Методическая разработка урока по истории Древнего мира: Древнейший Рим ФГОС (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по истории Древнего мира: Древнейший Рим ФГОС (5 класс)Методическая разработка урока по истории Древнего мира: Древнейший Рим ФГОС (5 класс)Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном государств Древнего мира, расширять знания учащихся, воспитывать познавательный интерес, развивать логическое мышление, память, речь, коммуникативные способности, навыки работы в группе.

Задачи урока:

Личностные - развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей;

Предметные - развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима;

Метапредметные - развивать читательские компетенции, развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы и приемы: проблемное обучение, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, тестовый контроль.

Планируемые результаты:

предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определение историческим терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

- показывать на карте географические объекты;

- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

метапредметные:

- определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы;

личностные:

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Организация образовательного пространства

Учебник: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. -«Просвещение» 2014.

Информационный материал: рисунки учебника, историческая карта.

Интерактивный материал: презентация, карта, жетоны, карточки.

Раздаточный материал: задания для группы, текст для самостоятельной работы, электронная историческая карта, цветные листы.

Структура урока:

  1. Мотивационно - целевой этап

  2. Ориентировочный этап

  3. Поисково - исследовательский этап

  4. Физкультминутка

  5. Рефлексивно - оценочный этап

  6. Домашнее задание

Этап урока.

Цели деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 1 минута.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Я рада приветствовать вас на уроке истории! Перед вами корзина ожиданий. Напишите на листочках ваши ожидания от урока и положите их в корзину.

Чтобы ваши ожидания оправдались предстоит потрудиться.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, пишут, что они ждут от урока.

Личностные умения:

адекватное отношение к учебной деятельности;

Регулятивныеумения: принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 3 минуты.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создание проблемной ситуации.

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела в истории Древнего мира. Для того, чтобы определить тему, предлагаю выполнить задание. На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Македония, Апеннины.

Я задаю вопросы, если на него ответили, то слово снимается.

1. Какое государство находится на Балканском полуострове?

2. Как называется государство, где правили фараоны?

3. Назовите город - полис, где слабых детей сбрасывали со скалы?

4. Где жил мудрец Конфуций?

5. В какой стране жил полководец, убивший друга, спасшего ему жизнь?

Какое слово у нас осталось?

Как вы думаете, что оно может означать?

Отвечают на вопросы.




Греция


Египет

Спарта


В Китае

В Македонии

Апеннины

Выдвигают различные версии

Личностные умения: вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика;

Познавательные умения: ориентирование в заданиях с вопросами, нахождение ответов на вопросы, используя задания, полученные на уроках.

Регулятивные умения: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;

Коммуникативные умения:

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

3. Постановка учебной задачи - 4-5 минут.

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Представляется слайд , где показан Апеннинский полуостров и обучающихся прошу открыть историческую карту.

-Рассмотрите внимательно карту. Какая версия правильна?

В ходе работы с картой обучающимся задаются вопросы:

-что такое полуостров?

-на каком материке расположен Апеннинский полуостров?

-в какой части Евразии находится Апеннинский полуостров?

-какая страна расположена на Апеннинском полуострове?

-найдите главный город Италии.

Назовите тему урока.

Определите вопросы можно рассмотреть, начиная знакомиться с новым государством

План урока:

1. Географическое положение Древнего Рима.

2. Особенности климата и основные занятия жителей Древнего Рим а.

3. Легенда об основании Рима.

4. Управление в Древнем Риме.

Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке.

Каков будет результат нашего урока?(Определите цель)



Предъявляю обучающимся текст с пропущенными словами .

-Давайте попробуем вставить слова в текст о Древнем Риме.

(Приложение 1)

Получается?

Отвечают на вопросы.





Часть суши, окружённая с трёх сторон водой





Италия

Рим

Древнейший Рим

Определяют вопросы, которые необходимо изучить

Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения

Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты

Формулируют конечный результат - сформировать представление о древнем городе-государстве Рим

Ученики записывают в тетради число и тему урока.

Ученики пробуют вставить пропущенные слова в текст, испытывают затруднение.

Приходят к выводу, чтобы справиться с заданием необходимо провести исследовательскую работу.

Познавательные умения: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Регулятивныеумения:

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать свою деятельность;

Личностные умения:

Самоопределение, смыслообразование;

Коммуникативныеумения:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) - 15 минут.

Поисково - исследовательский этап с представлением материала.

Выполняют задание по группам.

Ответы учащихся.

Находят нужную информацию в учебнике. Выполняют задание.

Выступление каждой группы.

По ходу выступления групп учащиеся заполняют кластеры, задают уточняющие вопросы. После выступления оценивают работу группы, поднимая цветные карточки.

«Красная» - 5

«зелёная» - 4

«синяя» - 3

Познавательные умения:

Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные умения:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности; формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные умения:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; готовность к обсуждению разных точек зрения и выра­ботке общей (парной) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Личностные умения: самоопределение, смыслообразование.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.







Познавательные умения:умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные умения:

формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей.

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные умения:умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные умения:

формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей.

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Познавательные умения:Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей.

Понимать концептуальный смысл текстов, высказываний в целом; формулировать главную мысль.

Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

5. Первичное закрепление во внешней речи - 3минут.

Задания на новый способ действия выполнены с комментирование во внешней речи.

Игра «ДА-НЕТ»

(Учащиеся получают карточки с надписями «ДА» и «НЕТ»)

1. Древнейший Рим возник в 753 году до н.э. (да).

2. Основными занятиями населения были ремесло. (нет).

3. Потомки знатных жителей древнейшего Рима называли себя патрициями. (да).

4. В самом центре Италии, в нижнем течении реки Тибр, жили племена, которых называли - латины. (да).

5. Ромул первый царь Рима (да).

6. Переселенцы из других поселений, называли патрициями (нет)

Выполнение задания.

Самооценка.

Познавательные умения:умение устанавливать причинно-следственную связь, строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные умения:внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения с эталоном, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные умения:умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

- 4 минуты.

Самостоятельное выполнение задания на новый способ действия с самопроверкой.

Решение теста с самопроверкой.

Выполнение теста с самопроверкой.

Самооценка.

Познавательные умения:Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Регулятивные умения:

формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей.

Понимать концептуальный смысл текстов, высказываний в целом; формулировать главную мысль.

Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение - 3 минуты.

обобщить знания учащихся о Древнейшем Риме.

Задание. Отметьте признаки, характерные для Древнего Рима и запишите их в тетрадь, как

«Чем отличались и были схожи природные условия, климат, управление Древней Греции от Древнего Рима»:

1. Территория Италии более пригодна для земледелия, климат мягкий, больше выпадает дождей;

2.Занятия жителей схожи в том, что и те и другие занимались земледелием, рыбным промыслом, обработкой металлов;

3. В управлении и в Греции и в Риме существовало Народное собрание, в работе которого принимали участие мужчины, только коренные жители.

Выполнение задания в тетради.

Самооценка.

Познавательные умения: умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения, умение давать определения понятиям, выстраивать доказательства;

Регулятивные умения: умение соотносить то, что известно с тем, что неизвестно; формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном
обсуждении проблем, владеть монологической и диалогичес­кой формами речи.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности.

- Ребята, а теперь пришло время ответить на поставленный в начале урока вопрос.

В чем отличие Древнейшего Рима от Древней Греции?

Самооценка (по эталону)

- Тебе понравился урок?

- Что нового ты узнали на этом уроке?

- Где тебе пригодятся эти знания?

- Ты доволен своим результатом?

- Над чем тебе нужно еще поработать дома?

Записывают домашнее задание:

- Параграф 44 читать отвечать на вопросы.

Ответы учащихся на проблемный вопрос.

Самооценка знаний по эталону.

По заработанным кружочкам выставляют себе оценку.

Если больше зеленых кружочков - 5. Если больше желтых - 4, больше красных - 3.

Познавательные умения:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные умения:формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные умения:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества.

Личностные умения: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные умения: определение ключевых понятий.

Методическая разработка урока по истории Древнего мира: Древнейший Рим ФГОС (5 класс)Методическая разработка урока по истории Древнего мира: Древнейший Рим ФГОС (5 класс)Методическая разработка урока по истории Древнего мира: Древнейший Рим ФГОС (5 класс)Методическая разработка урока по истории Древнего мира: Древнейший Рим ФГОС (5 класс)Загрузка…

Методическая разработка урока по истории Древнего мира: Древнейший Рим ФГОС (5 класс)

Страница 1 из 6

Разработка урока

по теме «Древнейший Рим» (ФГОС)

Кустов Александр Николаевич

МБОУ СОШ № 4 г. Слюдянки

Предмет: История. Класс 5.

Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира.

5 класс. М «Просвещение» 2012.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование, электронная историческая карта,

смайлики, карточки с заданиями.

Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из

государств Древнего мира, расширять исторические знания учащихся, их

кругозор, воспитывать познавательный интерес, коллективизм, развивать

логическое мышление, воображение, память, речь, коммуникативные

способности, навыки работы в группе.

Задачи урока:

- на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной

презентацией узнать об основных событиях, связанных с возникновением

государства Древний Рим;

- на основе анализа полученной из различных источников информации научиться

формулировать и решать познавательные задачи;

- развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать

навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения

терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях

жителей Древнего Рима;

- показывать на карте географические объекты;

метапредметные:

- определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы;

личностные:

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в

коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и

деятельности коллектива.

Структура урока:

1. Мотивационно-целевой этап (5мин.).

2. Ориентировочный этап (5 мин.).

3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (15 мин.).

4. Физкультминутка (2 мин.).

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).

6. Домашнее задание (3 мин.).

Страница 2 из 6

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Мотивационно-целевой этап (5 мин.)

1. Организационный момент Добрый день! Проверяет, кто отсутствует.

Выясняет, кто дежурные и всё ли они

приготовили к уроку (рабочие тетради,

смайлики) на каждой парте

Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний Сегодня мы приступаем к изучению нового

раздела в истории - Древнего мира.

Для того чтобы определить тему, предлагаю

выполнить задание.

Я задаю вопросы, если на него ответили, то

снимаем это слово.

На доске прикреплены слова: Греция, Египет,

Спарта, Китай, Македония, Апеннины

Поднимая руку, отвечают на вопросы:

1) Какое государство находится на Балканском

полуострове?

2) Как называлось государство, где правили

фараоны?

3) Назовите город-полис, где слабых детей

сбрасывали со скалы?

4) Где жил мудрец Конфуций?

5) В какой стране жил полководец, который

убил своего друга, спасшего ему жизнь.

Один из учащихся снимает угаданные слова у

доски.

3. Мотивация У нас осталось слово - Апеннины.

Как вы думаете, что может означать этот

термин?

Выдвижение различных версий

Представляет первый слайд презентации, где

показан Апеннинский полуостров. Задаёт

вопросы, построенные на интеграции с

географией

Отвечают по ходу презентации на вопросы:

1) На каком материке расположен

Апеннинский полуостров?

2) В какой части Евразии находится

Апеннинский полуостров?

3) Что такое полуостров?

По желанию вызывает к карте ученика и Определяет местоположение Апеннинского

Страница 3 из 6

предлагает определить местоположение

Апеннинского полуострова

полуострова.

Остальные работают с картами на страницах

учебника

Показывает второй слайд презентации и

поясняет, что на Апеннинском полуострове

расположена страна - Италия. Задаёт вопрос:

Определите в какой часть Италии находится

Рим?

Хором отвечают, где находится север, юг,

восток, запад. Определяют местоположение

Рима

Задаёт вопрос: Как думаете, о чём пойдёт речь

на уроке?

Формулируют тему урока, записывают её в

тетрадь

Показывает слайд презентации, где записана

тема урока и изображена открытая дверь.

Сегодня мы откроем дверь в новый

неизведанный нами мир Древнего Рима.

Ну что, начнём?

2. Ориентировочный этап (5 мин.)

1. Определение цели урока Предлагает выяснить, какие вопросы можно

рассмотреть, если говорим о городе-

государстве Рим

Определяют вопросы, которые необходимо

изучить

По мере того как учащиеся определили

перечень вопросов для изучения, открывает

на доске заранее написанный план урока

Сверяют с планом урока, правильно ли они

обозначили вопросы для изучения

Определите источники информации, которые

вы можете использовать для изучения

материала на данном уроке

Называют источники информации: учебники,

атласы, географические карты, презентация

Каков будет результат нашего урока? Формулируют конечный результат -

сформировать представление о древнем городе-

государстве Рим

3. Поисково-исследовательский этап с представлением материала (15 мин.)

Страница 4 из 6

1. Работа в группах по

изучению нового материала

Представляет слайды презентации, где даны

пояснения, чем занимаются Этнографы,

Географы, Мифологи, Политологи.

Распределяет класс на группы: Этнографы,

Географы,

Мифологи,

Политологи

Разбиваются на группы согласно заранее

приготовленным жетончикам

Каждой группе даёт задание и проводит

инструктаж по выполнению заданий:

Этнографы - особенности климата и

основные занятия жителей Древнего Рима.

Географы - географическое положение

Древнего Рима.

Мифологи - знакомство с легендой об

основании Древнего Рима.

Политологи - управление в Древнем Риме.

Выполняют работу в составе групп:

Этнографы - прочитать текст на стр. 216-217,

п.2. Ответить на вопросы.

Географы - прочитать текст на стр. 214.

Ответить на вопросы, используя карту.

Мифологи - прочитать текст на стр. 214, п.1-2,

документ на стр. 215. Подготовить сжатый

пересказ, заполнить таблицу.

Политологи - прочитать текст на стр. 218 п.3.

Составить схему управления, выписать

термины

Корректирует работу групп.

Предлагает группам представить изученный

материал

Выступление групп

Представляет слайды презентации по ходу

выступления групп и просит ответить на

дополнительные вопросы, исходя из

изученного материала

Отвечают на вопросы

Предлагает другим группам задавать

уточняющие вопросы, если что-то не понятно

Задают уточняющие вопросы

После выступления каждой группы

представляет слайды презентации с

правильными ответами, просит оценить

Поднимают смайлики, оценивая работы

группы:

зеленый - все отлично,

Страница 5 из 6

выступление группы желтый - есть недочеты в выступлении,

красный - не справились с заданием

4. Физкультминутка (2 мин.)

Включает видеофизкультминутку Выполняют упражнения, которые

демонстрируются с экрана

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.)

1. Систематизация знаний,

первичное закрепление

изученного материала

Предлагает оценить свои результаты, отвечая

на вопросы викторины

После заданного вопроса оценивают свои

ответы, поднимая смайлики:

зеленый - знаю ответ;

красный - не знаю ответ

Представляет слайд презентации с

правильным ответом на заданный вопрос

Записывают в тетрадь:

плюс - если ответ правильный,

минус - если ответ не правильный

Предлагает подвести итоги викторины Подводят итоги викторины:

за 9 плюсов - 5 баллов,

за 8 плюсов - 4 балла,

за 5 плюсов - 3 балла

2. Рефлексия Предлагает вспомнить и озвучить тему урока.

Какую цель и задачи ставили в начале урока?

Называют тему урока, сопоставляют цели и

результаты

3. Оценка и самооценка урока Предлагает оценить результаты своей

деятельности на уроке

Оценивают результаты своей деятельности на

уроке, поднимая смайлики:

зеленый - я все усвоил, могу поделиться

знаниями;

желтый - было сложно, но с помощью записей

смогу рассказать;

красный - не все усвоил, затрудняюсь ответить

на некоторые вопросы

Оценивает результаты работы класса,

благодарит за участие в работе. Предлагает

оценить результаты деятельности учителя

Сдают смайлики дежурному по классу,

если урок понравился, оставляют зеленый

смайлик на парте

Страница 6 из 6

6. Домашнее задание (3 мин.)

Предлагает виды домашнего задания Записывают в дневник домашнее задание,

определяя его по уровню своих знаний

Методическая разработка урока по истории Древнего мира: Древнейший Рим ФГОС (5 класс)

1 из 6

user_file_5558632c4b3c7.doc. На экране.


© 2010-2022