- Преподавателю
- История
- Конспект урока по теме Русь и Золотая Орда
Конспект урока по теме Русь и Золотая Орда
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Базилевич А.Ю. |
Дата | 08.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока «Золотая орда и Русь»
Цель: ученик научится объяснять, в чем выражалась политическая и экономическая зависимость русских земель от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против завоевателей; раскрывать, каковы были последствия ордынского владычества.
Задачи
1.Воспитание патриотизма и понимания значимости периода монгольского владычества для объединения русских земель
2. Овладение умениями работать с учебной информацией (выделять главное в тексте, характеризовать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде, анализировать факты, формулировать выводы)
3. Овладение представлениями о политической и экономической зависимости Руси от золотой Орды) применять исторические понятия для раскрытия событий прошлого,
4. Оценивать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде.
Основные термины и понятия:
-
повинности
-
ярлык
-
баскаки
-
ордынский выход
-
численник
Ход урока:
Организационный момент 3 минуты
.Постановка главного вопроса урока:
Какое влияние ордынское иго оказало на жизнь русского народа?
IV. Изучение нового материала.
1. Работа с картой 5м
- найдите и покажите территорию Золотой Орды и ее столицу
- на какой реке располагалась столица Золотой Орды
- определите по карте, входила ли Русь в состав Золотой Орды, докажите (разные границы).
Запись вывод в Тетрадь. Русь не входила в состав Золотой Орды, но находилась зависимости от Золотой Орды
Древнерусское государство не вошло в состав Золотой Орды, но это не значит, что о осталось свободным. Монголо-татары установили над Древнерусским государством власть, сделав его вассальным государством.
Что означает понятие вассальное государство. ? (Вассальное государство - государство, находящееся в подчинении другому государству,
Самостоятельная работа в Парах Работа в парах. 5 минут
Вы сейчас в парах оджны найти в тексте на странице 115-16 ,в чем эта зависимость выражалась ? Как проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?
Обсуждение и разбор новых терминов 7 минут
Работа с новыми понятиями: ярлык, баскаки, выход- запись в тетрадь Кто освобождался от дани?
Это можно отметить как положительный момент?
Дайте общее название этой зависимости.
Вывод. Древняя Русь находилась в политической и экономической зависимости от Орды.
Положение населения в период Татаро-монгольского ига 10минут
Ребята, какие чувства испытывал наш народ, оказавшись в таком тяжелом положении?
Действительно в 1257-1259 годах монголы провели на Руси перепись населения. Во все города приехали численники(переписчики). Все жители были переписаны для того, чтобы никто не ушел от дани. В 1262г в Ростове, Суздале, Владимире начались народные волнения. Многие баскаки были убиты, остальные изгнаны из городов.
Ребята, кто мог защитить народ от угнетения? (князья).
Почему? Народ им верил, уважал, у них была дружина, \
Каков был размер дани?
Борьба против ордынского владычества 10 минут
«Если мы с Вами посмотрим на отношения князей с Золотой Ордой, то мы видим 2 основных типа взаимоотношений. Сейчас мы делимся на две группы по рядам, и группа 1 смотрите, как себя вел Даниил Галицкий по отношению к Золотой Орде, а группа 2 как Александр Невский».
Три основные позиции, которые занимали люди и князья
-
Полное принятие власти и орды
-
Компромисс
-
Открытое противостояние
Какое отношение показало себя наиболее удачно? почему?
1. Удалось предотвратить разгром городов.
2. Орда пошла на уступки - право сбора дани было передано русским князьям.
3. В результате власть князей укрепилась.
6. Самостоятельная работа в парах . 10 минут
Прочитайте текст учебника - «Последствия ордынского владычества», обсудите этот вопрос в парах и дополните нашу таблицу.
Как мы можем ответить на наш главный вопрос?
Ордынское иго оказало как отрицательное влияние на жизнь русского народа (остановка развития и экономические, человеческие потери) так и положительное влияние (консолидация русских земель против захватчиков, укрепление княжеской власти).
Домашнее задание.
Параграф 13. Ответы на вопросы. Письменно
Если осталось время: Повторение терминов 3-4 минуты.