Рабочая программа по истории в 8 классе

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Наченальская основная общеобразовательная школа»

Чамзинский муниципальный район

Республика Мордовия

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА Утверждена

на заседании педагогического совета. Директором МБОУ «Наченальская ООШ» Протокол № 1 от «28» августа 2015 г. _____________ Г.Г.Глухова

Приказ №40/17 от 1 сентября 2015 г.



Рабочая программа

учебного курса

«История»

8 класс


Составитель: Коткова Ольга Петровна

учитель истории и обществознания,

первая квалификационная категория


2015 г.

Содержание рабочей программы

  1. Пояснительная записка _____________________________________3

  2. Содержание учебного курса _________________________________6

  3. Тематическое планирование _________________________________16

  4. Календарно-тематическое планирование ______________________ 17

  5. Материально - техническое обеспечение учебного курса______32

  6. Учебно-методическое обеспечение курса___________________33

  7. Список источников ________________________________________35










  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по истории для 8 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, авторской программы «История России. 6-9 классы (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина)»./ Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы - М.: Просвещение, 2009 г., авторской программы «Новая история. 7-8 классы» (А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина). - М.: «Просвещение», 2006, Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы - М.: Просвещение, 2006 г.

Преподавание курса осуществляется по учебникам «История России, XIX в.» издательства «Просвещение», авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. и «Всеобщая история. История Нового времени.» издательства «Просвещение», авторы Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.

Изменения, внесенные учителем, в примерную (авторскую) рабочую программу:

В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:

Количество часов учебного времени по всеобщей истории и истории России изменено за счет включения в рабочую программу повторительно-обобщающих уроков, которые не предусматриваются в примерной программе из резерва.

Количество часов учебного времени по всеобщей истории изменено за включения в рабочую программу повторительно-обобщающих уроков, которые не предусматриваются в примерной программе. Оставшийся резерв учебного времени в количестве 2 часа предусматривается для организации итогового повторения.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

- общий объем часов на изучение истории в 8 классе:

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (28 часа всеобщей истории и 40 часов истории России) в 8 классе.

Место учебного предмета в учебном плане, среди других учебных дисциплин на основной ступени общего образования:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа по истории в 8 классе рассчитана на 68 учебных часов.

Цель изучения учебного предмета:

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


Результаты освоения курса:

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории в 8 классе:

Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной и всеобщей истории в период Нового времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени; изученные виды исторических источников.

Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать.

Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.

Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.

Сравнивать оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.

Владеть компетенциями:

  • коммуникативной компетенцией;

  • смыслопоисковой компетенцией;

  • компетенцией личностного развития;

  • информационно-поисковой;

  • рефлексивной компетенцией;

  • учебно-познавательной компетенцией.

Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира XIX вв.; использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России и мира XIX века, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ

НОВАЯ ИСТОРИЯ. XIX в. (28 часов)

ЧАСТЬ I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В XIX в. (14 ч)

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху (6 ч)

Планируемые результаты изучения темы:

Знать основные события темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями; соотносить исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; объяснять смысл изученных исторических терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий периода.

Краткое описание содержания темы

От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация - процесс разрушения традиционного общества.

Основные черты индустриального общества (классического капита­лизма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. За­вершение промышленного переворота.

Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Пере­ворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.

Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концен­трации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Фор­мы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополисти­ческий капитализм, или империализм, его черты.

Рост городов. Изменения в структуре населения индустриаль­ного общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развле­чения.

Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, фи­зики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.

Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерва­тизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социа­лизм - марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. I Интернационал.

Основные понятия темы: индустриальное общество, техническая модернизация, концентрация производства и капиталов, корпорация, монополия, империализм, миграция, эмиграция, либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, ревизионизм, Интернационал.

Тема 2. Строительство новой Европы (8 ч)

Планируемые результаты изучения темы:

Знать основные события темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями; соотносить исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; объяснять смысл изученных исторических терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий периода.

Краткое описание содержания темы

Франция в период консульства и империи. Режим личной вла­сти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французско­го общества в период империи. Причины ослабления империи На­полеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский поря­док. Решения Венского конгресса как основа новой системы меж­дународных отношений.

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июль­ской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного пар­ламентского режима. Чартистское движение. Англия - «мастер­ская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Об­разование Северо-Германского союза.

Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д.Мадзини. Национальное объединение Италии.

Франко-прусская война и Парижская коммуна. Падение Второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объ­единения Германии и провозглашение Германской империи.

Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны.

Основные понятия темы: империя, консульство, Гражданский кодекс, Венский конгресс, Священный союз, Июльская монархия, чартизм, Парижская коммуна.

ЧАСТЬ П. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (15 ч)

Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов (5 ч)

Планируемые результаты изучения темы:

Знать основные события темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями; соотносить исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; объяснять смысл изученных исторических терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий периода.

Краткое описание содержания темы

Германская империя. Политическое устройство. Причины геге­монии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое разви­тие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оп­позицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм II - «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой полити­ке». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.

Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избиратель­ная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лей­бористской партии. Д. Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.

Внешняя политика. Колониальные захваты.

Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организован­ному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического раз­вития. Демократические реформы. Франция - первое светское государство среди европейских государств.

Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движе­ния протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и под­готовка к войне.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституци­онная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эми­грация - плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра ли­берализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.

Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народов. «Национальное возрождение» сла­вянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Националь­ный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Основные понятия темы: гегемония, юнкерство, «Исключительный закон против социалистов», национализм, лейбористы, вывоз капитала, реваншизм, конституционная монархия, «лоскутная империя».

Тема 4. Две Америки (3 ч)

Планируемые результаты изучения темы:

Знать основные события темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями; соотносить исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; объяснять смысл изученных исторических терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий периода.

Краткое описание содержания темы

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная ли­хорадка». Особенности промышленного переворота и экономичес­кое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал аме­риканского общества - фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джо­на Брауна.

Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

США в период монополистического капитализма. Экономиче­ское развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.

Латинская Америка. Национально-освободительная борьба на­родов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Основные понятия темы: «земельная лихорадка», фермер, плантационное рабство, аболиционизм, гражданская война, Закон о гомстедах, трест, президентская республика, доктрина Монро, каудильо.

Тема 5. Художественная культура XIX столетия (3 ч)

Планируемые результаты изучения темы:

Знать основные события темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями; соотносить исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; объяснять смысл изученных исторических терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий периода.

Краткое описание содержания темы

Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Д.Байрон, В.Гюго, Г.Гейне, Ч.Диккенс, О. Бальзак). Натурализм. Э. Золя. Р. Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.

Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков». Ф. X. Гойя, Э. Делакруа. Реализм в живописи. О. Домье, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле. Импрессионизм. К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуар. Скульптура. О. Роден. Постимпрессионизм. П. Сезанн, П. Гоген, В. ван Гог. Музыка. Ф. Шопен, Д. Верди, Ж- Бизе, К- Дебюсси. Ар­хитектура и градостроительство. Рождение кино.

Основные понятия темы: романтизм, критический реализм, натурализм, постимпрессионизм.

Тема 6. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости (3 ч.)

Планируемые результаты изучения темы:

Знать основные события темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями; соотносить исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; объяснять смысл изученных исторических терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий периода.

Краткое описание содержания темы

Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха мо­дернизации. Первые реформы. Новые черты экономического раз­вития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни обще­ства. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов - попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Вос­стание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индус­триальных держав.

Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насиль­ственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857 - 1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Ин­дийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

Африка. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейски­ми державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Юж­ной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.

Основные понятия темы: традиционализм, революция Мэйдзи, модернизация, национализм, движение тайпинов, ИНК, восстание гереро и готтентотов.

Тема 7. Международные отношения в последней трети XIX в. (1 ч)

Планируемые результаты изучения темы:

Знать основные события темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями; соотносить исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; объяснять смысл изученных исторических терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий периода.

Краткое описание содержания темы

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.

Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противо­речий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское со­перничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балкан­ские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны - пролог Пер­вой мировой войны.

Пацифистское движение. II Интернационал против войн и по­литики гонки вооружений.

Основные понятия темы: Тройственный союз, франко-русский союз, Антанта, империалистические войны, Балканская война, пацифистское движение, II Интернационал.

РОССИЯ В XIX в. (40ч)

ТЕМА 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (20 ч)

Планируемые результаты изучения темы:

Знать основные события темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями; соотносить исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; объяснять смысл изученных исторических терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий периода.

Краткое описание содержания темы

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сосло­вия. Экономический строй. Политический строй.

Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Про­ект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хле­бопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная ре­форма в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных зако­нов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Внешняя политика в 1801-1812 гг. Международное по­ложение России в начале века. Основные цели и направле­ния внешней политики. Россия в третьей и четвертой анти­французских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к Рос­сии Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Куту­зова главнокомандующим. Бородинское сражение и его зна­чение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захват­чиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Начало заграничного похода, его це­ли. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Свя­щенном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия - мировая держава.

Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Причины изме­нения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Алек­сандра I. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Про­ект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промыш­ленности и торговли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия вос­стания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли го­сударственного аппарата. Усиление социальной базы самодер­жавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточе­ние контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управле­ния. Свод законов Российской империи. Русская православ­ная церковь и государство. Усиление борьбы с революцион­ными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хо­зяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые желез­ные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хо­зяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Ре­форма управления государственными крестьянами П. Д. Ки­селева. Рост городов.

Внешняя политика в 1826-1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Общественное движение 30-50-х гг. Особенности об­щественного движения 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либе­ральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Со­ловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».

Крымская война 1853-1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы вой­ны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и раз­витие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Ло­бачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кру­госветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной куль­туре (романтизм, классицизм, реализм).

Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одо­евский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произве­дения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкаль­ной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.

Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка го­родов. А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в

Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (храм Христа Спасите­ля, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).

Культура народов Российской империи. Взаимное обога­щение культур.

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч) Россия на пороге перемен.

Основные понятия темы: Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промышленный подъем, рынок рабочей силы, крепостные предприниматели, расслоение крестьянства, охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, кодификация законов, майорат, славянофильство, западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия.

ТЕМА 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (20 ч)

Планируемые результаты изучения темы:

Знать основные события темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями; соотносить исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; объяснять смысл изученных исторических терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий периода.

Краткое описание содержания темы

Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обще­стве. Личность Александра II. Начало правления Александ­ра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и при­чины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная ре­форма. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность ре­форм. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70-80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.

Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г. Pост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский воп­рос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.

Социально-экономическое развитие страны после отме­ны крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индуст­риализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х-начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конс­титуционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.

Причины роста революционного движения в пореформен­ный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционно­го народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860-х-начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Зем­ли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.

Внешняя политика Александра П. Основные направле­ния внешней политики России в 1860-1870-х гг. А. М. Гор­чаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход воен­ных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль Рос­сии в освобождении балканских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III. Личность Алек­сандра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Полити­ка в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Нацио­нальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Де­ятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Вит­те. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства. Положение основных слоев российского общества. Со­циальная структура пореформенного общества.

Размывание дворянского сословия. Дворянское предпри­нимательство. Социальный облик российской буржуазии. Ме­ценатство и благотворительность. Положение и роль духо­венства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изме­нения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казаче­ство. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис револю­ционного народничества. Изменения в либеральном движе­нии. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основ­ные направления внешней политики Александра III. Ослаб­ление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская полити­ка России.

Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-матема­тических, прикладных и химических наук. Географы и путе­шественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революцион­но-демократическая литература.

Искусство. Общественно-политическое значение деятель­ности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успе­хи музыкального образования. Русский драматический те­атр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост на­селения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изме­нения в деревенской жизни.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч)

Россия и мир на пороге XX в.

Основные понятия темы: промышленный переворот, экономический кризис, индустриализация, полицейское государство, социальная структура, общественное движение, либерализм, консерватизм, революционно-демократическое движение, анархизм, народничество, марксизм, террор, бюрократическая система, земство, суд присяжных, народное представительство, буржуазия, пролетариат, интеллигенция, рабочее законодательство, антисемитизм, черта оседлости, русификация, меценатство, урбанизация, критический реализм, Тройственный сою

Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них

Теорет.

Практич.

Обобщения

и

контроля

Самост.

1

Становление индустриального общества

7

5

1

-

1


2

Строительство новой Европы

8

8

-

-

-

3

Страны Западной Европы на рубеже XIX в.

Успехи и проблемы индустриального общества.

5

4

-

-

1

4

Две Америки

3

3

-

-

-

5

Традиционные общества в XIX в. Новый этап капитализма.

5

4

-

1

-

6

Россия в первой половине XIX в.

20

15

2

1

2

7

Россия во второй половине XIX в.

20

14

1

2

3

8

Итого

68

53

4

4

7


Календарно-тематическое планирование

Новое время





Тема урока



Тип урока


Обязательный минимум содержания образования


Основные понятия


Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

План.

Факт.


Глава I. Становление индустриального общества



1


Индустриальная революция: достижения и проблемы.

Урок ознакомления с новым материалом

Развитие техники. Новые технологии. Капитализм свободной конкуренции.

.

Промышленный переворот, капитализм, экономический кризис перепроизводства, империализм

Называть основные черты капитализма. Объяснять причины и последствия экономических кризисов перепроизводства. Уметь доказывать свою точку зрения, Решать проблемы.




2

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

Комбинированный урок

Социальная структура общества. Новые условия быта.

Миграция, иммиграция, элита, «рабочая аристократия»

Называть изменения в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения. Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества, миграционных процессов.




3

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.

Комбинированный урок

Называть изменения в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения. Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества, миграционных процессов.




4

Наука: создание научной картины мира.

Комбинированный урок. Самостоятельная работа

Создание научной картины мира. Развитие образования

Радиоактивность, микрочастица, пастеризация.

Называть основные черты новой научной картины мира представителей науки.




5

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.

Комбинированный урок

Литература, искусство Нового времени

Романтизм,

критический реализм,карикатура, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм

Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры.




6

Искусство XIX века в поисках новой картины мира

Комбинированный урок

Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры.




7

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство

Комбинированный урок

Консервативное и либеральное течения в общественно - политической жизни. Социалистические учения, марксизм.

Либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, анархизм.

Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения.




Глава II. Строительство новой Европы



8

Консульство и образование наполеоновской империи

Комбинированный урок

Наполеон. Наполеоновская империя. Наполеоновские войны.

Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, рекрутский набор.

Называть основные черты режима Наполеона. Называть причины завоевательных войн (показать на карте). Высказывать оцен. суждения истор. личности.




9

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

Комбинированный урок. Самостоятельная работа

Итоги наполеоновских войн. Венский конгресс.

Венский конгресс,

Священный союз.

Знать причины ослабления империи Наполеона. Описывать условия в жизни империи. Называть осн. сражения на карте. Знать осн. решения и послед-ия Вен. конгресса, сост-ять таблицу.




10

Англия: сложный путь к величию и процветанию.

Комбинированный урок

Социально-экономические отношения и государственный строй. Общественные движения: чартисты, тред-юнионы.

Хартия, чартизм, тред-юнион, «мастерская мира».

Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческими документами.




11

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому пол-ому кризису.

Комбинированный урок

Июльская монархия

Финансовая аристократия, луидор, дублон.

Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса.




12

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.

Комбинированный урок

Революция 1848 г. Вторя республика. Режим Второй империи

Антиклерикал, сантим, авторитарный режим.

Объяснять причины европ. революций, называть причины изменений в пол. строе; умение устанавливать причинно-следственные связи.




13

Германия: на пути к единству.«Нужно ли нам единая и неделимая Италия

Комбинированный урок. Самостоятельная работа.

Образование Северогерманского союза Национальное объединение Италии

Канцлер, Северогерманский союз.

Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; умение устанавливать причинно-следственные связи.




14

Война, изменившая карту Европы.Парижская коммуна.

Комбинированный урок

Франко-прусская война. Парижская Коммуна

Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш.

Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений.




15

Обобщ. урок по теме «Строительст во новой Европы»

Урок обобщения и систематизации знаний




Глава III. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества




16

Германская империя в конце XIX- н. XX в. Борьба за место под солнцем.

Комбинированный урок

Особенности индустриального развития. Либеральные реформы.

Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм.

Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики.




17

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

Комбинированный урок

Особенности экономического развития. Колониальные захваты.

Фунт стерлингов, гомруль, лейбористская партия, джингоизм, Антанта.

Называть особенности развития капит-ма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государ. деятелей.




18

Франция: Третья республика.

Комбинированный урок

Франция - светское государство. Реваншизм.

Радикал, коррупция, атташе.

Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии.




19

Италия: Время реформ и колониальных захватов

Комбинированный урок

Конституционная монархия

Арбитр, национальное возрождение.

Называть особенности развития и характер внешней политики Италии. Уметь составлять таблицы, показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей




20

От Австрийской империи к Австро - Венгрии: поиски выхода из кризиса

Комбинированный урок

«Лоскутная империя»

Двуединая монархия, империя.

Называть особенности развития и характер внешней политики и особенности развития Австро-Венгрии. Уметь составлять таблицы, показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей




Глава IV. Две Америки



21

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.

Комбинированный урок

Гражданская война. Отмена рабства.

Акр, гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм.

Называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга, называть государственных деятелей, основные этапы и итоги гражданской войны, показывать на карте места военных сражений




22

США: империализм и вступление в мировую войну.

Комбинированный урок

Особенности экономического развития. Внешняя политика.

Олигархия, резервация, прогрессивная эра, дипломатия «большой дубинки», «дипломатия доллара».

Объяснять причины успешного развития США; выявлять причины и последствия социальных противоречий; определять характер вн. политики США.




23

Латинская Америка в XIX- начале XX века: время перемен.

Комбинированный урок

Образование независимых государств.

Каудильо, клан, «латиноамериканский плавильный котел»

Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона; показывать на карте.




Глава V. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма



24

Япония на пути модернизации: «восточная мораль - западная техника»

Комбинированный урок

Реформы Мейдзи.

Экстерриториальность, сёгун.

Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе общества. Определять причины и характер внешней политики.




25

Китай: сопротивление реформам

Комбинированный урок

«Открытие» Китая.

Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления.

Объяснять особенности развития Китая, причины превращения Китая в полуколонию; составлять сравнительную таблицу.




26

Индия: насильственное разрушение традиционного общества

Комбинированный урок

Особенности колониального режима в Индии.

Индийский национальный конгресс.

Называть особенности развития. Уметь делать сообщения.




27

Африка: континент в эпоху перемен

Комбинированный урок

Колониальные захваты в Африке

Гереро, готтентоты

Называть особенности развития. Уметь делать сообщения.




28

Заключительный урок Международные отношения: дипломатия или войны?

Комбинированный урок. Тестирование

Империалистические войны

Канонерка, Тройственный союз, Тройственное согласие, концентрационный лагерь.

Называть основные международные противоречия.

Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы.















Календарно-тематическое планирование

Россия XIX в.






Тема урока



Тип урока


Обязательный минимум содержания образования


Основные понятия


Требования к уровню подготовки обучающихся


Дата

План.

Факт.

1

Введение







Глава 1. Россия в первой половине XIX в.



2

Внутренняя политика Александра I.

Комбинированный урок

Территория и население России в первой половине XIX в. Император Александр I. Негласный комитет. Начало преобразований. Указ «О вольных хлебопашцах»

Либерализм, манифест, реформа, амнистия, министерство.

Иметь представление о развитии России в первой половине XIX в. Уметь давать характеристику деятельности Александра I и Негласного комитета.




3

Внешняя политика Александра I

в 1801 - 1812 гг.

Комбинированный урок

Участие России в антифр-их коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Контин-ая блокада. Война со Швецией 1808-09 гг. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. Бухарестский мир с Турцией, Война с Ираном 1804-1813 гг. Разрыв русско-французского союза.

Коалиция, конвенция, континентальная блокада.

Знать особенности внешней политики Александра I в 1801-1812 гг., причины временного сближения с Францией. Знать ход и последствия русско-турецкой и русско-шведской и русско-иранской войн.




4

Реформаторская деятельность М.М.

Сперанского

Комбинированный урок

Начало деятельности М.М. Сперанского, Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение министерств. Создание Госуд-ого совета. Отставка Сперанского, её причины и последствия.

Консерватизм, инстанция, идеолог, разделение властей, полит.е и избирательные права.

Иметь представление о деятельности М.М. Сперанского, его замыслах, реформах, их причинах и последствиях.




5

Отечественная война 1812 г.

Комбинированный урок

Причины, характер, планы сторон. Ход военных действий 1812 г. Смоленское сражение. М.И. Кутузов- главнокомандующий русской армией, Бородинская битва. Тарутинский маневр. Партиз. движение. Изгнание Наполеона из России. Народ. характер войны 1812 г. Истор. значение Отеч. войны 1812 г.

Отечественная война, генеральное сражение, редут, флеши, фураж, ополчение, партизаны.

Знать причины, характер Отечественной войны 1812 г., ход военных действий. Уметь давать оценку деятельности М.И. Кутузова и Наполеона. Уметь анализировать причины победы и историческое значение Отечественной войны 1812 г




6

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика 1813-1825 гг.

Комбинированный урок

Начало заграничного похода. Смерть Кутузова, Разгром наполеоновской армии. Венский конгресс. Священный союз. Восточный вопрос.

Битва народов, конгресс, Священный союз.

Иметь представление о развитии военных действий в Европе в 1813 г., о полном крахе наполеоновской армии. Уметь анализировать итоги войны и положения Венского конгресса.




7

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Комбинированный урок

Усиление консервативных тенденций во внутр. политике. «Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России. Реформаторский проект Н.Н. Новосильцева. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. Итоги внутр. политики Александра I.

Конституция, неприкосновен-ность личности, гражд.свободы, независимость, автономия, мистицизм, иезуиты.

Иметь представление о внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг., о возможных реформах и отказе от них. Уметь анализировать итоги внутренней политики Александра I.




8

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

Комбинированный урок

Экономический кризис 1812-1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Развитие промышленности и торговли. Военные поселения. Цензурные ограничения.

Экон. кризис, тарифный устав, военные пос-ия, легкая пром-сть, пром. центры, паровая машина, полуфабрикаты.

Знать причины нарастания экономического кризиса 1812-1815 гг. Уметь анализировать возможные пути его преодоления, характеризовать деятельность Аракчеева.




9

Общественное движение при Александре I.

Комбинированный урок

Правительственный либерализм в России первой четверти XIX в. Идея народ. представительства. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Причины возникновения движения декабристов. Южное общество, Северное общество. Программные документы декабристов: модели исторического будущего России.

Общественное движение, либерализм, масонство, тайное общество, разделение властей.

Иметь представление о зарождении организованного общественного движения в России. Знать причины возникновения движения декабристов. Знать и уметь анализировать программные документы декабристов.




10.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

Комбинированный урок. Практическая работа

Альтернативы исторического развития России. Власть и тайные общества. Династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами. Истор. значение и последствия выступления декабристов.

Династический кризис, присяга, временное правительство, картечь.

Знать причины династического кризиса 1825 г. Знать ход выступления декабристов на Сенатской площади. Уметь анализировать значение и последствия выступления декабристов.




11

Внутренняя политика

Николая I.

Комбинированный урок

Личность Николая I. Централизация государственного управления. Укрепление социальной базы самодержавной власти. Попытки решения крестьянского вопроса. Усиление борьбы с революционными настроениями. Православная Церковь и государство.

Канцелярия, кабинет министров, свод законов, бюрокр аппарат, социал. база, государ-ые крестьяне, общ-ая запашка, картофел. бунты, обяз. крестьяне.

Иметь представление о внутренней политике Николая I, попытках решения крестьянского вопроса и усилении реакционного режима после восстания декабристов.




12

Социально-экономическое развитие в 1820-1850-х гг.

Комбинированный урок

Противоречия хозяйственного развития. Начало и особенности промышленного переворота в России. Помещичье и крестьянское хозяйство. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина. Торговля. Развитие городов. Итоги социально-экономического развития.

Фабрика, пром. переворот, расслоение крестьянства, маш.произв-во, эконом-ий уклад, рабочий класс, буржуазия, товарно-ден. отношения, ассигнации.

Знать основные положения и итоги социально-экономического развития России в данный период, иметь представление о деятельности Е.Ф. Канкрина.




13

Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

Комбинированный урок

Россия и революции в Европе. Русско-иранская война 1826-28 гг. Русско-турецкая война 1828-29 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Вхождение Кавказа в состав России. Россия и Центральная Азия. Обострение Восточного вопроса.

Автономия, парламент, «междунар-ый жандарм»,

уния, горцы, мюридизм, имам, имамат, газават.

Иметь представление о международной ситуации во второй четверти XIX в. Знать причины, ход и итоги русско-иранской и русско-турецкой войн. Знать значение вхождения Кавказа в состав России.




14

Крымская война 1853-56 гг. Оборона Севастополя.

Комбинированный урок

Крымская война 1853-1856 гг. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Героическая оборона Севастополя. Ход военных действий на Кавказе. Парижский мир 1856 г. Итоги Крымской войны.

Кремневые ружья, стратегия, тактика.

Знать причины и ход Крымской войны 1853-56 гг. Знать о героической обороне Севастополя. Уметь анализировать последствия Крымской войны.




15

Общественное движение в годы правления

Николая I.

Комбинированный урок

Общественная мысль и особенности общественного движения 30-50-х гг. Теория «официальной народности». Консервативное движение. Либеральное движение. Западники и славянофилы. Кружки 20-30-х гг. Революционное движение. Русский утопический социализм.

Общественное движение, консерватизм, либерализм, социализм, «православие, самодержавие, народность», западники, славянофилы, общ. социализм.

Иметь представление о развитии общественной мысли и особенностях общественного движения в России 30-50-х гг. XIX в.

Знать положения теории «официальной народности» Уметь анализировать взгляды западников и славянофилов.




16

Образование и наука в первой половине XIX в. Развитие образования.

Комбинированный урок. Самостоятельная работа

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н. И. Лобачевский. Наука и производство. Братья Черепановы.

Лицей, военно- полевая хирургия, неевклидова геометрия, паровые машины.

Иметь представление о развитии образования и науки в первой половине XIX в. Знать примеры достижений русской науки и техники.




17

Русские первооткрыватели и путешественники

Комбинированный урок

Открытие Антарктиды русскими мореплав-и И.Ф. Крузенштерн. Ю.Ф. Лисянский. Первая кругосветная экспедиция. Ф.Ф. Беллинсгаузен. М.П. Лазарев. А.А. Баранов и освоение русской Америки. Исследование Дальнего Востока в сер.XIX в. Экспедиции Г.И. Невельского и Е.В. Путятина.

Экспедиция, Русско-американская компания, Русское географическое общество.

Иметь представление о выдающихся русских первооткрывателях и путешественниках. Уметь анализировать значение их экспедиций для России.




18

«Золотой век» русской культуры.

Комбинированный урок

Исторические условия развития культуры в первой половине XIX века. «Золотой век» русской поэзии. Основные художественные стили: классицизм, романтизм, реализм. Архитектура, литература, живопись, театр.

Художественный стиль, классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, национальное самосознание, литер.язык, русский ампир.

Знать исторические условия развития культуры в первой половине XIX в. Знать примеры и значение деятельности представителей «Золотого века» русской культуры, иметь представление об основных художественных стилях того времени.




19

Перемены в быту основных сословий населения.

Комбинированный урок

Быт и нравы в России в первой половине XIX века. Жилище. Изменения в одежде. Сословные различия. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан. Народные праздники. Семья и семейные обряды.

Горница, светлица, сюртук, косоворотка, сермяга, зипун, онучи, портки, чугунки, приданое.

Горница, светлица, сюртук, косоворотка, сермяга, зипун, онучи, портки, чугунки, приданое.




20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX»

Урок обобщения и систематизации знаний. Тестирование

Материал раздела «Россия в первой половине XIX в.»

Знать материал раздела «Россия в первой половине XIX в.»




Глава 2. Россия во второй половине XIX в.



21

Кризис империи Николая I.

Комбинированный урок

Предпосылки и причины крепостного права. Реформаторские замыслы Александра II, рост крестьянских выступлений, настроение общества. Россия перед выбором пути развития.

Знать предпосылки и причины отмены крепостного права. Уметь анализировать реформаторские замыслы Александра II и возможности их реализации.




22

Отмена крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г.

Комбинированный урок

Назревание револ-ой ситуации в России. Подготовка крестьянской реформы. Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян. Условия освобождения. Наделы. Выкуп. Выкуп. операции. Повинности временно обязанных крестьян. Резкое неприятие крестьянством реформы. Значение отмены крепостного права.

Временнообязан-ные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники.

Знать положения Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян. Уметь анализировать условия освобождения крестьян. Знать значение отмены крепостного права для развития России.




23

24

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

Комбинированный урок

Либеральные реформы Александра II: школьная, военная, судебная, земская, городская. Непоследовательность и незавершенность реформ. Сущность и последствия внутриполитического курса Лорис-Меликова. Активизация рабочего движения в России.

Апелляция, гражд. общество, нигилизм, прав.государство

террор, земство, имущ-ый и возрастной ценз, суд присяжных, всеобщ.воинская повинность.

Знать причины проведения либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в., их содержание и решение о деятельности М.Т. Лорис-Меликова.




25

Социально-экономическое развитие

после отмены крепостного права.

Комбинированный урок

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Характерные признаки традиционного общества в России. Завершение пром-ого переворота. Формирование классов индуст-ого общества. Фабрично-заводское строительство. Новые пром-ые районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Помещичье хозяйство- тенденции развития. Имущ-ое расслоение рус. крестьянства. Особенности развития капитализма в России.

Отработочная система, товарное производство, концессия, промышленный переворот, стачка.

Иметь представление о социально-экономическом развитии России после 1861 г. Знать факты завершения промышленного переворота и особенности развития капитализма в России.




26

Общественное движение: либералы и консерваторы.

Комбинированный урок

Особенности российского либерализма середины 50-х- начала 60-х гг. Подъем общ-ого движения после поражения в Крымской войне. Революционные кружки 50-60 гг. XIX в. Влияние западноевроп. событий на развитие общ-ого движения в России. Разногласия в либеральном движении. Представители консерв. крыла общ-ой мысли.

Либералы, консерваторы, земский конституциона-лизм, народное представительство публичность, радикальный, революционный.

Иметь представление о подъеме общественного движения в России в 50-60-х гг. XIX в. Уметь анализировать деятельность либерального и консервативного крыла общественной мысли.




27

Зарождение революционного народничества и его идеология.

Комбинированный урок

Общественные движения 70-90-х гг. XX в. Причины роста револ-ого движения. Земское движение конца 1870-х. Идеология революционного народничества. Зарождение народничества. Чернышевский. Три течения в народничестве (Бакунин, Лавров, Нечаев и Ткачев).

Социализм, «общинный социализм», революционеры, разночинцы, анархизм.

Иметь представление об идеологии революционного народничества. Уметь анализировать положения трех течений народничества.




28

Революционное народничество во второй половине 60- начале 80-х гг. XIX в.

Комбинированный урок

Народнические организации второй половины 60- начала 70-х гг. Их цели, причины неудач. Развитие движения народников в конце XIX в. Нарастание рабочего движения. «Хождение в народ». Народнические организации: «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел», трагизм народн-ва. Покушение на царя.

Нечаевщина, «хождение в народ», агитация, пропаганда, революционный террор.

Иметь представление о деятельности народнических организаций второй половины 60-начала 70-х гг., их целях, причинах их неудач. Уметь анализировать программы организаций «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел».




29

Внешняя политика Александра II.

Комбинированный урок

Основные направления внешней политики России 60-70-х гг. XIX в. Союзники и противники России в Европе. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски.

«Союз трех императоров», «священная война»

Иметь представление о международной ситуации. Знать основные направления внешней политики России 60-70-х гг. XIX в.




30

Русско - турецкая война 1877-78 гг.

Комбинированный урок

Балканский кризис. Причины начала русско-турецкой войны. Боевые действия летом 1877 г. Падение Плевны. Перелом в ходе войны. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Причины и значение победы России в войне.

Знать причины, ход и развитие русско-турецкой войны 1877-78 гг. Знать положения Сан-Стефанского мирного договора. Уметь анализировать причины и значение победы России в войне.




31

Внутренняя политика Александра III.

Комбинированный урок

События 1 марта 1881 г. и возможность альтернативы исторического развития России. Внутренняя политика Александра III. Манифест о незыблемости самодержавия. Победоносцев- идеолог контрреформ. Значение, результаты, последствия. Попытки решения крестьянского вопроса. Временнообязанное состояние крестьян, крестьянская община, особенности пром-ого переворота в России. Начало работы законодательства. Русская интеллигенция как социально-псих-ий феномен. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление пол-ия дворянства.

Крамола, переселенческая политика, реакция, сектанты, циркуляр, черта оседлости.

Знать о причинах и последствиях покушения на Александра II. Знать основные положения внутренней политики Александра III. Знать содержание контрреформ Александра III. Уметь анализировать их причины.




32

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

Комбинированный урок

Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н.Х.Бунге. Экономическая политика Е.А.Вышеградского. «Золотое десятилетие» русской промышленности. С.Ю. Витте. Развитие сельского хозяйства в 80-90-е гг. XIX века.

Протекционизм, государственная монополия, юиржевая торговля, таможенный тариф, акцизные сборы.

Знать особенности экономического развития в годы правления Александра III. Уметь анализировать деятельность Н.Х. Бунге, Е.А. Вышеградского и С.Ю. Витте. Иметь представление о развитии сельского хозяйства в 80-90-е гг. XIX в.




33

Положение основных слоев населения. Народы России во второй половине XIX в.

Комбинированный урок

Развитие сельского хозяйства в 80-90-е гг. XIX века. Сословия и классы в пореформенном обществе. Дворянство и крестьянство. Буржуазия и пролетариат. Духовенство и интеллигенция. Казачество. Причины соц-ых конфликтов в России второй половины XIX в. и способы их решения. Национальн. и религиоз. пол-ка Александра III.

Сословие, класс, имущественное расслоение, земельные переделы, отходничество, подоходный налог.

Иметь представление о сословно-классовой структуре российского общества во второй половине XIX в. и способы их решения, давать оценку национальной и религиозной политике.




34

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в.

Комбинированный урок

Кризис революционного народничества. Либеральное движение после убийства Александра II. Консерваторы и их доминирование при Александре III. Распространение идей марксизма. Г.В.Плеханов. Группа «Освобождение труда».

Марксизм.

Иметь представление об особенностях общественного движения в 80-90 -е гг. XIX в. Знать причины быстрого распространения идей марксизма, иметь представление о международной ситуации в последней четверти Рабочая программа по истории в 8 классе в. Знать основные направления внешней политики Александра III.




35

Внешняя политика Александра III.

Комбинированный урок

Общая характеристика внешней политики Александра III. Поиск союзников в Европе. Азиатская политика Александра III. Сближение России и Франции в 1890-х гг.

Военная конвенция, мобилизация, сепаратный мир.

Иметь представление о международной ситуации в последней четверти XIX в. Знать основные направления внешней политики Александра III.




36

Достижения Росс. науки и образования во второй половине XIX века.

Комбинированный урок. Самостоятельная работа

Реакционная политика в области просвещения, развития образования в пореформенное время. Развитие естественных и гуманитарных наук. Развитие географических знаний.

Естественные науки, гуманитарные науки.

Иметь представление о достижениях российской науки и образования во второй половине XIX в. Знать конкретные примеры успехов русских ученых на естественнонаучном и гуманитарном направлениях.




37

Достижения художественной культуры России во второй половине XIX в

Комбинированный урок

Развитие рус. литературы и изобразительного искусства во второй половине XIX века. Художники-передвижники. Новые архит-ые решения. «Золотой период» русской музыки. Театр. Развитие нар. творчества. Значение худож. культуры 2 пол. XIX века в формир-ии гражд. самосознания.

Критический реализм, передвижники, эклектика, «Могучая кучка»

Иметь представление об условиях развития русской литературы и изобразительного искусства во второй половине XIX в. Знать конкретные примеры достижений художественной культуры России, иметь представление о развитии народного творчества. Уметь анализировать причины развития и значение художественной культуры второй половины XIX века.




38

Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX в.

Комбинированный урок

Изменение демографической ситуации после отмены крепостного права. Рост населения. Развитие городов, изменение их облика. Развитие транспорта и связи. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Изменения в деревенской жизни.

Урбанизация, коммунальное хозяйство, сословный быт, качество жизни, поддевка, сюртук, фрак.

Иметь представление о социальном развитии России во второй половине XIX в. Уметь анализировать изменения в быту и образе жизни города и деревни.




39

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX в.»

Урок обобщения и систематизации знаний. Тестирование

Материал раздела «Россия во второй половине XIX в.»

Знать материал раздела «Россия во второй половине XIX в.»




40

Итоговый повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа

Материал курса «История России XIX в.»

Знать основные положения материала курса «История России XIX в.»



Материально - техническое обеспечение учебного предмета (карты)


  1. Франция в период директории

  2. Европа в 1799- 1815 гг.

  3. Европа в 1850- 1860 гг.

  4. Европа в 1870- 1914 гг.

  5. Европа в начале нового времени

  6. Война за независимость и образование США 1775- 1883 гг.

  7. Образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в.

  8. Территориально политический раздел мира 1876- 1914 гг.

  9. Российская империя с начала XIX века по 1861 год (европейская часть).

  10. Россия после реформ 1861- 1900 гг.

  11. Отечественная война 1812 г.

Учебники и методические пособия.


  1. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 8 кл. - М.: Просвещение, 2006.

  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 8 кл. - М.: Просвещение, 2006.

  3. Атлас. История нов. врем. XIXв. 8 класс 2012.

  4. Атлас. История нов. врем. XIXв. 8 класс 2012.

  5. Всеобщая история 8кл. Раб. тетр. в 2ч. Юдовская 2011.

  6. История России. XIXв. 8кл. Раб. тетр. в 2ч. Данилов, Косулина 2012.

  7. Провер. материалы по всеобщей истории за 8кл. 2010.

  8. Тесты и задания по ист. России XIXв. 8кл. к уч. Данилова 2011

  9. Учебное электронное пособие. История Нового мира. 8 класс

  10. «Интерактивный мир». Энциклопедия ист. России. 862-1917 гг.

  11. «Мировая художественная культура» (CD «МХК»).

  12. «История искусства (электронное средство учебного назначения)».


Интернет - ресурсы

  1. http :// www .1 september . ru - газета ≪История≫, издательство ≪Первое сентября≫.

  2. http :// vvvvw . som . fio . ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов.

  3. http :// www . it - n . ru - российская версия международного проекта ≪Сеть творческих учителей≫.

  4. http :// www . lesson - history . narod . ru - компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова).

  5. www . standart . edu . ru - государственные образовательные стандарты второго поколения. Дополнительные Интернет-ресурсы.

  6. hitp :// www . idf . ru / almanah . shtml - электронный альманах ≪Россия. XX век≫.

  7. http :// www .76-82 . ru - сайт ≪Энциклопедия нашего детства≫, воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

  8. http :// www . gumer . info / Name Katalog . php - библиотека книг по истории и другим общественных наукам.

  9. http :// www . hist . ru - исторический альманах ≪Лабиринт времен≫.

  10. http :// www . historia . ru - электронный журнал ≪Мир истории≫.

  11. http :// www . historic . ru / books / index . shtml - историческая библиотека.

  12. http :// www . historydoc . edu . ru / catalog . asp - коллекция исторических документов.

  13. http :// www . hrono . info / literatura . html - библиотека Хроноса.

  14. http :// www . ihtik . lib . ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам.

  15. http :// www . istrodina . com - сайт журнала ≪Родина≫.

  16. http:/ / www . lcweb 2 . loc . gov / frd / cs / sutoc . html - сайт Библиотеки Конгресса.

  17. http :// www . lev ada . ru - Левада-Центр изучения общественного мнения.

  18. http :// www . lib - history . info - историческая библиотека.

  19. http :// www . oldgazette . narod . ru - сайт ≪Старые газеты≫.

  20. http :// www . pravite li . narod . ru - сайт-информация о главах Российского государства, правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС.

  21. http :// www . rusarchives . ru - сайт ≪Архивы России≫.

  22. http :// www . warheroes . ru - биографии Героев Советского Союза и России.

  23. http :/ www . patriotica . ru / subjects / stal inism . html - библиотека думающего о России.

  24. openclass.ru - методические рекомендации об использовании ЦОР.

Список источников

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).

  3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".

  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
    План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).

  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
    Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

  7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).

  8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.

  9. standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

  10. school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

  11. pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

  12. festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

  13. 29. bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];

  14. examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];

  15. nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

  16. videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

  17. pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];

  18. metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];

  19. rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

  20. mioo.ru [ Сайт Московского института открытого образования];

  21. uchportal.ru [Учительский портал];

  22. методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

  23. indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];

  24. pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];

  25. pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];

  26. drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];

  27. fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];

  28. easyen.ru [Современный учительский портал];

  29. openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];

  30. wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];

  31. schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];

  32. window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];

  33. moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»].














© 2010-2022