- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История России» 5 класс
Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История России» 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Анохина В.И. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
-
Федерального закона от 29.12.2012 года №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Санитарно-эпидимиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.2.282 - 10
«Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 года № 19993;
-
Учебного плана МКОУ Новомакаровской СОШ на 2015 - 2016 учебный год.
Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История России» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2011 г., опирается на Стандарт основного общего образования по истории, Федеральную примерную программу по истории и Образовательную программу школы. В программе отражена специфика преподавания предмета в условия введения нового государственного стандарта.
Тематическое планирование рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю).
Цель изучения:
-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения:
усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого - формирование гуманистической направленности личности,
формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
Обучение ведется по учебнику «История Древнего мира для 5 класса», автор Вигасин А.А., Годер Г.И., изд. «Просвещение», 2015 г. На уроках используется тетрадь: Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. - М.: Просвещение, 2015 г.
Формы организации учебной деятельности: практикумы, сюжетноролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.
Формы контроля:
-
тестирование;
-
задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
-
моделирование жизненных ситуаций.
Основными формами организации учебных занятий являются:
- познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки
Характеристика предмета
Программа по предмету «Всеобщая история. История России» составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах
жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «Всеобщая история. История России» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
В «Истории Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный предмет играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу предмета составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей;
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, человек в истории, предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
При изучении предмета происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи предмета - формировать историческое мышление - дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Место учебного предмета «Всеобщая история. История Росиии» в учебном плане
Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «Всеобщая история. История России» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Данная программа рассчитана на 70 учебных часов изучения истории Древнего мира в 5 классе, 2 часа в неделю. При этом резерв свободного времени, предусмотренный данной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Результаты обучения и усвоения содержания предмета
Личностными результатами изучения являются:
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результами изучения являются:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результами изучения являются:
освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
понимание вклада древних народов в мировую культуру.
Требование к уровню подготовки
К важнейшим результатам изучения Всеобщей истории. Истории России в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт ис-торика);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.
Содержание предмета (70 ч)
1.Введение (как жили наши предки). (1 час)
2.Жизнь первобытных людей: древнейшие люди, родовые общины охотников и собирателей, возникновение искусства и религии, возникновение земледелия и скотоводства, появление неравенства и знати. (6 часов)
3.Счет лет в истории. (1 час)
4.Древний Египет: государство на берегах Нила, земледельцы и ремесленники, вельможи, военные походы фараонов, религия и искусство Древнего Египта, письменность и знания древних египтян. (7 часов)
5.Западная Азия в древности: древнее Двуречье, вавилонский царь Хамураппи, финикийские мореплаватели, библейские сказания и древнееврейское царство, ассирийская держава, персидская держава. (7 часов)
6.Индия и Китай в древности: природа и люди, индийские касты, мудрец Конфуций и властелин единого Китая. (4 часа)
7.Древнейшая Греция: греки и критяне, Микены и Троя, поэмы Гомера и религия древних греков. (5 часов)
8.Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием: земледельцы Аттики, демократия в Афинах, древняя Спарта, греческие колонии, Олимпийские игры в древности, Марафонская битва, нашествие персов на Элладу. (7 часов)
9.Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии: порт Пирей, город Афины, афинские школы и театры, афинская демократия при Перикле. (5 часов)
10.Македонские завоевания в 4 веке до н.э.: города Эллады подчиняются Македонии, А.Македонский, Александрия Египетская. (3 часа)
11. Древний Рим: климат, завоевание Римом Италии, устройство республики, вторая война Рима с Карфагеном, господство римлян в Средиземноморье, рабство, земельный закон братьев Гракхов, восстание Спартака и единовластие Цезаря, установление империи, соседи римлян, император Нерон, первые христиане и расцвет империи, империя при Константине, взятие Рима варварами. (17 часов)
12. Итоговое повторение. (2 часа).
Тематическое планирование
п/п
Тема,
раздел
Количество часов
Основные элементы содержания
Характеристика основных видов учебной деятельности
Домашнее задание
1
Введение
1
Что изучает история. Измерение времени в истории. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
П.: Раскрывать значение терминов история, исторический источник.
К.: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Прочитать Введение с.6 учебника. Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края.
Раздел 1. Жизнь первобытных людей. 6 часов
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. 3 часа
2
Древнейшие люди
1
Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния др. человека. Собирательство и охота. Овладение огнем.
П.: Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивать первобытного и современного человека.
К.: определять значение и роль общины в жизни человека
§1, сообщение, рассказ по рисунку
3
Родовые общины собирателей и охотников.
1
Расселение древнейших людей. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи др. человека. Новые орудия труда. Человек разумный. Родовые общины.
П.: Исследовать на ист.карте географию расселения первобытных людей. Характеризовать новые способы охоты. Составить сравнительную таблицу«Родовая и соседская община»
Р.: Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.
§2
4
Возникновение искусства и религиозных верований.
1
Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
П.: Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения.
К.: Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.
Л.: Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий.
§3, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появились религия и искусство»?
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. 2 часа
5
Возникновение земледелия и скотоводства.
1
Первые орудия труда земледельцев. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Освоение ремесел. Племя: изменение отношений. Управление племенем.
П.: Уметь рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.
Р.: Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
§4, уметь объяснять термины.
Изготовить макеты первых орудий труда земледельца.
6
Появление неравенства и знати.
1
Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. От родовой общины - к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати.
Л.: Принятие ценностей группы или сообщества.
П.: Определение понятия ремесло, знать, причины возникновения неравенства и последствия данного процесса. Р.: Определять условия, делать выводы.
§5
7
ПОУ по теме «Первобытное общество»
1
Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности.
П.: Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.
Л.: Уметь доказать свою позицию (отличие мировоззрения первобытного человека от современного).
Вопросы на стр. 27 учебника.
Подг. к устной контрольной работе.
Тема 3. Счет лет в истории. 1 час
8
Измерение времени по годам
1
Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени.
П.: Осмысливать различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени.
Р.: Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи.
Стр.28-30. Опережающее зад.: подг. сообщ. о природных условиях Египта. Раб. тетр. зад.
№ 19.
Раздел 2. Древний Восток. 18 часов
Тема 1. Древний Египет. 7 часов
9
Государство на берегах Нила
1
Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледельцы в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
П.: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека. Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории
§6. Ответить на вопрос: « Каково было бы состояние страны, если бы не произошло объединение страны».
10
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
1
Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.
К.: Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.
Л.: Оценивать достижения культуры.
Р.: Составить кроссворд
§7. Составить рассказ от имени египетского земледельца том, как прошел его день.
11
Жизнь египетского вельможи
1
О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельмож.
П.: Основные категории населения, их положение. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе.
Р.: Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.
К.: Работать в малых группах по определенному заданию.
§8. Выполнить рисунок на тему: « В усадьбе вельможи»
12
Военные походы фараонов
1
Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Появление наемного войска.
П.: Причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов.
Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.
К.: Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.
§9.
Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.
13
Религия древних египтян
1
Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Представление древних египтян о «царстве мертвых». Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых».
П.: Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. Р.: Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий.
К.: Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.
§10, заполнить табл. «Боги Древнего Египта и их занятия».
14
Искусство Древнего Египта
1
Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов. Археологические открытия в гробницах. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет.
П.: Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.
Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды.
К.: Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).
§11, подг. презентации.
15
Письменность и знания древних египтян
1
Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов.
П.: Определение понятий иероглиф. Р.: Определять основные вопросы темы, составлять план ответа. Л.: Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
§12.Поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.
16
ПОУ по теме:
« Древний Египет».
Страна большого Хапи.
1
Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представления о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
К.: составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
Р.: анализировать достижения в земледелии.
Л.: Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Дать этическую оценку.
Задание в рабочей тетради.
Тема 5. Западная Азия в древности. 7 часов
17
Древнее Двуречье
1
Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни. Боги шумеров. Жрецы-ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания. Мифы и сказания с глиняных табличек.
П.: Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки.
Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
§13, развернутый ответ на в.: « Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья».
18
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
1
Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представления о законах Хаммурапи как о законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках.
П.: знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.
Р.: Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.
Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.
§14, ответы на в.
19
Финикийские мореплаватели
1
География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.
П.: основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония.
Л.: Формирование понимания культурного многообразия мира.
К.: Составить путь, по которому плавали финикийские купцы.
§15, подг. сообщ. об открытиях финикийцев.
20
Библейские сказания
1
Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история и предания еврейских племен. Переход к единобожию. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу.
П.: Назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия.
Л.: Формирование понимания культурного многообразия мира.
Объяснять, почему Библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней
Р.: Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.
§16, подг. пересказ библейских мифов.
21
Древнееврейское царство
1
Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские сказания о героях.
П.: Решать развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов.
Л.: Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида.)
Р.: Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.
§17, объяснить выражения
«труба иерихонская, «суд Соломона».
22
Ассирийская держава
1
Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.
П.: Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы.
К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала.
§18, рабочая тетрадь.
23
Персидская держава «царя царей»
1
Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости, легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевания Лидии, Мидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя.
П.: Основные даты истории создания Персидской державы.
К.: Работа в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей.
§19, работа с контурной картой (обозначить территорию Персидской державы.)
Тема 6. Индия и Китай в древности. 4 часа
24
Природа и люди Древней Индии
1
Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
П.: Географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия - Буддизм. Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
Р.: Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.
§20, прочитать книгу Р.Д. Киплинга
« Маугли».
25
Индийские касты
1
Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые».Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока.
Р.: Составлять простой план пунктов параграфа по выбору.
П.: Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.
К.: Перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника».
§21,прочитать легенду о Будде, какие выводы можно сделать из этого документа.
26
Чему учил китайский мудрец Конфуций
1
Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
П.: Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии.
Л.: Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства.
§22, в чем сходство и различие учений Будды и Конфуция.
27
Первый властелин единого Китая
1
Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
П.: Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации.
Р.: Составлять кроссворды по тематике урока.
§23, повторить термины из раздела «Древний Восток».
28
ПОУ по разделу: « Древний Восток».
1
Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
П.: Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма.
Р.: Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.
Подготовить сообщение о том, как мы узнаем о жизни древних греков
(раскопки).
Раздел 3. Древняя Греция. 20 часов
Тема 7. Древнейшая Греция. 5 часов
29
Греки и критяне
1
Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
П.: Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры.
К.: Инсценировка мифа о Дедале и Икаре.
Л.: выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа.
§24, подг. презентацию «Мифы Древней Греции».
30
Микены и Троя
1
В крепостных Микенах. Местонахождение. Каменные Львиные ворота. Облик города - крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.
П.: Выявлять отличия между микенской и критской культурами.
К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.
§25, рабочая тетрадь.
31
Поэма Гомера «Илиада»
1
Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
П.: личность Гомера, основное содержание поэм. Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы, определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека, работать с учебником, обобщать и делать выводы.
Л.: Характеризовать образы основных героев «Илиады».
§26, как возникли выражения «ахиллесова пята», «Троянский конь».
32
Поэма Гомера «Одиссея»
1
География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
К.: В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку.
П.: Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.
Р.: Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет.
Л.: Оценить поступки героев. Что нравится, что нет.
§27, раб. тетр., вып. 2, зад. 9.
33
Религия древних греков
1
Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
П.: Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.
Л.: Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков.
Р.: Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка».
§28, составить генеалогическое древо Олимпийских богов.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7 часов
34
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
1
Реография, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
П.: Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом.
Р.: Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.
Работа с новыми терминами
( вставить пропущенные буквы).
§29, подг. рассказ о жизни древних греков в своих полисах.
35
Зарождение демократии в Афинах
1
Демос восстает против знати. Демократические законы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
П.: Знать определение понятий реформы, демократия, хронологию проведения реформ Солона, их значение. Р.: Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий. Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.
К.: Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.
§30, написать мини-сочинение «Последствия солоновских реформ»
36
Древняя Спарта
1
Реография, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь . образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.
П.: Географическое положение образ жизни спартанцев. Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев.
Л.: Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши.
Р.: Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы.
§31, что из приемов воспитания спартанцев понравилось и почему.
37
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
1
Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
П.: Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов.
Комментировать наряд грека.
Л.: Принятие ценностей группы или сообщества.
§32, сост. Рассказ от имени греческого купца.
38
Олимпийские игры в древности
1
Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
П.: Знать хронологию первых Олимпийских игр.
Составлять развернутый план одной части параграфа.
Л.: Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.
Р.: Соотносить известное с неизвестным об играх.
§33, сост. «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа.
39
Победа греков над персами в Марафонской битве
1
Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
П.: Причины греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение.
К.: Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о Марафонской битве.
Л.: Рассказывать о подвиге юноше, сообщившем грекам о победе в Марафоне, дать свою оценку его поступку.
§34, работа с лентой времени.
40
Нашествие персидских войск на Элладу
1
Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков.
П.: Причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.
К.: Инсценировать события одного из сражений.
Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ - о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве.
§35, подг. рассказ от имени участника сражения.
Тема 9. Возвышение Афин в V в. До н.э. и расцвет демократии. 5 часов
41
В гаванях афинского порта Пирей.
1
В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.
П.: Сравнивать военную и торговые гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. К.: Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях.
Р.: Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту.
§36, сост. рассказ от имени путешественника, посетившего порт Пирей.
42
В городе богини Афины
1
Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
П.: Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.
Л.: Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.
Р.: Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.
К.: Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).
.§37, Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.
43
В афинских школах и гимнасиях.
1
Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Мирона и Поликлета и спортивные достижения учащихся палестры. Обучение красноречию.
П.: Особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы.
К.: Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.
§38, сравнить обучение афинских и спартанских школах. Что сохранилось до наших дней.
44
В театре Диониса
1
Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.
П.: Историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры.
Л.: Оценивать роль современного театра для общества.
§39, изготовление театральных масок.
45
Афинская демократия при Перикле
1
Сущность афинской демократии в V в. До н.э. выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания. Совет пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
П.: Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение.
Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.
Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах.
Р.: Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.
§40,раб. тетр.
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. 3 часа
46
Города Эллады подчиняются Македонии
1
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.
П.: Причины поражения греков в борьбе с Македонией, даты основных сражений.
Сравнивать политический курс Филиппа и Александра.
Р.: Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость».
§41, раб с контурной картой.
47
Поход Александра Македонского на Восток
1
Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
П.: Хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Уметь составлять схему походов А. Македонского.
Уметь составлять оценочную характеристику гос. деятеля.
Л.: Оценивать поступки А. Македонского, его противников.
§42, отв. на в.
48
В Александрии Египетской
1
Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.
П.: Причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.
К.: Рассказывать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.
§43, придумать передачу «Путевые заметки».
49
ПОУ по разделу: «Древняя Греция».
1
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
П.: Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.
Р.: Уметь отделять известное от неизвестного.
Подг. сообщ. о занятиях и быте жителей Рима.
Раздел IV. Древний Рим. 17 часов
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3 часа
50
Древнейший Рим
1
Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
П.: Анализировать карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников.
Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.
К.: Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.
§44, зап. табл. «Природные условия Др. Греции и Др. Рима».
51
Завоевание Римом Италии
1
Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
П.: Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий.
Р.: Соотносить возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима.
§45, Как изменение формы правления в Риме отразилось на его жителях.
52
Устройство Римской республики
1
Плебеи - равноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
П.: Основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика
Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.
§46,сравнить одежду греков и др. римлян.
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. 3 часа
53
Карфаген - преграда на пути к Сицилии.
1
Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима Западном Средиземноморье.
П.: Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.
Л.: Характеризовать и оценивать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.
§47, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Начало войны и переход Ганнибала через Альпы»
54
Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье
1
Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.
П.: Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.
Л.: Описание по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Др. Риме.
§48, придумать рассказ, используя иллюстрации учебника о том, как воевала римская армия.
55
Рабство в Древнем Риме
1
Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах.
П.: Определение понятия рабство, положение рабов. определять причинно-следственные связи.
К.: Умение работать в малых группах, сост. рассказ от имени рабов, выполнявших разные виды работ.
§49, сост. кроссворд по Др. Риму.
Тема 13. Гражданские войны в Риме. 5 часов
56
Земельный закон братьев Гракхов
1
Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх-продолжатель дела брата. Гибель Гая.
П.: Причины проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы.
Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян.
§50, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледельцев»?
57
Восстание Спартака
1
Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие к свободе. Обеспокоенность римского Сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
П.: Причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания.
Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.
К.: Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.
§51, составить рассказ от имени гладиатора.
58
Единовластие Цезаря
1
Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
П.: Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели.
Л.: Анализировать поступки и действия Ю.Цезаря.
§52, сост. в. к карте.
59-60
Установление империи
2
Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерон - римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
П.: Определение понятия империя, дату установление империи в Риме.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.
Л.: Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.
Р.: Объяснять причины завершение гражданских войн в Риме.
§53, Составить кроссворд по одному из пунктов параграфа
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. 5 часов
61
Соседи Римской империи
1
Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
П.: Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.
Р.: Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Сост. задания, вопросы, обмениваться ими.
К.: Рассказывать о племенах- соседях Римской империи и их взаимоотношениях.
§54 Составить сложный план параграфа.
62
Рим при императоре Нероне
1
Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание и гибель Нерона.
П.: Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме.
Л.: Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.
§55, почему император Нерон получил прозвище «наихудший».
63
Первые христиане и их учение
1
Проповедник Иисус из Палестины. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
П.: Определение понятия христианство, условия появления христианского учения.
Л.: Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Причины их актуальности .
§56, прочитать библейские легенды.
64
Расцвет Римской империи во II в.
1
Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство в провинциях империи.
П.: Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна.
Рассказывать о достижении империи во 2 в.
Р.: Умение составлять предложения с новыми словами.
§57, сравнить новизну в строительном деле Рима и современность.
65
Вечный город и его жители
1
Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
П.: Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».
К.: Инсценировать виртуальную экскурсию (презентация) и составить рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме.
§58, раб. тетр.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. 3 часа
66-67
Римская империя при Константине
2
Рим и варвары. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток.
П.: Определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи.
Р.: Комментировать последствия утверждения христианства гос. религией.
К.: Составлять рассказ о Риме с опорой на ил-ции.
§59, работа с историческим документом.
68
Взятие Рима варварами
1
Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемники в римской армии. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи.
Византия как преемница Римской империи. Конец эпохи античности.
П.: Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об ист. деятелях и их поступках.
Л.: Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечел. Ценностей.
Р.: Высказывать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Зап. Рим. Имп.
§60, раб. тетр.
69-70
Итоговое повторение
2
Признаки цивилизации Рима и Греции. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Др. Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
П.: Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.
Л.: Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.
К.: Решать кроссворды, проблемные задания.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс. М., Просвещение, 2015 г.
-
«Всеобщая история. 5 класс»; аудиоучебник
-
видеофильмы;
-
авторские презентации;
-
Интернет-ресурсы;
-
История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2010
-
История Древнего мира. 5 кл.: атлас. - 15-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.
-
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М.: Просвещение. 2015.
Учебные пособия для ученика:
-
Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Части 1,2. 5 кл., М.: Просвещение, 2014
-
Крушкол Ю. С. Мурыгина Н. Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 2014 г.
-
Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции - М., 2012 г.
Учебные пособия для учителя
-
Годер Г. И. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение, 2013г.
-
Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции - М., 2012 г.
-
Крушкол Ю. С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 2014г.
-
Лубченков Ю. Н. Михайлов В. В. История Древнего Рима - М., 2010 г.
-
Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира - М., 2014 г.
-
Сухов В. В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. - М., 2010 г.
Результаты обучения и усвоения содержания предмета.
Личностными результатами изучения являются:
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
-
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-
формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
-
складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результами изучения являются:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
-
владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
-
способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
-
готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результами изучения являются:
-
освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
-
владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
-
умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
-
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
-
первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
-
составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
-
понимание вклада древних народов в мировую культуру.
5