- Преподавателю
- История
- Итоговый урок по теме Эпоха Николая 1 8 класс
Итоговый урок по теме Эпоха Николая 1 8 класс
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Галахова Г.В. |
Дата | 30.08.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «НИКОЛАЕВСКАЯ ЭПОХА»
в форме дискуссии по вопросу «Николай 1 реформатор или реакционер?» 8 класс.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
-
повторить основные события эпохи и дать им оценку;
-
расширить знания учащихся по теме, используя дополнительный материал;
-
составить политический портрет Николая 1;
-
развивать умения учащихся анализировать и сопоставлять факты; доказательно отстаивать свою точку зрения; делать самостоятельные выводы.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Карта России первой половины Х1Х века, портреты политических деятелей, схема-памятка «Характеристика политического деятеля», видеоматериалы, раздаточный материал ( цитаты к портрету царя, воспоминания современников).
ПЛАН УРОКА:
-
Краткая биография Николая 1, характер, взгляды, готовность к управлению (сообщения учащихся).
-
Видеофрагмент о начале царствования - выступление декабристов.
-
Внутренняя политика Николая 1 - реформатор или реакционер? (составление таблицы).
-
Внешняя политика - Россия - жандарм Европы или защитник Балканских народов?
-
Выводы
ХОД УРОКА.
ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Когда мы начали изучать тему «Николаевская эпоха», то обратили внимание на названия первого параграфа в старых и новых учебниках - «Начало нового царствования» в одном, и «Начало периода реакции » в другом. Почему изменилось название? - этот вопрос возник у нас, и мы решили попытаться дать собственную оценку «Николаевской эпохе» и личности Николая 1.
ВОПРОСЫ: Какие задачи пытался решить Александр 1?
Насколько ему это удалось?
Что же предстояло сделать новому императору?
-
Выступления учащихся по фактам биографии.
ВЫВОДЫ:
Не готовили, не готовился и не был готов Николай 1 к роли государя. Чувство долга государя пришло к нему, лишь когда он стал императором. Ему приходилось учиться на ходу. Да и по своим взглядам он был далек от конституционных идей.
2-3 Просмотр видеофрагмента (цикл Российская империя), оценка событий и составление таблицы
ЭПОХА НИКОЛАЯ 1
События, говорящие о реформаторском курсе
События реакционного характера
1. Работа М.М.Сперанского и издание «Полного собрания законов Российской империи»
1. Жестокая расправа над декабристами, неустанная борьба с революционными идеями как внутри страны, так и за ее пределами.
2. Реформа управления государственной деревней П.Д.Киселева
2. Издание «чугунного» Устава о цензуре
3. Денежная реформа Е.Ф.Канкрина
3. Утверждение Ш отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии
4. Начало железнодорожного строительства (Петербург - Ц.Село)
4. «Теория официальной народности», сформулированная С.С.Уваровым
5. Открытие высших воено-технических учебных заведений- Петербургский технологический институт, Московское техническое училище, Академия Генерального штаба и др.
5.Установление военных судов для участников крестьянских восстаний
6. Устройство первых телеграфных линий в Петербурге
6. Запрещение принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения.
7. Начало создания церковно-приходских школ для мирян
7. Принятие нового университетского устава (ограничение автономии, полицейский контроль
8. Создание Пулковской обсерватории
8. Разгром Польского восстания, ликвидация польской конституции.
9. Ряд законов по крестьянскому вопросу: - запрещение продажи крестьян в розницу; запрещение покупки крестьян безземельными дворянами; разрешение отпускать на волю дворовых без земли.
Во время работы даются оценки событиям и фактам .
4. Сообщение о внешней политике Николая 1 ( оценка как реакционной, возврат к принципам Священного союза - Россия - жандарм Европы).
УЧИТЕЛЬ
Внешнюю политику России нельзя оценивать так однозначно. Некоторые историки считают, что она была уверенной и продуманной вплоть до начала 1850-х годов. Так в 1826 году между Россией и Англией был подписан Петербургский протокол, к которому присоединилась Франция. Турецкому султану было предъявлено требование предоставить Греции автономию, и три державы заключили соглашение о коллективной защите Греции. Русско-турецкая война 1828-1829 года закончилась победой России, в результате которой Греция получила независимость, а Сербия, Молдавия и Валахия - автономию. По договору с Турцией 1833 года Россия получила право пользоваться Черноморскими проливами в военных целях. Россия подписала в 1951 году договор с Китаем на право устройства торговых факторий, а в 1855 году были установлены морские границы с Японией и подписан первый договор о мире и дружбе.
-
Так кем же был Николай 1 - реформатор или реакционер? Наши мнения разошлись? А как оценивали Николая его современники ( работа с документами). Как видите, и у современников не было единого мнения. Личность Николая была противоречива, как и его политика, но окончательные выводы мы сделаем после подведения итогов царствования.
ИТОГИ:
-
Политика Николая 1 была направлена на сохранение и укрепление существующего самодержавно-бюрократического строя. Российское самодержавие при нем достигло своего расцвета, в то время как на западе государственный строй принимал конституционные формы.
-
Большинство преобразований Николая 1 не были доведены до конца и не затронули основ самодержавия.
-
Реформы проводились осторожно, в случае крайней необходимости и самый важный вопрос - крестьянский не был решен.
-
Внешняя политика Николая 1 привела Россию к финансовому кризису и краху его надежд совместить Православное царство и европейскую державу.
-
Эпоха Николая 1 обострила все недостатки российского общества и подготовила реформы нового царствования.
ВОПРОСЫ:
Кого мы называем реакционером?
Как можно назвать Николая 1?
ПОДВЕСТИ К ВЫВОДУ
Николай 1 не был реформатором, но и реакционером его назвать нельзя. Он был консерватором - сторонником сохранения и укрепления существующего строя.