Программа элективного курса На страже Отечества (7-8 классы)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса На страже Отечества (7-8 классы)





Пояснительная записка

Данная дополнительная образовательная программа направлена на самоопределение учащихся в выборе их будущего профессионального образования после окончания средней школы и оказывает содействие школьников в выборе ими профиля обучения в старшей школе.

Актуальность программы

В последние годы в Пермском крае началась активная работа по возрождению казачества, которая включает в себя задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.
Эффективным механизмом в воспитании подрастающего поколения может стать обращение к национальным традициям, хранителями которых традиционно являлись казаки. Казачество является неотъемлемым культурно-историческим феноменом российской истории и происходящее сегодня возрождение казачества - один из возможных путей решения проблем, стоящих перед Россией.
Казачье образование в традициях педагогики казачества начинается с самого детства. Это воспитание и развитие личности, обладающей нравственной культурой, гражданским самосознанием.
Работа по изучению истории казачества формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении истории родного края и своей родословной развивает увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей, формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

Возрождение культурных традиций казачества актуально и с точки зрения педагогической, так как культурное казачье наследие является фундаментом нравственно-патриотических ценностей народного воспитания.

Новизна программы состоит в том, что содержание теоретического курса дополнено экскурсиями и поездками в музеи, встречами с атаманом казаков и с местными жителями, коренными потомственными казаками, а также знакомством с казачьей народной культурой.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что данная программа дополнительного образования детей направлена на усиление самостоятельной практической деятельности ребенка, на развитие познавательной активности детей, на формирование креативного воображения и творческих способностей.

Цель программы :

- создание условий для социализации личности ребенка через приобщение к культурному наследию казачества России, для творческого досуга юного поколения;

- воспитание чувства патриотизма, привитие чувства ответственности за сохранение и развитие казачьих традиций, пробуждение интереса к истории своего края, семьи, Отечества.

Основные задачи :

- дать понятие «что такое казачество»?

- ввести ребёнка в мир истории через вещественно-материальную среду;

- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;

- помочь понять, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

- развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Отличительные особенности программы: в основе построения курса лежит принцип разнообразия деятельности детей.

Почти каждое занятие предусматривает теоретическую и практическую часть.

На каждом занятии проводится казачьи народные игры или элементы казачьего фольклора (песни, стихи, сказки, танцы и т.д.)

На занятиях предусмотрены различного типа задания; нарисовать ситуацию из жизни, разыграть ситуацию общения, использовать ролевые игры, коллективные сочинения.

В ходе собственных исследований учащиеся овладевают навыками исследовательского поиска;

- видеть проблему

- ставить вопросы

- давать определение понятиям

- наблюдать

- делать умозаключения, выводы

- готовить тексты собственного сочинения.

Формы организации обучения:

коллективная, групповая, индивидуальная;

Режим занятий: 1 занятие в неделю,

продолжительность одного занятия-45 минут. Курс рассчитан на 34 часа. Обучающиеся 7-9 кл.

Предполагаемые результаты реализации программы:

- приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни; об истории возникновения казачества, истории Перми, своей семьи и Отечества; о казачьих народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре казачества, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

- школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми (защита проекта).







Учебно- тематическое планирование:

Основное содержание программы:




Разведение пуховых коз(пуховые платки) в Оренбургском казачьем войске. Станицы бондарей, чеботарей (сапожников).Мастерство шорников и нагаечников (изготовление конской сбруи и седел).Кузнецы- ковали, мастера-оружейники( изготовители булатных клинков). Гончары, корзинщики. Мастера-виноделы (кубанские, донские, терские казаки).Копатели колодцев -колодезники. Названия вырытых колодцев по имени копателя.


Культура казаков


4.

Древнейшие обычаи. Рефераты детей

Сжигание соломенного снопа в ночь перед Рождеством, Древний православный праздник- Покров. Не отмечается ни в одной стране, кроме России. Раньше у казаков-половцев именно в Покров начинался Новый год. Праздник Введения богородицы во храм, в этот же день отмечался День матери-казачки. Древнейший казачий обычай- почитание шапки. Крещение шапки- спасение слабых младенцев.



Результаты самостоятельной исследовательской деятельности детей «Древнейшие обычаи, сохранившиеся до наших дней». Рефераты , сообщения, мини-презентации, фото-слайды.

5.

Церковные традиции

Культ и обожествление Коня. Захоронения знаменитых скакунов. Христианство. Крещение казаков. Легенда о Святом Кирилле. Церкви и православные Соборы. Православное венчание. Исповедь. Причащение.

6.

Казачий фольклор. Сказки. Предания.

Знакомство с живописью, казачьими сказками., народными легендами, былинами и преданиями.

7.

Гимн казаков. Гербы

Разучивание Гимна Донского казачества «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон…»

8.

Народные игры. Казачьи песни.

Знакомство с народными казачьими играми: «Курень», «Тетёра», «Заря-заряница», «Куличи».



Разучивание детских казачьих песен и попевок. «Со вьюном я хожу», «Слава, Платову, герою..», « Ой, ты, яблонька моя..», «Как мы жито жали..»

9.

Стихи о казаках

Разучивание стихов Н.Арефьевой «Я славлю край», «Мы не хотим войны», «Дон-батюшка»


Мой дом -моя крепость


10.

Казачьи жилища. Курень

Курень- название монгольское, означает «круглый» , раньше так называли юрты. Знакомство с жилищами казаков. Разделение комнат куреня: комната родителей, куда вход детям был запрещен; кунацкая ,где хранилось оружие; территория для женщин и малых детей. Быт. Домашняя утварь. Названия предметов обихода.

11.

Экскурсия в музей

Организация поездки в музей

12.

Казачья кухня

Знакомство с тайнами и загадками казачьей кухни. Рецепты приготовления блюд, передававшихся из поколения в поколение.

13.

Казачья кухня. Рецепты. Мини-презентации детей.

Презентации детей рецептов казачьих блюд. Результаты исследовательской работы. Выступления учащихся на публике в других классах.

14.

Городок. Станица. Хутор.

Городок- укрепление. Старинный казачий городок- Запорожская Сечь. Большие стены, башни для пушек. Станицы, где находились семьи и родственники казаков, кочевали под защитой городка. Хутор- наследник городка, бывает старше самой станицы.

15.

Казачий круг

Казачий круг- общее собрание совершеннолетних мужчин-станичников, на котором решались наиболее важные дела казаков. Высший -валовой круг(собрание представителей всего казачества). Власть возглавлял станичный атаман, избираемый на три года.


Основные занятия казаков


16.

Земледелие. Праздники урожая

Земледелие-основное занятие казаков. Пахота на волах. Импровизированный обряд «Хлеб на Руси - основа жизни», жнивный обряд.

17.

Животноводство. Охота

Пастушество -одна из древних профессий казаков. Чабаны. Коневоды. Породы лошадей. Охота. Сибирские охотники.

18.

Народная медицина. Знахарство.

Мануальная терапия. Вправление позвонков. Операции в домашних условиях. Лекари. Знатоки лечебных трав.

19.

Воспитание мальчика в казачьей семье

Обряд пострига мальчика в 1 год (обряд сохранился у казаков до наших дней). Праздник первых штанов. Строгость воспитания Постриг в 7 лет. Обучение казачат. Наказание только от мужчин в семье.

20.

Воспитание девочки

Обряд «Смывания с дочушки тягостей и забот». Девичьи праздники на женской половине дома в семейном кругу. Работа по дому - с 5ти лет (вышивание, уборка по дому и т.д.) Особая работа- уход и присмотр за младшими детьми. Приданое для девушки.


История казачьих костюмов


21.

История женского костюма

Знакомство с историей женского казачьего костюма. Особенности костюма от места проживания казачек. Практическая работа детей. Раскрашивание женских костюмов в индивидуальном рабочем пособии.

22.

История мужского костюма

Знакомство с историей мужского казачьего костюма. Практическая работа детей. Раскрашивание мужских костюмов в индивидуальном рабочем пособии

23.

Головные уборы. Прически. Украшения.

Демонстрационные слайды. Знакомство с головными уборами и традиционными украшениями. Практическая работа в индивидуальном рабочем пособии


Военное искусство


24.

Военная форма. Оружие

Разновидности военной формы в зависимости от рода войск. Оружие казаков.

25.

Военное дело казаков

Казачьи полки. Особенности отбора казаков на военную службу. Боевые приемы с шашками и саблями.

26.

Казачьи атаманы и полководцы

Знакомство с известными атаманами Войска Донского по сведениям летописных актов

27.

Возрождение казачества

Казачьи общественные организации. Закон о реабилитации репрессированных народов «в отношении казачества». Возрождение казачества, как средство патриотического воспитания среди молодежи.


Казачьи фамилии


28.

История возникновения фамилий казаков

Беседа. , Откуда произошла моя фамилия? Кто были мои предки? Кровное родство. Однофамильцы.

29.

Названия казачьих станиц

Названия поселений и донских станиц казаков под влиянием этнических традиций и обычаев Древней Руси. Легенды и придания.

30.

Встреча с атаманом

Встреча с атаманом. Беседа.

31.

Посещение краеведческого музея

Экскурсия в областной Краеведческий музей.

32.

Праздник «Славим казачество!»

Казачий фольклор

33.

Защита проектов


34.

Защита проектов








Список литературы:


  1. Воскобойников Г.Л. Казачество в первой мировой войне 1914-1918 гг. - М., 1994.

  2. Галушко Ю. Казачьи Войска России. - М., 1993.

  3. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). - Ростов-на-Дону, 1998.

  4. Гордеев А.А. История казаков. - М., 1991-1993

  5. Губарев Г.В. Книга о казаках. - Париж, 1957

  6. Казин Х.В. Казачьи войска. - СПб., 1912.

  7. Мухин А., Прибыловский В. Казачье движение в России и странах ближнего зарубежья (1988-1994). -.М., 1994.

  8. Рыжкова Н.В. За Веру, Отечество и други своя: Донские казаки в Великой войне 1914-1917 гг. - Ростов-на-Дону, 1998.

  9. Донские казаки в прошлом и настоящем. - Ростов-на-Дону, 1998.

  10. Станиславский А.А. Гражданская война в России ХVII в.: Казачество на переломе истории. - М., 1990.






Список группы


  1. Щеголь Илья - 7а

  2. Штенников Валерий- 7 а

  3. Мерзляков Марк - 7в

  4. Ахмедов Марат - 7в

  5. Мойетта Алкс - 7в

  6. Еремин Данил - 7в

  7. Кузнецова Лиза - 7а

  8. Мокрецов Илья - 7б

  9. Окатьев Слава - 7б

  10. Дровнев Вадим - 7а


© 2010-2022