Рабочая программа по истории, 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Декановой Натальи Владимировны,

учителя истории и обществознания

первой квалификационной категории











по истории, 5 класс

























2015- 2016 учебный год

Содержание рабочей программы


  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Место учебного предмета в учебном плане

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся

  5. Содержание учебного предмета

  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета


















































Пояснительная записка

Рабочая программа по истории предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по истории по учебным предметам (Просвещение, 2011 г.) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.


Общие цели и задачи

Цель изучения курса:

освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Исходя из поставленной цели определены

общие задачи изучения курса:

-сформировать у обучающихся ценностные ориентиры для этно-национальной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

- воспитать толерантность, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

- формировать способность к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

- развивать у обучающихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- сформировать у обучающихся способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Курс составляет следующие содержательные линии:

  1. Историческое время

  2. Историческое пространство

  3. Историческое движение

Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

Формы и методы

1. Методы формирования сознания личности обучающегося (понятий, законов, теорий, взглядов, идеалов, убеждений):

а) словесные (лекция, рассказ, доклад, беседа, диспут, конференция);

б) наглядные (показ иллюстраций, демонстрация опытов);

2. Методы организации деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения обучающихся:

а) организация учебно-познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой деятельности обучающихся;

б) методы постановки задач;

в) методы выполнения практических действий обучающимися;

г) методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения в обществе;

д) методы регулирования, корригирования действий и поведения учащихся;

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения обучающихся (порицание, поощрение, использование общественного мнения или примера и т. д.);

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения обучающихся (устного, письменного, лабораторного контроля в обучении, наблюдения, оценки и самооценки поведения в обучении и воспитании).

.

Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование). Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с образовательной программой на 2015-2016 учебный год на изучение курса истории в 5 классе выделено 68 часов (из расчета 2 недельных часа, 34 уч. недели).

Освоение программы по предмету сопровождается промежуточной аттестацией. Промежуточная аттестация по предмету подразделяется на четвертную и годовую.

Четвертная промежуточная аттестация осуществляется путем выставления оценки по предмету за четверть по пятибальной системе.

Годовая промежуточная аттестация проводится в форме тестовой работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Содержание учебного предмета

Введение. 1 час

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Жизнь первобытных людей (6 ч.)

Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Счет лет в истории

Древний Восток (20 ч.)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах.Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция (21 ч)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим (16 ч.)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Учебник «История Древнего мира» для 5 класса, А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М: Просвещение, 2014.


Тема урока

Виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

Примечание

предметные

формируемые УУД

план

факт

Введение(1 час)

1

Введение.

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов.

Раскрывать значение терминов история, век, исторический участник.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Знать\понимать

что изучает история, измерение времени в истории, историческую карту,источники исторических знаний, вспомогательные исторические науки.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Познавательные: Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.

С. 6-8

03.09

Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов)

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3ч)

2

Древнейшие люди.

Формулировать тему и цели урока. Характеризовать условия и образ жизни, первые занятия древнейших людей. Извлекать информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстраций. Работать с исторической картой. Отвечать на вопросы.

Знать\понимать

целостное представление об историческом развитии человечества в период первобытности, историческую карту как источник информации о расселении древнейшего человека

Л. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Р. Показывать на карте места расселения древнейших людей.

К. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.

П. Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.

§1

вопросы

07.09

3

Родовые общины охотников и собирателей.

Формулировать тему и цели и задачи урока. Участвовать в обсуждениях вопросов, раскрывают значения терминов, описывают рисунок. Характеризуют каменный век, новые орудия труда, условия и образ жизни. Запоминают даты. Рассказывают устно об исторических событиях, раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий. Отвечают на вопросы.

Знать\понимать

условия существования, основные занятия в родовой общине охотников и собирателей

Л. Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.

Р. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.

К. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.

П. Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей

§2

вопросы

10.09

4

Возникновение искусства и религиозных верований

Ориентация в системе моральных норм и ценностей Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Устно охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Характеризовать религиозные верования древнего человека.

Знать\понимать

верования первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы

Л.Освоение общемирового культурного наследия.

Р. Охарактеризовать первобытные верования людей

К. Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах

П. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.

§3

вопросы

14.09

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2ч)

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

Уметь рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

Знать\понимать

значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.

Л. Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Р. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.

К. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.

П. Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

§4

вопросы

17.09

6

Появление неравенства и знати.

Рассказывать, как первобытные земледельцы вырастили зерно. На основе текста и иллюстраций учебника, составлять описание орудий труда, технологию их изготовления. Объяснять с помощью учителя термины. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

Знать\понимать

причины появления неравенства и знати, причины выделения знати

Л.Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

Р. Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.

К. Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

П. Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.

Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

§5

вопросы

21.09

7

Повторение по главам 1,2.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия;

-решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Знать\понимать

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Л.Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов

Р.Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

К.Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

П.Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

С. 29 вопросы

24.09

Глава 3. Счет лет в истории-1

8

Счет лет в истории

Решают исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени;

определяютист.время на ленте времени;

осмыслить различные понятия: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Знать\понимать

как ведётся счёт лет до н.э. и н.э., используя «линию» времени, соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность событий.

Л.Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени

Р.Уметь определять историческое время по ленте времени.

К.Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

П.Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

С. 29-32

вопросы

29.09

Раздел II. Древний Восток ()

Глава4. Древний Египет (8)

9

Государство на берегах Нила.

Формулируют тему и цели урока. Показывают на карте и словесно определяют местоположение Древнего Египта. Объясняют разливы Нила, называют природные условия Египта. Читают историческую карту, описывают местоположение Древнего Египта, называют дату объединения государства. Объясняют значения терминов.

Знать\понимать

историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего Египта.

Л.Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору

Р.Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

К.Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

П. Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.

§6

вопросы

01.10

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Демонстрируют выполнение д/з. Формулируют тему и цели урока. Объясняют роль Нила в жизни египтян. Объясняют значения терминов. Перечисляют жителей Египта, делают записи. Работают с текстом учебника. Объясняют значение терминов.

Знать\понимать

образы земледельцев и ремесленников Древнего Египта; понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности, объяснения жизни и быта земледельцев и ремесленников

Л. Экологическое сознание.

Р. Оценивать достижения культуры.

К. Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.

П. Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их.

§7

вопросы

05.10

11

Жизнь египетского вельможи.

Объясняют значение терминов. Формулируют тему и цели урока. На основе схемы рассказывают об устройстве египетского общества. Проводят поиск необходимой информации. Рассказывают о жизни, занятиях и быте вельмож.

Знать\понимать

жизнь египетского вельможи; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; расширять опыт оценочной деятельности; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников

Л. Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм.

Р. Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

К.Учиться работать в малой группе над общим заданием.

П.Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

§8

вопросы

08.10

12

Военные походы фараонов.

Объясняют значение терминов. Формулируют тему и цели урока. Знакомятся с египетским войском, его устройством, вооружением. Изучают завоевательные походы Тутмоса. Работают с контурной картой. Называют цели войн фараонов. Перечисляют последствия войн, делают вывод. Заполняют таблицу.

Знать\понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; объяснять причины активной завоевательной политики фараонов; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; выявлять закономерности трагических последствий завоеваний

Л.Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

Р. Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.

К.Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

П. Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.

§9

вопросы

12.10

13

Религия древних египтян.

Формулируют тему и цели урока. Объясняют значения понятий. Анализируют мифы. Знакомятся с религиозной системой Древнего Египта. Сравнивают религиозные верования египтян и первобытных людей. Рассказывают о египетских богах.

Знать\понимать

религиозные верования египтян, роль храмов, деятельность жрецов, главных богов, правилах их изображения; сравнивать религию египтян и первобытных людей.

Л. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа

Р.Характеризовать религию древних египтян.

К.Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

П.Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

§10

вопросы

15.10

14

Искусство Древнего Египта

Формулируют тему и цели урока. Записывают даты событий и термины по их определениям. Работают с картой. Рассказывают о впечатлениях, произведенных искусством Древнего Египта.

Знать\понимать

предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и культуры египтян

Л. Освоение общекультурного наследия древних египтян

Р.Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

К.Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

П.Подготовить презентации в PowerPoint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

§11

вопросы

19.10

15

Письменность и знания древних египтян.

Формулируют тему и цели урока. Раскрывают смысл терминов урока. Работают с картой. Знакомятся с датой возникновения письменности. Проводят поиск необходимой информации. Рассказывают о возникновении и системе египетской письменности и т.д.

Знать\понимать

памятники истории и культуры древних египтян; особенности научных знаний египтян; закономерности появления письменности и научных знаний египтян; опыт оценочной деятельности

Л.Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.

Р. Осуществлять познавательную рефлексию.

К.Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

П.Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

§12

вопросы

22.10

16

Повторение по теме «Древний Египет»

Формулируют тему и цели урока. Выполняют тестовые задания.

Знать\понимать

исторические факты и события, связанные с темой «Древний Египет»; решать тестовые задания; устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности в развитии древних цивилизаций

Л. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов.

Р.Анализировать достижения в земледелии.

К.Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

П.Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

С.65 вопросы и задания

26.10

Глава 5. Западная Азия в древности (7)

17

Древнее Двуречье.

Формулируют тему и цели урока. Показывают на карте Переднюю Азию, Двуречье, города. Работают с текстом учебника. Характеризуют отношения между учителем и учениками в писцовой школе.

Знать\понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостным представлением об историческом пути жителей Двуречья; устанавливать причинно- следственные связи между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием; расширять опыт оценочной деятельности

Л. Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни.

Р.Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

К.Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.

П.Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

§13

вопросы

29.10

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Проводят поиск необходимой информации в текстовых источниках.

Знать\понимать

характеристику Хаммурапи; причины возникновения законов; понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников

Л. Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим

Р. Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

К. Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.

П. Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи

§14

вопросы

19

Финикийские мореплаватели

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Характеризуют условия и образ жизни, занятия жителей Финикии. Работа с текстом учебника.

Знать\понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; закономерности в возникновении занятий жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны; собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории

Л. Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам

Р. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

К. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.

П. Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей

§15

вопросы

20

Библейские сказания.

Формулируют тему и цели урока. Дают определение понятия «религия». Работа с картой. Работают с текстом учебника.

Знать\понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостным представлением об историческом пути иудейского народа; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников

Л. Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Р. Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен

К. Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям

П. Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами

§16

вопросы

21

Древнееврейское царство.

Формулируют тему и цели урока. Раскрывают значения исторических терминов. Сравнивают исторические события. Проводят поиск необходимой информации в тексте.

Знать\понимать

события древнееврейского царства, основные и дополнительные источники информации; давать образную характеристику исторических личностей; расширять опыт оценочной деятельности; выявлять закономерности исторического развития

Л. Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Р. Дать оценку поступков Давиду и Самсону

К.Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах)

П. Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи

§17

вопросы

22

Ассирийская держава.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Выполняют задания в контурной карте. Знакомятся с достижениями ассирийцев. Проводят поиск необходимой информации в тексте.

Знать\понимать

понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий в Ассирийской державе; расширять опыт оценочной деятельности

Л. формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.

Р. Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»

К. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала

П. Определять причины падения Ассирийской державы

§18

вопросы

23

Персидская держава «царя царей».

Формулируют тему и цели урока. Работают с хронологией, находят ответы на вопросы в документах. Характеризуют правление Дария Первого. Составляют рассказ о важных событиях, исторических личностях.

Знать\понимать

древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по различным критериям, выделять сходства и различия; использовать историческую карту как источник информации; объяснять, как управлял Персидской державой Дарий Первый

Л. Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях

Р. Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы

К. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.

П. Установить причины возникновения Персидской державы.

§19

вопросы

Глава 6. Индия и Китай в древности (5)

24

Природа и люди Древней Индии

Формулируют тему и цели урока. Показывают изученные страны на карте. Работают с текстом учебника. Сравнивают религиозные взгляды индийцев и египтян. Характеризуют человеческие качества.

Знать\понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; закономерности в возникновении занятий жителей Древней Индии в контексте природно-географических условий страны; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории

Л. Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

Р. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии

К. Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах)

П. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

§20

вопросы

25

Индийские касты

Формулируют тему и цели урока. Знакомятся с терминами. Характеризуют условия и образ жизни, занятия людей разных каст индийского общества. Объясняют значения терминов. Рассказывают о создании в Индии цифр, шахмат, письма

Знать\понимать

целостное представление историческом пути возникновения буддизма; понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; описывать памятники истории и культуры

Л. Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

Р. Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану

К. Подготовить сообщение о жизни Будды

П. Доказывать, что брахманы - хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма

§21

вопросы

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Формулируют тему и цели урока. Перечисляют культурные достижения индийцев. Слушают учителя и отвечают на его вопросы. Работа с картой. Объясняют значение терминов.

Знать\понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; давать образную характеристику Конфуцию; версии и личностные позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого

Л. Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа

Р. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом

К. Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая

П. Определять и формировать особенности китайской религии

§22

вопросы

27

Первый властелин единого Китая

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Слушают учителя и отвечают на его вопросы. Выступают с сообщениями. Характеризуют жизнь в империи правителей и подданных.

Знать\понимать

исторический путь китайского народа; понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; описывать памятники истории и культуры Китая

Л. Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа

Р. Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации

К. Составлять кроссворды по тематике урока

П. Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены

§23

вопросы

28

Повторение по темам Западная Азия, Индия и Китай.

Формулируют тему и цели урока. Работа с тестовыми заданиями, картой.

Знать\понимать

исторический путь народов Древнего Востока; понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории; памятники истории и культуры цивилизаций Древнего Востока

Л. Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев

Р. Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае

К. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам

П. Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета

вопросы

Раздел III. Древняя Греция (21)

Глава7. Древняя Греция (5)

29

Греки и критяне.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Характеризуют природные условия Греции. Объясняют причины отсутствия в Греции единого государства. Работают с текстом учебника. Формулируют к тексту мифа вопросы.

Знать-понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; закономерности в возникновении занятий жителей Крита в контексте природно-географических условий страны.

Л. Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа

Р. Работать с картой, заданиями рабочей тетради

К. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах)

П. Называть отличительные признаки критской культуры

§24

вопросы

30

Микены и Троя.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Работают с текстом учебника, иллюстрациями. Называют дату исторического события.

Знать-понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать закономерности в возникновении занятий жителей Крита в контексте природно-географических условий страны.

Л. Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации

Р. Показывать по карте местоположение Микен

К. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты

П. Выделять различия между микенской и критской культурой

§25

вопросы

31

Поэма Гомера «Илиада».

Формулируют тему и цели урока. Оценивают вклад поэта в историю и культуру, называют дату создания поэм. Читают поэму, объясняют смысл крылатых выражений. Характеризуют поступки героев. Работают с картой.

Знать-понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; датировать события и процессы в истории Троянской войны; целостное представление об историческом развитии греков периода Гомера; давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники культуры

Л. Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.

Р. Характеризовать образы основных героев «Илиады»

К. Принимать участие в ролевой игре.

П. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера

§26

вопросы

32

Поэма Гомера «Одиссея».

Формулируют тему и цели урока. Оценивают вклад поэта в историю и культуру, называют дату создания поэм. Читают поэму, объясняют смысл крылатых выражений. Характеризуют поступки героев. Работают с картой.

Знать-понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; датировать события и процессы в истории Троянской войны; целостное представление об историческом развитии греков периода Гомера.

Л. Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея»

Р. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия

К. В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой

П. Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события

§27

вопросы

33

Религия древних греков.

Формулируют тему и цели урока. Раскрывают смысл терминов. Работают с текстом учебника. Характеризуют верования древних г Выступают с сообщениями. Пересказывают мифы. Находят сходство религии греков и религии других народов. Называют богов и богинь Древней Греции. .

Знать\понимать

причинно-следственные связи между условиями жизни и занятиями греков; создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древней Греции.

Л. Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.

Р. Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)

К. Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»

П. Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами

§28

вопросы

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7)

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Проводят поиск необходимой информации в документальном источнике. Объясняют значение терминов. Характеризуют личность Драконта, его законы. Рассказывают о разорении земледельцев. Выявляют причины недовольства демоса.

Знать-понимать

целостное представление об историческом развитии греков; применять понятийный аппарат для оценивания фактов и источников о Древней Греции, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики.

Л. Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции

Р. Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь

К. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах)

П. Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом

§29

вопросы

35

Зарождение демократии в Афинах.

Формулируют тему и цели урока. Работают с картой. Называют и характеризуют население Аттики. Инсценируют встрече богатого торговца и аристократа. Анализируют разговор, называют требования демоса. Характеризуют личность Солона, его реформ

Знать-понимать политические процессы; образную характеристику Перикла; важные факты истории Древней Греции, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; закономерности исторического пути Греции

Л. Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции

Р. Дать собственную оценку поступкам Солона

К. Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем

П. Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения

§30

вопросы

36

Древняя Спарта.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Называют даты исторических событий. Характеризуют местоположение, природные условия Спарты. Объясняют значения терминов

Знать\понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; понятийный аппарат исторического знания для характеристики политического устройства Спарты; давать образную характеристику войску, спартанскому воспитанию

Л. Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию

Р. Показывать на карте расположение Спарты

К. Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.

Анализировать ответы одноклассников.

П. Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты

§31

вопросы

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Формулируют тему и цели урока. Называют даты исторических событий. Работают с текстом учебника. Работа с картой. Составляют характеристику территорий. Устанавливают причины восстания скифских племен против Скила. Объясняют смысл высказывания Сократа.

Знать\понимать

понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков; факты истории Древней Греции, классифицировать и группировать их по предложенным признакам

Л. Осознавать принадлежность греков к единой культуре

Р. Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты

К. Составлять план «Причины переселения греков»

П. Объяснять причины и значение возникновения колоний.

§32

вопросы

38

Олимпийские игры в древности.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Раскрывают смысл терминов, понятий. Извлекают информацию из картин, иллюстраций. Работа с текстом учебника. Раскрывают сходство и различие современных Олимпийских игр.

Знать\понимать

понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения Олимпийских игр.

Л. Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека

Р. Описывать основные правила проведения Олимпийских игр

К. С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя

П. Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции

§33

вопросы

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Формулируют тему и цели урока. Рассказывают об Олимпийских играх. Работают с текстом учебника. Работа с картой. Анализируют документ, объясняют смысл предсказания. Объясняют причины победы греков в Марафонском сражении.

Знать\понимать

причины греко-персидских войн; важнейшие события войны, используя основные и дополнительные источники информации; образную характеристику Мильтиада

Л. Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства

Р. Описывать ход боевых действий между персами и греками

К. Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве

П. Объяснять причины победы греков в Марафонской битве

§34

вопросы

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Описывают картину, осуществляют сравнение греческих триер с персидскими кораблями. Анализируют документ, извлекают из него необходимую информацию.

Знать\понимать

причины победы греков; образную характеристику Фемистокла; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории

Л. Описывать чувства человека-защитника своего государства

Р. Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения

К. Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника

П. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства

§35

вопросы

Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5)

41

В гаванях афинского порта Пирей.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Работают с текстом учебника. Рассматривают схему, картины, строят по ним рассказ. Характеризуют состав населения Афин. Анализируют документ. Определяют понятие демократии.

Знать\понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условия и образа жизни, занятий афинян

Л. Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»

Р. устно описывать торговый порт Афин

К. Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа

П. Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции

§36

вопросы

42

В городе богини Афины

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Анализируют схему, составляют по ней рассказ. Описывают картину. Сравнивают красно-фигурный и черно-фигурный стили. Объясняют значения терминов. Анализируют документ.

Знать\понимать

памятники истории и культуры Афин; сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам.

Л. Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились

Р. Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие

К. Описывать произведения древнегреческой архитектуры

П. Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей

§37

вопросы

43

В афинских школах и гимнасиях.

Формулируют тему и цели урока. Объясняют значение терминов. Анализируют высказывания Перикла, объясняют его смысл. Работа с текстом учебника. Анализируют документ.

Знать\понимать

систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях; особенности обучения детей в афинских школах.

Л. Описывать собственные представления о важности образования

Р. Описывать особенности древнегреческого воспитания

К. Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте

П. Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции

§38

вопросы

44

В театре Диониса.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Объясняют значение терминов.. Работа с текстом учебника. Анализируют документ. Заполняют таблицу. Различают комедию и трагедию.

Знать\понимать

образы, связанные с театром в Греции; целостное представление театра в Греции.

Л. Высказывать суждения о роли театра в жизни греков

Р. Объяснять отличия трагедий и комедий

К. Сравнивать современный театр и древнегреческий

П. Рассказывать о развитии древнегреческого тетра

§39

вопросы

45

Афинская демократия при Перикле.

Формулируют тему и цели урока. Характеризуют форму правления в Афинском государстве. Объясняют значение терминов.. Работа с текстом учебника. Участвуют в инсценировке, выполняют проблемное задание.

Знать\понимать

целостное представление об афинской демократии; образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями периода афинской демократии

Л. Объяснять значение участия граждан в управлении государством

Р. Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле

К. Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте

П. Характеризовать афинскую демократию при Перикле

§40

вопросы

Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.- (4)

46

Города Эллады подчиняются Македонии

Формулируют тему и цели урока. Называют даты важнейших событий. Работа с текстом учебника. Работа с картой. Формулируют причины ослабления Греции, записывают их в виде тезисов. Анализируют документальный источник.

Знать\понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; целостное представлением об историческом пути Македонского государства; причины распада Греции; образную характеристику Александра Македонского

Л. Описывать значение потери Грецией независимости

Р. Показывать на карте места сражений

К. Характеризовать македонское войско

П. Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии

§41

вопросы

47

Поход Александра Македонского на Восток

Формулируют тему и цели урока. Работают с картой. Описывают границы Персидского царства. Анализируют документальный источник. Объясняют значение терминов. Работа с текстом учебника и отвечают на вопросы.

Знать\понимать

события, используя основные и дополнительные источники информации; читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные.

Л. Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей

Р. Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского

К. Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского

П. Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского

§42

вопросы

48

В Александрии Египетской.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, интернета составляют описание исторических объектов, памятников культуры. Составляют план рассказа. Раскрывают значения терминов. Объясняют значения терминов

Знать\понимать

образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Александрии Египетской; важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам

Л. Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

Р. Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней

К. Составлять рассказ- описание города Александрия

П. Объяснять причины распада державы Александра Македонского

§43

вопросы

49

Повторение по теме «Древняя Греция»

Формулируют тему и цели урока. Объясняют значение терминов. Называют даты основных исторических событий. Отвечают на вопросы письменно. Работают с картой.

Знать\понимать

целостное представление об историческом развитии человечества; образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Древней Греции; историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать ее данные

Л. Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа

Р. Планирование последовательности действий

К. Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения

П. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

С. 212

Раздел IV. Древний Рим (16)

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3)

50

Древнейший Рим.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Составляют план рассказа. Раскрывают значения терминов. Осуществляют сравнение природных условий Аппенинского и Балканского полуостровов. Работают с текстом учебника и отвечают на вопросы. Заполняют таблицу.

Знать\понимать

устройство Рима; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Рима.

Л.Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Р. Планирование последовательности действий

К. Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками

П. Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия

§44

вопросы

51

Завоевание Римом Италии.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Объясняют значения терминов. Называют дату истерического события, составляют схему, рассказ схемы. Прослеживают по карте рост территории Римской республики. Выполняют тестовое задание.

Знать\понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; образную характеристику исторических личностей.

Л.Формирование мотивации к обучению и познанию

Р. Планирование последовательности действий

К. Организация и планирование работы в группе

П. Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

§45

вопросы

52

Устройство Римской республики.

Формулируют тему и цели урока. Называют даты исторических событий. Работа с картой. Объясняют значения терминов. Работают с текстом учебника и отвечают на вопросы.

Знать\понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; целостное представление о Пунических войнах; образы, связанные с ключевыми событиями войны; расширять опыт оценочной деятельности.

Л. Формирование активной позиции в учебной деятельности

Р. Организация самоконтроля и самооценивания

К. Овладение средствами решения коммуникативных задач

П. Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом

§46

вопросы

Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3)

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

Знать\понимать

историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации.

Л. Характеризовать цели и поступки Ганибала

Р. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

К. Анализировать ответы одноклассников

П. Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.

§47

вопросы

54

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Объясняют значения терминов. Называют дату истерического события, составляют схему, рассказ схемы. Прослеживают по карте ход событий. Формулируют вопросы на знание хронологии.

Знать\понимать

Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;давать образную характеристику исторических личностей

Л.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

Р. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

К. Работать с картой в процессе изучения событий.

П. Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме

§48

вопросы

55

Рабство в Древнем Риме.

Формулируют тему и цели урока. Работа с текстом учебника и отвечают на вопросы. Работа с картой. Объясняют значения терминов. Составляют рассказ, готовят инсценировку. Анализируют изображения на рисунках. Сравнивают рабочую силу в странах Древнего Восток, Древней Греции и Древнего Рима.

Знать\понимать

источники рабства в Древнем Риме;

положение рабов в Древнем Риме;

Л. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Р. Составление плана и последовательности действий

К. Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах

П. Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника

§49 вопросы

Глава 13. Гражданские войны в Риме (4)

56

Земельный закон братьев Гракхов.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Называют даты важнейших исторических событий. Объясняют значения терминов. Работа с текстом учебника и отвечают на вопросы. Оценивают исторические события и личности.

Знать\понимать

содержание и значение законов Тиберия Гракха;

смысл деятельности ГаяГракха

Л. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян

Р.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

П. Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп

§50

вопросы

57

Восстание Спартака.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой, находят и показывают путь похода Спартака. Объясняют значения терминов. Воспроизводят рассказ о восстании Спартака по наглядным источникам. Характеризуют личность Спартака.

Знать\понимать

условия жизни гладиаторов;

причины, ход, итоги и значение восстания Спартака

Л. Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака

Р. Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»

К. Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.

П. Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения

§51

вопросы

58

Единовластие Цезаря.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Отвечают на вопросы, работают с хронологией, описывают рисунок, составляют рассказ. Работа с текстом учебника, отвечают на вопросы. Анализируют документ. Составляют рассказ на основе учебного текста и картины. Устанавливают связь крылатых выражений с историческими событиями

Знать\понимать

причины возвышения Цезаря;

основные направления деятельности Цезаря;

обстоятельства захвата власти Цезарем;

обстоятельства гибели Цезаря

Л. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря

Р. Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

К.Умение работать в группе

П. Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.

§52

вопросы

59

Установление империи.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Отвечают на вопросы, работают с хронологией, описывают рисунок, составляют рассказ. Работа с текстом учебника, отвечают на вопросы. Анализируют документ. Составляют рассказ на основе учебного текста и картины.

Знать\понимать

причины поражения сторонников республики;

ход борьбы Антония и Октавиана за единовластие;

причины победы Октавиана;

основные направления деятельности Октавиана

Л. Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические

Р. Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

К. Организация и планирование работы в группе

П. Формирование умений работать с исторической картой.

§53

вопросы

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5)

60

Соседи Римской империи.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Отвечают на вопросы, работают с хронологии, описывают рисунок, составляют рассказ. Работа с текстом учебника, отвечают на вопросы. Анализируют документ. Составляют рассказ на основе учебного текста и картины.

Знать\понимать

территорию расселения народов, попавших под власть империи в соответствии с легендой карты.

Образ жизни племен- соседей Римской империи и их взаимоотношения.

Л.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам

Р. Умение составлять простой план

К. Обмениваться в группе результатами поиска

П. Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации

§54

вопросы

61

Рим при императоре Нероне.

Формулируют тему и цели урока. Выступают с сообщениями. Характеризуют историческую личность. Находят ответы на вопросы в тексте. Составляют план текста. Анализируют изображение на картине, составляют по ней рассказ. Анализирует деятельность Нерона, делают выводы.

Знать\понимать

особенности правления Нерона;

итоги правления Нерона;

причины отказа от использования рабов в сельском хозяйстве;

особенности правления Траяна

Л.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем

Р. Планирование и организация деятельности

К. Планирование учебных действий

П.Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону

§55

вопросы

62

Первые христиане и их учение.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Называют дату зарождения христианства. Извлекают из рассказа причины возникновения христианства. Анализируют сказание о богаче и нищем Лазаре. Анализируют документ, высказывают свое мнение.

Знать\понимать

обстоятельства появления первых христиан;

кем были первые христиане;

особенности религиозных верований христиан

Л. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан

Р. Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

П. Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами

§56

вопросы

63

Расцвет Римской империи во II в.

Формулируют тему и цели урока. Извлекают информацию из рассказа учителя. Работа с текстом учебника. Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий и явлений. Составляют тезисный план по учебному тексту.

Знать\понимать

особенности правления Траяна, положение свободного земледельца, колона и раба.

Л. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Р. Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты

К. Умение слушать и вступать в диалог

П. Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера

§57

вопросы

64

«Вечный город» во времена империи и его жители.

Формулируют тему и цели урока. Рассказывают о культурной жизни в Древнем Риме. Составляют описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника, энциклопедии, Интернет-ресурсы.

Знать\понимать

образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Вечного города Рима; простые однородные факты истории Древнего Рима, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.

Л.Развитие эстетического сознания

Р. Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

К. Анализировать ответы одноклассников

П.Инсценированиевыртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме

§58

вопросы

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4)

65

Римская империя при Константине

Формулируют тему и цели урока. Рассказывают от имени приезжего о Риме. Работа с картой. Характеризуют личность исторического деятеля. Работа с текстом учебника.

Знать\понимать

понятия колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи.

Л.Умение выражать и отстаивать свою позицию

Р. Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

К. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

П. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях

§59

вопросы

66

Взятие Рима варварами.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Называют даты исторических событий, решают хронлогические задачи. Характеризуют исторического деятеля. Называют даты исторических событий. Сроят рассказ на основе картины и карты.

Знать\понимать

причины раздела империи на две части, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую Империю.

Л. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей

Р. Организация самоконтроля и самооценивания

К. Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем

П. Умение структурировать знания, строить речевые высказывания

§60

вопросы

67

Повторение по теме «Древний Рим»

Итоговое тестирование. Раскрывают значения понятий. Называют даты важнейших событий. Работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы

Знать\понимать

обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.

Л. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется

Р.Осознание учащимися качества и уровня усвоения

К. Планирование учебных действий

П. Рефлексия способов и условий действия

вопросы

68

Итоговое повторение

Рассказывают о древних государствах, достижениях культуры, религиозных верованиях. Представляют информационно- творческие проекты, презентации индивидуально или в парах.

Знать\понимать

обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.

Л. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется

Р.Осознание учащимися качества и уровня усвоения

К. Планирование учебных действий

П. Рефлексия способов и условий действия


Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


1. Учебно - методическое обеспечениеА.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова.

+

2

II

Учебно - методические пособия

1

Поурочные разработки по истории Древнего мира.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера,

О.В. Арасланова

+

3

Программа: «История». 5-9 кл.,

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая

+

4

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1.-М., 2009

Годер Г.И

4

Сто игр по истории: пособие для
учителя. М.: Просвещение, 1983.

Г.А.Кулагина

5

Тесты по истории Древнего мира

Ю.И Максимов

+

6

Рабочие тетради по истории Древнего мира в 2-х частях..
М. Просвещение, 2014

А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С. Свенцицкая

+

2. Материально - техническое обеспечение

2.1. Учебное оборудование и компьютерная техникаДревние государства мира.

Рост территории государств в древности.

Древний Восток. Египет и Передняя Азия.

Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. - III в. н. э.).

Древняя Греция (до середины Vb. до н. э.).

Древняя Греция (Vb. до н.э.).

Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.

Древняя Италия.

Рост Римского государства в период республики и империи.

Рост Римского государства в III в. до н. э. - II в. н. э.

11. .Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.

9,22,23,26,29,50

59,66,47

9,17,18

24,27

29,30,37

46-47

52,53,59

65,61,63

66

II

Компьютерная техника и интерактивное оборудование

1

Автоматизированное рабочее место педагога (АРМ педагога).

2.2. Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые при изучении предмета (курса)2,8

2

Всеобщая История: учебное электронное издание история Древнего мира

3

Медиаресурсы.Методическая копилка Урок истории в 5-м классе "Мир богов в Др.Греции"

33, 42

4

История : 5 класс.

44,57

5

Всемирная история в датах

62

6

Энциклопедия религий мира

62,42,25

7

История Югорской земли в документах: с древнейших времён до 1917 г.

1,2,3

II

Свободные образовательные Интернет - ресурсы

1

Рубрикон. rubricon.ru/

2

rusedu.ru/subcat Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

1-68

3

ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания"

33-36

4

http: /katalog.iot.ru/ Каталог образовательных ресурсов сети ИнтернетВсеобщая история искусств

4,14,15

5

katalog.iot.ru/ Каталог образовательных ресурсов сети Интерне ХРОНОС - Всемирная история в Интернете

17-20

6

katalog.iot.ru/ Каталог образовательных ресурсов сети Интерне История Древнего Рима

50-66

7

katalog.iot.ru/ Каталог образовательных ресурсов сети ИнтернеДревняя Греция: история, искусство, мифология

29-49

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • различать причину и следствие исторических событий, явлений; \

  • выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).

  • способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;


© 2010-2022