- Преподавателю
- История
- Урок Христианская церковь в раннее средневековье (6 класс)
Урок Христианская церковь в раннее средневековье (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дзахсорова Е.Т. |
Дата | 02.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Цель: показать процесс превращения церкви в могущест-
венную политическую и экономическую организацию.
Основные понятия и термины: священник, проповедь,
вера, архиепископ, папа, духовенство, миряне, монастырь, мо-
нах, обет, аббат, трапезная, келья, грехи, Папская область.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Значение принятия христианства Хлодвигом и франками.
2. Духовенство и миряне.
3. Организация монастырей.
4. Возникновение Папской области.
1. Значение принятия христианства Хлодвигом и фран-
ками.
Учащимся необходимо вспомнить, почему Хлодвиг и франки
приняли христианство. Выслушав ответы, учитель подводит уча-
щихся к следующим выводам:
• Принятие христианства усиливало власть Хлодвига над за-
воеванным христианским населением Галлии.
• Следовательно, Хлодвиг покровительствовал церкви, охра-
нял ее богатства, дарил ей земли. Церковь укрепляла власть Хло-
двига. Руководители церкви были советниками короля.
• Постепенно сформировалась внутренняя организация церкви.
2. Духовенство и миряне.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Организация
христианской церкви» .
Все служители церкви составляли особый слой населения -
духовенство.
Все, кто не входил в церковную организацию, то есть жили в
«миру», относились к мирянам.
Христианская церковь - мощная организация. В каждом горо-
де, деревне был построен храм, в котором велось богослужение, со-
вершались таинства церкви, священники выступали с проповедями.
3. Организация монастырей.
Франкские короли поддерживали христианскую церковь, за-
ботились о ее благосостоянии, покровительствовали монастырям.
К концу VIII века было основано примерно 250 монастырей.
Учитель привлекает внимание учащихся к с. 25, где представлен
макет монастыря IX века.
На территории монастыря помещались гостиница, школа для
будущих монахов, дом аббата, больница, церковь, амбар, бани,
мастерские, трапезная и другие постройки. Монастырь отделен от
внешнего мира стеной.
Кто мог в раннее Средневековье стать монахом?
Монах (в переводе - «одинокий»). Первоначально глубоко
верующие христиане уединялись с целью посвятить свою жизнь
служению Богу. Они уходили далеко от мирской жизни - в пусты-
ни, непроходимые леса. Намного позднее они стали объединяться в
группы и жить в специальных поселениях - монастырях.
Первый монастырь в Западной Европе был основан Святым
Бенедиктом в Монтекассино. Он разработал монастырский устав.
Западная церковь требовала от монахов соблюдения обетов - бедности, послушания и целомудрия. Монастыри были на протяжении
веков центрами просвещения. Монастырские школы готовили свя-
щеннослужителей .
Для христианской церкви одним из значимых был вопрос об
отношении к мирской власти.
В 413 году Аврелий Августин начинает писать знаменитое
произведение «О Граде Божьем».
Августин представил историю человечества как борьбу пра-
ведников и грешников.
Праведники составляют Град Божий;
Грешники образуют Град Земной.
В земной жизни все перемешано, и только церковь близка к
воплощению Града Божьего. Августин отводит церкви роль выс-
шего арбитра в деле веры, управления государством. Земная власть
тоже исходит от Бога, но находится ниже церкви и всегда стремит-
ся к обогащению. Значит, светская власть обязана беспрекословно
подчиняться духовному руководству церкви.
4. Организация монастырей.
Рим постепенно превращается в центр западного христианст-
ва. «Вечный город», пережив многие катастрофы, сохранил славу
столицы ранее могущественной империи.
Во время управления Франкской империей Пипина Короткого
папе Римскому угрожали лангобарды (один из германских народов).
Лангобарды стояли у ворот Рима. Пипин Короткий по призыву папы
дважды совершает походы в Италию. Лангобарды были разгромле-
ны. Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая.
В конце IV - начале V вв. римские епископы присвоили себе
право называться папами, то есть быть главой всей церкви. И стали
восприниматься как преемники апостола Петра, первого епископа
Рима. Под власть папы Римского подпадают земли Римской облас-
ти и Равенны. Они становятся вотчиной Святого Петра. В VIII веке
образовалось государство римских пап - Папская область.
Появление папства сплотило церковь: она стала иерархиче-
ской, во главе стоял папа Римский.
III. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагается ответить на вопросы.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: §2.