- Преподавателю
- История
- Разработка урока истории Северная война 7 класс
Разработка урока истории Северная война 7 класс
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Денисенко Т.В. |
Дата | 14.08.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
История России. 7 класс.
Тема урока: «Северная война 1700 - 1721 гг.»
Денисенко Татьяна Владимировна
Учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 323 г. Москва
Тема: Северная война 1700 - 1721 гг.
Цели:
-
Познакомить учащихся с событиями Северной войны.
-
Определить значение Северной войны для России.
-
Оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной
войне.
Метапредметные компетенции:
-
Умение анализировать исторические документы; умение работать с текстом учебника, исторической картой.
-
Развивать способности к анализу, систематизации и обобщению исторических
фактов и событий; умение формулировать выводы.
-
Развитие умения работать в группе.
-
Приобретение опыта межличностного общения.
-
Развитие умения использовать информационные технологии в процессе
обучения.
Воспитательные задачи:
-
Способствовать воспитанию чувства патриотизма и формированию
гражданской позиции.
-
Способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своего народа на
примере мужества русских людей во время Северной войны.
-
уважительное отношение к другому мнению.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
-
Учебник. Данилов А.А. История России: конец XVI - XVIII вв.: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
-
Атлас по истории России.
-
Карта «Российское государство в XVIII в.»
-
Компьютер, мультимедийный проектор.
-
Презентация «Северная война».
-
Рабочие листы с заданиями.
-
Распечатанный материал текста.
-
Анимация «Полтавская битва».
Основные понятия: Северный союз, конфузия, регулярная армия, рекрут, рекрутский
набор, устье, редут, Ништадский мир.
Методы: репродуктивный, беседа, самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи: литература, география.
Опережающее задание
-
Подготовить сообщение «Русская армия в конце XVII - начале XVIII вв.»
-
Выучить отрывок из произведения А.С.Пушкина «Полтава».
Ход урока.
Повторение пройденного материала.
Вступительное слово учителя.
Сегодня наш урок посвящён одной из важнейших страниц истории России - знаменитой Северной войне. Слайд №1.
Мы сегодня определим цели России в Северной войне, рассмотрим ход войны, подведём итоги.
Но для начала давайте вспомним события, которые предшествовали этой войне.
Фронтальный опрос. Слайды №3-7
- Какой период в истории России мы сейчас изучаем?
- Назовите годы правления Петра I.
- Какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией в конце XVII в.?
- Какую из этих задач пытался решить Пётр I в начале своего правления?
- Что сделал Пётр I для решения этой задачи?
- Сколько было Азовских походов? Назовите даты.
- Каковы итоги Азовских походов?
-Какие были дальнейшие действия ПетраI?
- Цели Великого посольства.
- Какой основной итог Великого посольства?
Отвечают на вопросы, сверяя свои знания во время показа слайдов.
Изучение нового материала.
1. Причины и начало войны.
Беседа:
После поездки в Европу сформировался «Северный союз» в который вошли Россия. Дания. Саксония. Слайд №8.
- Почему именно эти государства объединились в единый союз? Что было общего у них? Что их связывало?
Слайд №9.
Россия и Швеция. Давайте с вами определим, какая из стран готова к военным действиям?
Швеция. Слайд №10.
- Самое могущественное государство в Северной Европе.
- Стремилось превратить Балтийское море в «шведское озеро».
- Союзники - Великобритания, Голландия.
- Страна с развитой промышленностью.
- Армия:
- передовое военное искусство;
- регулярная армия ( лучшая в Европе);
- численность армии 150 тыс. чел.;
- сильный военный флот
Россия.
- Выхода к тёплым морям не было.
- Не было военно-морского флота.
- Начало становления мануфактурной
промышленности.
- Армия.
Была Россия готова к войне?
2. I этап войны. Слайд №12.
Для Северного союза война началась неудачно.
Пётр I заключает союз с Турцией и отправляет войска к крепости НАРВА и осаждает её. Осада затянулась.19 ноября Карл XII подошёл к Нарве и разгромил русские войска.
Почему русские войска потерпели поражение?
Беседа:
-
Какие вы подчеркнули причины поражения русских войск под Нарвой?
-
Какие выводы должен извлечь ПётрI из «Нарвской конфузии»?
-
Как вы думаете, а какой вывод сделал КарлXII?
3. II этап войны. Слайд №13.
Рассказ учителя.
Швеция: Карл XII действительно думал, что с Россией покончено, т.к. русская армия потерпела тяжёлое поражение: было потеряно значительное количество артиллерии, понесены тяжёлые людские потери, сильно пострадал командный состав.
Карл XII решил вывести из войны польского короля Августа II.Но, начав войну, он надолго увяз в Польше, до 1706г.
Россия получила передышку.
Пётр I начинает создавать регулярную армию.
Была создана мощная армия и военно-морской флот, оснащённые передовым для того времени вооружением, артиллерией.
Начинаются успешные походы русской армии.
-
1702г. - Нотебург Шлиссельбург
-
1703 - вышли к устью Невы. Овладели крепостью Ниеншанц.
-
16 мая 1703г. - был заложен Санкт-Петербург.
Учитель читает отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»
-
1704 - Дерпт, Нарва.
Беседа:
Каковы итоги II периода войны?
-Русские вышли к Балтийскому морю.
-Захватили земли, утраченные в XVIIв.
4. III этап войны. Слайд №14.
Рассказ учителя.
Январь 1708г. Карл XII идёт на Москву
Повернули на Украину
Битва у д. Лесной 28.09.1708г.
Дух русский окреп.
Полтавская битва
Анимация «Полтавская битва»
Беседа:
Каковы причины победы русской армии?
5. Прутский поход. Слайд №15.
Рассказ учителя
- о начале войны с Турцией;
- о причинах Прутского похода;
- о неудачном походе русской армии;
- об итогах Прутского похода.
Беседа:
- Почему, по вашему мнению, поражение русской армии не сказалось на ходе Северной войны?
- Как вы думаете, какие будут дальнейшие действия Петра I? Слайд №16.
6. Морские сражения. Слайд №17.
Рассказ учителя
- о продолжении Северной войны;
- о блестящих победах русского флота при мысе Гангут (1714) и о. Гренгам (1720)
7. Ништадский мир. Слайд №18.
Беседа: Слайд19.
- Какие внешнеполитические задачи
решила Россия?
- Какие задачи остались нерешёнными?
Работа с картой, атласами.
Ответы учащихся.
Выступление ученика с сообщением о состоянии русской армии с использованием презентации.
Слайд №11.
Ответы учащихся.
Работа с учебником. С. 105.Подтвердить высказывание фактами из учебника.
Рабочий лист №1.
Работа в парах.
Рабочий лист №1.
В. И. Буганов «О причинах поражения под Нарвой»
«Поход оказался медленным и мучительным, осенняя распутица затрудняла передвижение армии, особенно обоза, орудий, припасов. Только к середине октября собрались все силы. Царь сам руководил осадой Нарвы. Но пороха, ядер, бомб хватило только на две недели, обстрел не принес ощутимого урона осажденным. Новых боеприпасов из-за бездорожья не подвозили. Так дело продолжалось более месяца..., пока не подошел Карл XII со своим войском. Петр этому, как видно, не придал особого значения. Все-таки его армия превосходила силы врага в три раза (35-40 тыс. русских против 8-12 тыс.) Он полагался, как оказалось, напрасно, на опыт иностранных офицеров, командовавших его армией... Большинство полков возглавляли иностранные офицеры. К своему делу и к солдатам они относились так, что вызывали подозрение и ненависть последних. Большую часть армии составляли старые стрелецкие полки, дворянское ополчение и полки, сформированные из новобранцев. Боеспособными в предстоящей схватке с одной из лучших европейских армий могли показать себя лишь три полка - два гвардейских (Преображенский и Семеновский) и Лефортовский».
1. Подчеркните в тексте причины поражения
русских войск под Нарвой.
2. Какие выводы должен извлечь Пётр I из
«Нарвской конфузии»?
Работа с понятиями:
Конфузия, «Нарвская конфузия»
Ответы учащихся.
Рабочий лист №2.
Работа с учебником.
Составить кластер по теме «Реформа армии». Сделать вывод
Работа с понятиями.
Рекрут, рекрутская повинность, регулярная армия.
Работа с картой и атласами. На доске флажками отмечать битвы.
Работа с понятием.
Устье.
Ответы учащихся.
Рабочий лист №3.
Работа в парах.
Рабочий лист №3.
Прочтите обращения к воинам.
Какое обращение принадлежит Карлу XII, а какое - Петру I?
Что у них общего? В чём разница?
Слова какого полководца кажутся Вам более убедительными?
-Воины! Я призываю вас овладеть этой землёй, её богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!
-Воины! Я призываю вас принять сражение за государство, за народ, за веру нашу, за церковь! Пришёл час решить судьбу Отечества!
Выступление уч-ся:
А.С.Пушкин в своём произведении «Полтава» так описал бой. Чтение отрывка.
Ответы учащихся.
- Военные реформы.
- Создание регулярной армии.
- Возрос боевой дух
- Умелое командование.
- Боеспособность и мобильность русской
армии.
- Мужество и героизм.
- Патриотизм солдат и офицеров, которые
защищали Отечество.
Ответы учащихся.
Работа с понятием.
Мыс.
Работа с картой и атласами.
Работа с учебником. Стр.112.
Условия Ништадского мира.
Ответы учащихся.
Домашнее задание.
§ 14, пользуясь текстом учебника и атласом, назовите Итоги Северной войны.