Программа кружка Занимательная история

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мильковская средняя общеобразовательная школа № 1





ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Занимательная история»

Для детей 10-11 лет

Срок реализации программы - 1 год.





Разработчик программы:

Потапеня Екатерина Юрьевна


учитель истории и обществознания





Мильково

2010- 2011 учебный год.

Пояснительная записка.

Программа кружка «Занимательная история» расчитана на 1 учебный год

( 68 часов,2 часа в неделю), для учеников 5 классов.

Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития мира.

В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования - от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки - и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.

Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

Программа исторического кружка «Занимательная история» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.

Особенность данной программы заключается в том, что она предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с данной программой поможет каждому ученику в усвоении исторических знаний.

Цели программы:

- развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;

- формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития;

- воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

- восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;

- знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими развитие общества;

- формирование исторической грамотности на современном международном уровне;

- развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.

Главной прерогативой современного образования является воспитание человека активного, самостоятельного, способного принимать осмысленные решения и нести за них ответственность.

Интегрированный характер исторического образования позволяет формировать с опорой на другие школьные предметы целостную картину мира, что обеспечивает его особую мировоззренческую роль в системе профильного образования.

Задачами курса являются:

- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений истории.

- повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

- повышение интереса к историческим закономерностям;

-формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности;

- умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;

Технология учебно-познавательной деятельности при изучении материала праграммы направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей цивилизации.

В процессе обучения происходит формирование следующих умений:

- анализ и сопоставление фактов;

- оформление письменных сообщений;

- анализ документов;

- поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;

- поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;

- поиск признания найденного решения окружающими;

- выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;

- умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).

Методика работы предполагает следующие формы и приемы работы в проведении кружковых занятий :

- исследовательская работа ( выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;

- планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

- анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;

- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение;

- лекции с последующим опросом;

- лекции с обсуждением документов;

- беседы;

- семинары;

- практические занятия;

- конференции;

- заседания круглых столов;

- «мозговой штурм»;

- анализ альтернативных ситуаций;

- работа в группах, парах, индивидуально;

- выполнение работ по заданному алгоритму;

- творческие работы;

- защита проектов.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:

- видеть проблему;

- сформулировать проблему;

- выдвинуть гипотезу;

- составить план решения проблемы, задачи;

- делать обобщения и выводы;

- систематизировать материал;

- составить план по теме;

- делать прогноз;

- анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);

- оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

- использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.

- находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

- рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

- выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

- определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Методы преподавания данной программы определяются ее целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Программа рассчитана на 68 часов.



ПРОГРАММА

Занимательная история. Древний мир.

Введение (1 ч.)

Организация занятий. Культура поведения. Техника безопасности. Планирование работы.

I раздел - Первобытные люди. (15 ч.)

Тема 1. Этапы развития человечества и человека (1 ч.)

Дикость, варварство и цивилизация.

Тема 2. В книжном царстве - государстве. (2 ч.)

Обзор литературы о первобытных людях..

Тема 3. Повседневная жизнь первобытных людей. (10 ч.)

Районы обитания первобытных людей. Развитие первобытного человека..

Неравномерность развития первобытных людей.

Хозяйственная жизнь первобытных людей. Общество. Их поселения. Быт.

Мононормы.

Коренные жители Камчатки. Повседневная жизнь коренных жителей Камчатки.

Практическая работа:

"В гостях у первобытного человека"

КТД - 2 часа

Тема 4. Духовная жизнь первобытных людей. (10 ч.)

Религии первобытных людей: анимизм, фетишизм, тотемизм. Рост полезных знаний.

Появление политеизма.

Первобытное искусство. Скульптура. "Палеолитические Венеры". Живопись.

Пещерная живопись: Капова пещера, пещера Ласко. Наскальная живопись:

Испанский Левант, Ленские писаницы. Появление музыкальных инструментов и

танцев. Протоархитектура.. Чатал-Гуюк. Город куполов. Мегалиты. Появление

письменности: пиктография. Мифология.

Духовная жизнь коренных жителей Камчатки. Мифология. Религия. Сказки.

Праздники.

Пережитки первобытности в культуре современного человека. Суеверия, игры,

обычаи, гадания.

Тема 5. Экскурсия в музей. (1 ч.)

Творческие работы:

Макет «Музей первобытного человека»

.( Групповые проекты учащихся)

II раздел - Древние люди. (37 часов)

Тема 6. Переход от дикости и варварства к цивилизации.(2 ч.)

Тема 7. В книжном царстве - государстве. (4 ч.)

Обзор литературы о древних людях. Тема 8. Древние цивилизации.(5 ч.)

Полумесяц плодородия. Эгейские цивилизации. Африка. Северная и Южная

Америка. Океания. Древний Рим.

Тема 9. Повседневная жизнь древних людей. (6 ч.)

Развитие человека. Изменение сознания. Хозяйственная жизнь. Общество. Их

поселения. Древние города: Вавилон, Иерусалим, Рим, Афины и т.д. Быт. Мода.

Мораль. Нравы. Праздники.

Тема 10. Духовная жизнь древних людей. (20ч.)

Развитие письменности: иероглифы, клинопись, алфавит. Загадки древней

письменности: Ф. Шампольон, Г .Гротефенд, Д. Смит, А. Эванс, М. Вентрис.

Просвещение: египетская школа, индийская школа, античная школа.

Древнее право. Законы Хаммурапи. Законы Ману. Греческое право. Римское право.

Натурфилософия. Конфуций, Лао Цзы, Будда, Сократ, Платон, Диоген, Аристотель,

Сенека. Семь греческих мудрецов.

История. Геродот, Фукидид, Сыма Цянь, Плутарх, Тит Ливии, Тацит, Светоний,

Аполлон и Музы.

Возникновение различных литературных жанров. Эпос (эпос о Гильгамеше),

басня (Эзоп), биографии (Плутарх), лирическая поэзия (оды, гимны, дифирамбы),

драмы (комедии, трагедии), романы, сатира (Лукиан, Ювенал).

Искусство древних людей.

Живопись. Фрески. Фаюмские портреты. Китайские пейзажи.

Архитектура. Тайны пирамид. Кносский лабиринт. Абу - Симбел. Вавилонская

башня. Акрополь. Колизей. Пантеон. Пергамский алтарь. Пагоды. 7 чудес света.

Скульптура. Нефертити. Ника. Лаокоон. Афродита Книдская. Венера Мелосская,

Римская и китайская скульптура.

Античный театр.

Прикладное искусство. Греческая керамика.

Творческие работы:

Раойнный заочный конкурс презентаций « Наш 21 век»

III раздел. Заключение (4 ч.)

Тема 11.Вклад древних народов в мировую культуру.(2 часа)

Тема 12. Итоговое тестирование. (2 часа.)



Тематический план .

Название темы

Теория

Практика

Общее

количество

часов

Введение

1

-

1

Первый раздел. Первобытные люди

25

1.

Этапы развития человечества и человека.

1

-

1

2.

В книжном царстве - государстве.

-

2

2

3.

Повседневная жизнь первобытных людей.

8

2

10

4.

Практическая работа-«В гостях у первобытного человека»

«

_

2

2

5.

Духовная жизнь первобытных людей.

8

2

10

6.

Экскурсия в музей.

1

-

1

Раздел 2. Древние люди.

37

7.

Переход человека от дикости и варварства к цивилизации.

2

-

2

8.

В книжном царстве - государстве

-

4

4

9.

Древние цивилизации.

5

-

5

10.

Повседневная жизнь древних людей.

6

-

6

11.

Духовная жизнь древних людей.

10

10

20

Раздел З.Заключение.

4

12.

Вклад древних народов в мировую культуру

2

-

2

13.

Итоговое тестирование

-

2

2

ИТОГО

44

24

68

Содержание знаний и умений учащихся.

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать:

  1. Чем человек отличается от животного и что такое дикий человек, человек - варвар и цивилизованный человек.

  2. Какие вечные вопросы ставили люди в процессе своего развития и как они на них отвечали.

  3. Каковы основные достижения первобытных и древних людей.

В результате изучения данного материала учащиеся должны уметь:

  1. Узнавать наиболее выдающиеся шедевры, изданные в древности.

  2. Работать с дополнительной и справочной литературой.

  3. Готовить сообщения, рефераты.

  4. Выполнять индивидуальные, групповые и коллективные творческие работы..





ЛИТЕРАТУРА.



  1. Мировая художественная культура. Программы общеобразовательных учреждений. М. 1995.

  2. Мировая художественная литература. Вариант тематического планирования курса. История. 1995. № 41.

  3. Основы эстетической культуры. Программы общеобразовательных учреждений. М. 1991.

  4. Образовательные стандарты в области основного и среднего образования по истории и обществознанию.

  5. Федеральная программа развития образования. Приложение к Федеральному Закону. "Об утверждении Федеральной Программы развития образования" от 10.04.2000. № 51 - 3. "Основы государства и права". 2001 № 5.

  6. Цели и задачи гуманитарного образования. "Основы государства и права". 2002 № 6.

  7. Никольский А.В. "Историко-обществоведческое образование как фактор формирования толерантности". "Преподавание истории и обществознания". 2000 №5.

  8. Детская энциклопедия « Я познаю мир»,М.,1999

  9. Атлас чудес света,Смоленск,2000



© 2010-2022