источников (мифы, гадательные надписи), на их основе делать выводы о хозяйственной деятельности жителей Древней Индии и Древнего Китая, социально-политическом устройстве этих государств, религиозных представлениях населения.


Древний Египет (4 ч)

Ключевые вопросы

Как жили древние египтяне?

Какие памятники истории и культуры были ими созданы?


Тема 11. Фараоны и пирамиды (1 ч)

Вещественные и письменные источники истории Египта. Дешифровка древнеегипетской письменности Ф. Шампольо- ном. Пирамиды Египта и связь их строительства с заупокойным культом. Значение фараона в древнеегипетском обществе. Управление государством. Деспотическая власть.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Актуализировать знания о различных видах исторических источников. Оценивать историческое значение дешифровки древнеегипетской письменности Ф. Шампольоном. Характеризовать деспотическую власть в Египте.


Тема 12. Жизнь в Древнем Египте (1 ч)

Условия жизни и труда земледельцев и ремесленников. Условия жизни и занятия вельмож. Древнеегипетские храмы и культ богов. Значение жрецов в древнеегипетском обществе. Народное восстание в Египте по данным «Речения Ипусера».

Характеристика основных видов деятельности ученика

Описывать и сравнивать условия жизни и труда представителей разных социальных групп древнеегипетского общества на основе разных источников. На основе фрагмента исторического источника высказывать суждения о причинах восстания в Древнем Египте и об отношении автора документа к описываемым им событиям.


Тема 13. Завоевания фараонов (1 ч)

Освобождение от иноземного владычества. Завоевательные походы древнеегипетских фараонов в середине II тыс. до н. э. Завоевания Тутмоса III и превращение Египта в XV в. до н. э. в самое могущественное государство в мире. Новая столица Египта - Фивы, дворцы и храмы. Фараон-мятежник: основные направления религиозной политики Эхнатона и причины ее провала.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на карте направления походов Тутмоса III, места сражений, границы Древнего Египта в период наивысшего могущества. Раскрывать существенные черты религиозных преобразований Эхнатона и объяснять причины их неудачи.


Тема 14. Культура Древнего Египта (1 ч)

Понятие «культура». Каноны изобразительного искусства, особенности скульптуры и живописи Древнего Египта, памятники мирового значения. Религия древних египтян как отражение природных и социокультурных особенностей Древнего Египта. Миф об Осирисе. Научные знания в Древнем Египте.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формулировать определение понятия «культура». Выделять существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта. Описывать выдающиеся памятники культуры Древнего Египта. Описывать образы богов и раскрывать их символическое значение. Высказывать суждения об уровне развития науки в Древнем Египте. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Западная Азия в век железа (4 ч)

Ключевые вопросы

Как изменилась жизнь людей в странах Древнего Востока в железном веке по сравнению с бронзовым веком? Почему именно тогда древние народы открыли и освоили новые земли, появились новые государства?


Тема 15. Финикийские мореплаватели (1 ч)

Географическое положение и природные особенности городов-государств на восточном берегу Средиземного моря. Занятия финикийцев. Финикийские колонии. Маршруты древних мореплавателей и торговцев. Финикийский алфавит и его роль в развитии письменности.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Сопоставлять признаки железного века с предыдущими периодами, определять последствия освоения человечеством обработки железа. Объяснять причины более раннего наступления железного века в странах Западной Азии. Показывать на карте территорию Финикии, крупнейшие города, торговые пути, финикийские колонии. Описывать занятия жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны. Высказывать суждения о вкладе финикийцев в мировую культуру.


Тема 16. Древняя Палестина (1 ч)

Географическое положение и природные особенности Палестины. Библия об истории еврейского народа до победы над филистимлянами, принятии единобожия и образования государства Израиль. Первые цари Израиля. Строительство храма в Иерусалиме. Причины распада единого государства после смерти Соломона на Иудейское и Израильское царства.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на карте территорию Древней Палестины, города, государства. Описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, анализировать фрагменты исторических источников, сравнивать религию евреев и египтян.


Тема 17. Ассирийская военная держава (1 ч)

Географическое положение и природные условия Ассирии, обеспечившие ее военное превосходство над соседними государствами с началом железного века. Ассирийская армия - армия нового типа (железное оружие, конница, тараны и др.). Образование военной державы и политика ассирийских царей в завоеванных странах. Правители Ассирии. Причины падения Ниневии в конце VII в. до н. э.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на карте территорию Ассирийской державы, объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств и народов с наступлением железного века. Описывать армию ассирийцев, сопоставляя ее вооружение и приемы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока. Характеризовать самых известных правителей Ассирии, используя текстовые и наглядные источники, давать оценку наиболее значительным событиям истории Ассирийской державы.


Тема 18. Победители Ассирии (1 ч)

Борьба за раздел ассирийских владений и возвышение Нововавилонского царства. Новые государства в Малой Азии: Лидия, Мидия, Персия. Навуходоносор и расцвет Вавилона на рубеже VII-VI вв. до н. э. Памятники культуры: висячие сады, храм Мардука, ворота Иштар и др. Научные познания вавилонян.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Сравнивать древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по различным критериям (территория, управление), выявлять сходство и различия между ними. Характеризовать исторические личности (Навуходоносор, Киаксар), высказывать суждения об их исторической роли. Описывать древние города, формулировать и высказывать собственные впечатления о памятниках мировой истории и культуры.

Великие державы Древнего Востока (4 ч)

Ключевые вопросы

Почему великие державы Древнего Востока могли образоваться только в железном веке?

Какой след в истории оставили великие державы Древнего Востока?


Тема 19. Образование державы Маурьев в Индии (1 ч)

Переселение ариев в долину Инда в середине II тыс. до н. э. Предпосылки перехода индоариев от кочевого скотоводства к оседлому земледелию и ремеслам. Хозяйственное освоение долины Ганга в начале железного века. Образование государств и особенности цивилизации в долине Ганга. Верования индийцев. Варны, отношения в обществе. Образование державы Маурьев и ее расцвет в царствование Ашоки (III в. до н. э.). Легенда о Будде. Причины распространения буддизма и его роль в укреплении государства. Культурные достижения и научные открытия индийцев.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на карте районы земледелия в долинах Инда и Ганга, территорию государства Ашоки. Характеризовать особенности природных условий страны, занятия жителей. Объяснять причины перехода индоариев к оседлому образу жизни. Соотносить события истории Древней Индии с историей других государств Древнего Востока. Раскрывать характерные черты религиозных верований индийцев. Описывать памятники культуры и достижения индийцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру. Сравнивать древнеиндийскую цивилизацию с другими цивилизациями железного века, выделять сходство и отличия.


Тема 20. Единое государство в Китае (1ч)

Начало железного века в Китае и освоение долины Янцзы. Образование новых государств и междоусобные войны между правителями этих стран в VI-III вв. до н. э. Конфуций и его учение. Объединение Китая под властью Цинь Шихуана. Великая Китайская стена. Изобретения китайцев. Великий шелковый путь.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на карте территорию империи Цинь, крупные города, Великую Китайскую стену, Великий шелковый путь. Соотносить важнейшие события истории Древнего Китая с историей других государств Древнего Востока. Сравнивать формы государственного устройства, положение различных групп населения в Индии и Китае. Рассказывать о выдающихся памятниках истории и культуры Древнего Китая, высказывать суждения об их месте в мировом историко-культурном наследии, представлять результаты своих исследований в форме творческих проектов.


Тема 21. Великая Персидская держава (2 ч)

Объединение персов под властью Кира и образование Персидской державы в борьбе с Мидией, Лидией, Вавилоном и Египтом. Политика Кира в отношении завоеванных народов. Борьба за власть в Персидской державе после смерти Кира. Победа Дария I над своими соперниками, его административные, денежные и военные реформы. Подведение итогов изучения раздела «Древний Восток».

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на карте территорию Персидской державы, покоренные персами государства, сопредельные народы и племена. Сопоставлять политику правителей Персии и других древневосточных государств (Египта, Междуречья, Индии, Китая) в отношении покоренных народов, объяснять ее мотивы и следствия. Характеризовать личность и политику Дария I на основе различных источников, обобщать черты, присущие правителям древневосточных держав (первая половина I тыс. до н. э.).

Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить значимые события истории Древнего Востока по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, общественный строй в странах Древнего Востока. Раскрывать существенные черты культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древнего Востока, о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 ч)


Древнейшая Греция (4 ч)

Ключевые вопросы

Как начиналась история Древней Греции? Какие источники могут о ней рассказать?


Тема 22. Греция и Крит в эпоху бронзы (1 ч)

Географические и природные условия Греции. Занятия древнейших жителей Балканского полуострова. Вторжение ахейских племен в начале II тыс. до н. э. Миф о Тесее и Минотавре. Ахейская Греция в XV-XII вв. до н. э. Микены, Троя и другие города-государства как памятники истории и культуры бронзового века. Троянская война.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на карте Северную и Среднюю Грецию, Пелопоннес, остров Крит, соотносить их географическое положение с уже известными государствами. Описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителей, сравнивать их с при- родно-географическими условиями и занятиями жителей Древнего Египта и Междуречья. Высказывать суждения о причинах образования государств в Греции и на Крите, об их государственном устройстве, о причинах гибели критской цивилизации.

Анализировать данные мифа о Тесее и Минотавре, выделяя в его содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками. Описывать памятники истории и культуры Древней Греции, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности. Анализировать миф о начале Троянской войны, сопоставлять разные версии причин Троянской войны.


Тема 23. Поэмы Гомера (1 ч)

Вторжение дорийских племен в Грецию и на Крит в конце II тыс. до н. э. «Темные века» в истории Греции и становление новой греческой цивилизации. Мифы о Троянской войне и ее героях как память об ахейской Греции. Образ Гомера. «Илиада» и «Одиссея» как бессмертные памятники культуры и ценные исторические источники.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на карте направления вторжения дорийских племен, характеризовать его последствия для истории Греции. Определять во времени место периода «темных веков» и Троянской войны, соотносить события древнейшей истории Греции друг с другом и с историей государств Древнего Востока. Анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по различным критериям; высказывать суждения об их месте в мировом культурном наследии. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


Тема 24. Боги и герои Эллады (2 ч)

Мифы о богах Олимпа. Связь древнегреческой мифологии с условиями жизни и занятиями древних греков. Древнегреческие храмы и культ богов. Герои Эллады: Геракл, Прометей, Ахилл и др.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Описывать образы богов, анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями древних греков. Сравнивать религию и мифы древних греков с религией и мифологией Древнего Востока. На основе древнегреческих мифов воссоздавать образ идеального героя Древней Греции: черты характера, качества личности, цели жизни, поступки и др. В дополнительных источниках искать информацию по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве», готовить тематические сообщения и проекты.

Рождение античного мира (3 ч)

Ключевые вопросы

Чем античная цивилизация Греции отличалась от крито- микенской цивилизации и цивилизаций Древнего Востока?


Тема 25. Греческие полисы и Великая греческая колонизация (1 ч)

Понятие «античность». Сущность «греческого чуда» и его последствия для дальнейшего развития Греции. Характерные черты древнегреческого полиса. Великая греческая колонизация.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формулировать определение понятия «античность». Выявлять и объяснять отличия античной цивилизации Греции от крито-микенской цивилизации и цивилизаций Древнего Востока. Описывать типичный центр греческих городов-полисов, его главные сооружения. Анализировать и обобщать информацию о положении различных групп населения в полисе. Объяснять причины Великой греческой колонизации, показывать на карте ее основные направления, крупнейшие колонии греков. Высказывать суждения о значении великой греческой колонизации в истории.


Тема 26. Афинский полис (1ч)

Географическое положение Аттики и занятия ее жителей. Положение различных слоев населения Афинского полиса. Реформы Солона. Победа демоса и тирания Писистрата. Реформы Клисфена.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на карте территорию Аттики, Афины, важнейшие районы земледелия. Описывать природные условия и занятия жителей Аттики, анализировать данные мифа о дарах Афины и Посейдона городу Афинам. Раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними. Выявлять сущность и давать оценку реформ Солона и Клисфена.


Тема 27. Древняя Спарта (1ч)

Географическое положение Спарты и природные условия Лаконии. Государственное управление в Спарте. Спартанское войско. Система воспитания детей и молодежи.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Находить и показывать на карте Пелопоннес, Спарту. Выявлять и объяснять особенности политического устройства Спарты, хозяйственной деятельности населения. Описывать жизнь и занятия спартанцев, давать образную характеристику спартанскому войску, спартанскому воспитанию.

Греко-персидские войны (2 ч)

Ключевые вопросы

Рассмотрите карту (с. 162 учебника). Какие территории захватили персы в Азии, какие в Европе?

Каковы причины и последствия греко-персидских войн?


Тема 28. Герои Марафонской битвы (1 ч)

Греческие колонии в Малой Азии под властью персов. Восстание в Милете. Причины вторжения персов в Грецию. Поход персов против Афин 490 г. до н. э. Соотношение сил персов и греков. Планы персов в Марафонской битве. Тактика Мильти- ада и причины победы греков. Значение победы греков в битве при Марафоне.

Характеристика основных видов деятельности ученика

На основе текста учебника и карты формулировать причины греко-персидских войн. Рассказывать о походе персов 490 г. до н. э., используя карту. Формулировать причины победы греков при Марафоне. Давать образную характеристику полководца Мильтиада.


Тема 29. Персидское нашествие на Грецию (1ч)

Поход персов под командованием Ксеркса на Грецию (480 г. до н. э.). Ведущая роль Афин и Спарты в организации освободительной борьбы. Фермопильское сражение и его значение в укреплении боевого духа эллинов. Саламинское сражение. Итоги войн с Персией.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на карте направления движения персидского войска, места главных сражений; называть полисы, поддержавшие персов и выступившие против них. Оценивать боеспособность персидского войска, сравнивать боевые качества военных кораблей противников, планы спартанских и афинских военачальников. Рассказывать о главных сражениях, используя текст и схемы, оценивать их значение. Формулировать причины и последствия победы греков в войнах с Персией, обосновывать прогнозы дальнейшего развития крупнейших полисов.

Могущество и упадок Афин (3 ч)

Ключевые вопросы

В чем состояли итоги греко-персидских войн?

В чем выразилось главенствующее положение Афин среди греческих полисов?

Почему Спарта начала войну против Афин и выиграла ее?


Тема 30. Расцвет демократии в Афинах (1ч)

Главенствующее положение Афин среди греческих полисов во второй половине V в. до н. э. «Век Перикла». Укрепление основ демократии в Афинах в результате греко-персидских войн. Народные собрания как феномен социально-политической жизни Афин. Категории населения, лишенные гражданских прав. Ограниченность афинской демократии. Недовольство союзников политикой Афин и предпосылки образования Пелопоннесского союза.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышении Афин во время греко-персидских войн. Оценивать роль и значение народного собрания в жизни Афин V в. до н. э. Сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств Древнего мира. Давать образную характеристику Перикла, собирать и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни и деятельности, формулировать оценочные выводы о роли его личности в истории Афин и Древней Греции.


Тема 31. Хозяйственное развитие Греции в V в. до н. э. (1 ч)

Особенности рабовладения в Греции. Источники рабства в античном мире. Масштабы использования рабов в ремесле и сельском хозяйстве. Положение рабов и отношение к ним свободных греков.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Сравнивать рабовладение в Греции и странах Востока, выявлять сходства и различия. Объяснять причины роста рабства в середине V в. до н. э. и оценивать значение рабского труда в экономическом развитии Афин. На основе текста и наглядных источников описывать положение рабов в Древней Греции. На основе учебного текста, документа и рисунка комплексно характеризовать торговую и хозяйственную деятельность Пирея, связи Афин с другими государствами и полисами.


Тема 32. Пелопоннесская война (1 ч)

Причины и начало Пелопоннесской войны(431-404 гг. до н. э.). Интересы различных слоев афинского общества и других греческих полисов в военном конфликте со Спартой и ее союзниками. Непрочность Никиева мира (421 г. до н. э.). Алкивиад на посту стратега и его планы войны со Спартой. Сицилийская катастрофа. Бегство Алкивиада в Спарту и критическое положение Афин (411 г. до н. э.). Вторичное избрание Алкивиада на должность стратега, победа афинского флота над спартанским. Роль Алкивиада в истории Афин. Последний этап войны (406-404 гг. до н. э.). Трагедия у Аргинусских островов и ее последствия для Афин. Поражение Афин в Пелопоннесской войне и ее последствия для Греции в целом.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Анализировать учебный текст, формулировать причины военно-политического конфликта между Афинами и Спартой и различного отношения к войне разных слоев населения двух крупнейших полисов. Давать образную характеристику Алкивиада, высказывать суждения о его роли в истории Афин и Древней Греции, участвовать в дискуссии. Формулировать причины поражения Афин в войне и оценивать его последствия.

Древнегреческая культура (3 ч)

Ключевые вопросы

В чем отличительные особенности культуры Древней Греции? Что в ней может служить образцом в наши дни ?


Тема 33. Граждане, ученые и атлеты Греции (2 ч)

Система обучения и воспитания детей в греческих полисах. Предпосылки становления в Древней Греции науки как особого рода деятельности. Научные интересы и открытия греческих ученых. Вклад древних греков в науки о человеке, природе, обществе и государстве. История первых Олимпийских игр и их значение в истории.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Актуализировать знания о понятии «культура», формулировать определение понятия «классическая культура», анализировать и обобщать информацию о древнегреческой культуре, делать выводы о ее характерных чертах. Образно реконструировать системы воспитания и обучения мальчиков и девочек в Афинах и Спарте, сравнивать их, формулировать причины отличия. Рассказывать о выдающихся ученых Древней Греции и их достижениях, давать оценку этим личностям, высказывать суждения о значении их деятельности для современного мира. С помощью текстовых источников и иллюстраций описывать Олимпийские игры, делать выводы о значении Олимпийских игр для древних греков и современного человечества. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


Тема 34. Архитекторы, скульпторы, поэты Греции (1ч)

Устройство древнегреческих храмов, особенности античной архитектуры. Афинский акрополь в «век Перикла». Выдающиеся скульпторы Древней Греции и их творения. Древнегреческий театр.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Описывать устройство древнегреческого храма, сравнивать его с древневосточными храмами. Творчески реконструировать образ афинского Акрополя с помощью текстовых и наглядных источников, эмпатически описывать впечатление, производимое сооружениями афинского Акрополя на его посетителей. Обобщать информацию о древнегреческих скульпторах и их произведениях, выявлять и объяснять различия между древнегреческим искусством и искусством Древнего Востока. Образно описывать древнегреческие театральные представления. Высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Македонские завоевания (4 ч)

Ключевые вопросы

Почему в V в. до н. э. ни Афинам, ни Спарте не удалось объединить греческие полисы в единое государство, а в IV в. до н. э. это сделала Македония?

Как изменилась карта Древнего мира в результате завоевательных походов Александра Македонского?


Тема 35. Возвышение Македонии (1 ч)

Географическое положение Македонского царства. Возвышение Македонии при царе Филиппе II. Реакция разных слоев населения Греции на угрозу македонского завоевания. Деятельность Демосфена. Битва при Херонее (338 г. до н. э.) и объединение полисов под властью Филиппа II. Подготовка греко-македонского^, похода против персов. Гибель Филиппа II.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формулировать причины возвышения Македонии, давать образную характеристику Филиппа II. Сравнивать отношение разных слоев греческого населения к угрозе македонского завоевания. Высказывать суждения о позиции Демосфена и его сторонников. Рассказывать о битве при Херонее, высказывать суждения о ее значении для дальнейшей судьбы Греции. Выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского.


Тема 36. Завоевания Александра Македонского (1ч)

Причины побед Александра над персами в Малой Азии (битвы при Гранине и Иссе). Осада Тира и «освобождение» Египта. Решающее сражение при Гавгамелах (331 г. до н. э.) и падение Персидской державы. Продолжение похода Александра Македонского на Восток. Завоевание Средней Азии и долины Инда, основание новых городов. Образование Македонской державы.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших сражений, соотносить эти события с другими датами истории Древней Греции и Древнего Востока. Формулировать причины побед Александра Македонского над персами в Малой Азии. Определять характер военных действий и их последствия для покоренных стран и народов. Объяснять причины отказа войска продолжать восточный поход. Давать образную характеристику Александру Македонскому, Дарию III.

Находить и показывать на карте места главных сражений, направления движения греко-македонских войск, основанные македонскими завоевателями города, границы Македонской державы и ее столицу; новые государства, образовавшиеся после смерти Александра Македонского.


Тема 37. Греческий Восток (2 ч)

Эллинистический мир. Распад Македонской державы после смерти Александра и образование новых государств: царство Птолемеев, государство Селевкидов, Македонское царство, Пергам и др. Греческий Восток - ареал распространения античной культуры. Александрия Египетская - политический, культурный и научный центр мира в III-I вв. до н. э. Ученые эпохи эллинизма и их открытия. Подведение итогов изучения раздела «Древняя Греция».

Характеристика основных видов деятельности ученика

Раскрывать причины распада державы Александра Македонского и образования на ее территории новых государств, выявлять существенные черты их государственного устройства, формулировать определение понятия «эпоха эллинизма». Образно описывать Александрию Египетскую и ее достопримечательности, рассказывать об открытиях александрийских ученых. Высказывать суждения об исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма.

Актуализировать и обобщать знания по истории Древней Греции. Находить и показывать на карте значимые историко- географические объекты по истории Древней Греции; использовать историческую карту и схемы сражений как источники информации о важнейших событиях древнегреческой истории. Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древней Греции. Соотносить по хронологическому признаку важнейшие события истории Древней Греции между собой и с событиями истории Древнего Востока. Формулировать определения важнейших понятий по истории Древней Греции. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, общественный строй в древнегреческих полисах. Раскрывать существенные черты культуры и религии Древней Греции, сравнивать их с культурой и религией стран Древнего Востока, выделять сход ство и различия. Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древнегреческой истории. Делать выводы о вкладе древнегреческой цивилизации в историю, высказывать суждения о значении культурного наследия Древней Греции в современном мире. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (21 ч)


Образование Римской республики (4 ч)

Ключевые вопросы

Как Рим из маленького поселения стал столицей огромной империи?

В чем своеобразие римской цивилизации? Какой след она оставила в мировой истории и культуре?


Тема 38. Начало римской истории (1ч)

Географическое положение и природные условия Апеннинского полуострова и Сицилии. Италия как объект греческой колонизации. Хронологические границы истории Древнего Рима и ее периодизация. Основание Рима: легенда и археологические раскопки на берегах Тибра. Этруски. Латины. Царский период истории Рима: признаки перехода от первобытности к цивилизации: вожди, совет старейшин (сенат), народное собрание. Патриции и плебеи. Легенды о героях Древнего Рима.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на карте территорию Апеннинского полуострова, остров Сицилия; земли, населенные этрусками; Лаций - область расселения латинского племени, греческие колонии; соотносить расположение значимых историко-географических объектов по истории Древнего Рима с известными объектами истории Древнего мира. Описывать природные условия и занятия жителей Древней Италии, сравнивать их с природными условиями Древней Греции и делать вывод об их сходстве и отличиях. Анализировать данные легенды о возникновении Рима, сопоставлять легендарные сведения с данными археологических раскопок. Раскрывать существенные черты положения патрициев и плебеев, формулировать причины борьбы плебеев за свои права и установление республики.


Тема 39. Республика римских граждан (2 ч)

Установление республики в Древнем Риме. Борьба плебеев за свои права и интересы, введение должности народного трибуна. Своеобразие формы государственного устройства в Римской республике. Римская армия в первой половине I тыс. до н. э. Пантеон римских богов.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Анализировать учебный текст, сравнивать факты по предложенным критериям и формулировать выводы о сходстве и различиях в положении царей и консулов, патрициев и плебеев в Древнем Риме. Характеризовать основные результаты борьбы плебеев за гражданские права. Выделять главные особенности государственного устройства Римской республики, сопоставлять их с государственным устройством Афинского полиса, формулировать и высказывать суждения по дискуссионным вопросам политической жизни Римской республики. Характеризовать религиозные представления древних римлян, находить и объяснять сходства и отличия римской религии и религии древних греков.


Тема 40. Завоевание Римом Италии (1 ч)

Политика римлян по отношению к соседним народам и племенам. Войны с галлами. Завоевание Средней и Южной Италии. Войны с Пирром. Причины военных и политических побед римлян над своими противниками. «Разделяй и властвуй!» как принцип управления подвластными территориями и народами. Основные изменения во внутреннем и внешнем положении Рима к III в. до н. э.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Определять длительность и последовательность событий и явлений, относящихся к изучаемой теме, в контексте истории Древнего Рима и истории Древнего мира в целом. Анализировать легенды, различая в их содержании реальные факты и вымысел. Объяснять моральные уроки, которые римляне выносили из трагических событий своей истории. Формулировать причины победы римлян над народами Апеннинского полуострова. Давать характеристику римской армии, выделяя ее преимущества перед армиями других государств Древнего мира.

Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч)

Ключевые вопросы

Каким образом Рим в III-II вв. до н. э. установил свое господство в Средиземноморье?

Какое значение римское владычество имело для самого Рима и народов Средиземноморья?


Тема 41. Первая война с Карфагеном (1 ч)

Предпосылки римских завоеваний в Средиземноморье в III в. до н. э. Основные соперники Рима в борьбе за господство в Западном и Восточном Средиземноморье. Политическое и экономическое положение Карфагена в Западном Средиземноморье в начале III в. до н. э. Столкновение интересов Рима и Карфагена в борьбе за Сицилию. Цели участников в Первой Пунической войне. Создание военно-морского флота и победа Рима в борьбе за Сицилию. Предпосылки новых столкновений и подготовка к ним в Риме и Карфагене. Ганнибал.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Анализировать историческую ситуацию, в том числе на основе карты; прогнозировать приоритеты внешней политики Рима после завоевания Италии. Соотносить события, относящиеся к изучаемой теме, с событиями истории Древнего Рима и других государств. Сравнивать военные силы соперников, определять цели войны, формулировать причины победы Рима в Первой Пунической войне и показывать на карте территориальные изменения, прогнозировать дальнейшее развитие событий. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


Тема 42. Война с Ганнибалом (1 ч)

Нарушение Карфагеном мирного договора и объявление войны. Военные планы римлян и вторжение Ганнибала в Италию через Альпы. Битва при Каннах (216 г. до н. э.). Причины победы Ганнибала и ее последствия. Публий Корнелий Сципион и победа римской армии у города Замы (202 г. до н. э.). Причины поражения Карфагена во Второй Пунической войне.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Давать образную характеристику выдающимся историческим личностям (Ганнибал, Сципион и др.). Характеризовать причины Второй Пунической войны, цели, характер военных действий римлян и карфагенян. Использовать историческую карту и схему битвы при Каннах как источник информации, рассказывать о важнейших событиях, высказывать суждения об их историческом значении, прогнозировать развитие событий. Формулировать причины победы римлян во Второй Пунической войне, давать оценку этому событию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


Тема 43. Рим - завоеватель Средиземноморья (1ч)

Продолжение завоевательной политики Рима в Восточном Средиземноморье. Война с Македонией. Войны против великих царств Малой Азии и полисов Греции. Третья Пуническая война (149-146 гг. до н. э.) и уничтожение Карфагена. Рим - владыка Средиземноморья. Провинции и принципы управления ими. Последствия римских завоеваний III-II вв. до н. э. для Рима и покоренных им народов.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье. Объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье. Высказывать суждения о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян.

Гражданские войны в период Римской республики (5 ч)

Ключевые вопросы

Какие проблемы возникли перед Римским государством в результате его завоеваний?

Почему в Риме начались гражданские войны и как они повлияли на его развитие?


Тема 44. Народные трибуны - братья Гракхи (1ч)

Внутреннее положение Рима в результате завоеваний в Средиземноморье. Противоречия между римлянами и союзниками, покоренными народами, аристократами и народом. Братья Гракхи: происхождение, образование и семейное воспитание, черты характера. Земельный закон трибуна Тиберия Гракха (133 г. до н. э.) и борьба вокруг него. Законодательная деятельность Гая Гракха в должности народного трибуна (123-121 гг. до н. э.). Причины поражения реформ братьев Гракхов. Начало гражданских войн в Римской республике.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Римского государства к концу II в. до н. э. Формулировать причины разорения римских крестьянских хозяйств и невиданного обогащения аристократов. Давать образную характеристику личностям Тиберия и Гая Гракхов, анализировать их деятельность. Объяснять причины поражения братьев Гракхов. Раскрывать предпосылки наступления периода гражданских войн в Древнем Риме.


Тема 45. Сулла - первый военный диктатор Рима (1ч)

Обострение противоречий внутри римского общества и государства на рубеже II-I вв. до н. э. Война в Нумидии. Военные реформы Гая Мария. «Союзнические» войны и наделение италиков гражданскими правами. Борьба между сторонниками Мария и Суллы. Диктатура Суллы и ее последствия.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Давать характеристику внутреннему положению Римского государства. Оценивать сильные и слабые стороны римской армии после преобразований Гая Мария. Объяснять причины конфликта между Марием и Суллой. Формулировать определение понятия «гражданская война», раскрывать характерные черты этого явления на примере противостояния сторонников Мария и Суллы. Объяснять, чьи интересы выражали Марий и Сулла, раскрывать сущность диктатуры Суллы, определять ее влияние на римское общество в первой половине I в. до н. э., прогнозировать тенденции дальнейшего развития Рима.


Тема 46. Восстание Спартака (1ч)

Источники рабства в Древнем Риме и причины увеличения количества рабов в III-I вв. до н. э. Особенности применения рабского труда в Риме. Гладиаторы. Восстание под предводительством Спартака: причины, планы восставших, личность Спартака, развитие событий в 74-71 гг. до н. э., основные сражения, направления походов рабов, причины поражения.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Анализировать историческую ситуацию, искать ответы на вопросы об источниках рабства, о причинах увеличения численности рабов в Древнем Риме и об отношении к ним рабовладельцев, используя контекстные знания. Описывать гладиаторские бои на основе разных источников (учебный текст, иллюстрации, дополнительные источники), высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу. Составлять комплексную характеристику восстания Спартака, рассказывать о его отдельных эпизодах, показывать на карте направления походов восставших и места сражений с римской армией, высказывать суждения о причинах поражения восстания и его историческом значении.


Тема 47. Цезарь - повелитель Рима (1ч)

Триумвират (Марк Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь) и борьба его участников за власть. Войны Цезаря в Галлии и переход Рубикона (49 г. до н. э.). Гражданская война 49-45 гг. до н. э. и установление единоличной власти Цезаря. Управление Цезаря Римом и причины заговора республиканцев. Гибель Цезаря (44 г. до н. э.).

Характеристика основных видов деятельности ученика

Давать сравнительную характеристику Красса, Помпея и Цезаря. Находить и показывать на карте историко-географи- ческие объекты, связанные с гражданской войной 49-45 гг. до н. э. Объяснять политические последствия перехода Цезарем Рубикона, выделять в сложившейся исторической ситуации признаки гражданской войны. Сравнивать диктатуру Суллы и Цезаря, объяснять, чьи интересы защищал Цезарь и почему возник заговор против него. Давать оценку личности Цезаря как полководца и правителя, высказывать суждения о его роли в истории.


Тема 48. Падение республики (1ч)

Положение в Риме и судьба республики после убийства Цезаря. Борьба сторонников республики и «наследников Цезаря». Поражение республиканцев в битве у города Филиппы (43 г. до н. э.). Борьба между Антонием и Октавианом за единоличную власть. Причины победы Октавиана.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формулировать причины победы Антония и Октавиана в борьбе со сторонниками республики и победы Октавиана в борьбе за единоличную власть. Систематизировать тенденции социально-политического развития Рима во II-I вв. до н. э. Показывать на карте места важнейших событий, ускоривших падение республики. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


Расцвет и могущество Римской империи (4 ч)

Ключевые вопросы

Какой была жизнь в Риме и его провинциях во времена расцвета и могущества Римской империи?

Тема 49. Император Октавиан Август (1 ч)

Властные полномочия Октавиана Августа и укрепление его единоличной власти. Новые завоевания и расширение границ Римской империи. Предпосылки расцвета римской культуры во времена правления Октавиана Августа. Золотой век поэзии. Развитие научных знаний в Древнем Риме.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Различать и сопоставлять признаки республики и монархии в политической жизни Рима при Октавиане Августе, делать вывод о реальной форме-его правления. Давать образную характеристику Октавиана Августа. Объяснять причины расцвета римской культуры, высказывать суждения о художественных достоинствах произведений золотого века римской поэзии и значении научных достижений древних римлян. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Тема 50. Цезари Рима (1ч)

Предпосылки отказа от восстановления республики при преемниках Октавиана Августа. Положение цезарей (императоров). «Наихудшие» (Нерон) и «наилучшие» (Траян) императоры: черты личности, цели, способы и итоги их правления в оценках современников и потомков. Расширение границ Римской империи при Траяне.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Объяснять причины усиления монархических черт управления Римом в 1-Н вв. н.э. Давать образную характеристику ярким историческим личностям и формулировать свое отношение к ним. Показывать на карте новые завоеванные территории и I

границы империи в период наивысшего расцвета. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Тема 51. Жизнь в Римской империи (2 ч)

Облик Рима в период наивысшего могущества империи. Особенности римской архитектуры. Памятники культуры и истории Рима времен империи. Отдых и досуг римлян. Состояние дорог и их значение для управления провинциями. Облик провинциальных городов империи: общее и особенное. Причины расширения гражданских прав на все свободное население Римской империи (212 г.). Проблемы использования рабского труда в сельском хозяйстве в связи с сокращением завоевательных походов. Колоны.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Объяснять причины превращения Рима в период ранней империи в столицу средиземноморского мира и невиданного размаха городского строительства. Образно описывать крупнейшие памятники римской архитектуры. В творческой форме реконструировать образ жизни римлян, сравнивать его с образом жизни древних греков. Объяснять причины и следствия расширения гражданских прав населения империи. Формулировать причины низкой эффективности труда рабов в сельском хозяйстве и перехода к колонату. Прогнозировать тенденции развития Римской империи. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Закат античной цивилизации (5 ч)

Ключевые вопросы

Что привело Римскую империю в III в. к кризису во всех сферах жизни государства и общества? Какие реформы были проведены в империи? Почему в V в. она все же погибла?

Тема 52. Кризис Римской империи в III в. (1 ч)

Кризисные явления во всех сферах жизни римского общества и государства. Деятельность императора Аврелиана (270-275 гг.) и безуспешные попытки преодолеть кризис.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Выделять признаки кризиса Римской империи во всех сферах жизни общества и государства. Объяснять причины кратковременных успехов императора Аврелиана в восстановлении территориальной целостности империи и неудачи его преобразований.

Тема 53. Христианство (1ч)

Условия возникновения нового религиозного учения в Палестине. Этапы распространения христианства в контексте социально-политической истории Римской империи. Христианские общины, преследования первых христиан в императорском Риме. Предпосылки превращения в конце III в. христианской церкви в организованную и влиятельную силу.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Называть условия возникновения христианского учения. Высказывать суждения о новизне и привлекательности учения Иисуса для определенных групп населения Римской империи, о причинах его популярности в I-III вв. Давать характеристику первым христианским общинам и условиям их деятельности. Рассказывать о преследованиях христиан, используя дополнительные источники. Объяснять причины становления христианской церкви, характеризовать ее положение в обществе, используя новые понятия.

Тема 54. Императоры Диоклетиан и Константин (1ч)

Личности римских императоров III-IV вв., способы борьбы за верховную власть в Риме и провинциях, роль армии в политической жизни империи.

Диоклетиан (284-305 гг.) и его реформы управления Римом: уничтожение признаков республики и установление монархии, административная и налоговая реформы, их эффективность в борьбе с кризисом Рима.

Константин (306-337 гг.) и его реформы в религиозной, социально-экономической и культурной сферах жизни Римской империи. Причины прекращения гонений на христианскую церковь и основание «Нового Рима».

Характеристика основных видов деятельности ученика

Давать обобщенную характеристику императоров Диоклетиана и Константина, анализировать их реформы в сферах политики, экономики, религии и культуры. Высказывать суждения о причинах, целях и результатах их преобразований.

Тема 55. Падение Западной Римской империи (2 ч)

Натиск варварских племен на границы Римской империи в период Великого переселения народов. Политика Феодосия I по преодолению кризисных явлений: уступки готам, запрет языческих религий и обрядов, утверждение христианства в качестве единственной религии. Раздел империи (395 г.) и его последствия для судеб западной и восточной частей Римской империи. Нашествия варваров на Рим в V в.: Аларих и взятие Рима готами в 410 г.; Аттила и «битва народов» (451 г.), разорение Рима вандалами (455 г.), захват Рима в 476 г. Причины падения Западной Римской империи. Закат античной цивилизации. Конец истории Древнего мира. Подведение итогов изучения раздела «Древний Рим».

Характеристика основных видов деятельности ученика

Показывать на карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной Римской империи и Западной Римской империи. Формулировать причины падения Западной Римской империи, оценивать значение этого события в масштабах истории Древнего мира и мировой истории.

Актуализировать и обобщать знания по истории Древнего Рима. Находить и показывать на карте значимые историко- географические объекты по истории Древнего Рима; использовать историческую карту и схемы сражений как источники информации о важнейших событиях древнеримской истории. Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего Рима. Соотносить по хронологическому признаку важнейшие события истории Древнего Рима между собой и с другими событиями истории Древнего мира. Формулировать определения важнейших понятий по истории Древнего Рима. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, общественный строй в Древнем Риме в разные периоды его истории. Раскрывать существенные черты культуры и религии Древнего Рима, сравнивать их с культурой и религией Древней Греции. Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего Рима. Делать выводы о вкладе древнеримской цивилизации в историю, высказывать суждения о значении культурного наследия Древнего Рима в современном мире. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Заключение (2 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика Актуализировать и обобщать знания по истории первобытного общества и цивилизаций Древнего мира. Определять место исторических событий во времени. Находить и показывать на

карте значимые историко-географические объекты по истории человечества в период от его возникновения до падения Западной Римской империи. Использовать исторические карты как источники информации о важнейших событиях истории первобытности и Древнего мира. Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира. Формулировать определения важнейших понятий по истории Древнего мира. Объяснять причины перехода от присваивающего хозяйства к производящему, от первобытности к цивилизации, от Античности к новому историческому этапу - эпохе Средневековья. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в первобытном обществе и в крупнейших государствах Древнего мира. Объяснять причины возникновения искусства и религии. Раскрывать существенные черты культур и религий Древнего мира, выделять сходство и различия. Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира. Высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

























Приложение № 1

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ



№ п/п


Вид работы


Тема


1

Проверочное тестирование

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян

Религия древних греков

Греко-персидские войны

Завоевание Римом Италии

Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака

2

Обобщающее тестирование

Жизнь первобытных людей

Древний Восток

Древняя Греция

Древний Рим

3

Итоговое тестирование

Итоговое тестирование по учебному предмету «История.5 класс»
































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Основная литература


для учителя:


  1. Программа курса «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.- сост. Ф.А.Михайловский. - М.: ООО «Русское слово», 2012. - (ФГОС. Инновационная школа)

  2. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 .класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово - учебник, 2012. - 296 с. - (ФГОС. Инновационная школа).

  3. Мультимедийное приложение к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». - М.: ООО «Мультимедиа компания «АЛЮР», 2012. - (ФГОС. Инновационная школа).

  4. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского.-М.: Русское слово. 2012.- 304 с. .

для учащихся:


  1. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 .класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово - учебник, 2012. - 296 с. - (ФГОС. Инновационная школа).


Дополнительная литература

для учителя:


  1. Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2005-23 с.

  2. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000-302

  3. Быльева В. и др. История Древнего мира: Пособие для учителя истории. 5 КЛ. Брянск, 2003-144 с.

  1. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл. М.: Просвещение, 2003-350 с.

  1. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.

  2. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997-76с.

  3. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции - М.,1998-278с.

  4. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима - М.,1998-123с.

  5. С.В Колпаков. Н.А. Селунская «История древнего мира» 5 класс М. Дрофа 2003 год

  6. Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 КЛ.: Методическое пособие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005- 191 с.

  7. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. - М.,2000-173с.

  8. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

для учащихся:


  1. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977-148с.

  2. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции - М.,1998-278 с.

  3. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

















































Критерии оценивания учащихся по истории


Критерии оценки устного ответа


Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали

Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Речь бедная.

Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

Критерии оценивания письменного ответа


При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.








© 2010-2022