Открытый урок по истории

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА


тема: «РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ»





учитель истории и обществознания Литвиненко Е.В.






ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Продолжить знакомство учащихся с миром

греческих Богов, выявляя их сферу деятельности и характер

взаимоотношений на Олимпе.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Продолжить формировать навыки устной речи,

умение составлять ролевую самопризентацию, проявлять творчество,

Развитие ассоциативного мышления. Умение самостоятельно

письменно решать задания данные на уроке.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Побуждать интерес учащихся к истории Др.

Греции, как «колыбели европейской цивилизации». Стимулируя

творчество учащихся укрепить их стремление к самовыражению

и к росту самооценки своих способностей.

ЗАДАЧИ:

  1. Закрепить знания учащихся о древнегреческом пантеоне Богов и мифов связанныхс ними.

  2. Провести работу по дальнейшему развитию УУД, через систему письменных и устных заданий.

  3. Стимулировать познавательный интерес учащихся по данной теме.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: Технология личностно-ориентированного развивающего обучение, ИКТ.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Литература, ИЗО, музыка.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: коллективная.

СРЕДСТВА: ТСО, учебник История ДРЕВНЕГО МИРА 5 класс под ред. Годера, презентация по теме, аппликационное панно «Боги Олимпа», карточки для индивидуальной работы, символы богов.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Раздать детям перед уроком жетоны с изображениями трезубца, орла, и шлема - «невидимки» для деления в дальнейшем на группы.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Представление гостей.

У вас есть возможность продемонстрировать уже полученные знания из истории Древнего мира, а так же культуру поведения на уроке.

  1. Определение темы и задач урока. Проверка Д/З. Актуализация знаний.

Мы продолжаем с вами путешествуете по страницам истории Древней Греции.

О чём же пойдёт речь на уроке? Давайте определим вместе тему урока. Предлагаю сыграть в игру «Путаница». Переставьте буквы в словах и у вас получатся понятия, которые помогут нам определить тему урока.

Слайд 1

МХРА, ГИБО, ЖЦЫРЕ

Как связанны все эти понятия между собой? (с верованиями людей)

Что такое религия? ( Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.)

Почему у людей возникает вера в богов? (Потому что в древности люди не могли объяснить природные явления с научной точки зрения, рождение и смерть человека и поэтому придумывали богов)

Приведите пример. Например, как объясняли древние египтяне разливы Нила?

(Бог Хапи, сидя в пещере, выливал из кувшинов воду, когда кувшины опрокидывал сильнее - вода текла бурными потоками и разливался Нил)

Формулирование темы:

Итак, тема нашего урока «Религия древних греков».

Слайд 2.

Озвучивание задач урока:

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с богами древних греков, постараемся выявить какие силы природы они отражали, и покровителями каких занятий считались.

О некоторых богах вам известно с прошлых уроков, некоторые из вас смотрели кино, мультфильмы по древнегреческой мифологии, все это нам поможет в работе на уроке.

Прежде чем мы откроем портал в эпоху древних греков нам необходимо получить специальный пропуск. Сейчас мы раскодируем дешифровку и если ответы будут верными, то мы будем допущены к познанию истории религии Древних греков.

  1. Греческий поэт, автор двух знаменитых поэм (Гомер).

  2. В какой поэме Гомера рассказывается о Троянской войне.(Иллиада)

  3. Царь острова Итака (Одиссей)

  4. Как звали сына Одиссея и Пенелопы (Телемак).

  5. Чудовищный свирепый пес с тремя головами и змеиным хвостом (Цербер)

  6. Легендарный владыка Критского царства (Минос).

  7. Знатные юноши Итаки - незваные гости в доме Одиссея (женихи).

  8. Имя, под которым Одиссей представил себя циклопу Полифему (никто).

  9. Предмет, явившийся причиной раздора между тремя богинями (яблоко).

  10. Вещество, благодаря которому спутники одиссея не услышали пение сирен (воск).

  11. Прославленный герой мифов о Троянской войне грек…(Ахиллес)

  12. Сколько лет Одиссей возвращался домой? (10)

Учитель:

В начале, существовал лишь вечный, безграничный Хаос. Весь мир, бессмертные боги возникли из него. Его порождением были Уран (небо) и Гея (земля). От союза Урана и Геи родились Титаны. Старший из них Океан, младший - Кронос. Кронос сверг своего отца Урана. Но и ему предсказали гибель от рук своего сына. Испугавшись предсказания, Кронос стал поедать всех своих новорождённых детей. Но однажды его жена Рея, вместо сына отдала завёрнутый камень. Сын Кроноса Зевс вырос и низверг своего отца, освободил своих братьев и сестёр. Так на земле стало править следующее поколение богов. Три брата Зевс, Посейдон и Аид жили более 300 веков назад. А сколько это будет, если перевести в года? (30 000 тыс. лет назад)

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий

Бросали на людей с Олимпа Боги.

Их забавлял сей человечий быт -

Понять решили - из чего он состоит

Взял Зевс Аида с Посейдоном

И в колеснице едут к нам со склонов…

Заходят старшеклассники переодетые в костюмы Богов.

Зевс:

Я БОГ ЗЕВС - бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи. Живу на горе ОЛИМП. Кроме того, я распределяю добро и зло на земле, иногда меня называют с самой судьбой . Я могу предвидеть будущее. Я возвещаю предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен мною, я подарил людям законы, установил власть царей, также охраняю семью и дом, слежу за соблюдением традиций и обычаев.

У меня есть два брата Аид и Посейдон и сестры Гестия, Деметра. Жена - богиня Гера.

Мои символы орел, скипетр и молния.

Посейдон:
- Я БОГ МОРЕЙ ПОСЕЙДОН. Обитаю в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид и других обитателей моря, мчусь по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями, с трезубцем, которым вызываю бури, разбиваю скалы, выбиваю источники.

Аид:
- Я АИД- невидимый, ужасный, владыка царства мёртвых. У меня есть шлем, который делает меня невидимым. Служит мне злой трёхголовый пёс Цербер. Жена моя -Персефона, я украл её с Земли.

Зевс:

Живем мы роскошных золотых дворцах. Проводим время в пирах, развлечениях.

Посейдон:

Порой ссоримся между собой, вмешиваемся в дела людей, участвуем в их войнах.

Аид:

И жестоко наказываем тех, кто нарушает нашу волю!

Учитель:

А кто знает, каким образом Зевс наказывал людей за их бесчинство, лживость, неверность.

Сообщение учащегося:

Все знания о Богах мы черпаем из мифов. Миф - это первая форма поэтического сказания. В них история целого народа. Так вот, в одном из мифов рассказывается о том, как Зевс уничтожил человеческий род за их неправедную жизнь и сотворил новый. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только супруги Девкалион и Пирра, ставшие родоначальниками нового поколения людей: по велению богов они бросали за спину камни, которые превращались в людей. Мужчины возникали из камней, брошенных Девкалионом, а женщины - из камней, брошенных Пиррой.

Учитель:

О каком мифе, какого народа вам напомнил этот рассказ?

О Всемирном потопе из Ветхого завета сказаний древних евреев. В сознании древних греков, как вы уже знаете, силы и явления природы олицетворялись могущественными и бессмертными богами. А как выглядели греческие Боги, нам расскажет_______________

Сообщение учащегося:

Греки представляли богов в виде идеальных людей, обладающими всеми чувствами, свойственными человеку - радость, печаль, гнев, зависть, ненависть.

Учитель:

Вспомните религию древних египтян. Чем боги Египта отличались от богов греков. (египтяне изображали богов в виде животного или телом человека и головой животного)

Как вам уже известно, боги Олимпа посылали людям различные испытания, какие испытания разгневанных богов пришлось пережить Одиссею.

Но сегодня греческие боги пришли в гости в хорошем настроении и поэтому будут вам помогать. А кто кому будет помогать вы определите, когда посмотрите на жетоны, которые получили в начале урока.

Если у вас орел, то помогать вам будет (Зевс) (на столах стоят карточки «Царство Зевса»)

Если трезубец … (Посейдон) (на столах стоят карточки «Царство Посейдона»)

Если шлем …(Аид) (на столах стоят карточки «Царство Аида»)

1 задание

Посмотрите сценку и ответьте на вопрос - Какое явление природы она олицетворяет?

Сценка «Похищение Персефоны»
Ведущая:
Я расскажу вам миф о Деметре и Персефоне. Вот она - Деметра, любуется дочерью, а дочь её Персефона собирает цветы. Но кто - то крадётся. Ах, это злой Бог подземного мира Аид.
Аид:
- Как хороша Персефона, я влюблён в неё. Дорогая Персефона, я не могу жить без тебя, пожалуй, я украду тебя.
Ведущая:
Аид украл Персефону, Деметра горько плакала. Перестали расти цветы, поля опустели.
Деметра:
О главный Бог Зевс, помоги мне вернуть дочь, я скучаю по дочери, я не смогу помогать людям, помоги мне, помоги!
Зевс:
Аид, брат, встань пред моими очами. Аид, верни Деметре дочь Персефону.
Аид:
Но я её люблю, я не могу без неё. Нет, я её на землю не верну.
Зевс:
Брат Аид, но на Земле растения завяли от горя её матери Деметры, верни Персефону или давай договоримся. Отпускай её на некоторое время на землю.
Аид:
- Я согласен, но только на время.
Ведущая:

Так Аид стал на несколько месяцев в году возвращать Персефону матери, Деметра радовалась и зацветали цветы, колосились поля. Когда Персефона уходила опять к Аиду. На Земле наступала ….

- Команды поднимают руки если готовы ответить. Итак, какое явление природы отражено в этом мифе?

(смена времен года)

За каждый правильный ответ команда получает золотую монету - греческую драхму.

2 задание

«Угадай, кто я?» необходимо узнать в описании греческого бога или богиню.

1.Я родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь. (Гефест)

2. Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катит свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых.(Аид)

3.Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Кифары и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери - следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя. (Афродита)

4. Не смотря на свой грозный, воинствующий вид, эта богиня была очень привлекательна (Афина)

5. Ее имя означает «Мать-Земля». Она - «Великая мать», порождающая все живое. Одновременно- «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.

У нее была дочь - Персефона - она была царицей подземного царства мертвых. (Деметра).

6.До своего совершеннолетия он жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из его кузни, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста. Потом он узнал о своем происхождении и вернулся на Олимп. Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. (Гефест)

3 задание

Следующее задание. Перед вами несколько групп слов. В каждой группе слов есть слово не подходящее по смыслу. Найдите эти слова и объясните, почему вы их убрали.

1 группа:

Деметра-Дионис-Конфуций-Афина-Афродита;

Микены-Тиринф-Троя-Пилос-Афины;

2 группа:

Сатиры-шудры-нимфы-Пан;

Эгей-Тесей-Гаутама- Одиссей;

3 группа:

Посейдон-Зевс-Уран-Аид;

Минотавр-Дедал-циклоп-цербер;

4 задание

«Почему мы так говорим»

Каждая команда получает карточку, на которой написаны крылатые фразы, Вам необходимо подобрать подходящее определение фразы

«Кануть в Лету», «Ахиллесова пята», «Ариаднина нить»

1.В греческой мифологии Лета - река забвения в Аиде, подземном царстве; души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и забывали всю свою прошлую жизнь (Гесиод, Теогония; Вергилий, Энеида, 6). Название реки стало символом забвения; возникшее отсюда выражение "кануть в Лету" употребляется в значении: навсегда исчезнуть, быть забытым.

2.В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) - один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в "Илиаде" Гомера. Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение "ахиллесова (или ахиллова) пята "употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо.

3.Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полу-быка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт. Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных

За выполнение задания раздаются драхмы

Закрепление изученного на уроке

а) Где жили Боги древней Греции?

б) Кто был главным божеством на Олимпе?

в) что нового вы узнали на уроке о богах Древней Греции?

Ясно одно, что в древней Греции было много Богов, и они были все между собой связаны. У каждого свой характер, свои капризы, положительные и отрицательные качества. Им не чуждо ничто человеческое. Они как люди,…но только в отличие от людей они бессмертны.

- Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Но учёные и мы с вами изучаем мифы древних греков. Объясните, почему учёные изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки)

- Что из услышанного сегодня могло соответствовать исторической действительности? (города, дворцы, овладение ремёслами, войны, цари, виды занятий, строительство кораблей, мореплавание и др.)

-Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь)

Подведение итогов урока

- анализ работы учащихся на уроке и дома, выставление оценок;

- домашнее задание параграф 28.

-Почему греки относились к Зевсу с особым почтением? (Климатические условия; отсутствие таких рек, как в Египте; зависимость от дождя: Зевс - бог дождя, грома и молний).

-Почему в отличие от греков у египтян не было бога моря? (Средиземное море не играло такой большой роли)

3. Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).

Имена богов

Какие силы природы они отражали

Покровителями каких занятий они считались


Открытый урок по истории Открытый урок по истории Открытый урок по истории Открытый урок по истории

© 2010-2022