• Преподавателю
  • История
  • «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования и система оценки их достижения»

«Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования и система оценки их достижения»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РЕФЕРАТ


«Современные подходы к преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС

нового поколения»






Тема№1

«Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования и система оценки их достижения»





Реферат подготовил: Юрлова Ирина Витальевна

Должность: учитель истории и обществознания

Место работы: МКОУ СОШ №7, Надеждинского района,

Приморского края










11апреля 2016

с. Прохладное, Надеждинского района, Приморского края

Российская Федерация

Оглавление










Введение

Планируемые предметные результаты и система оценки их достижения, как один из актуальных вопросов введения в ФГОС в образовательном учреждении.

Введение федерального государственного образовательного стандарта предполагает поиск комплекса оптимальных организационных механизмов, обеспечивающих поэтапную готовность образовательных учреждений, руководящих и педагогических работников к его реализации. Если вначале этого процесса наиболее сложной для решения являлась задача разработки основной образовательной программы, то в настоящее актуальным становится поиск ответов на вопросы, связанные с управлением её реализацией.

Ежедневная практика введения ФГОС в образовательных учреждениях показывает, что для большинства руководителей и педагогов характерно сохранение традиционных подходов к управлению образовательным процессом, к проведению урока, к организации работы с родителями. Сущность и реализация новых стандартов воспринимаются, а результаты деятельности рассматриваются без учета новых требований.

Наиболее сложными являются вопросы, связанные с разработкой и реализацией программы формирования универсальных учебных действий и планирование предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и системы оценки их достижения.

Понятие « планируемые предметные результаты обучения» часто встречались в педагогической литературе предшествующего времени только в другом контексте. Новые стандарты и, в частности, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования отличаются повышенным вниманием к определению педагогических целей и ориентиров.

Конструктивный смысл данного понятия состоит в том, что от привычной для стандартов категории требований (знание, умение, навыки) педагог переходит к результатам (знает, умеет, владеет), которые должны быть выявлены и оценены. Решению этой задачи при изучении истории и обществознания в основной школе и посвящается данный реферат.

Планируемые результаты определяются в соответствии с концептуальными положениями Стандарта. Среди таких положений следует назвать системно - деятельный , компетентностный, дифференцированные подходы.

Планируемые результаты нуждаются не только в предметной конкретизации, в установлении перечней умений, отвечающих тому или иному результату. Необходимо также спроектировать процесс их формирования по основным этапам обучения, а также формы контроля и оценки достижения результатов. Основным инструментом для этого служат учебные и учебно - практические задания - познавательные, тренировочные, проверочные. Таким образом, общая дидактическая категория получает предметное наполнение, включается в реальный учебный процесс, способствуя осуществлению значимых целей.

На основе приведенных положений рассмотрен материал по планируемым результатам к курсам истории и обществознания в основной школе. Данный реферат рассматривает систему предметных результатов на базовом и повышенном уровнях, включая технологический и оценочный аспекты.

Все выше сказанное обуславливает актуальность рассмотрения вопросов о способах разработки системы оценивания достижений планируемых результатов.

Содержание ФГОС определяет основные характерные особенности системы оценивания, которыми она должна обладать вне зависимости от образовательного учреждения. Практика показывает, что большинство педагогов не знают, как представить раздел « Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования». Надо отметить, что на протяжении многих лет не доходили руки до системы оценивания. В силу сложившихся традиций, обусловленных прежде всего простотой существующей системы, универсальностью, привычностью, позволяющей её применять в различных образовательных системах. Таким образом, отсутствие опыта описания системы оценивания вообще, отсутствие опыта работы по ФГОС делают этот процесс особенно сложным при создании системы оценивания достижения результатов.

Реферат рассматривает ряд вопросов с созданием системы оценивания достижения планируемых результатов.

Глава 1. Особенности содержания компонентов «Планируемые предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и система оценки их достижения»

Этот компоненты являются системообразующим в структуре ООП ООО, обеспечивая связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения программы. Именно с учетом этого компонента педагоги как начальной школы и педагоги среднего звена разрабатывают рабочие программы по предметам. В соответствии с ФГОС планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников. Именно этот раздел дает представление о том, какими универсальными учебными действиями- личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными - овладевают обучающиеся в ходе образовательного процесса.

Планируемые результаты строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта, базисного учебного плана.

Структура планируемых результатов разрабатывается с учетом необходимости:

•определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и перспективного - зоны развития ребенка;

•определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

•определения основных направлений оценочной деятельности - оценки результатов деятельности систем образования различного уровня педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе выделяются следующие уровни описания:

1. Цели - ориентиры (определяют ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы; отвечают на вопрос о смысле изучение данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся).

2. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала (планируемые результаты, указанные в блоке «Выпускник научится»).

3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему для дальнейшего изучения данного предмета.

При разработке этого компонента каждое ОУ вправе взять на себя более высокий уровень планируемых результатов, отразить требования образовательной системы (УМК).

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования. Во всех предметных, метапредметных и междисциплинарных программах целевые установки по достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы являются отражением общей цели Программы школы с уточнением и конкретизацией.

В результате реализации основной образовательной программы основного общего образования планируется достичь следующих результатов:

1) личностные результаты:

• сформированность основ гражданской идентичности;

• сформированность основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• сформированность учебно-познавательной мотивации как основы готовности и способности обучающегося к переходу к самообразованию, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

2) метапредметные результаты: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), способность их применять;

3) предметные результаты: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.

Все виды результатов образования могут рассматриваться в едином целом в ходе освоения обучающимися разных видов деятельности (учебной и внеучебной), а также в разных формах (урочных и внеурочных).

Планируемые результаты для 5-6 классов и 7-9 классов имеют различия, основное из которых - активное участие взрослого координатора в младшем подростковом возрасте (5-6 классы) и требование большей самостоятельности и осознанности в старшем подростковом возрасте (7-9 классы). Условием достижения этих результатов образования является построение основной образовательной программы с учетом возрастных особенностей обучающихся на основе разнообразия видов деятельности ребенка.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала:

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют на то, какой уровень освоения базового учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная

Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета. В повседневной практике обучения эта группа целей отрабатывается со всеми обучающимися в целях его пропедевтического характера на данной ступени обучения. ( Приложение 1.)

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Балльная система оценки знаний отражает место ученика по успеваемости среди других учащихся класса. Но при этом следует отметить отдельные недостатки данной системы: формальное накопление отметок, выставление «настоящих» и «ненастоящих» отметок, завышение или занижение отметок и т.д.

В настоящее время в педагогике разрабатываются различные подходы к усовершенствованию системы оценки знаний учащихся, так как общепринятая система отметочная система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой.

Успешное выполнение обучающимися, заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Глава 2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования и система оценки их достижения

2.1 Планируемые результаты

Планируемы результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по истории и обществознанию являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся освоивших ООП - систему ведущих целевых установок ожидаемых результатов освоения как всех учебных программ по отдельным предметам, та и междисциплинарных программ, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями - личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными овладевают учащихся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, служащий основой, опорой для последующего обучения и подлежащий освоению всеми учащимися.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов - личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и описывает классы учебно - познавательных и учебно - практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе на государственную итоговую аттестации выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают хи описывают следующие обобщенные классы учебно - познавательных и учебно - практических задач, предъявляемых учащимся:

  1. освоение системных знаний в том числе: первичное ознакомление, отработка и осознание теоретических моделей и понятий, стандартных алгоритмов и процедур; выявлению и осознанию сущностей и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений; выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;

  2. самостоятельное приобретение, переноса и интеграции знаний как результат использования знаково - символических средств, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, выдвижение новых идей и т.д.

  3. разрешение проблем (проблемных ситуаций), требующие выбора или разработки оптимального или эффективного решения;

  4. учебно - практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей или функций;

  5. учебно -практические задачи, направленные на формирования и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/ высказывания с заданными параметрами (сообщение, комментарии, инструкции, призыв, письменное заключение, оценочное суждение);

  6. самоорганизация и саморегуляция, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирование этапов выполнения, соблюдение графика подготовки, поиск необходимых ресурсов, контроль за выполнением задания;

  7. рефлексия, требующая от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиции полученных результатов;

  8. ценностно - смысловые установки, требующие от обучающихся выражения ценностных суждений, своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе личностных ценностей;

  9. ИКТ - компетентности обучающихся, требующие использование ИКТ в целях эффективности повышения собственных навыков обучения.

Такой подход позволяет определить динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение учащихся с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

2.2 Структура планируемых результатов выделяет

  1. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования. Этот блок отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей.

  2. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках « Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты ориентируют пользователя в том, достижение каких уровней освоения учебных действий ожидается от выпускника.

В блоке « Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала.

Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке учащихся.

2.3 Разработка планируемых результатов изучения истории

Соответственно, говоря о результатах изучения истории, необходимо обратиться к ряду ключевых категорий. Это цели и задачи изучения истории; содержание учебных курсов; структура деятельности школьников при изучении истории; планируемые результаты.

К задачам изучения истории в основной школе относится:

- формирование ориентиров гражданской позиции, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- воспитания учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству- многонациональному российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами в духе демократических ценностей современного общества;

-формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, многоконфессиональном обществе.

В практике содержание образования не сводятся к совокупности знаний, которыми овладевают учащиеся. Не менее значимыми компонентами являются категории «деятельность» и «отношение» В связи с этим особого внимания заслуживает структура познавательной деятельности школьника с историческим материалом. Она представлена в таком перечне - работа с хронологией, изучение исторических фактов, работа с историческими источниками, анализ, объяснение.

Исходя из названных целевых установок, основных содержательных и деятельностных компонентов школьных курсов истории и обществознания и определяются основные планируемые результаты. При этом учитываются психолог- педагогические и дидактические требования, в том числе:

-корреляция личностных, метапредметных и предметных результатов;

- соответствие возрастным возможностям школьников ( в зоне ближайшего развития);

- преемственность и поступательность ( по ступеням обучения);

-дифференцированный подход к определению результатов;

- практико - ориентированная направленность.

2.4 Планируемые результаты изучение истории в основной школе

Планируемые результаты определяются на уровнях:

1) Стандарта, предметной программы;

2) проектирование учебных курсов. К общим предметным результатам относятся следующие:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явления прошлого и современности;

- умение изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и ценность.

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира в целом.

Так при разработке планируемых результатов за основу принята структура познавательной деятельности школьников. В широком смысле слова речь идет о методологической общности. В то же время общий перечень способствует установлению содержательных связей курсов истории и обществознания, что всегда является актуальной задачей для учителя. (Приложение 2)

2.5 Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования - представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленных на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценки образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности общеобразовательных организаций. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы и основного общего образования.

Составляющие итоговой оценки.

1. Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутри-школьного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, которые отражают динамику формирования их способности к решению учебно - практических, учебно - познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т.е. является внутренней оценкой.

2. Результаты итоговой аттестации выпускников , характеризующие уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Так государственная итоговая аттестация является внешней оценкой.

Основным объектом содержательной критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержания блока « Выпускник научится» всех изучаемых программ.

В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможны только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Интерпретация результатов оценки ведется на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности итоговая оценка обучающихся определяется с учетом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе метода сложения, при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, формируется положительная учебная и социальная мотивация.

Вывод

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системой оценки - с другой.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов - личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе ГИА выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ общего основного образования.

Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.

Оценивание, как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

Список используемой литературы

  1. Закон Российской Федерации « Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266 - 1

  2. Актуальные вопросы введения федерального государственного стандарта в образовательном учреждении /авт.- сост. Т.С. Горбунова - Волгоград: Учитель, 215. - 269 с.

  3. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5- 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л.Н. Алексашкина - М.: Просвещение, 2014.- 128 с.

  4. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс.- М.:215. - 208 с.

Приложение 1

ОбществознаниеВыпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Человек в социальном измерении

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Ближайшее социальное окружение

• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов

Общество - большой «дом» человечества

• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;

• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;

• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.

Общество, в котором мы живём

• характеризовать глобальные проблемы современности;

• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;

• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;

• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;

• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

Регулирование поведения людей в обществе

• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

Основы российского законодательства

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

Мир экономики

• понимать и правильно использовать основные экономические термины;

• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

• характеризовать функции денег в экономике;

• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Человек в экономических отношениях

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Мир социальных отношений

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;

• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;

• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;

• проводить несложные социологические исследования.

• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;

• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

Политическая жизнь общества

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

• различать факты и мнения в потоке политической информации.

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Культурно-информационная среда общественной жизни

• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;

• распознавать и различать явления духовной культуры;

• описывать различные средства массовой информации;

• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

• осуществлять рефлексию своих ценностей

Человек в меняющемся обществе

• характеризовать явление ускорения социального развития;

• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

• описывать многообразие профессий в современном мире;

• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;

• извлекать социальную информацию из доступных источников;

• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;

• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;

• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи

Приложение 2

Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:

1-2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину

Определять по датам век, этапы, место события и т.д.

 Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

 Группировать (не по хронологии)

Сравнивать 3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)

 Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность

•Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох

4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей

 При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности

5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

 Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий

 Толерантно определять свое отношение к иным позициям






© 2010-2022