Конспект и анализ урока Древняя Индия

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

_Конспект и анализ учебного занятия

"Природа и люди Древней Индии"

Шумакова Вера Васильевна

Должность:

Учитель истории и обществознания

Место работы:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Цингалы»

















Конспект учебного занятия "Природа и люди Древней Индии"

Цель урока: Первичное усвоение новых знаний по истории древней Индии. Умение решать проблемы в курсе изучения истории жизни индусов и духовных ценностей человечества. Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями, занятиями и религиозными верованиями древних индийцев.

Развивающая:

Развитие умения у учащихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать природные условия разных стран.

Воспитательная:

Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к природе, традициям и историческому прошлому стран мира.

УУД:
ЛичностныеУУД: умение высказывать свое мнение о роли истории в жизни людей

Регулятивные УУД: обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке

Коммуникативные УУД: обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: обучающиеся смогут сравнивать виды источников.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древней Индии

Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Оборудование урока:

  • компьютер;

  • мультимедиапроектор;

  • презентация;

  • компакт-диск "Всеобщая история. История древнего мира";

  • индийская музыка;

  • карточки с новыми словами;

  • контурные карты;

  • ксерокопии первоисточника (отрывок из древнеиндийской поэмы «Махабхарат»; отрывок документа «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека».

  • рабочий лист урока;

  • карта "Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. - III в. н.э.";

учебник Вигасина А.А.и др. "История древнего мира", М., 2011

Форма проведения: комбинированная: изучение нового материала с элементами практической работы.

Применяемые технологии: элементы проблемного изучения.

Новые слова: джунгли, Ганг, Инд, Гималаи, Индостан.

Предварительная работа: подготовить сценки из сказки «Старик Хоттабыч» и «Путешественница из Индии», индийский танец.

План изучения:

  1. Географическое положение Древней Индии.

  2. Богатство природы.

  3. Занятия древних индийцев.

  4. Религиозные верования.

Тип урока:
Урок изучения нового материала.

Вид урока:

Урок - путешествие.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Подготовка к активному усвоению знаний.

  3. Изучение новой темы (план урока):

    • Местоположение Древней Индии.

    • Природные условия Древней Индии.

    • Занятия жителей Древней Индии.

    • Религиозные верования.

  4. Подведение итогов.

  5. Объяснение домашнего задания.

Методические приемы:

  • Словесный.

  • Наглядный.

  • Практический: составление путеводителя по Древней Индии.

Ожидаемые результаты:

  1. Освоение программного материала по теме урока: учащиеся должны уметь называть основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе и основных занятиях жителей Древней Индии.

  2. Расширение кругозора, развитие познавательного интереса и желания самостоятельно изучать историю и культуру Индии.

  3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Мотивация учебной деятельности

Ребята, многие из вас, также как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского:
Есть два разряда путешествий,

Один - пускаться с места вдаль,

Другой - сидеть себе на месте,

Листать тихонько календарь.
Сегодня, перелистывая страницы истории, мы совершим увлекательное путешествие в удивительную страну. Эта страна - родина шахмат и йоги, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.
Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь?
Ответ: это Индия.
3.Целеполагание
Ребята, сегодня мы с вами знакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем о географическом положении и климатических условиях, чем отличается природа Индии, чем занимались жители этого государства, в чем особенности религии этой страны

А что берут люди с собой, отправляясь в путешествие? Конечно, много разных вещей, но, как правило, они берут с собой путеводитель. И хотя наше путешествие будет виртуальным, но путеводитель мы составим настоящий. Путеводитель - печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-либо городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Используется туристами для лучшего ориентирования в незнакомой местности. Я раздам вам шаблоны, а заполните вы его самостоятельно.


Реки

Леса

Горы

Почва

Растительность

Животные

Полезные

ископаемые

Ганг

Инд

Джунгли

Гималаи.

Мягкая плодородная в долинах рек.

Пустыни.

культурные

дикие

домашние

дикие

Серебро

Золото

Медь

Железо

Олово

Просо

Бобы

Рис

Пшеница

Хлопок

Сах.тростник и др.


Манго.

Бананы.

Орехи.

Апельсины.

Мандарины

Слоны,

верблюды,

лошади,

ослы,

куры и др.

Тигры,

львы,

леопарды,

обезьяны,

змеи и др.

Логическое задание:
Древние греки называли Индию: чудесной, сказочной страной». Почему? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.

4.Объяснение нового материала.

- А что вы знаете об этой стране?

Индия долгое время оставалась для остального мира неизведанной, загадочной страной, о которой складывались легенды. Сейчас один литературныйный герой расскажет вам об этой стране , а вы попробуете определить, правдиво ли описание Индии , из какого произведения оно взято, как зовут мальчика.

«Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы. Индия - очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других странах, а неустанно, день и ночь, добывают особые, золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи. Но горе тем индийцам, которые без должной сноровки попытаются похитить это золото! Муравьи пускаются за ним в погоню, и, настигнув, убивают на месте. С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины и женщины, и взрослые и дети - все плешивые в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками. А еще ближе к ним лежит страна, в которой нельзя ни смотреть вперед, ни пройти, вследствие того, что там в неисчислимом множестве рассыпаны перья. Перьями заполнены там воздух и земля: они-то и мешают видеть…»

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

Вот такое интересное описание Индии.

* Из какого литературного произведения эти строки? (Л.Лагин «Старик Хоттабыч)

* Как вы считаете, стоит ли доверять таким сведениям? (нет)

Сегодня мы с точностью можем сказать, что это небылица. Но что же представляла собой

Индия? Давайте откроем для себя некоторые тайны Древней Индии. Итак, в путь…

4.1. Географическое положение Индии(практическая работа с контурной картой)

Но для того, чтобы не заблудиться, нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. Мы отправляемся в Азию. А какие страны ещё находились в Азии в древности?

(ответы детей)

Эта необычная страна с красивейшей природой и своеобразной культурой раскинулась на юге Азии на обширной территории полуострова Индостан .

С 3 сторон она омывается Индийским океаном и его частями: с запада - Аравийским морем, с востока - бенгальским заливом, с Севера страну защищают от потоков холодного воздуха высочайшие в мире горы Гималаи. На территории Индии протекают 2 великие реки: Инд и Ганг. Именно вдоль них появляются первые поселения людей.

Скажите, пожалуйста, а какие еще древние цивилизации возникли вдоль берегов рек? (Египет, Междуречье)

Индия отделена от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом - Гималаями. «Жилище снегов» именно так переводится с индийского слово Гималаи. Здесь находится высочайшая вершина мира Джомолунгма. Высота - 8848 м. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. (Джомолунгма -"поднебесное жилище богов"). Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. В переводе с тибетского «божественная мать жизни» в честь боннской богини Шерабчжаммы, другое название Тагарматха, в переводе с непальского «Мать богов», ещё одно название Эверест. В честь сэра Джорджа Эвереста, руководителя геофизической службы. В 1856 году измеряли высоту пика 15 и доказали. Что он самый высокий в мире.

4.2. Климатические и природные условия Индии

Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют эту страну с соседними государствами и народами. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан. Оно является родиной древних цивилизаций. Здесь возвышаются холмы, здесь раскинулись степи, саванны. По земле Индии текут две великие реки - Ганг и Инд.Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными. Природные условия двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди, то в долине Ганга со второй половины июня по сентябрь льют дожди непрерывно и долину реки покрывают непроходимые леса и болота. Климат полуострова очень жаркий и влажный. Если рассматривать климат Индии, то можно сказать о том, что в областях, расположенных вблизи Гималайских гор, бывает очень холодно, а в южных областях большую часть года стоит жара.
первые города появились в долине Инда: Мохенджо - Даро и Хараппа.

  1. Перед вами контурные карты, давайте заполним их. Проверь себя!

Если и в наши дни растительный мир Индии поражает своим разнообразием, то много-много столетий назад непроходимые тропические леса - джунгли - покрывали почти всю ее территорию. Они не только давали древесину обитателям сказочной страны для поделок, оружия, построек и отопления жилищ, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и др. деревьев. Леса же снабжали лекарственными растениями и пряностями, без которых, уже тогда была немыслима индийская кухня.

Я приглашаю вас заглянуть в джунгли.(видеофрагмент)

Давайте прочтем отрывок, посвященный природе Индии, из поэмы "Махабхарат"

Ответьте на вопрос: какие же животные населяли джунгли полуострова Индостан.

4.3. Занятия жителей Древней Индии (работа с историческим документом)

Каковы же были занятия населения Древней Индии?

В Индии почвы были в долинах рек - мягкие, плодородные, на остальной территории - пустынные и каменистые.

Занимательная задачка: Одна древняя путешественница, побывавшая в Индии, вернулась на родину. - Если бы ты только знала, - рассказывала она приятельнице, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

Подруга приняла эти слова за шутку.

- Ну какая же ты выдумщица !

- Не хочешь - не верь! Я видела собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

- Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Так приятельница и не поверил своей подруге - путешественнице, меж тем подруга--то говорила чистую правду. О чем она говорила? (о хлопке и сахарном тростнике)

Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок - сахар. Это был самый древний сахар в мире. Люди научились также выращивать хлопчатник. Из него выделывали пряжу и затем ткали легкие, удобные в жарком климате ткани, прочные, но такие тонкие, что платье можно было продеть сквозь маленькое колечко.

Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии:(работа с источником)
Вывод:
Основные занятия древних индийцев: земледелие. Они выращивают пшеницу и ячмень, рис и просо. А также много бобовых культур. Ремесло, охота, рыболовство, скотоводство.

С тех давних времен, когда люди занимались собирательством, древние индийцы знали разные растения и цветы, которые можно было употреблять в пищу и из которых можно было получать различные пряности и благовония. Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких не было больше нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Много позже пряности и благовония стали тем товаром, за которым в Индию устремлялись торговцы из разных стран. Они везли не только перец, но и знакомили жителей своих стран с культурой и традициями страны, в частности с йогой.

Искусство хатха-йоги, одна из наиболее известных традиций Индии, распространившаяся по всему миру. Оно включает в себя систему упражнений для тела и ума. В своей современной популярной форме особый акцент в йоге делается на технике поз и дыхания, чтобы достичь физического и умственного комфорта.

Дыхательная пауза. «Задувание свечи». (Элемент дыхательной гимнастики йогов. Цель - улучшить деятельность нервной системы, активизировать усвоение информации). Исходное положение: встать прямо, вдохнуть полным дыханием и задержать его. Вытянуть руки вперёд, ослабить мускулы. Медленно согнуть руки, подтягивая их к лицу, постепенно сжимая мускулы. Сильно выдохнуть воздух через рот, как бы задувая свечу.

Физкультурная пауза

«Поза стула». Упражнение на основе элементов гимнастики йогов.

(Цель - снять усталость, наполнить организм жизненной энергией. Исходное положение: встать прямо, ноги свести вместе, руки свободно расположить вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, потом выдох. Медленно присесть, вытянув руки вверх, ладони прижать друг к другу).

«Поза лотоса»

4.4 Учитель: Др. индийцы уважительно относились к природе: к водной стихии, ведь вода - это залог богатого урожая, а урожай - это жизнь. Почитали как священных некоторых животных: слонов, коров, змей, и др. Учитель: «Индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте».

Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона. Индийцы приручили слонов. Они заставили громадных животных подчиниться человеку и служить ему: корчевать деревья, носить на себе людей и грузы. Слоны были приучены участвовать в сражениях, врываться в ряды противника и топтать вражеских воинов

Из всех домашних животных больше всех ценилась коровы, считавшиеся главным божеством семьи. Корова давала людям молоко, простоквашу, масло и поэтому её называли божественной, кормилицей, матерью. Чтобы очистить себя от греха индиец прислуживал корове, того кто убил корову считали страшным преступником.

, в какой стране древности еще поклонялись животным?

4.5. Цивилизация Древней Индии.

История неохотно раскрывает нам свои тайны, и иногда они становятся известны почти случайно. Стр.93учебника

Так, однажды, индийский археолог, проводя раскопки, нашел замечательный памятник культуры, древнейший индийский город. Так из небытия восстал знаменитейший индийский город Мохенджо-Даро («Холм мертвых») - целый город, существовавший 4 тыс. лет назад.

Прямые и широкие улицы города(ширина до 10 метров), вдоль которых стоят 2-3 этажные дома из красного кирпича. Самое интересное, что на перекрестках углы зданий округленные - отличная идея! - этот никак не мешает уличному движению. Здесь увидим колодец и комнату для омовений. и что самое интересное - грязная вода из этих комнат по специальным каналам стекает в общегородской канал и вытекает за город. Представляете, в III тыс. до н. э. уже была канализация!

В каждом районе города живут жители определенной профессии. Одни плавят бронзу и занимаются ремеслом: изготавливают всевозможные украшения и великолепную керамическую посуду, покрытую кремовой глазурью, разводят овец, коз, буйволов и даже слонов. А в центре Мохенджо-Даро на высоком холме возвышается высокая крепость в которой находятся дворец и огромный амбар для зерна. В центре есть большой плавательный бассейн с лестницами для спуска и многочисленными помещениями для отдыха. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн. Во IIтыс. до н. э. по неизвестным причинам все древнеиндийские города были покинуты их жителями и эта цивилизация безвозвратно исчезла. А в начале II тыс. до н. э. севера-запада на территорию Индостана вторглись племена кочевников Ариев.

4.6. Мы выяснили основные занятия индийцев. А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших.
Учитель. «Индийцы верили, что когда человек умирает, его душа превращается в другое существо. Кем станет человек, зависит от его поведения. Пьяница станет червяком, вор - крокодилом. Если мы заботимся о своей судьбе, то должны проявлять милосердие ко всем живым существам.

Представьте, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком».

^ Вопрос: С какими верованиями связана такая угроза?

Ответ: С верой в переселение душ (реинкарнация).

Или другой пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

^ Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?

Ответ: Тоже с верой в переселение душ (реинкарнация).

Ведическая мудрость гласит, что любое живое существо в этом мире - вечная душа, живущая в смертном теле. Покидая тело в момент смерти, душа переселяется в новое тело. Перемещаясь из тела в тело в поисках счастья, она проходит через все формы жизни - от насекомого до бога.

Как видно из священных книг индийцев, они обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия - индуизм -сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня верят в своих древних богов.

. 5. Закрепление изученного - игра-викторина"Проверь себя".

При проведении игры-викторины используется слайдовая презентация.

Закрепление изученного на уроке.
Индивидуальная работа по рабочим тетрадям.
6. Решение поставленного в начале урока логического задания.

Выслушиваются ответы учащихся, формируется вывод :

Чудеса Индии:

- благоприятные природные и климатические условия,

- плодородные земли;

- полноводные реки,

- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

- памятники культуры

7.Подведение итогов урока.
Организация домашнего задания.

Итак, мы выяснили особенности географического положения Индии, занятия её жителей, их религиозные верования. Основа для путеводителя есть. У нас нет главного - памятников культуры Древней Индии. Их вы нанесете на свои карты самостоятельно с помощью с помощью условных значков и подписей в легенде карты. Автор самого полного путеводителя (с самым большим числом памятников) получит приз. Это будет дом.заданием.

Считаете ли вы Индию сказочной страной? Хотели бы там побывать?

8. Выставление оценок за урок.



Самоанализ урока истории в 5 классе по теме «Природа и люди Древней Индии»

Учитель истории и обществознания МКОУ ХМР СОШ

с.Цингалы Шумакова Вера ВасильевнаТема: Природа и люди Древней Индии

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок - путешествие

Цели урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями, занятиями и религиозными верованиями древних индийцев.

Развивающая:

Развитие умения у учащихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать природные условия разных стран.

Воспитательная:

Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к природе, традициям и историческому прошлому стран мира.

УУД:
ЛичностныеУУД: умение высказывать свое мнение о роли истории в жизни людей

Регулятивные УУД: обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке

Коммуникативные УУД: обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: обучающиеся смогут сравнивать виды источников.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древней Индии

Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.



Еще на перемене учащиеся начали заходить в кабинет, в это время я подготовила учебный кабинет к уроку, раздала рабочие листы урока, проветрила помещение.

Урок начался со звонком. После приветствия учащиеся расположились по своим рабочим местам. На данном уроке я использовала технологию проблемного обучения. В начале урока был поставлен перед учащимися проблемный вопрос: почему древние греки считали Индию волшебной чудесной страной. В конце урока дети ответили на поставленный вопрос. Начав урок с необычного вопроса, сразу активизировала учащихся на плодотворную работу. Учащиеся записали в рабочих листах урока число, тему, проблемный вопрос, я назвала цели и задачи урока.

Считаю, что тип и структура урока соответствовали поставленным целям, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся. Урок представляет собой целостную композицию. «Переходы» от одной учебной ситуации к другой плавные, присутствует чёткое обобщение по каждой учебной ситуации, ясные конечные выводы. Содержание изучаемого материала связано с жизнью, с потребностями и интересами ученика, имело профессиональную направленность изучаемого материала: дипломат, путешественник, экскурсовод. Объем предложенного для усвоения учащимися материала оптимален. Педагог «погрузила» учащихся в эпоху Древности, интересные исторические сведения настроили учащихся на необходимое восприятие темы.

При проведении урока ориентировалась на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока. Использовала интерактивный метод. На уроке дети определили первостепенную информацию и заполнили путевой дневник. Применила метод самостоятельной работы учащихся в рабочих листах урока, где дети сравнивали, сопоставляли, оценивали и классифицировали получаемую информацию о занятиях народов Древней Индии. Задания носили репродуктивный и творческий характер, с учётом возрастных особенностей детей 5 класса. Применила приёмы исследовательской деятельности: учащиеся работали с историческим источником «Махабхарата». Использовала информационную технологию - просмотр презентации для передачи и систематизации информации. В течение урока активно использовала технические средства обучения (компьютер, проектор). Использование ИКТ на уроке ориентировало учеников на результативность и успех. Активность учащихся также поддерживалась благодаря беседе, протекающей в форме диалога. Учащиеся в течение урока были активны и работоспособны. На уроке были применены здоровьесберегающие технологии в виде тематической физминутки.

В завершении урока была проведена рефлексия. Оценивание урока проводилось учениками самостоятельно, с использованием оценки своего психологического и эмоционального состояния. Интерес учащихся к содержанию и процессу деятельности на уроке был повышенный, как показала рефлексия.

Домашнее задание, в виде тестирования в рабочих тетрадях из методического комплекса, непосредственно связано с поставленной на урок целью и служит её достижению. Таким образом, на данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий: материал был рассмотрен всесторонне с применением форм и методов работы (слово учителя, фронтальный опрос, совместное обсуждение, письменная работа, тестирование). Приращения в ЗУНах учащихся состоялись, что соответствует цели урока.

Методика данного урока позволила проявить учащимся познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Учащиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями.

Эмоциональная атмосфера урока была положительная. Учитель обладает педагогическим тактом, умением установить дисциплину и находить контакт с детьми. Взаимодействие учителя и ученика происходит в форме диалога.

Общие результаты урока:

План урока выполнен полностью, общеобразовательная, воспитывающая и развивающая задачи урока реализованы в полной мере. Урок послужил развитию у учащихся эмоций, познавательных интересов, речи, самостоятельности мышления.

Учитель истории и обществознания МКОУ ХМР СОШ

с.Цингалы_____________В.В.Шумакова















14

© 2010-2022