Креативный урок по истории Древнего мира 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Верхнекольцовская основная общеобразовательная школа


Креативный урок по истории Древнего мира 5 класс




Статья

с элементами креативного урока истории

в рамках теории изобретательских задач

на тему «Древний Китай»

Выполнила: учитель истории Верхнекольцовской основной общеобразовательной школы





Верхнекольцов

2015 г.

Дунаева Светлана Михайловна,

Учитель истории МБОУ Верхнекольцовская основная общеобразовательная школа, хутор Верхнекольцов, Тацинского района, ростовской области.

[email protected]

Применение НФТМ - ТРИЗ на уроках истории

Аннотация. В статье рассматриваются элементы креативного урока истории в рамках теории изобретательских задач. Автором приводится блочное описание урока на тему «Древний Китай» в 5 классе. Данная разработка будет полезной и интересной для учителей истории и классных руководителей.

Ключевые слова: ТРИЗ - педагогика, творческая личность, креативный урок.

В двадцатом веке резко возросла потребность в решении творческих задач, в связи с этим возникла теория решения изобретательских задач. Её разработка и применение связана с именем инженера-изобретателя, писателя-фантаста Г.С. Альтшуллера. Главная цель теории: ускорить поиск решения и отбросить ненужные варианты на начальном этапе. ТРИЗ - это наука о творчестве. Творчество, всегда считавшееся неопределённым явлением человеческой жизни, вышло на уровень точной науки. Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гуманитарные области, а система обучения охватывает все возрасты. Структурное содержание ТРИЗ - педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений как развитие творческого мышления, творческого воображения, в итоге - развитие творческой личности. ТРИЗ - педагогика показывает, что любое учебное задание может быть превращено в игру, и одни и те же правила подходят для игр различного содержания. Применение на уроках истории ТРИЗ - педагогики поможет учителю научить детей самостоятельности.

В статье предпринята попытка отразить пример разработки креативного урока истории по теме «Древний Китай». Урок рассчитан на 1 академический час.

Блок 1. Мотивация

Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания - всё это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности учащихся [1]. Учитель может начать урок с таких слов: « Вы знаете, что одним из главных достояний древнего Востока были медитации? Мудрецы древнего Китая активно занимались медитацией, благодаря которой они могли постигать тайны Вселенной и бытия, переноситься мысленно в потаенные уголки нашей планеты и достигать состояния внутренней гармонии и умиротворения. Давайте и мы с вами прикоснемся к этой удивительной практике, удивительному размышлению и мысленно перенесемся во времена Древнего Востока. Будьте внимательны, постарайтесь ничего не пропустить. Впереди вас ждёт интересное путешествие по Древнему Китаю, а в конце путешествия вы составите свои отчёты».

Блок 2. Содержательна часть - 1.

Содержательная часть содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развития творческих способностей.

«Найди ошибку в тексте». Эффект приёма «Лови ошибку!» возрастает, если учитель «доказывает» заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача учеников - найти контраргументы [2].

Учитель зачитывает текст письма на бумажном свитке «Просьба о помощи»: «Дорогие ребята, я очень известный путешественник, но попал в трудную ситуацию, и поэтому своё имя назвать не буду. Дело вот в чём. Однажды я захотел побывать в очень загадочной и интересной стране Китай, которая находится между реками Тигр и Ефрат. Там я хотел посетить столицу этой страны город Вавилон, увидеть пирамиду Хеопса и гробницу Тутанхамона. Когда я рассказал об этой мечте своему другу - историку, тот рассмеялся и сказал, что моя мечта никогда не сбудется».

- Ребята! Подскажите, в чём дело?

После ответов учеников на экране обязательно должна появиться информация с правильным ответом.

Блок 3. Психологическая разгрузка.

В структуре креативного урока важное место занимает отдых. В данном блоке уместно использовать игровые технологии. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игра «Кот в мешке». В мешке находятся, например: пакетик с сахаром, компас, бумага, шахматная фигурка, шёлковый лоскут и т.д. На ощупь предлагается угадать, о каком предмете идёт речь. После того как назван предмет, он достаётся из мешка, если предмет угадан, задаётся вопрос какое отношение он имеет к Древнему Китаю.

Блок 4. Головоломка.

Главной целью головоломки, является развитие смекалки, творческого и пространственного воображения [3]. В качестве головоломок могут быть использованы различные старинные задачи [4], например:

До того умел и хитроумен был бог Лу Бань, покровитель плотников и строителей, что мог сделать что угодно из чего угодно. Многие приходили к нему учиться мудрости, и были среди них даже кузнецы и гончары. А когда пришла пора строить Великую Китайскую стену, пришел к Лу Баню - строителю чуть не весь народ китайский. Ибо случилось так, что не осталось в Поднебесной глины для кирпичей - всю ее пустили гончары на кувшины:

Вот такие (Рис.1).

Креативный урок по истории Древнего мира 5 класс

Рис.1


Но кузнецы изготовили по подсказке Лу Баня чудесную пилу, которая в один миг разрезала любой предмет, правда, только по прямой линии. Вот такою-то пилой и сумел Лу Бань превратить каждый кувшин в кирпич, из которых сложили китайцы свою стену. А как ему это удалось - догадайся сам.

- Вот тебе кувшин, (бумажная заготовка), а поскольку ты все же не бог, то прими подсказку от Лу Баня: понадобится тебе всего два прямых разреза, чтобы из получившихся частей легко сложить квадрат.

Ответ (Рис.2).

Креативный урок по истории Древнего мира 5 класс

Рис.2


Всего двух разрезов чудесной пилы Лу Баня хватило, чтобы разделить кувшин на три части, из которых можно сложить замечательный квадратный кирпич. А если тебе почему-то не нравятся квадратные кирпичи то, пожалуйста: из такого же кувшина ты можешь получить и более любезный твоему глазу и привычный руке прямоугольный кирпич. Правда, разрезов тогда понадобится уже три.

Блок 6. Содержательная часть - 2.

В этой части урока можно использовать метод мозгового штурма. Этот древний метод из методов активизации поиска решений, используемых в курсе развития творческого воображения.

Учитель может задать вопрос: « Назовите самое важное «ручное животное» Китая. (Шелковичный червь).

«Один из князей царства Джоу приказал своим подданным к утру приготовить лоскут шёлковой ткани для подарка своей невесты. Подданным были принесены корзины с тутовыми шелкопрядами (Рис. 3).

Креативный урок по истории Древнего мира 5 класс

Рис.3

- Что делать? Как размотать тутового шелкопряда?»

Задача: как размотать тутового шелкопряда?

Учащиеся предлагают варианты решения проблемы. Обсуждается каждый вариант (плюсы и минусы) и выбирается самый подходящий по всем параметрам вариант к решению данной проблемы.

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях. В виртуальной среде чрезвычайно активизируется работа зрительного канала учащегося через интерес и потребность решения.

Перед вами спутниковая карта участка республики Китай [5] (Рис. 4). Попробуйте отыскать на ней древние китайские пирамиды.

Креативный урок по истории Древнего мира 5 класс

Рис.4

В конце дети делают свои выводы

Блок 8. Резюме.

В конце каждого урока важно осуществлять рефлексию состояния ребёнка, его отношение к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватила, либо была для него полезна и интересна, либо он остался, совершенно безразличен к происходящему [1]. Проводится письменное анкетирование, что узнал ученик в этом путешествии. Учащиеся учатся объективно оценивать свои знания.

  1. На уроке я работал

  2. Своей работой на уроке я

  3. Урок для меня показался

  4. За урок я

  5. Моё настроение

Программа ТРИЗ дает педагогам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея едиными инструментами, дети и взрослые могут легче найти общий язык и понять друг друга.

Ссылки на источники

  1. Горев П. М., Зиновкина М.М., Утёмов В.В., 2013 г. Теория и методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся.

  2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники - 11-е изд. - М: ВИТА-ПРЕСС, 2012 г.

  3. Зиновкина М.М. НФТМ - ТРИЗ: креативное образование XXI века. Теория и практика// Монография.- М.:МГИУ, 2007 г.

  4. Куликов А.Н. Задачи, ребусы, головоломки стран мира, серия «Занимательная наука» М.: Пилигримм, 1997 г.

  5. Интернет-ресурс: google.ru/maps.


Dunaeva Svetlana Mihailovna,

Teacher of history of MBEI Verhnekolcovskaia budget mainstream school, Verhnekolcov village, Tacinskiy district, Rostov region.

[email protected]

Application САСЕ-TIPS in history lessons.

Abstract. In the article considers the elements of creative history lesson in the theory of inventive problem solving. The author gives a block description of lesson on the topic "Ancient China" in the 5th grade. This work will be useful and interesting for history teachers and class teachers.

Keywords. TIPS - pedagogy, creative person, creative lesson.


© 2010-2022