Рабочая программа кружка История родного края

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАЛОРЕЧЕНСКАЯ ШКОЛА» Г. АЛУШТЫ







Рабочая программа кружка

«История родного края»

для 5-Б класса

ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ПИЛИПЕНКО С.Ю.

с.МАЛОРЕЧЕНСКОЕ

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

Программа рассчитана на обучающихся 5 класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 35, количество недельных часов - 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на не

Цели программы:

  • воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;

  • воспитание любви к природе родного края;

формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков.

Задачи программы:

Образовательные

1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. Закрепление этих знаний на практике

Воспитательные

1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Развивающие

1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. Развитие кругозора учащихся.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ

Формы и методы работы

игровая;

  • познавательная;

  • краеведческая;

  • просмотр презентаций и видеофильмов;

  • проектная деятельность;

  • встречи с интересными людьми;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники;

  • трудовой десант;

  • экскурсии

Основное содержание курса

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практи

Структура курса

Введение. Что такое краеведение (1 час).

Тема 1. Малая родина (12 часов).

С чего начинается родина. Страницы истории села Малореченское. Село Малореченское в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны. Труженики тыла, вдовы ветеранов ВОВ. Священные места в селе. Совхоз «Малореченский». История и современность.

Тема 2. Я и моя семья (7 часов).

Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейныео реликвии. Памятные вещи.

Тема 3.Фольклор моего края,села(5 часов)

Устное народное творчество села. Семейно-бытовые обряды. Национальные игры, праздники. Детский фольклор.

Тема 3. Наша школа (8 часов).

История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции. Директора школы. Знаменитые выпускники.

Подведение итогов (2час).

Результаты изучения курса краеведения:

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность на примере истории родного края.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

  • овладение умениями работать с внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи, вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности) с помощью взрослых или самостоятельно);



  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.способность анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

  • активное применение знаний и приобретённых умений в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение представлениями об историче­ском пути своей «малой родины» как необходимой основы для миро­понимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

  • способность соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки личностей во време­ни и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры­вая её социальную принадлежность и познавательную цен­ность, читать историческую карту (карту Крыма) и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний знаменитых односельчан в истории своей страны; рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе ;

  • готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятников своего села, своей страны, знать достопримечательности края .

Планируемые результаты реализации программы:

- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся в кружковой деятельности;

- интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения родного края;

- получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;

- создание комплексной системы кружковой работы по развитию и реализации интересов учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;

- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников;

- отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах организации краеведческих материалов;

- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;

- реализация социально-экологических проектов;

- духовно - нравственное развитие личности.

Тематическое планирование курса (35 часов)Название разделов, тем, занятий

Количество

часов

Тема1. Введение в курс.

Что такое краеведение

Тема 2. Малая родина

2.С чего начинается родина. Страницы истории села .

3.Село Малореченское в годы ВОВ

4.Земляки-участники ВОВ.

5-6. Встреча за чашкой чая. Встреча с участниками ВОВ, тружениками тыла, вдовами ветеранов.

7.Совхоз «Малореченский». История и современность. Экскурсия в сельскую библиотеку.

8.Экскурсия в сельскую библиотеку.

9.Священные места в селе.

10-11.Экспедиция по селу. Встреча со старожилами.

12-13.Защита проекта «Мое родное село»

Тема 3. Я и моя семья

14.Моя семья.

15.Типы и происхождение фамилий.

16.«Старая фотография рассказала».

17.Семейные реликвии. Памятные вещи.

18.Составление родословной семьи, рода

19.Экспедиция по селу. Сбор материалов.

20.Защита проекта. Моя родословная.

Тема 4.Фольклор моего края, села

21.Устное народное творчество села

22.Семейно-бытовые обряды

23.Национальные праздники

24.Национальные игры

25.Детский фольклор: колыбельная песня…

Тема 5. Наша школа

26.История моей школы.

27.Символика родной школы.

28.Школьные традиции

29.Директора школы.

30.Знаменитые выпускники школы

31.Трудовой десант. Уборка возле обелиска.

32.Возложение цветов к обелиску.

Тема 6.Подведение итогов

33.Не исчезай моё село…

34.Устный журнал «С чего начинается Родина»

1 час

1 час

12 часов

1 час

1 час

1 час

2 часа

1 час

1 час

1 час

2часа

2 часа

7часов

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

5 часов

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

8 часов

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час


1 час

1 час

Список литературы для учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011.

  4. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.

  5. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.

  6. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005.

  7. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.



© 2010-2022