Легендарные виды оружия и боевой техники начала XX века

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №101»









Легендарные виды оружия и боевой техники начала XX век




Сапелкин Павел,

учашийся 8В класса.

Научный руковдитель:

Санников В.С.













Новокузнецк, 2017

Содержание

Введение 3

1.1.Гегемония «Максима» 5

1.2.Основные детали 6

2. «Французский брат» «Максима» 7

3. Первые в мире танки (MarkI) 8

4. Первые танки (СА-1Шнайдер) 11

7. Интересный факт (военные велосипеды) 13

Заключение…………………………………………………………………….. 15

Список литературы……………………………………………………………. 16



Введение

XX век стал переворотным в истории мирового вооружения. Частые военные конфликты сделали необходимым особый упор на развитие оружия и боевой техники.

В современном мире актуальность истории абсолютно всех видов вооружения только увеличилась, ведь все модели современного оружия создаются на опыте более ранних видов вооружения.

В данной работе мы иссследуем историю создания и эксплуатации таких легендарных видов оружия и боевой техники как пулемёт Максима, Гочкисс, первые в мире танки - Британский MarkI и французский CA-1 Шнайдер.

В ходе исследования нами было найдено много хороших источников информации, как во всемирной паутине, так и в бумажных носителях.

В специальном выпуске журнала "Оружие" (Все о пулеметах Максим), который был издан в 2003 году,мы взяли информацию об этом легендарном пулемёте.

О танках мы вычитали из интернет - ресурса Wikipedia(в котором информации, правда, было немного) и иллюстрированного справочника«Танки Первой мировой войны» под авторством Федосеева С.Л. Инженера, члена Ассоциации историков оружия «Арсенал»

В одной из электронных библиотек нами была найдена книга «Артиллерия и миномёты XX века» авторовИсмагилова Р.С.,Корнюхина Г.В. и Проказова Б.Б, в которой мы нашли фотографии и схемы артиллерийского вооружения того времени.

Цель нашего доклада: ознакомиться с видами оружия и боевой техники первой половины XX века и их развитием.

Перед нами встали следующие задачи:

  • Собрать сведения о разработках оружия и боевой техники

  • Дать характеристику оружию и боевой технике того времени

  • Показать значимость данного вооружения и заслуги его создателей

Предмет исследования: Легендарные виды оружие и боевой техники XX века.

Объект исследования: Оружие.

Основным методом нашего исследования является описательно -повествовательный метод.



.



1.1. Гегемония «Максима»

В начале века особую популярность приобрели станковые пулемёты, то есть пулемёты, действующие на специальном станке, обеспечивающем устойчивость оружия при стрельбе, удобство наведения и высокую точность стрельбы. Имеет ленточное питание патронами, большой боекомплект, массивные стволы с различными типами охлаждения, что позволяет получать высокую практическую скорострельность. Родоначальником стал Пулемёт Максима1.

В 1883 году американский изобретатель Хайрем Стивенс Максим (1840-1916) создал первый образец автоматического оружия - пулемёт Максим. Он решил использовать энергию отдачи оружия, которая до этого никак не использовалась. Но испытания и практическое применение этого оружия были прекращены на 10 лет, так как Максим был не только оружейником и помимо оружия интересовался другими изобретениями. В его диапазон интересов входила различная техника, электричество и так далее, а пулемёт был лишь одним из многих его изобретений. В начале 1880-х годов Максим, наконец, взялся за свой пулемёт, но по внешнему виду его оружие уже сильно отличалось от образца 1873 года. Возможно, эти десять лет ушли на обдумывание, расчёты и усовершенствование конструкции в чертежах. После этого Хайрем Максим дал предложение правительству США о принятии его пулемёта на вооружение. Но изобретение никого в США не заинтересовало, и тогда Максим эмигрировал в Великобританию, где его разработка первоначально также не вызвала особого интереса со стороны военных. Однако им всерьез заинтересовался присутствовавший на испытаниях нового оружия британский банкир Натаниэль Ротшильд, согласившийся финансировать разработку и производство пулемёта2.

Для стрельбы из пулемёта образца 1910 года применяются винтовочные патроны 7,62×54 мм R с пулями образца 1908 года (лёгкая пуля) и образца 1930 года (тяжёлая пуля). Спусковая системарассчитана только на автоматический огонь и имеет предохранитель от случайных выстрелов. Питание пулемёта производится патронами из приёмника ползункового типа, с матерчатой или металлической лентой ёмкостью 250 патронов, которая появилась позже. Прицельное приспособление включает в себя стоечный прицел и мушку с прямоугольной вершиной. На некоторых пулемётах также мог устанавливаться оптический прицел. Пулемёт первоначально устанавливали на громоздкие лафеты, по образцу лафетов митральез; затем появились портативные станки, обыкновенно на треногах; в русской армии с 1910 года использовался колесный станок, разработанный полковником А. А. Соколовым. Этот станок придавал пулемёту достаточную устойчивость при стрельбе и позволял, в отличие от треног, легко перемещать пулемёт при перемене позиции3.

1.2. Основные детали

  • Кожух

  • Затыльник

  • Затвор

  • Приёмник

  • Возвратная пружина

  • Коробка возвратной пружины

  • Замок

  • Спусковой рычаг

Поставлять пулемёты «Максим» в Россию начало предприятие «Сыновья Виккерс и Максим». Пулемёты были доставлены в Санкт-Петербург в мае 1889 года. Новым оружием заинтересовался и российский военный флот, он заказал ещё два пулемёта для проведения испытаний.4

В 1901 году 7,62-мм пулемёт Максима на колёсном лафете английского образца был принят на вооружение сухопутных войск, в течение этого года в русскую армию поступило первые 40 пулемётов Максим5. Пулемёт (масса которого на тяжёлом лафете с большими колёсами и большим бронещитом составляла 244 кг) отнесли в подчинение к артиллерии. Пулемёты планировалось использовать для обороны крепостей, для отражения массированных атак пехоты противника огнём с заранее оборудованных и защищённых позиций.

В марте 1904 года был подписан контракт о производстве пулемётов «Максим» на Тульском оружейном заводе. Стоимость производства тульского пулемёта (942 рубля + 80 фунтов стерлингов комиссионного вознаграждения фирме «Виккерс», всего около 1700 рублей) была дешевле, чем стоимость приобретения у англичан (2288 рублей 20 копеек за пулемёт). В мае 1904 года на Тульском оружейном заводе началось серийное производство пулемётов6.

Поистине легендарное оружие!


2. «Французский брат» «Максима»

Гочкисс (фр. Hotchkiss) - французский станковый пулемёт. Основан на системе, разработанной австрийским ротмистромАдольфом Одколеком, бароном фон Аугезд. Гочкисс изготавливался французской фирмой «Гочкисс и К°», которая была основана американцем Бенджамином Гочкиссом.

В нём использовался 8×50 мм R Лебель в жёсткой латунной ленте, помимо матерчатой. В 1900 году появился новый вариант со стальным радиатором и треногой, с механизмами горизонтального и вертикального наведения, также был введён регулятор темпа стрельбы. В пулемете применён поршневой двигатель автоматики с отводом пороховых газов через поперечное отверстие снизу ствола и длинным ходом газового поршня7.

3. Первые в мире танки (MarkI)

В самый разгар Первой мировой войны на вооружение стали поступать первые тяжёлые и пехотные танки: MarkI и CA-1 Шнайдер.

Mark I имел необычную ромбовидную форму, которая должна была дать наибольшую длину гусеницы, что позволяло преодолевать широкие окопы, которые преобладали на полях сражений первой мировой войны. Применения этой схемы делало невозможным размещение оружия в башнях (из-за слишком большой итоговой высоты). Поэтому основное вооружение было размещено в спонсонах по бокам танка. Mark I имел компоновку без чёткого разделения танка на отделения: двигатель с трансмиссией проходили через большую часть длины танка, занимая основную часть внутреннего пространства. По бортам от двигателя и трансмиссии располагались проходы и служившие для размещения вооружения спонсоны, а в лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления. Экипажтанка состоял из восьми человек.

Командир танка, обычно младший лейтенант или лейтенант, также выполнявший функции стрелка из лобового пулемёта и порой - помощника водителя и сам водитель размещались в отделении управления слева и справа, соответственно. В каждом из спонсонов располагались наводчик и заряжающий (на «самцах»), либо два пулемётчика (на «самках»), а в проходах в кормовой половине корпуса находились двое помощников водителя8. Порой в экипаж добавлялся девятый член, задачей которого было, находясь в корме танка, у радиатора, из личного оружия оборонять кормовой сектор танка от пехоты9.

Различали 2 вида танка Mark I - «самец» и «самка». Отличия «самца» от «самки» заключались как в массе, так и в наличии определённых вооружений. Так «самец» имел массу около 28,5 тонн и на вооружении имел пулемёт и две пушки 57-мм. «Самка» весила на тонну меньше и на вооружении имела лишь пулемёты.

На танках-«самцах» основное вооружение составляли две нарезные 57-мм пушки модели SixPounder, SingleTube. Являвшиеся разработанным в 1915 году сухопутным вариантом скорострельного морского орудия, принятого на вооружение в 1885 году, 57-мм орудия имели вертикальный клиновой затвор, гидравлический откатник и пружинный накатник. Длина ствола орудия составляла 40 калибров / 2 280 мм10. Орудия размещались в спонсонах танка на тумбовых установках, с вращающейся частью которых были связаны закрывавшие амбразуру спонсона цилиндрические щиты. Наведение орудия осуществлялось при помощи простейшего плечевого упора, без каких-либо механизмов; при этом, так как наводчик с каждого борта находился слева от орудия, его положение ограничивало углы горизонтального наведения до 0…110° с правого борта и 245…355° с левого. Для наводки орудия на цель служил простейший телескопический прицел11.

Боекомплект орудий составлял 334 унитарных выстрела, размещавшихся в укладках в нижней части спонсонов и стеллажах между их боковыми стенками. Единственным изначально доступным снарядом к ним был осколочно-фугасный, с пороховым зарядом и донным взрывателем. Начальная скорость этих снарядов составляла 554 м/с, а максимальная дальность стрельбы ими - 6 860 м12, хотя эффективная ограничивалась приблизительно 1 800 метрами. Максимальная скорострельность орудий составляла 15-20 выстрелов в минуту13.

Позади пушек в спонсонах «самцов» в размещались два 7,7-мм пулемёта «Гочкисс» M1909 с воздушным охлаждением ствола. Кроме этого, на танках обоих вариантов один такой пулемёт размещался в лобовой части танка и обслуживался командиром, и в некоторых случаях ещё один пулемёт устанавливался в корме танка14. Все пулемёты «Гочкисс» были съёмными и вели огонь через амбразуры, закрывавшиеся в остальное время броневыми крышками. На танках варианта «самка» место 57-мм пушек и пулемётов «Гочкисс» в спонсонах занимали четыре 7,7-мм пулемёта «Виккерс»

Эти пулемёты имели водяное охлаждение стволов, закрывавшихся броневыми кожухами и размещались на тумбовых установках с поворотными щитами, схожих с установками 57-мм орудий. Углы наведения пулемётов были выбраны таким образом, чтобы обеспечивать им в сумме почти круговой обстрел, ограниченный лишь далеко выдающимися гусеницами танка. Боекомплект пулемётов составлял 5760 патронов для «самцов» или 30 080 патронов для «самок», в лентах по 320 штук15. Кроме этого, каждый член экипажа имел револьвер, для стрельбы из которых в различных частях танка имелись закрывавшиеся броневыми крышками порты. Из-за малой подвижности танка и ограниченных секторов обстрела его основного вооружения, личному оружию экипажа отводилась важная роль в ближней обороне танка16.

Танк поступил на вооружение в августе 1916 года. Впервые был использован английской армией против немецких войск 15 сентября 1916 года во Франции, в «Битве на Сомме». В ходе боя выяснилось, что конструкция танка недостаточно отработана - из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потери англичан в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.

4. Первые танки (СА-1Шнайдер)

CA-1 Шнейдер (также CA-1 Шнайдер, фр. Schneider CA1) - французский пехотный танк времён Первой мировой войны. Первый французский танк и один из первых в мире серийных танков, создавался в качестве аналога первым английским танкам типа Mark I, однако, в отличие от них, использовал шасси трактора «Холт». С точки зрения более поздней конструкторской мысли, «CA-1 Шнейдер», как и современный ему танк «Сен-Шамон», являлись скорее САУкласса штурмовых орудий, нежели полноценными танками.

Танк производился несколькими сериями и принимал участие в боевых действиях второй половины Первой мировой войны, где показал себя достаточно неудачной машиной.

Компания «Schneider&Co» была ведущим производителем оружия во Франции. Получив заказ на разработку САУ, в январе 1915 года компания отправила главного конструктора, ЭженаБрилье, исследовать гусеничные тракторы от американской компании Холта, в то время, участвующих в программе испытаний в Англии. По возвращении Брилье, который ранее принимал участие в разработке бронированных автомобилей для Испании, убедил руководство компании начать исследования по развитию Tracteurblindéetarmé (бронированного и вооруженного трактора), на базе шасси BabyHolt.

Испытания тракторов Холта начались в мае 1915 г. на заводе Schneider с 75-сильным двигателем - на колесной модели и 45-сильным - на гусеницах BabyHolt, показав превосходство последнего варианта. 16 июня изделие показано Президенту Республики Раймону Пуанкаре, после чего заказано 10 бронированных гусеничных машин для дальнейших опытов. В июле 1915 программа Шнайдера была объединена с проектом бронированного резака колючей проволоки инженера Жюлем-Луи Бретона, машиной Breton-Prétot. Десять из пятнадцати машин были оборудованы кусачками.

9 декабря 1915 на испытаниях в Суене опытный образец бронированного танка на шасси BabyHolt был продемонстрирован представителям французской армии. Среди зрителей был генерал Филипп Петен и Полковник Жан-Батист ЭженЭстиенн (1860-1936), артиллерист и инженер. Результаты танка опытного образца были превосходны, показывая замечательную подвижность в затрудненном ландшафте прежнего поля битвы Суена. Длина BabyHolt однако, была недостаточна для преодоления немецких траншей, что потребовало создания более длинных гусениц для французского проекта танка.

Поскольку заказы были более крупными, французы отстали от британцев - им потребовалось больше времени, чтобы построить более крупные фабрики. Первое применение танков - 16 апреля 1917 в Берри о-Бэке во время позорного Наступления Нивеля. Их первое наступление было сорвано заградительным огнём немецкой артиллерии. В 1918 эти устаревшие танки постепенно заменялись новым Renault FT-17. Производство завершено в августе 1918, всего построено 400 танков, включая опытные образцы. По крайней мере один Шнайдер был поставлен в Италию, которая после испытаний отменила план постройки 1500 Шнейдеров17.



7. Интересный факт (военные велосипеды)

На войне все средства хороши. Велосипеды прошли очень интересный путь от гражданского транспорта до оружия!

Военные велосипеды напоминали горные с укреплёнными колёсами и массивной рамой, которая позволяла, в случае чего, идти на таран.

На корпус велосипеда крепили пулемёт и велосипед становился «лёгким танком».

Первое применение велосипедов для военных целей было зафиксировано во время Франко-прусской войны в 1870 году - посыльный на велосипеде доставлял французским войскам депеши. Именно связисты первыми и оценили велосипеды, что не удивительно. "Двухколесные кони" обеспечивали: хорошую скорость,мобильность и безшумность.

Военные быстро оценили удобство нового вида транспорта. Уже в 1895 году в Англии была создана BrightonRifles - воинская часть, укомплектованная "пауками" (велосипеды с большим передним колесом). Во время маневров "Винтовки Брайтона" даже противостояли на своих байках кавалерии. О том, насколько успешным был этот опыт можно судить по тому, что уже в Англо-Бурской войне 1899-1902 годов велосипедные части входили в состав английкой армии.

Серьезный подъем производства военных велосипедов начался в годы Первой мировой войны. Самокатными частями были оснащены все противоборствующие стороны. В одной только русской армии было сформировано 25 самокатных рот.

У Германии и Турции было по 125 тысяч велобойцов, 100 тысяч боевых велосипедистов - у Британии. Войска Франции и Бельгии насчитывали 150 тысяч велосипедистов. На раннем, маневренном этапе войны, велосипеды активно использовала пехота, служить в самокатной части было даже почетно, в Лондоне была сформирована своя велосипедная часть, агитационные плакаты которой призывали: "прокатиться на велосипеде ради короля".

В Российской империи интерес к велосипедам был огромный. Что говорить, сама августейшая семья обожала велопрогулки, заядлым велосипедистом был и Лев Толстой. Однако велосипедов для нужд военных наша страна не выпускала достаточно долго. Первое время самокатные части нашей армии пользовались уже известными нам велосипедами "Пежо". Сведения же о времени создания своих первых военных велосипедов разнятся. По одной версии, первыми стали велосипеды, которые производились на фабрике "Россiя" Александра Лейтнера с 1914 по 1917 год. Назывались они так же, как и сама фабрика, были надежными, легкими, и по характеристикам не уступали своему французскому конкуренту. По другой версии, русская армия ещё два года после начала войны закупала велосипеды у французов, но осенью 1916 года конструктор М. Щипанов создал велосипед, получивший название "Дукс боевой". Он и стал первым русским складным военным велосипедом.










Заключение

Оружие может помочь отстоять суверенитет государства и защитить население,однако благополучие самого населения из-за военных действий сильно подрыватся,да и львиная доля налогов,которые платят обычные граждане уходят на закупку и разработку военной провизии.

Стоит признать,что в ближайшее время сократить затраты и использование оружия скорее всего не выйдет.

Однако нужно помнить,что в современном мире роль дипломатичного подхода к решению конфликтов весьма велика как в плане экономики,так и в плане морали.

Для дальнейшего изучения данной темы рекомендуем посетить Тульский государственный музей оружия и оруже йный завод. Также рекомендуем ознакомиться с литературой,выдержки из которой преведены в данной работе.

В заключение хочется сказать,что ни одна исследовательская работа не может объять все тонкости абсолютно любой темы. Задача исследовательской работы - подогреть интерес к анализу, изучению,чтению литературы и других источников. Исследовательские работы способствуют развитию личности человека!

Список литературы

  1. Ленин В. И. ПСС, 5-е издание

  2. Ленин В. И. «Социализм и война», август 1915 (ПСС, т.26, с.307-350)

  3. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B

  4. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%91%D1%82

  5. Семён Федосеев. Столетие легендарного «Максима» // журнал «Мастер-ружьё», № 11 (164), ноябрь 2010. стр. 40-46

  6. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%91%D1%82_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B0#cite_note-1

  7. Сергей Монетчиков. Оружейники: неустрашимый «Максим» // журнал «Братишка», январь 2005

Р. Эрнест Дюпюи, Тревор Н. Дюпюи. Всемирная история войн (в 4-х тт.).книга 3 (1800-1925). СПб., М., «Полигон - АСТ», 1998. стр. 587

  1. Семён Федосеев. Столетие легендарного «Максима» // журнал «Мастер-ружьё», № 11 (164), ноябрь 2010. стр. 40-46

  2. ww1.milua.org/Mggockisshand.htm

  3. С. Федосеев. «Сухопутные корабли». Английские тяжёлые танки периода Первой мировой войны. - Москва: Моделист-конструктор, 2000. - С. 5. - 32 с. - (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). - 4000 экз.

  4. D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. - 2004. - P. 18.

  5. D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. - 2004. - P. 8.

  6. D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. - 2004. - P. 9.

  7. D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. - 2004. - P. 8.

  8. С. Федосеев. «Сухопутные корабли». Английские тяжёлые танки периода Первой мировой войны. - Москва: Моделист-конструктор, 2000. - С. 6. - 32 с. - (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). - 4000 экз.

  9. D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. - 2004. - P. 16.

  10. D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. - 2004. - P. 17.

  11. D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. - 2004. - P. 18.

19.ru.wikipedia.org/wiki/CA-1_%D0%A8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D1%80

1 Смотрите: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%91%D1%82

2Семён Федосеев. Столетие легендарного «Максима» // журнал «Мастер-ружьё», № 11 (164), ноябрь 2010. стр. 40-46

3 ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%91%D1%82_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B0#cite_note-1

4 Сергей Монетчиков. Оружейники: неустрашимый «Максим» // журнал «Братишка», январь 2005

5 Р. Эрнест Дюпюи, Тревор Н. Дюпюи. Всемирная история войн (в 4-х тт.).книга 3 (1800-1925). СПб., М., «Полигон - АСТ», 1998. стр. 587

6 Семён Федосеев. Столетие легендарного «Максима» // журнал «Мастер-ружьё», № 11 (164), ноябрь 2010. стр. 40-46

7 СМ. ww1.milua.org/Mggockisshand.htm

8С. Федосеев. «Сухопутные корабли». Английские тяжёлые танки периода Первой мировой войны. - Москва: Моделист-конструктор, 2000. - С. 5. - 32 с. - (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). - 4000 экз.

9D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. - 2004. - P. 18.

10D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. - 2004. - P. 8.

11D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. - 2004. - P. 9.

12 D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. - 2004. - P. 8.

13С. Федосеев. «Сухопутные корабли». Английские тяжёлые танки периода Первой мировой войны. - Москва: Моделист-конструктор, 2000. - С. 6. - 32 с. - (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). - 4000 экз.

14D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. - 2004. - P. 16.

15D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. - 2004. - P. 17.

16D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. - 2004. - P. 18.

17 СМ. ru.wikipedia.org/wiki/CA-1_%D0%A8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D1%80

© 2010-2022