Итоговый урок по теме Эпоха Николая 1 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «НИКОЛАЕВСКАЯ ЭПОХА»

в форме дискуссии по вопросу «Николай 1 реформатор или реакционер?» 8 класс.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • повторить основные события эпохи и дать им оценку;

  • расширить знания учащихся по теме, используя дополнительный материал;

  • составить политический портрет Николая 1;

  • развивать умения учащихся анализировать и сопоставлять факты; доказательно отстаивать свою точку зрения; делать самостоятельные выводы.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Карта России первой половины Х1Х века, портреты политических деятелей, схема-памятка «Характеристика политического деятеля», видеоматериалы, раздаточный материал ( цитаты к портрету царя, воспоминания современников).

ПЛАН УРОКА:


  1. Краткая биография Николая 1, характер, взгляды, готовность к управлению (сообщения учащихся).

  2. Видеофрагмент о начале царствования - выступление декабристов.

  3. Внутренняя политика Николая 1 - реформатор или реакционер? (составление таблицы).

  4. Внешняя политика - Россия - жандарм Европы или защитник Балканских народов?

  5. Выводы

ХОД УРОКА.

ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Когда мы начали изучать тему «Николаевская эпоха», то обратили внимание на названия первого параграфа в старых и новых учебниках - «Начало нового царствования» в одном, и «Начало периода реакции » в другом. Почему изменилось название? - этот вопрос возник у нас, и мы решили попытаться дать собственную оценку «Николаевской эпохе» и личности Николая 1.

ВОПРОСЫ: Какие задачи пытался решить Александр 1?

Насколько ему это удалось?

Что же предстояло сделать новому императору?


  1. Выступления учащихся по фактам биографии.

ВЫВОДЫ:

Не готовили, не готовился и не был готов Николай 1 к роли государя. Чувство долга государя пришло к нему, лишь когда он стал императором. Ему приходилось учиться на ходу. Да и по своим взглядам он был далек от конституционных идей.

2-3 Просмотр видеофрагмента (цикл Российская империя), оценка событий и составление таблицы

ЭПОХА НИКОЛАЯ 1


События, говорящие о реформаторском курсе

События реакционного характера

1. Работа М.М.Сперанского и издание «Полного собрания законов Российской империи»

1. Жестокая расправа над декабристами, неустанная борьба с революционными идеями как внутри страны, так и за ее пределами.

2. Реформа управления государственной деревней П.Д.Киселева

2. Издание «чугунного» Устава о цензуре

3. Денежная реформа Е.Ф.Канкрина

3. Утверждение Ш отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии

4. Начало железнодорожного строительства (Петербург - Ц.Село)

4. «Теория официальной народности», сформулированная С.С.Уваровым

5. Открытие высших воено-технических учебных заведений- Петербургский технологический институт, Московское техническое училище, Академия Генерального штаба и др.

5.Установление военных судов для участников крестьянских восстаний

6. Устройство первых телеграфных линий в Петербурге

6. Запрещение принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения.

7. Начало создания церковно-приходских школ для мирян

7. Принятие нового университетского устава (ограничение автономии, полицейский контроль

8. Создание Пулковской обсерватории

8. Разгром Польского восстания, ликвидация польской конституции.

9. Ряд законов по крестьянскому вопросу: - запрещение продажи крестьян в розницу; запрещение покупки крестьян безземельными дворянами; разрешение отпускать на волю дворовых без земли.

Во время работы даются оценки событиям и фактам .

4. Сообщение о внешней политике Николая 1 ( оценка как реакционной, возврат к принципам Священного союза - Россия - жандарм Европы).

УЧИТЕЛЬ

Внешнюю политику России нельзя оценивать так однозначно. Некоторые историки считают, что она была уверенной и продуманной вплоть до начала 1850-х годов. Так в 1826 году между Россией и Англией был подписан Петербургский протокол, к которому присоединилась Франция. Турецкому султану было предъявлено требование предоставить Греции автономию, и три державы заключили соглашение о коллективной защите Греции. Русско-турецкая война 1828-1829 года закончилась победой России, в результате которой Греция получила независимость, а Сербия, Молдавия и Валахия - автономию. По договору с Турцией 1833 года Россия получила право пользоваться Черноморскими проливами в военных целях. Россия подписала в 1951 году договор с Китаем на право устройства торговых факторий, а в 1855 году были установлены морские границы с Японией и подписан первый договор о мире и дружбе.


  1. Так кем же был Николай 1 - реформатор или реакционер? Наши мнения разошлись? А как оценивали Николая его современники ( работа с документами). Как видите, и у современников не было единого мнения. Личность Николая была противоречива, как и его политика, но окончательные выводы мы сделаем после подведения итогов царствования.

ИТОГИ:

  1. Политика Николая 1 была направлена на сохранение и укрепление существующего самодержавно-бюрократического строя. Российское самодержавие при нем достигло своего расцвета, в то время как на западе государственный строй принимал конституционные формы.

  2. Большинство преобразований Николая 1 не были доведены до конца и не затронули основ самодержавия.

  3. Реформы проводились осторожно, в случае крайней необходимости и самый важный вопрос - крестьянский не был решен.

  4. Внешняя политика Николая 1 привела Россию к финансовому кризису и краху его надежд совместить Православное царство и европейскую державу.

  5. Эпоха Николая 1 обострила все недостатки российского общества и подготовила реформы нового царствования.

ВОПРОСЫ:

Кого мы называем реакционером?

Как можно назвать Николая 1?


ПОДВЕСТИ К ВЫВОДУ

Николай 1 не был реформатором, но и реакционером его назвать нельзя. Он был консерватором - сторонником сохранения и укрепления существующего строя.


© 2010-2022