- Преподавателю
- История
- Программа элективного курса На страже Отечества (7-8 классы)
Программа элективного курса На страже Отечества (7-8 классы)
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Перетягин А.А. |
Дата | 30.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Данная дополнительная образовательная программа направлена на самоопределение учащихся в выборе их будущего профессионального образования после окончания средней школы и оказывает содействие школьников в выборе ими профиля обучения в старшей школе.
Актуальность программы
В последние годы в Пермском крае началась активная работа по возрождению казачества, которая включает в себя задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.
Эффективным механизмом в воспитании подрастающего поколения может стать обращение к национальным традициям, хранителями которых традиционно являлись казаки. Казачество является неотъемлемым культурно-историческим феноменом российской истории и происходящее сегодня возрождение казачества - один из возможных путей решения проблем, стоящих перед Россией.
Казачье образование в традициях педагогики казачества начинается с самого детства. Это воспитание и развитие личности, обладающей нравственной культурой, гражданским самосознанием.
Работа по изучению истории казачества формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении истории родного края и своей родословной развивает увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей, формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Возрождение культурных традиций казачества актуально и с точки зрения педагогической, так как культурное казачье наследие является фундаментом нравственно-патриотических ценностей народного воспитания.
Новизна программы состоит в том, что содержание теоретического курса дополнено экскурсиями и поездками в музеи, встречами с атаманом казаков и с местными жителями, коренными потомственными казаками, а также знакомством с казачьей народной культурой.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что данная программа дополнительного образования детей направлена на усиление самостоятельной практической деятельности ребенка, на развитие познавательной активности детей, на формирование креативного воображения и творческих способностей.
Цель программы :
- создание условий для социализации личности ребенка через приобщение к культурному наследию казачества России, для творческого досуга юного поколения;
- воспитание чувства патриотизма, привитие чувства ответственности за сохранение и развитие казачьих традиций, пробуждение интереса к истории своего края, семьи, Отечества.
Основные задачи :
- дать понятие «что такое казачество»?
- ввести ребёнка в мир истории через вещественно-материальную среду;
- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
- помочь понять, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
- развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Отличительные особенности программы: в основе построения курса лежит принцип разнообразия деятельности детей.
Почти каждое занятие предусматривает теоретическую и практическую часть.
На каждом занятии проводится казачьи народные игры или элементы казачьего фольклора (песни, стихи, сказки, танцы и т.д.)
На занятиях предусмотрены различного типа задания; нарисовать ситуацию из жизни, разыграть ситуацию общения, использовать ролевые игры, коллективные сочинения.
В ходе собственных исследований учащиеся овладевают навыками исследовательского поиска;
- видеть проблему
- ставить вопросы
- давать определение понятиям
- наблюдать
- делать умозаключения, выводы
- готовить тексты собственного сочинения.
Формы организации обучения:
коллективная, групповая, индивидуальная;
Режим занятий: 1 занятие в неделю,
продолжительность одного занятия-45 минут. Курс рассчитан на 34 часа. Обучающиеся 7-9 кл.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни; об истории возникновения казачества, истории Перми, своей семьи и Отечества; о казачьих народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре казачества, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми (защита проекта).
Учебно- тематическое планирование:
Основное содержание программы:
|
| Разведение пуховых коз(пуховые платки) в Оренбургском казачьем войске. Станицы бондарей, чеботарей (сапожников).Мастерство шорников и нагаечников (изготовление конской сбруи и седел).Кузнецы- ковали, мастера-оружейники( изготовители булатных клинков). Гончары, корзинщики. Мастера-виноделы (кубанские, донские, терские казаки).Копатели колодцев -колодезники. Названия вырытых колодцев по имени копателя. |
| Культура казаков |
|
4. | Древнейшие обычаи. Рефераты детей | Сжигание соломенного снопа в ночь перед Рождеством, Древний православный праздник- Покров. Не отмечается ни в одной стране, кроме России. Раньше у казаков-половцев именно в Покров начинался Новый год. Праздник Введения богородицы во храм, в этот же день отмечался День матери-казачки. Древнейший казачий обычай- почитание шапки. Крещение шапки- спасение слабых младенцев. |
|
| Результаты самостоятельной исследовательской деятельности детей «Древнейшие обычаи, сохранившиеся до наших дней». Рефераты , сообщения, мини-презентации, фото-слайды. |
5. | Церковные традиции | Культ и обожествление Коня. Захоронения знаменитых скакунов. Христианство. Крещение казаков. Легенда о Святом Кирилле. Церкви и православные Соборы. Православное венчание. Исповедь. Причащение. |
6. | Казачий фольклор. Сказки. Предания. | Знакомство с живописью, казачьими сказками., народными легендами, былинами и преданиями. |
7. | Гимн казаков. Гербы | Разучивание Гимна Донского казачества «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон…» |
8. | Народные игры. Казачьи песни. | Знакомство с народными казачьими играми: «Курень», «Тетёра», «Заря-заряница», «Куличи». |
|
| Разучивание детских казачьих песен и попевок. «Со вьюном я хожу», «Слава, Платову, герою..», « Ой, ты, яблонька моя..», «Как мы жито жали..» |
9. | Стихи о казаках | Разучивание стихов Н.Арефьевой «Я славлю край», «Мы не хотим войны», «Дон-батюшка» |
| Мой дом -моя крепость |
|
10. | Казачьи жилища. Курень | Курень- название монгольское, означает «круглый» , раньше так называли юрты. Знакомство с жилищами казаков. Разделение комнат куреня: комната родителей, куда вход детям был запрещен; кунацкая ,где хранилось оружие; территория для женщин и малых детей. Быт. Домашняя утварь. Названия предметов обихода. |
11. | Экскурсия в музей | Организация поездки в музей |
12. | Казачья кухня | Знакомство с тайнами и загадками казачьей кухни. Рецепты приготовления блюд, передававшихся из поколения в поколение. |
13. | Казачья кухня. Рецепты. Мини-презентации детей. | Презентации детей рецептов казачьих блюд. Результаты исследовательской работы. Выступления учащихся на публике в других классах. |
14. | Городок. Станица. Хутор. | Городок- укрепление. Старинный казачий городок- Запорожская Сечь. Большие стены, башни для пушек. Станицы, где находились семьи и родственники казаков, кочевали под защитой городка. Хутор- наследник городка, бывает старше самой станицы. |
15. | Казачий круг | Казачий круг- общее собрание совершеннолетних мужчин-станичников, на котором решались наиболее важные дела казаков. Высший -валовой круг(собрание представителей всего казачества). Власть возглавлял станичный атаман, избираемый на три года. |
| Основные занятия казаков |
|
16. | Земледелие. Праздники урожая | Земледелие-основное занятие казаков. Пахота на волах. Импровизированный обряд «Хлеб на Руси - основа жизни», жнивный обряд. |
17. | Животноводство. Охота | Пастушество -одна из древних профессий казаков. Чабаны. Коневоды. Породы лошадей. Охота. Сибирские охотники. |
18. | Народная медицина. Знахарство. | Мануальная терапия. Вправление позвонков. Операции в домашних условиях. Лекари. Знатоки лечебных трав. |
19. | Воспитание мальчика в казачьей семье | Обряд пострига мальчика в 1 год (обряд сохранился у казаков до наших дней). Праздник первых штанов. Строгость воспитания Постриг в 7 лет. Обучение казачат. Наказание только от мужчин в семье. |
20. | Воспитание девочки | Обряд «Смывания с дочушки тягостей и забот». Девичьи праздники на женской половине дома в семейном кругу. Работа по дому - с 5ти лет (вышивание, уборка по дому и т.д.) Особая работа- уход и присмотр за младшими детьми. Приданое для девушки. |
| История казачьих костюмов |
|
21. | История женского костюма | Знакомство с историей женского казачьего костюма. Особенности костюма от места проживания казачек. Практическая работа детей. Раскрашивание женских костюмов в индивидуальном рабочем пособии. |
22. | История мужского костюма | Знакомство с историей мужского казачьего костюма. Практическая работа детей. Раскрашивание мужских костюмов в индивидуальном рабочем пособии |
23. | Головные уборы. Прически. Украшения. | Демонстрационные слайды. Знакомство с головными уборами и традиционными украшениями. Практическая работа в индивидуальном рабочем пособии |
| Военное искусство |
|
24. | Военная форма. Оружие | Разновидности военной формы в зависимости от рода войск. Оружие казаков. |
25. | Военное дело казаков | Казачьи полки. Особенности отбора казаков на военную службу. Боевые приемы с шашками и саблями. |
26. | Казачьи атаманы и полководцы | Знакомство с известными атаманами Войска Донского по сведениям летописных актов |
27. | Возрождение казачества | Казачьи общественные организации. Закон о реабилитации репрессированных народов «в отношении казачества». Возрождение казачества, как средство патриотического воспитания среди молодежи. |
| Казачьи фамилии |
|
28. | История возникновения фамилий казаков | Беседа. , Откуда произошла моя фамилия? Кто были мои предки? Кровное родство. Однофамильцы. |
29. | Названия казачьих станиц | Названия поселений и донских станиц казаков под влиянием этнических традиций и обычаев Древней Руси. Легенды и придания. |
30. | Встреча с атаманом | Встреча с атаманом. Беседа. |
31. | Посещение краеведческого музея | Экскурсия в областной Краеведческий музей. |
32. | Праздник «Славим казачество!» | Казачий фольклор |
33. | Защита проектов |
|
34. | Защита проектов |
|
Список литературы:
-
Воскобойников Г.Л. Казачество в первой мировой войне 1914-1918 гг. - М., 1994.
-
Галушко Ю. Казачьи Войска России. - М., 1993.
-
Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). - Ростов-на-Дону, 1998.
-
Гордеев А.А. История казаков. - М., 1991-1993
-
Губарев Г.В. Книга о казаках. - Париж, 1957
-
Казин Х.В. Казачьи войска. - СПб., 1912.
-
Мухин А., Прибыловский В. Казачье движение в России и странах ближнего зарубежья (1988-1994). -.М., 1994.
-
Рыжкова Н.В. За Веру, Отечество и други своя: Донские казаки в Великой войне 1914-1917 гг. - Ростов-на-Дону, 1998.
-
Донские казаки в прошлом и настоящем. - Ростов-на-Дону, 1998.
-
Станиславский А.А. Гражданская война в России ХVII в.: Казачество на переломе истории. - М., 1990.
Список группы
-
Щеголь Илья - 7а
-
Штенников Валерий- 7 а
-
Мерзляков Марк - 7в
-
Ахмедов Марат - 7в
-
Мойетта Алкс - 7в
-
Еремин Данил - 7в
-
Кузнецова Лиза - 7а
-
Мокрецов Илья - 7б
-
Окатьев Слава - 7б
-
Дровнев Вадим - 7а