- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по курсу Истоки 6 класс
Рабочая программа по курсу Истоки 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шленкина В.К. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Используемый УМК:
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
1.Камкин А.В. Истоки. Слово и образ России. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Издательский дом «Истоки», 2003.- 144с.
2.Красикова Н.Б., Твардовская Н.Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 6 класса (1,2 части) общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И.А.Кузьмина.- М.: Издательский дом «Истоки», 2010.
3.Методическое пособие «Активные формы обучения- 6», составитель Красикова Н.Б., Н.Ю.Твардовская.
Курс «Слово и образ Отечества» продолжает второй цикл многолетнего учебного предмета «Истоки». Второй цикл предназначен для основной школы (5-9-й классы) и по всем своим характеристикам является преемником учебного курса «Истоки» начальной школы.
«Истоки. Слово и образ Отечества » предназначены для 6-го класса. В рамках этого курса предполагается обращение к тому СЛОВУ и ОБРАЗУ России, которые стали складываться с 14-15 веков:
-
Всмотреться в ОБРАЗ российского пространства
-
Почувствовать ОБРАЗ времени - его течение и ритмы
-
Услышать и прочитать СЛОВО пространства и времени, т.е. раскрыть смысл того и другого.
Главными целями курса «Истоки» в 6-м классе являются:
-
В образовательном отношении- совершить важный шаг в освоении социокультурного и духовного контекста пространства и времени феноменов российской цивилизации;
-
В воспитательном отношении- продолжить формирование сознания и ощущения укоренённости в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности к наследию предков;
-
В личностно-развивающем отношении- укреплять социокультурный стержень личности, обогащать духовный опыт подростка.
Достижению указанных целей подчинена структура учебного материала курса, состоящего из трёх разделов: «Слово и образ Отечества», «Слово и образ малой родины», «Слово и образ времени».
В курсе «Истоки. Слово и образ России» продолжает реализовываться принцип спиралевидного осмысления социокультурных ценностей и духовности. Учащиеся вновь возвращаются к ряду понятий и категорий, уже известному им по курсу начальной школы. Но на этот раз эти понятия и категории должны быть осмыслены и прочувствованы в более широком и конкретно-образном культурно-историческом контексте,
Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Слово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания. Она предполагает выход (при направляющей роли учителя) за рамки учебника: экскурсии, встречи, чтение дополнительной литературы и т.д.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
II.Содержание тем учебного курса
Раздел 1. СЛОВО И ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА.
(10 часов)
Отечество. (2 часа)
Отечество - земля отцов. Россия - общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество - связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.
Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.
Образы Отечества - единство разнообразия. Лес и степь. Пути-дороги. Города и земли. Святая Русь. Святыни и памятные места. Образы земледельца и воина, сохи и меча.
Цвета Родины: белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией.
Колокольный звон - слово о единении в делах и помышлениях.
Столица, края и земли. (6 часа)
Происхождение слова «столица».
Образы Москвы - стольного града. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва как «третий Рим». Москва как «новый Иерусалим». Кремль - слово в камне.
Междуречье Волги и Оки - ядро земли Русской. Крестьяне - труженики. Среднерусская равнина. Образы великого воина - заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.
Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол - памятник тысячелетию России. Образ храма-воина. Тихвинский образ Божьей Матери.
Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых и нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сотский, Павел Обнорский. Лен и прялка. Кружево и вологодское масло.
Поморье. Русский Север - заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость - община - приход). Образы святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Тихие протяжные песни Севера.
Урал - камень. Сибирь - «златокипящая государева вотчина». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Сибирский характер. Абалацкая икона Божьей Матери.
Поволжье: многоликое и разноязыкое. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин). Юг России - степи и просторы, ковыль, звонкие песни.
Рубежи и пределы. (2 часа)
Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.
Образы северных рубежей. Белое море. Город архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.
Образы западных рубежей. Смоленский край - «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери.
Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству. Донской образ Божией Матери.
Образы восточных пределов. Камень - Байкал-батюшка - Камчатка - Великий океан: этапы продвижения «встреч Солнца».
Легенды о запредельном: о «тридевятом царстве - тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы града Китежа и Беловодья в памяти народной.
Раздел 2. СЛОВО И ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ.
(12 часов)
Деревня. (3 часа)
Образы деревни, села, починка, погоста, торжка, слободы, хутора. Поселение приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.
Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам. Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.
Образа сельского храма и часовни.
Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста. Людская молва.
Город. (6 часа)
Роль и назначение города. Духовные образ русского города. Не стоит город без праведника. Святыни города. Православный код городского пространства.
Городская среда: кремль, улица, переулок, крюк, площадь, набережная, мост, городской дворик, сквер, парк, памятник. Застройка и планировка города. Имена улиц и площадей.
Очаги городской культуры. Центры благотворительности и милосердия. Транспорт. Места общего отдыха.
Соседи. Уличные сообщества. Городские районы. Отцы города. Образ родного города.
Памятные и святые места. (3 часа)
Роща. Гора. Озеро. Поле. Перекресток. Родник. Камень. Памятный крест. Обетный храм.
Раздел 3. СЛОВО И ОБРАЗ ВРЕМЕНИ.
(10 часов)
Жизненный круг времени. (4 часа)
Век. Жизненный круг. Время и безвременье. Память и беспамятство. Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение - второе рождение, введение в мир духовный. Крестины - введение в мир земной. Крест и купель. Любовь близких. Колыбельные песни. Бабушкины сказки.
Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Дружба. Покаяние и чаша. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Участие в делах семьи. Походы по малой Родине.
Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка и венчание. Русская свадьба. Новая родня и новые заботы.
Семь семилетий: от молодости к зрелости и пожилому возрасту. Мужество и женственность. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость. Хранители семейного очага. Завет о почитании родителей.
Старость: сила духа и немощи совершенства.
Годичный круг времени. (4 часа)
Год сентябрьский - от Рождества Богородицы до Успения.
Год январский - от Рождества Христова до Воздвижения Креста.
Трудовые ритмы года. Народный месяцеслов.
Праздники. Пост и мясоед. Гостевания и отгащивания. Нормы поведения в разное время года. Особые дни поминовения. Радоница.
Пища будничная, праздничная, постная, скоромная, ритуальная.
Седмица. (2 часа)
Символика седьмичного круга: будни и воскресенье, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели.
Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая.
Сутки. Полдень и полночь. Час и мгновенье.
IV.Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «Слово и образ Отечества» ученик должен
Знать/понимать:
- «код» пространства (края и земли, рубежи и пределы, образы территорий, памятные и приметные места и т.п.) и ритмы времени (календарные системы, годичный и жизненный циклы, духовное и метафорическое прочтение времени) как важнейшие цивилизационные ценности, учатся видеть диалектику священного и мирского, религиозного и светского.
Уметь:
-всматриваться в образ российского пространства, чувствовать образ времени, слышать и читать слово пространства и времени, то есть раскрывать смысл того и другого.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.