Технологическая карта к уроку Русь между Западом и Востоком

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Тема урока

«Русь между Западом и Востоком»

6 класс история России

УМК «Школа 2100»

издательство БАЛАСС


Учитель высшей категории

Солодкова Н.Т.




2015 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

multiurok.ru/infobogorod/files/urok-po-tiemie-rus-miezhdu-zapadom-i-vostokom.html, интерактивная карта «Ледовое побоище», настенная карта «Борьба Руси с завоевателями в тринадцатом веке», раздаточный материал, видеофрагмент

План урока

I. Проблема урока: Почему русские князья сотрудничали с Ордой?

II. Поиск решения проблемы:

1. Юг в борьбе с Востоком.

Примерный вывод по проблеме: в первом столкновении между Русью и монголами монголы победили разрозненные русские дружины.

2. Север в борьбе с Западом.

Примерный вывод по проблеме: русские княжества потерпели поражение в прямых столкновениях с монголами, несмотря на героизм и отчаянное сопротивление.

3. Север под властью ханов.

Примерный вывод по проблеме: монгольское вторжение изменило развитие Русской цивилизации.

Примерный вывод по проблеме урока:

В ходе борьбы с восточными и западными завоевателями в XIII веке русские земли разделились.

Одни основного врага видели в Золотой Орде, другие - в католической Европе.

Цели урока по линиям развития личности


1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основе фактов истории XIII века сформировать представление о внешних угрозах Руси.

3 ЛР. Историческое мышление.

Выявить причины успешной борьбы с нашествием рыцарей на север страны. Найти доказательства установления государственной зависимости Руси от Золотой Орды.

4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Дать возможность осознать трудность выбора, сделанного русскими князьями в пользу владычества Орды. Давая оценку деятельности Александра Невского, учитывать экономические, политические и психологические условия того времени.

Обязательный минимум содержания



Борьба против внешней агрессии в XIII веке. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. 1240, 1242 год

Методы и формы
обучения

Методы: проблемный, частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Основные понятия

Даниил Галицкий, Ливонский орден, Александр Невский, Невская битва 1240 год, Ледовое побоище 1242 год 5 апреля, ярлык, баскак, дань.

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять, проблему и находить пути её решения, находить достоверную информацию, опираясь на разные источники, определять личные качества исторических личностей и причины их поступков.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск информации в альтернативных источниках; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; использовать разные виды речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).


  1. Мотивационная беседа, актуализация знаний

5 минут

Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя - внука Чингис-хана,

Своё соседство с ним кляня.

«Баты-ы-ый!» - пронзающие стрелы,

«Бату!» -как палицы удар.

Его ослушаться не смела

Орда монголов и татар.

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день, по степи голой,

Топча сухие ковыли.

Жестоких воинов раскосых

Батый собрал со всей земли,

Быки их юрты на колёсах

С детьми и жёнами везли.

И по Батыеву веленью

За войском следом шли стада,

Как будто бы в переселенье

На запад двинулась орда.

И скрип колёс, и свист нагайки,

И рев быков, и плач детей,

И птиц испуганные стайки

Из-под копыт у лошадей…

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.


Слушают, вспоминают материал прошлого урока, предлагают свои версии, отвечают на вопросы теста, записывают ответы,

взаимопроверка

Индивидуальная, фронтальная работа.

Регулятивные УУД

1. Выдвигать версии.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

Коммуникативные УУД

1.Излагать своё мнение, аргументируя его.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.


Письменный опрос

  1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

3 минуты

- Мы продолжаем разговор о XIII столетии. И помним, что вторжение Батыя было не единственным испытанием для нашей страны. Как люди оценивали последствия вторжения? Что говорят об этом исторические документы?

- Какие отношения складывались с Ордой?


- Какое противоречие наблюдается между первым и вторым документом?

1 2 4 2 3 4

Знакомятся с проблемой

Работа с учебником, фронтальная работа

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).


Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Устные ответы, запись проблемы в тетради

II. Версии.

2 минуты

Слайд 3

- Какую проблему урока нам предстоит решить? (Может быть предложена иная формулировка.)

1 2 2 4

Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная

фронтальная работа

Устные ответы

III. Актуализация знаний.

3 минуты

- Что нам необходимо знать, чтобы решить проблему урока?

- Воспользуйтесь картой: 1. На какие части распалось Древнерусское государство? 2. С какими внешними угрозами столкнулись русские земли в XIII веке?

1 2 2 3 4

Работают с картой, предлагают версии

Индивидуальная и фронтальная работа

Устные ответы

IV. Планирование деятельности.

2 минуты

- XIII век - особое время в нашей истории. Мы уже ознакомились с тем, как развивались события на восточных рубежах, и теперь, чтобы ответить на вопрос урока, что нам необходимо сделать?

2 3 2 3 4

Ученики должны указать, что необходимо ознакомиться с событиями XIII века на западных границах.

фронтальная работа

Устные ответы

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).


18 минут

1. Юг в борьбе с Востоком.

- Кто из русских князей оказал сопротивление монгольскому владычеству? (Если возникнут затруднения, обратиться к учебнику на с. 149.)

1 2 2 3 4

- Что было сделано князем Даниилом и успешны ли были действия Галицкого князя?

1 2 4 2 3 4

- Используя текст учебника, определи, почему князья Юго-Восточной Руси заключили союз с католическими странами против монголов.

1 2 4 5

- Почему, по вашему мнению, Запад не помог в борьбе с Ордой?

1 2 5 2 3 4

- Мог ли кто-то другой помочь Даниилу Галицкому и другим русским княжествам?

4 2 3 4

2. Север в борьбе с Западом.

- Давайте обратимся к карте. Найдите северные княжества и назовите их.

1

- Богатые русские земли на севере Руси очень привлекали Ливонский орден рыцарей - крестоносцев. Каковы были их планы?

1 2 4 2 3 4

О попытках завоевать русские земли мы посмотрим видеофрагмент

  1. 5

- Заслуга Александра Невского как талантливого полководца неоспорима, но все ли его поступки вам нравятся?

1 2 3 4 1

3. Север под властью ханов.

- Посмотрите, как называется пункт 3 нашего параграфа. Какой вывод можно сделать?

- Работая и обсуждая в парах, найдите доказательства того, что Русь оказалась в государственной зависимости от Золотой Орды. На выполнение задания даётся 3-4 минуты.

1 2 4 5 1 2 3 4

- Найдите отличия в действиях ордынцев и рыцарей католиков на покорённых землях.

1 2 4 5 1 2 3 4

Самостоятельно изучают новый материал в учебнике, ищут информацию для решения проблемы.








Работа с картой, работа с документами, просмотр видеофрагмента, ответы на вопросы







Работа с учебником, поиск решения проблемы в парах


Работа с учебником,

парная работа, фронтальная









Работа с картой парная, фронтальная

Устные ответы, запись новой информации в тетради









Устные ответы, запись новой информации в тетради







Устные ответы, запись новой информации в тетради

VI. Выражение решения проблемы.

3 минуты

- И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:

Почему русские князья сотрудничали с Ордой?

2 4 2 3 4

Решают проблему

Фронтальная работа

Запись вывода по проблеме, устные ответы

VII. Применение нового знания.

5 минут

Заполнить пропуски в документе

1 2 4 5 2 3 4 1

Работают над заданием, с учебником или без в зависимости от индивидуального освоения материала


Индивидуальная работа

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Письменная работа

VIII. Домашнее задание.

2 минуты

Конкретизирует домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная

работа

Регулятивные:

-организуют себя для фиксирования дом. заданий, их уточнения и конкретизации

Запись домашнего задания

Рефлексия и самооценка

2 минуты

Подводит к заключительному этапу

Оценивают свою работу на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешно) деятельности на уроке

Оценивание учащихся
за работу на уроке


© 2010-2022