Внеклассное мероприятие Ума палата

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль и место данной темы в курсе


В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду - Отечественная война 1812 года, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира, поразила воображение современников и по ныне волнует потомков, служит для одних предметом гордости, для других - неразгаданной загадкой, для третьих грозным предостережением - «не ходи на Москву!». «Русской Илиадой» назвали войну современники. Ей посвящено наибольшее число исследований по сравнению с любым другим событием тысячелетней истории дореволюционной России. Специально о войне 1812 г. написано более 10000 книг и статей. Память об Отечественной войне 1812 г. осталась не только в учебниках истории. Память о тех славных годах, о героях былых сражений - в названиях площадей и улиц; в памятниках, монументах и мемориальных досках, литературных и исторических произведениях, на экране кино и на сцене театров.

Такие мероприятия по истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее прошедшем, нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Так, участник Отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал : " Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве."

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости.

Тематические внеклассные мероприятия в 5-8-х классах целесообразно проводить в занимательной форме, учитывая психологические возрастные особенности

Данное мероприятие проводится в форме интеллектуальной игры.

Эта форма урока позволяет

обучить:

выработке умений, навыков анализа и сравнения;

закреплению в памяти фактического материала, усвоению определений и понятий;

умению локализовать события в пространстве и времени;

умению и навыкам как самостоятельной, так и коллективной работы.

развить:

мышление учащихся;

умение совершать логические операции (анализ, сравнение, обобщение фактов);

умение связно и развернуто излагать факты;

способность к активному мышлению.

воспитать:

умение работать в коллективе;

ответственность за успех команды;

Это мероприятие дает множество вариантов проверки, закрепления и повторения полученных знаний.

Сочетание индивидуальной и коллективной работы, дух соперничества и сопереживания позволяет усилить эмоциональное восприятие изучаемого материала. Сочетание индивидуальных ответов и фронтальной беседы в виде исправлений и дополнений ответов одноклассников способствует более глубокому закреплению материала в памяти учащихся, выявляет и контролирует правильность усвоения материала, корректирует возможные неверные представления.

Благодаря нестандартности такой формы мероприятия, вызванному им эмоционально-игровому состоянию и привлечению всех без исключения учащихся к плодотворной работе, удается привлечь активное внимание к изучению истории, наглядно показать необходимость глубоких, прочных знаний и самообразования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ

О проведении этого мероприятия по теме "Отечественная война 1812 года " учащиеся предупреждаются заранее.

С учетом подготовленности и межличностных отношений формируются три команды. В каждой команде с учетом развития и индивидуальных особенностей определяется лидер (капитан).

Ведущий игры - учитель, выбираются члены жюри из учащихся и учителей.







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №36» г.Чебоксары




Патриотическое воспитание подрастающего поколения


номинация: внеклассное мероприятие


Интеллектуальная игра

«Ума палата»

8 класс


Волкова Валентина Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №36» г.Чебоксары,

первая квалификационная категория







Чебоксары - 2016



Интеллектуальная игра «Ума палата» (слайд 1)

Цель: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.

Задачи:

Образовательная: Повторить и закрепить изученный материал по истории России ХIХ века, углубить знания учащихся по курсу.

Развивающая: развивать логическое мышление и интеллектуальные способности Воспитательная: воспитывать интерес к истории как науке, формировать культуру познания истории


1 этап. Презентация команд-участников (визитная карточка). (слайд 2)

Приветствие команд

Приветствие 1-ой команды.

Соревноваться рады с вами

Мы знаниями и делами.

Мы вас приветствуем, друзья!

Без знаний жить никак нельзя!

Приветствие 2 команды.

Привет, соперники-друзья!

Задора в нас не меньше.

Если победу поделить нельзя,

То пусть победит сильнейший!

Приветствие 3 команды.

Соперники, соперницы,

Приветствуем мы вас,

Хотите, - будьте первыми,

Но только после нас!

Команды приветствуют жюри.


Мы справедливых ждем решений,

Единства взглядов, мыслей, мнений,

Вглядитесь зорче в лица наши,

Мы - всех милей, умней и краше!




2 этап. Конкурсы. (слайд 3)

Ведущий "Вторжение французских войск".

- Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для русского народа и в то же время поворотным пунктом в духовной жизни всей огромной страны.

Вторжение неприятеля в пределы России, Бородинское сражение, пожар Москвы, напряженная и победная - наконец! - борьба с армиями Наполеона вызвали могучий народный подъем, а не затронули лишь "верхние этажи" общества." Народ этот,- писал о России Герцен,- убежден, что у себя дома он непобедим; эта мысль лежит в глубине сознания каждого крестьянина, это его политическая религия. Когда он увидел иностранца на своей земле в качестве неприятеля, он бросил плуг и схватился за ружьё. Умирая на поле битвы "за Белого царя и Пресвятую Богородицу", - как он говорил, он умирал на самом деле за неприкосновенность русской территории".

ПЕРВЫЙ ТУР "ВТОРЖЕНИЕ В РОССИЮ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙСК".

Ведущий задаёт вопросы поочередно командам. Объявляет, что за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, при отсутствии ответа участники других команд могут дать правильный ответ и получить дополнительные баллы.

№ п/п

Вопросы ведущего (учителя)

Ответы учащихся

1 команда

1.

Почему русская армия вынуждена была отступать в начале войны?

у фр. было численное преимущество - 650тыс. солдат; рус. - 590тыс.

2.

Почему Александр I не спешил с назначением М.И. Кутузова главнокомандующим русской армией?

он недолюбливал Кутузова, зная его отрицательное отношение к перевороту 11 марта 1801 года

3.

По дороге в армию Кутузов говорил: "Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве". Но пришла весть, что Смоленск оставлен. Тогда Кутузов с огорчением произнес: "Ключ к Москве взят".

Как бы тяжело не было пока русским войскам придётся отступать, собраться силами, чтобы победить врага

2 команда

1.

Под командованием какого генерала находилась самая большая армия российских войск?

Михаил Богданович Барклай де Толли

2.

Почему армию Наполеона называли армией двунадесяти языков?

Это была европейская армия, в ее составе были немецкие, голландские, итальянские, польские дивизии и корпуса, "сердцевину" составляли французские войска

3.

Каковы были планы Наполеона в отношении военной кампании в Россию по словам

Александра I

"Сделать из России вторую Испанию "- в Испании в это время шла народная борьба; завершить покорение континентальной Европы

3 команда

1.

Когда произошло падение Смоленска?

5 августа - ночь

2.

Когда произошла переправа Наполеоновских войск через реку Неман, чем характеризуется это событие?

12 июня 1812 года - вторжение в пределы Российской империи

3.

Когда, где стали действовать первые партизанские отряды?

Повсеместно - от западной границы до Москвы - стали возникать первые крестьянские партизанские отряды




ВТОРОЙ ТУР "БОРОДИНСКАЯ БИТВА"


Также ведущий задаёт вопросы поочередно командам. Объявляет, что за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, при отсутствии ответа участники других команд могут дать правильный ответ и получить дополнительные баллы.

№ п/п

Вопросы ведущего (учителя)

Ответы учащихся

1 команда

1.

Когда началось Бородинское сражение?

26 августа 1812 года -5.30. утра

2.

Какое количество солдат потерял Наполеон в сражениях 24-26 августа?

58,5 тыс. солдат

3.

Кто был выявлен победителем в Бородинском сражении?

сражение на равных

2 команда

1.

Что произошло 27 августа 1812 года?

русские войска отошли с поля сражения

2.

Для чего и когда был созван военный совет в деревне Фили?

1 сентября, давать ли еще одно сражение под Москвой или отступать

3.

Почему Кутузов решил оставить Москву без нового сражения?

("При уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна"

3команда

1.

Наполеон пытался совершить обходной маневр - удалось ли ему?

нет, потому что у Утицы французов встретила кавалерия Тучкова

2.

Почему сражение называется Бородинским?

близ д. Бородино

3.

Назовите русских полководцев - участников бородинского сражения

Тучков, Багратион, Раевский, Барклай де Толли, Уваров, Масловский, Платов

Сражение у села Бородино было и доныне остается одним из самых кровопролитных однодневных сражений в истории войн. Потери сторон составили: в русской армии, включая казачьи войска и ополчение, - около 40 тысяч человек; в армии Наполеона, по обоснованным научным оценкам, - от 50 до 60 тысяч человек. Потери офицеров сторон определены точно: в русской армии - 1 487 человек; в армии Наполеона - 1 928 человек. Можно предположить, что каждый час на поле боя погибало 2 500 человек.

Лев Николаевич Толстой был не только великим писателем, осмыслившим события 1812 года, имея при том богатый личный военный опыт, но и скрупулезным исследователем фактических событий. Известно, что в яснополянской библиотеке им было собрано более 2 тысяч работ, посвященных Отечественной войне. Толстой писал: «Нравственная сила французской атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным».

Эта победа имела огромное международное значение. Русская армия и ополчение, преследуя отступающие французские войска, не остановились на границах России, а пошли дальше (заграничный поход 1813-1814 гг.) - освобождать народы Европы от наполеоновского ига.

Бородинское сражение, со дня которого минуло более 200 лет, занимает важное место в отечественной истории как событие, в котором проявилась сила духа русского народа, и является одним из краеугольных камней в самосознании современного российского общества именно как Великой Державы. В июле 1942 г. был учрежден военный орден М. И. Кутузова для награждения генералов и старших офицеров за успешную разработку и проведение планов военных операций.



ТРЕТИЙ ТУР "ПОЖАР В МОСКВЕ"

Ведущий:

- В два часа дня 2 сентября Наполеон со свитой впервые увидел Москву с Поклонной горы. Кликами ликования встретили французы императора; все они полагали, что сопротивление россиян сломлено и подписание мира - вопрос нескольких дней.

Москва была покинута своими жителями, поэтому город занят французскими войсками без сопротивления. Вечером того же дня стало известно, что загорелся центр московской торговли Гостиный двор в Китай-городе и некоторые другие дома. На следующий день поселившемуся в Кремле Наполеону доложили, что пожар в русской столице принимает угрожающий размах.

Утром 3 сентября пожары охватили половину столицы, в Москве орудовали поджигатели, им помогал сильный ветер, раздувавший пламя. Противопожарных средств в городе не было. Их заранее по распоряжению Ф.В. Растопчина вывезли из Москвы. Возможно, поэтому его считают виновником и вдохновителем Московского пожара. Мародерство французской армии также способствовало разгулу стихий. Самыми страшными для Наполеона оказались ночные часы с 3 на 4 сентября, когда он проснулся от яркого света в окнах .. оказалось, что буря раздувала пламя и гнала его прямо на Кремль, где находился французский артиллерийский склад и брошенный русскими пороховой склад. Пожар бушевал еще несколько суток и уничтожил почти три четверти города. Из 9158 жилых зданий в Москве сохранилось лишь 2626.

№ п/п

Вопросы ведущего (учителя)

Ответы учащихся

1 команда

1.

В городе оставалось лишь то население, которое не успело уйти, какое количество?

10 тыс. человек

2.

Когда Москва была занята французами?

2 сентября 2 часа дня

3.

Самыми страшными для Наполеона оказались ночные часы с 3 на 4 сентября. Что произошло?

пожар двигался к складам с порохом, Наполеону еле удалось спастись, он с трудом пробрался в Петровский дворец


2 команда


1.

Какую часть города уничтожил пожар?

3/4 города

2.

Почему Наполеон не увел остатки французского войска из города, а ждал переговоров с русским командованием?

"Это покажется бегством! Это отзовется в Европе! В политике никогда не нужно отступать, не нужно признаваться в ошибках, это лишает уважения."

3.

Каковы причины московского пожара?

Французы не смогли взять город и оказались на грани голода


3 команда



Сколько дней горела Москва?

6 дней


Кем был совершен Тарутинский марш-маневр и для чего?

Кем был совершен Тарутинский марш-маневр и для чего?


По какой дороге остатки французских войск отступали на запад?

По смоленской дороге


За каждый правильный ответ по 1 баллу.

ЧЕТВЁРТЫЙ ТУР

Расположить в хронологической последовательности важнейшие события Отечественной войны 1812 года:

-Тарутинский марш-маневр;

- переправа французских войск через Березину;

- Бородинское сражение;

- битва за Смоленск;

- назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии;

- совет в деревне Фили;

- переход французской армии через Неман;

- сражение под Малым Ярославцем;

- уход французской армии из Москвы;

- соединение армий Барклая де Толли и Багратиона.

Правильные ответы: 7,10,4,5,3,6,1,9,8,2.

За правильный ответ - 5 баллов, больше половины - 3 балла.

ПЯТЫЙ ТУР

«Благодарные потомки хранят память о событиях Отечественной войны 1812 года»

Назвать скульптурные и архитектурные памятники, посвящённые Отечественной войне 1812 года.

Правильные ответы:

1.Памятник Кутузову около Казанского собора.

2.Памятник русским воинам на Бородинском поле.

3.Триумфальная арка в Москве в честь победы в отечественной войне

4.Храм Христа Спасителя в Москве

За каждый правильный ответ 1 балл.




Внеклассное мероприятие Ума палатаВнеклассное мероприятие Ума палата

Внеклассное мероприятие Ума палатаВнеклассное мероприятие Ума палата

3 этап. Подведение итогов. Награждение победителей.


3.Вот и закончилась наша игра (слайд 10)

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ. НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД И САМЫХ АКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ ДИПЛОМАМИ И ПОДАРКАМИ.

Заключение.

История - живая связь времен. Настоящее берет начало в прошлом. История - это победы, праздники, трагедии, тяжелый труд, завоевания и поражения. Но главное - это люди. Мы благодарны тем людям, которые жили до нас, за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину.

Я горжусь величием России. Я люблю ее просто за то, что она родная. И особенная. Недаром поэт Ф.Тютчев сказал о ней:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить.

Использованная литература

1.Большая иллюстрированная энциклопедия истории России для детей. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2004.- 382 с. : ил.

2.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХIХ век. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение,2020.- 287 с.

3. Ермильченко Н. История Москвы.- М.: Белый город, 2003.- 47с.: ил.

4.Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России в 8 классе.- М: Вако, 2010.- 288 с.

5. Лубченков Ю. Русские полководцы.- М.: Белый город, 2003.- 47с.: ил.

6. Майорова Н. Русская история.- М.: Белый город, 2004.- 143с.: ил.

7. Русские победы.- М.: Белый город, 2006.- 399с.: ил.

8. Соловьёв В. История России для детей и взрослых.- М.: Белый город, 2003.- 415с.: ил.

9. ru.wikipedia.org

10.wikisource.org


© 2010-2022