Технологическая карта урока по истории древнего мира Древнейшие люди

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по истории учителя истории Погонышевой Т.С. МОУ Миасская СОШ№1.

Урок «Древнейшие люди»

Педагогические цели

Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; создавать условия для ознакомления с ролью орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида.

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Предметные результаты

Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Личностные результаты

Осмысление социально-нравственного опята предшествующих поколений; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности

Метапредметные результаты

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении

Основные понятия и термины

Древнейшие люди, первые орудия труда, первобытность, человек умелый, человек прямоходящий, каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина, каменный век, собирательство.

Образовательные ресурсы

Учебник «История Древнего мира», рабочая тетрадь к учебнику, презентация











Организационная структура урока

Этап урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя



Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная,

Словестный,

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверят готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстро включение в деловой ритм

II. Проверка выполнения домашнего задания.

Работа с иллюстрациями, решение задач на счёт лет в истории (разноуровневые).

Актуализация знаний, просит детей назвать тему прошлого урока, что изучали. Объясняет задания для проверки д/з.

Получают задания, выполняют их.

П: Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причину невыполнения задания отдельными учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее усовершенствование последних.

Л: Одновременно стимулировать учеников к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.

III Актуализация знаний.

Фронтальная,

Словесный, проблемный.

Иллюстративный.

Учитель показывает на слайде иллюстрации по одной и задаёт вопрос6 Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня с вами узнаем, что будем изучать?

Направляет учащихся на формулирование темы, которую будут изучать.

Слушаю учителя; получают проблемное задание. Узнают картинки, анализируют какая связь между ними.

Р.: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. Формулируют тему урока.

III. Усвоение новых знаний и способов действия.

Древнейшие люди

Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа

Рассказывает о происхождении человека либо заслушивается сообщение ученика на тему «Происхождение человека: версии»

Обращает внимание на даты, время появления человека. Просит учеников нарисовать ленту времени и отметить даты. Одного ученика просит поработать на доске.

Организует работу с картой.

Ставит перед учащимися проблемный вопрос : Где следы их жизни не обнаружены? Как вы думаете почему?

Знакомит с понятиями: древнейший человек, австралопитек, питекантроп.

Предлагает описать древнейших людей , затем просмотреть отрывок из мультфильма «Древний человек» Р. Саакянца (1 минута).

Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян ?

Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами. На основе иллюстраций учебника, учебных картин, аппликаций составляют описание древнейших людей

П.: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного из видеосюжета; осуществляют сравнение, делают вывод

К.: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Р:оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Л: действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность

Беседа по вопросам, работа с картой

Использование орудий труда как главное отличие людей от животных

Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа

Учитель задаёт задачу:

  1. И паук и человек плетут, один - паутину, другой- ткань.

  2. Бобры и человек строят плотины . Какое между ними различие ?

Человек делает свою работу сознательно,

животное - на основе инстинктов

Снова задаёт вопрос : Чем древнейшие люди отличались от обезьян?

На основе работы с иллюстрациями рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Вопрос: Что можно было сделать первыми каменными орудиями труда?

Называют характерные, существенные признаки «человека разумного»

П.: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста.

К:умение слушать и вступать в диалог;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Л:жизненное самоопределение;формирование представлений о ценности труда;

формирование представлений о ценности человеческой жизни;формирование представлений о ценностях коллективизма

Работа с текстом, беседа по вопросам

Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство

Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя, работа со слайдами, беседа

Как древнейшие люди добывали пищу?

Задание на слайде: слова «охота» и «собирательство» разбросаны. Нужно сложить из букв 2 слова, 2 основных занятия древнейших людей.

Посмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос:

Как и на кого охотились древнейшие люди?

Рассказывает о древнейших способах охоты.

- В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? При каких условиях охота могла быть удачной?

Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство

П.: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

К.: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Беседа по вопросам

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей







Овладение огнём








Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с иллюстрациями

Фронтальная, беседа, работа с текстом.

Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами).

Даёт понятие «Присваивающее хозяйство».

Какое достижение помогло древнейшему человеку выжить в сложных условиях? (ОГОНЬ)

Как люди могли овладеть огнем ?

Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

Молодцы!

Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстрации.

Учащиеся записывают слово в словарь.

Отвечают, предлагают различные варианты.

Отвечают, использую имеющиеся знания.

П.: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа.


Наблюдение

IV. Закрепление знаний и способов действия

Контроль на этапе окончания учебной темы.

Цель: контроль.

Диагностическая работа: контрольно-оценивающая деятельность.

Тестирование

Проверим себя. Выполните тест.

Обучающиеся выполняют тестирование с последующей проверкой в парах

П:анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

построение логической цепи рассуждений

Р:коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Л:ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Ответы.

Применение имеющихся знаний для решения частных задач.

Цель: закрепление и углубление знаний

Фронтальная.

Словесный, практический. Беседа, работа с картой

- Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка.

Характеризуют место исторического события, читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей

Р.: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Л:ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

формирование представлений о ценности бережного отношения к природе

Беседа по вопросам, работа с картой

VI. Рефлексия

Фронтальная.

Словесный,

Беседа

Итак,ребята, что вы сегодня узнали? Что НОВОГО вы сегодня узнали? Почему именно тебе ( обращается к конкретному ученику) могут быть полезны эти знания?

Отвечают на вопросы

Р.: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; Прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

П:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: формирование навыков самооценки

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение учителя

Комментирует задание.

Домашнее задание:

1. Параграф 3 ,читать, отвечать на вопросы .

2. Выучить термины : орудие труда, присваивающее хозяйство, человеческое стадо.

3. Приготовить сообщения на тему «Неандертальцы», «Кроманьонцы».

Воспринимают задание, уточняют

П:извлечение необходимой информации из монологической речи

К:умение слушать.

Вопросы, основные понятия, термины, задания в рабочей тетради,сообщения



© 2010-2022