Конспект урока Олимпийские игры

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Ягодинская СОШ»












Открытый урок истории в 5 классе


Тема: "Олимпийские игры"







Подготовила: Джамписова С.А.






2015 год


Цель урока:

  • Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;

  • Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения;

  • Воспитать интерес к истории, расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Учебное оборудование: Презентация, раздаточный материал к уроку, карта «Древняя Греция», мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь.

Начинаем урок истории. Какую страну древности мы сейчас изучаем? Мы продолжим разговор о Древней Греции - удивительной стране, открытиями и достижениями которой мы пользуемся и сейчас, в XXI веке.

Сегодня на уроке каждому из вас самому предстоит узнать что-то новое. Давайте сначала вспомним, что нам уже известно о Древней Греции.

  1. Проверка знаний учащихся

Устная работа:

1. На каком полуострове располагалась Древняя Греция? (Балканском)

2. Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейскими)

3. Назовите самый большой остров, являющийся частью Греции? (Это остров Крит)

4. Какие города Древней Греции вы знаете? (Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины, Спарта)

5. Как сами греки называли себя и свою родину? (эллинами, Элладой).

6. Назовите занятия людей, проживающих на этой территории?

7. Назовите имя известного древнегреческого поэта его произведения (Гомер «Одиссея и «Иллиада»)

8. Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что он имел в виду? (греки основали колонии на побережье эгейского и средиземного морей)

9. Какой город является столицей современной Греции? (Афины)

Определения:

Полис- город-государство.

Демос- простой народ, неучаствующий в управлении.

Акрополь- возвышенное место в полисе

Пифос- глиняные бочки для хранения зерна

Амфора-сосуд с двумя ручками для вина, масла.

Работа по контурной карте (карточки) (взаимопроверка ответы на доске)

III. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.

Учитель: Благодаря Древней Греции мы можем наслаждаться сегодня театральными представлениями.

И еще одно достижение древнегреческой цивилизации, пожалуй, является одним из самых захватывающих и интересующее буквально всех. Посмотрите на экран (демонстрируется набор слайдов из истории Олимпийских игр Слайды 1-4). Вы догадались, что это «изобретение» древних эллинов. Следовательно, вы уже догадались, какая у нас тема урока - Олимпийские игры.(Слайд 5)

В рабочей тетради записываются число и тема урока.

Учитель: А что вы вообще уж знаете об олимпийских играх? (проводятся 1 раз в 4 года, в 2014 году проходили в г. Сочи). Но я вас прошу еще раз посмотреть на тему урока «Олимпийские игры. А что конкретно нам надо о них узнать?

  • Почему и когда они зародились?

  • Каким образом греки готовились к играм?

  • Как проходили и какие виды состязаний включали?

Учитель: А мы можем ответить прямо сейчас на все эти вопросы? Почему мы не можем ответить на эти вопросы? (нам необходимо знать историю зарождения олимпийского движения).

Учитель: Прежде чем начать работу, я хотела бы обратить ваше внимание на вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока. (Слайд 6)

Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

  1. Изучение нового материала

Учитель: При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова). Посмотрите, кто из вас знает значение этих слов. (Слайд 7)

Атлет - участник состязаний, человек крепкого телосложения.

Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.

Ипподром - место для проведения конных состязаний.

Олимпия - городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр

Учитель: Давайте запишем определения в тетрадь.

Учитель: История олимпийских игр - одна из самых удивительных историй, которые привлекают внимание поэтов, писателей и ученых. Олимпийские игры - именно та арена, на которой человек еще раз подтверждает, что нет предела человеческим возможностям. Не случаен олимпийский девиз - «Быстрее, выше, сильнее! » (Слайд 8)

А главным символом олимпиады является олимпийский белый флаг с пятью кольцами. Каждое кольцо имеет свой цвет и обозначает континент.

Голубой - Европа, чёрный - Африка, красный - Америка, жёлтый - Азия, зелёный - Австралия. Пять переплетенных колец - это символ праздника мира и дружбы.

Учитель: Давайте сейчас попробуем вернуться в те давние времена, откуда все началось.

Учитель: Посмотрите на карту Древней Греции (Слайд 9) Стр. 111 учебника

Учитель: В Южной части Греции на Пелопоннесе находится город Олимпия - место, где проходили первые олимпийские игры. Какое место в Греции с подобным названием, вы уже знаете?

Дети: Гора Олимп.

Учитель: Что мы с вами уже знаем о горе Олимп?

Дети: Это место где живут боги.

Учитель: Каких богов вы знаете?

Дети: Зевс, Гера, Гефест, Гермес, Афина, Аид, Посейдон.

Учитель: Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались Олимпийские игры.

3. Изучение новой темы.

1. Первые олимпийские игры.

Учитель: В Олимпию, расположенную в Южной Греции, съезжались сотни участников и тысячи зрителей из всех полисов Греции.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради)(Слайд 10).

От этой даты греки вели своё летоисчисление. Но что, же послужило причиной их появления? Существует несколько мифов о возникновении Олимпийских игр. Послушаем их. (сообщение Эльвира, Кирилл)

Эльвира: Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В древние времена миром правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.

Кирилл: Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов - вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и стадию - дистанцию в беге.

Учитель: Спасибо за выступление! Вопросы классу:

1.В память какого легендарного события были устроены первые состязания?(победа Зевса над Кроносом)

2.Какой бог стал покровителем Олимпийских игр и почему? (Зевс)

Учитель: Итак, каковы же причины появления первых Олимпийских игр?

Основные причины появления Олимпийских игр:

  • поклонение богам;

  • стремление показать силу и ловкость жителей Греции.

Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: "Все - в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!" (Слайд 11)

Учитель: Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

Ученики:

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными

2) Подготовка к играм.

Учитель: Как и в любой игре, в «Олимпийских играх» существовали определенные правила. Давайте, откроем учебник стр. 153. Прочитаем пункт 2 и, используя его, составим правила «Олимпийских игр Древней Греции».

(через 2-3 мин. Проверяем, вместе с учащимися (Слайд 12) и записываем в тетрадь).

ОТВЕТЫ: 1. В состязаниях могли участвовать все свободные греки;

2. Женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц;

3. За год до игр участники обязаны приступить к тренировкам;

4. За месяц до открытия Игр атлеты должны были прибыть в Олимпию и там продолжить тренировки.

5. Главное правило - никаких войн, только мир и безопасность.

Учитель: Вы, внимательно почитали и определили правила игр, а кто из вас нашел, как поступали с нарушителями правил? (ответы учащихся)

Женщинам запрещалось присутствовать на играх даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.

Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…

Учитель: Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? (Несчастную должны были казнить, но из уважения к её сыну - победителю помиловали.)

Учитель: А теперь подошло время выяснить, как проходили Олимпийские игры, и какова их программа. (Слайд 13).

Предлагаю Вам рассмотреть иллюстрации археологических находок. ( Слайд) Это вазы древних греков, на вазах есть рисунки. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний были в древней Греции и изображены на вазах.

Задание: Внимательно рассмотрите рисунки, подумайте и скажите, состязания по каким видам спорта проводили древние греки? (борьба, бег, прыжки, гонки на колесницах и тд)

3)Пять незабываемых дней. Сообщение Таня.

Проведение физминутки. Вы, наверное, немного устали, я предлагаю вам размяться. Проведём мини-олимпиаду прямо в классе. Встаньте, и… (Соревнования)

Учитель: Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи.

Однажды какой - то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Казалось, его никто не замечал. Но вот он приблизился к той части стадиона, где сидели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут весь стадион стал аплодировать спартанцам. Старик же произнёс: "Все греки знают правила приличия, но следуют им только спартанцы".

Как вы можете прокомментировать этот факт? Учащиеся предлагают свои комментарии этой истории.

Воспит. момент: Молодое поколение должны помогать, уступать место, не грубить пожилым - с уважением и почтением относится к пожилым людям.

Учитель: Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады.

В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды.

Учитель: Как вы думаете какие?

Наградой победителей были венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: "Слава победителю!"

Учитель: А что происходило с победителем олимпиады по возвращении на Родину? (учебник стр 157 п. 5 прочитайте и ответьте на вопрос)

( Когда атлеты возвращались с победой на родину, их ждали почести: при жизни ставили статую, пожизненно кормили бесплатными обедами, освобождали от уплаты налогов.)

Учитель: В истории Олимпийских игр много знаменитых атлетов. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Сообщение Петя. (Слайд 14)

Бегун, кулачный боец - Феаген уже в детстве был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унес с рыночной площади бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести на место тяжелую статую. Молва об этом поступке распространилась по всей Греции.

Прославленным борцом был Милон. Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на своих плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон в первого силача Эллады. Шесть раз подряд он становился победителем Олимпийских игр. Был случай, когда все отказались состязаться с ним и ему присудили победу без борьбы. Но когда он отправился к судьям за оливковым венком, он поскользнулся и упал. Зрители захохотали, требуя лишить его награды. «Да, я упал, но лишь один раз. Кто из вас бросит меня на землю еще два раза и станет победителем?» желающих принять вызов не нашлось.

Учитель: Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? (Слайд 15) (ответы учащихся: это праздник, традиция, нужны, чтобы сплотить жителей Древней Греции, состязались лучшие из лучших, посвящались богам).

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: в завершении нашего урока давайте проведем «состязание колесниц». В Греции это было самое зрелищное соревнование. У нас «состязание колесниц» будет проходить в виде викторины «Что мы узнали об олимпийских играх?».

1. Где проходили спортивные состязания в Греции? ( в г. Олимпия, расположенного на Пелопоннесе )

2. В каком году состоялись первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.)

3. Кому посвящались Олимпийские игры? (богу Зевсу - богу грома и молний )

4. Как выглядит олимпийский флаг? (белое полотнище с 5 переплетенными кольцами).

5. Каков девиз олимпийских игр? («Быстрее, выше и сильнее»).

6. Через сколько лет проводятся олимпийские игры? (4 года).

7. Какие виды спорта входили в пятиборье (бег, метание диска и копья, прыжки в длину, борьба )

8. Почему античные Олимпийские игры называли праздником мира? (Так как даже если шли войны, то их прекращали на время игр - «Священное перемирие».)

V. Рефлексия:

Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.

Сегодня на уроке, я узнал, что….

VI. Домашнее задание:

Учитель: Ребята давайте запишем домашнее задание. Слайд 16.

VII. Подведение итогов урока.

Эстафета Олимпийского огня прибыла к Вам из седой Греции. Я дарю его Вам в надежде, что в ваших сердцах он зажжет уважение, благородство и надежду на лучшее.

Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы.



© 2010-2022